Введение 3
1. Теоретические и методологические основы управления закупками 6
1.1 Содержание основных понятий 6
1.2 Система управления закупками 12
1.3 Оценка эффективности системы управления закупками 20
2. Анализ системы управления закупками на ОАО «Киятское» 28
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 28
2.2 Анализ организационной структуры управления 38
2.3 Исследование существующей системы управления закупками 43
3. Направления совершенствования системы управления закупками на ОАО
«Киятское» 50
3.1 Совершенствование механизма поиска и выбора поставщиков 50
3.2 Рекомендации по оптимизации закупок посредством управления
логистическими рисками 58
3.3 Организация контроля за закупками материально-технических ресурсов71
Заключение 76
Список использованных источников 80
Приложения
Осуществление закупок является первоначальным звеном большинства организаций, а от эффективности его функционирования зависят показатели всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Решая эту задачу, работники служб снабжения постоянно должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно- заготовительные и складские расходы.
В общем виде процесс снабжения - это совокупность операций, обеспечивающих предприятие необходимыми предметами и средствами труда. Несоблюдение сроков поставки продукции на любом этапе становится причиной нарушения сроков изготовления промежуточной или конечной готовой продукции в последующих звеньях цепи. При этом, несоблюдение требований к заказываемым и поставляемым материальным ресурсам по качеству, размерам и габаритам приводит к увеличению себестоимости выпускаемой продукции. В свою очередь, своевременная поставка производству материальных ресурсов необходимого качества, комплектности и ассортимента позволяет сократить затраты труда на изготовление продукции и потери времени, в связи с простоем оборудования, при отсутствии материальных ресурсов.
Таким образом, от качественного функционирования снабжения зависит качество выполняемых производственных функций или услуг не только в данном конкретном звене, но и во всех последующих этапах производства. Помимо прочего, закупочная деятельность является одной из важнейших
составляющих процесса управления запасами предприятия. Значение ее тем более велико, что снижение затрат всего лишь на 1 % приносит для
предприятия в среднем 12 % дополнительной прибыли, что намного превышает аналогичные показатели для других частей бизнес- процесса. В связи с этим крайне важно оптимизировать закупочную деятельность, в частности, правильно определить размер заказа и момент его поступления. Как правило, на практике для решения этой задачи пользуются формулой Вильсона. Но одним из предположений, в которых она выведена (и может быть использована), является предположение о неизменности закупочных цен. Однако на практике неизменность закупочных цен встречается лишь в узком временном интервале. Вследствие чего возникает задача планирования оптимального графика поставок в условиях ожидаемых изменений цен на закупаемые материально¬технические ресурсы. В этом и заключается актуальность изучаемой темы.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Киятское», сокращённо именуемый ОАО «Киятское».
Предметом исследования являются процесс управления закупками на ОАО «Киятское».
Цель работы заключается выявлении проблем и разработка
рекомендаций по совершенствованию методов и организации обеспечения материально- технического снабжения ОАО «Киятское».
Методом по совершенствованию процесса управления закупками, рассмотрим: метод рейтинговых оценок.
Для достижения цели этой работы необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть теоретические основы закупочной деятельности предприятия;
2) исследовать практику организации закупочной деятельности на примере ОАО «Киятское»;
3) выявить недостатки и проблемные места в теоретических, методических и организационных основах материально-технического обеспечения предприятия;
4) разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса снабжения предприятия необходимыми материалами и ресурсами.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных учёных, а именно в области осуществления закупок и оценки поставщиков, таких как: Гаджинский А.М., Фатхутдинов Р.А., Миротин Л.Б., Дэниел Л.Вордлоу, Бауэрсокс Д., Джеймс Р. Сток и другие, а также материалы периодических печатных изданий.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассмотрим основные понятия, этапы процесса осуществления закупок на предприятии, факторы влияющие на статус службы, цели управления закупками, факторы качественного обслуживания, рассмотрим ряд методов управления закупками, а именно: метод увеличения объемов закупок; метод уменьшения объемов закупок; метод прямого расчета объемов закупки; политика закупок продукции, основанная на ЛВС-анализе.
Во второй главе ознакомимся с предприятием ОАО «Киятское», рассмотрим организационную структуру управления, выявим проблемные стороны в существуещей системе управления закупками.
В третьей главе рассмотрим совершенствование системы управления закупками, разработаем рекомендации для ОАО «Киятское» по оптимизации закупок по средством логистических рисков, рассмотрим как организуется контроль за материально-техническими ресурсами. В заключении обобщим результаты исследования.
В последние несколько лет тема закупок на предприятия стала весьма актуальной в условиях рыночной экономики.
Закупки оказывают большое влияние на экономические показатели производственной деятельности: выпуск продукции, производительность труда, себестоимость продукции, оборачиваемость оборотных средств и многое другое.
В сфере закупок происходит разделение функций между снабженческой и сбытовой деятельностью. Для предприятия функции снабженческой и сбытовой деятельности различны, служба снабжения отвечает за обеспечение материалами и техникой предприятия, для осуществления производственного процесса, тем времени служба сбыта отвечает за реализацию готовой продукции предприятия.
Для успешного и эффективного управления закупками на предприятии необходимо выполнять все задачи и функции снабжения, использование эффективных современных методик и инструментов управления закупками.
Кроме всего прочего, необходимо уделять должное внимание тому, что система закупок предполагает эффективные нормы расхода сырья и материалов. Для успешной реализации механизма управления закупками необходимо высококвалифицированные кадры, грамотные специалисты в области работы с поставками сырья и материалов.
На основе проведенных теоретических и практических исследований, были сделаны выводы о необходимости усовершенствования существующей системы управления закупками на ОАО «Киятское». Главной задачей состояла в выявлении недостатков в существующей системе управления закупками, сделать выводы о необходимости усовершенствования существующей системы на ОАО «Киятское», разработка положений об управлении системой закупок, которое содержит все теоретические основы закупочной деятельности. Все это
должно регулировать деятельность сотрудников и руководства организации по вопросам управления закупками.
Для исследования систему управления закупками в первую очередь мы познакомились с ОАО «Кятское» рассмотрели, такие аспекты как: местоположения, основную специфику работы предприятия, вид деятельности, рассмотрели ее организационную структуру, познакомились с должностными обязанностями высших уровней управления, также выявили конкурентные преимущества данного хозяйства, такие как:
1. Мегафермы ОАО «Киятское» отличаются принципиально новыми технологическими решениями выращивания, ухода за животными и производства молока, что позволяет на автоматизированном программном уровне управлять стадом.
2. Прочная кормовая база. Компания имеет собственные сельскохозяйственные земли, на которых выращиваются кормовые культуры и собственные мощности по изготовлению кормов, что значительно удешевляет и упрощает подготовку комбинированных кормов.
3. Использование в деятельности породистых животных, которые кроме качества молока обеспечивают также производство и реализацию породистых бычков и телок.
4. Финансовая поддержка акционеров.
Из существующей системы управления закупками на ОАО «Киятское» мы видим, что закупками занимаются два человека, это бухгалтер и один кладовщик, рассмотрев их должностные обязанности, делаем вывод, что главный бухгалтер помимо своих непосредственных обязанностей, ведет работу по закупкам, занимается поиском поставщиков нужных удобрений, ведет документооборот по поставкам, также осуществлял контроль за поставками.
На данное предприятие мной были предложены следующие методы, для выбора поставщиков и контроля за поставками:
Метод рейтинговых оценок поставщиков. Рассмотри, что представляет собой данная методика:
На первом этапе осуществляется подготовка к проведению социологической экспертизы, формирование группы экспертов, определение целей оценки.
На втором этапе осуществлялся опрос экспертов в форме индивидуального анкетирования.
На третем этапе необходимо определить уровень фактических показателей.
Заключительным этапом оценки является определение обобщающего комплексного показателя коммерческой привлекательности.
Метод рейтинговых оценок решает данную проблему, предприятие по данному методу делает акцент на нужные условия поставки продукции, выбирает для себя наиболее значимые критерии, такие как цена, качество и место положение, данный метод увеличил эффективность поставки, предприятие экономит на выборе условий, идет экономия времени, что весьма значимо для сельскохозяйственных предприятий, так как любые заминки, особенно в выборе поставщика, который в срок им доставит нужную продукция для возделывания и удобрения.
Также были предложены меры по предотвращению договорных обязательств и созданы следующие рекомендации:
1. Получать подтверждение от потенциальных поставщиков факта их регистрации и права на исполнение выполняемой работы.
2. Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог.
3. В направлении компенсации - стратегическое и тактическое планирование закупа и сбыта, анализ и прогнозирование рыночной обстановки в обоих направлениях, резервирование запасов, мониторинг логистических услуг на рынке.
4. Создание страховых (резервных) фондов. Которые включат в себя, формирование резервных фондов запасов сырья, материалов и готовой продукции, резервного остатка денежных средств на расчетном счете предприятия, резервного фонда для выплаты процентов.
5. Указание в договорах штрафных санкций за невыполнение условий договоров.
На завершающем этапе мной было предложено, для организации и контроля закупочной деятельности организовать отдел МТС с разработкой основных положений для отдела, набор персонала с прописанными должностными инструкциями и функциями, чтобы велась бесперебойная работа системы управления закупками.
1. Алексеев В.Г. Применение логистических подходов в деятельности российских предприятий / В.Г. Алексеев // Экономика и бизнес. 2015. №9. с. 34-40.
2. Алексейчик М. И. Назаренко К.А. Элементарное введение в регрессивный анализ:учебное пособие.Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ.2014.30с.
3. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле. М., 2015. 54с.
4. Берков М.В. Информационные технологии в закупочной деятельности / М.В. Берков. М.: Финансы и статистика, 2014. 87 с.
5. Болотова П.Н. Процесс организация снабжения на промышленных предприятиях / П.Н. Болотова. М.: Инфра-М, 2014. 52 с.
6. Бороздин П.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика / П.А. Бороздин. М.: Инфра-М, 2014. 36 с.
7. Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов Г.Г., и др. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. М: ИНФРА-М, 2015. 60с.
8. Брагина З.В. Основы снабженческой деятельности: Учебное пособие / З.В. Брагина, М.Л. Ершова. - Кострома: Знание, 2014. 98 с.
9. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. Мн., 2014. 82с.
10. Васильев Г.А. Логистика. - 5-е изд., испр. и доп. / Г.А. Васильев. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2014. 51 с.
11. Вельможин А.В. Теория организации и управления процессом снабжения / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. - Волгоград: Политехник, 2011. 62 с.
12. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебник / А.М. Гаджинский. М.: ИВЦ «Маркетинг». 2014. 46 с.
13. Герасименко В.В. Организация службы снабжения на предприятии / В.В. Герасименко. М.: Терра плюс, 2013. 42 с.
14. Голиков Е.А. Основы логистики / Е.А. Голиков, В.М. Пурлик. М.: Прогресс, 2016. 51 с.
15. Гончар О.П. Современные особенности снабженческой деятельности / О.П. Гончар // Современный бизнес курьер. 2015. №12. с. 23-29.
16. Гончаров П.П. Управление системой закупок на промышленном предприятии / П.П. Гончаров. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014. 229 с.
17. Дашков Л. П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М., 2015. 16с.
18. Долгов А.П. Теория запасов и логистический менежмент: методология системой интеграции и принятия эффективных решений/ Долгов А.П. Санкт- Петербург: СПбГУЭФ.2014. 72 с.
19. Дыбинская В.В., Васюкова В.В.. Принцыпы и практический опыт разработки сбалансированной системы показателей логистики для торговой компании/ Дыбинская В.В., Васюкова В.В.// Логистика и упаравление цепями поставок. 2015. №1.с. 5-10.
20. Евдокимов Д.К. Управление материальными ресурсами предприятия / Д.К. Евдокимов. М.: Интел-спринт, 2014. 198 с.
21. Ермоленко В.А. Анализ финансового положения предприятия: Учебное пособие / В.А. Ермоленко, И.Е. Павлов. СПб.: Книжник, 2014. 61 с.
22. Залманова М.Е. Снабженческая логистика: Учебное пособие / М.Е. Залманова. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2014. 56 с.
23. Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли / Каплина С.А. //Торговля. 2015. 42с.
24. Карнаухов С. А. Логистика, как теория и система управления материальными потоками / Карнаухов С.А. // Философия предпринимательства.
2014. №2. 79 с.
25. Коммерческая деятельность. Учебник / Под ред. Ф.Г. Панкратов, Т.К.Серегина. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2015. 56с.
26. Костоглодов Д.Д. Логистика. М.: Экспертное бюро / Д.Д. Костоглодов, Л.М. Харисова. М.: Инфра-М, 2015. 32 с.
27. Кузьмина А.Л. Снабжение - зеркало души предприятия. Кто виноват, и что делать? / А.Л. Кузьмина // Экономика и бизнес. 2014. №11. с. 27-35.
28. Лебедев О.Т., Филлипова Т.Ю. Основы маркетинга. СПб.: ИД «МиМ»,
2015. 71 с.
29. Лесенская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического упаравления: учебное пособие/ Ллесенская Т.В. Таганрог: ТРГУ. 2014. 2016 с.
30. Мельник А.Н. Маркетинговый анализ отечественных предприятий / А.Н. Мельник. М.: Экономическая книга, 2013. 163 с.
31. Миротин Л.Б., Ташбаев И.Э. Снабженческая логистика / Л.Б. Миротин, И.Э. Ташбаев. М.: Инфра-М, 2014. 36 с.
32. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. 21с.
33. Неглинный И.Р. Основы логистики: Учебник для вузов / И.Р. Неглинный, С.Е. Каменипер, Ф.М. Русинов. СПб.: Высшая школа, 2014. 35 с.
34. Новиков М.В. Маркетингово-экономическая модель аттестации поставщиков / М.В. Новиков // Проблемы современного естествознания. 2010. №4. с. 57-62.
35. Новиков О.А. Управление системой снабжения на предприятии: Учебное пособие / О.А. Новиков. СПб.: Книжник, 2014. 31с.
36. О складском учете: законодательная база, инструкции и методические рекомендации. М.: БУКВИЦА, 2015. 35с.
37. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: Учебник для вузов./ Под ред. Русинова Ф.М. / Ф.М. Русинов. СПб.: Высшая школа, 2014. 74 с.
38. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. М.: «Банки и биржи», 2015. 52с.
39. Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2015. 76с.
40. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. М.: Дашков и Ко, 2014. 74с.
41. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2015. 53с.
42. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. Учебник. М.: Информ-центр, 2015. 54с.
43. Плоткин Б.К. Логистика: Учебное пособие / Б.К. Плоткин. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 2014. 193 с.
44. Пурлик В.М. Логистика снабженческой деятельности / В.М. Пурлик, А.С. Рогожин. Мн.: Высшая школа, 2014. 93 с.
45. Родионова В.Н. Логистика: Конспект лекций / В.Н. Родионова, О.Г. Туровец, Н.В. Федоркова. М.: Инфра-М, 2014. 160 с.
46. Родионова В.Н. Оптимизация материальных потоков в производственно- сбытовой системе / В.Н. Родионова, Н.В. Федоркова. Воронеж: ВТГУ, 2014. 69 с.
47. Семененко А.И. Предпринимательская логистика / А.И. Семененко. СПб.: Политехника, 2014. 61 с.
48. Смехов А.А. Логистика: организация управления товарно-материальными ценностями предприятия / А.А. Смехов. СПб.: Книжник, 2014. 117 с.
49. Туговец П.М. Организация логистики закупок на предприятиях / П.М. Туговец // Риск и страхование. 2015. №1. с. 61-67.
50. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. 32с.
51. Эванс дж. Р., Берман Б. Маркетинг.Учебник/ Эванс дж. Р., Берман Б. М.: Экономика, 2015. 67с.
52. Таблица составлена автором, на основе бухгалтерского баланска ОАО «Киятское» за 2014-2016гг.
53. Таблица составлена автором, на основе бухгалтерского баланска ОАО
«Киятское» за 2014-2016гг.
54. Таблица составлена автором на основе бухгалтерского баланса ОАО «Киятское» за 2014-2016 гг.
55. Таблица составлена автором на основании налоговой отчетности ОАО «Киятское» за 2014-2016гг.
56. Бухгалтерский баланс ОАО «Киятское» на 2015, 2016, 2017 гг.
57. Таблица составлена автором на основании показателей рейтинговой оценки.
58. Таблица составлена автором на основании согласованности экспертов.
59. Таблица составлена автором на основании показателей оценок экспертов, минеральных удобрений.
60. Таблица составлена автором на основании показателей оценок экспертов, фосфорных удобрений.
61. Таблица составлена автором на основании показателей оценок экспертов, калийных удобрений.
62. Таблица составлена автором на основании показателей оценок экспертов, азотных удобрений.
63. Таблица составлена автором на основании показателей оценок экспертов, фосфатных удобрений.
64. Таблица составлена автором на основании оценка вероятности наступления факторов риска.
65. Таблица составлена автором на основании шкалы границ зон риска деятельности организации.
66. Таблица составлена автором по данным поставок удобрений от ООО «Беллакт».
67. Таблица составлена автором по данным поставок удобрений от ООО «Росинка».
68. Таблица составлена автором по данным поставок удобрений от СП «Санта Импэкс».
69. Таблица составлена автором на основании результатов трех поставщиков