Введение 3
1. Теоретические основы управления конфликтами на предприятии 6
1.1 Понятие конфликта, его сущность и классификация 6
1.2 Структура конфликтов и причина их возникновения 13
1.3 Методы управления конфликтами 20
2. Анализ управления конфликтами на предприятии на примере ООО
«Теплострой+» 29
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Теплострой+» 29
2.2 Анализ системы управления ООО «Теплострой+» 36
2.3 Диагностика уровня конфликтности и социально-психологического
климата ООО «Теплострой+» 42
3. Направления повышения эффективности управления конфликтами в
ООО «Теплострой+» 50
3.1 Изменение организационной культуры как метод устранения
конфликтов в ООО «Теплострой+» 50
3.2 Совершенствование процесса коммуникации в целях предотвращения
конфликтов в ООО «Теплострой+» 58
3.3 Управление карьерой как метод снижения конфликтности в
коллективе в ООО «Теплострой+» 65
Заключение 72
Список использованных источников 77
Приложение
Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление общественной жизни. У каждого человека в жизни есть личные цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Люди по характеру, темпераменту и многим другим критериям не одинаковы, поэтому они по- разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, что приводит к конфликтам. Конфликты дезорганизуют людей, переводят их в состояние, когда ими начинают управлять эмоции, а не разум.
Актуальность темы исследования данной выпускной квалификационной работы обусловлена стремительно возрастающей ролью управления конфликтами в организации. Конфликты в организации влекут за собой как негативные, так и позитивные изменения. От выбора линии поведения в различных конфликтных ситуациях, а также от направления действий, зависит исход конфликта. В процессе деятельности организации конфликты нарастают по своим качественным и количественным параметрам, поэтому умение руководителей предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, сглаживать их последствия, разрешать споры, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию ведет организацию на новую фазу развития и предотвращает разрушающее влияние конфликтов. Если в жизни конфликтные ситуации по большей части, кроме стресса и временной психической неуравновешенности, ничего нам не преподносят, то для руководителей различного уровня конфликт является одним из главных проблем.
Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих ученых, занимающихся весьма широким спектром наук. Однако, как в России,
так и в странах Запада до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, имеются существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликтологии.
Целью данной работы является повышение эффективности управления конфликтами в ООО «Теплострой+».
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
-изучить теоретические основы управления конфликтами в организации;
-исследовать структуру системы управления конфликтами в организации;
-предложить направления повышения эффективности управления конфликтами на предприятии;
-оценить ожидаемую социально-экономическую эффективность направлений повышения эффективности управления конфликтами на предприятии.
Предмет исследования - система управления конфликтами.
Объект исследования - предприятие ООО «Теплострой+».
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, наблюдение, описание, анкетирование и опрос.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы были использованы нормативно-правовые акты, учебная и научная литература, публикации в периодических изданиях, документы внутреннего пользования ООО «Теплострой+».
Разработанные практические рекомендации могут быть использованы в ООО «Теплострой+», а также других организациях, в которых отмечаются аналогичные проблемы.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Первая глава посвящена изучению теоретических основ исследования системы управления конфликтами в организации. Проводится исследование понятийной схемы конфликта: сущность, функции, классификация, причины, структура, динамика, методы диагностики конфликтов, технология предупреждения и способы их разрешения.
Во второй главе описывается структура системы управления конфликтами на предприятии, проводится диагностика уровня конфликтности и социально-психологического климата ООО «Теплострой+», а также выявляются слабые и сильные стороны организации, ключевые моменты в рамках исследуемой проблематики.
В третьей главе разрабатываются направления повышения эффективности управления конфликтами в ООО «Теплострой+»,
рассматривается их экономическая сторона, производится оценка социально - экономической эффективности предложенных мероприятий.
Организация - это объединение людей для совместной деятельности. Организации отличаются друг от друга по роду деятельности их членов, уровню сплочённости, количественному составу.
Внутренние отношения в организациях зависят от специфики их деятельности. Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
Само понятие конфликта имеет множество определений. Конфликт - это борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
В работе представлена классификация конфликтов. Каждый конфликт своеобразен, но существуют некоторые общие черты, потому что, как правило, в центре любого конфликта - столкновение несходных потребностей, а также статусов или условий распределения.
Роль конфликтов на предприятии зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление над ними. Для этого необходимо знать и понимать структуру конфликта, его функции, виды, причины возникновения, методы разрешения.
Под функцией конфликта понимается его влияние на отельные элементы системы (личность, группа) и системы в целом (предприятие), а так же возможные последствия этого влияния.
Все организации в своём развитии проходят через серию внутренних конфликтов, так как они не могут существовать без внутренней напряжённости и столкновений.
Предпосылки возникновения конфликта бывают разные:
- невыполнение руководством своих обещаний;
- стечение неблагоприятных для деятельности предприятия обстоятельств;
- недовольство работников оплатой труда, содержанием и престижностью работы;
- эмоциональные всплески;
- подстрекательство неформальных лидеров и т.д.
Как было уже отмечено, помимо этапов развития конфликта, выделяются 4 фазы реализации конфликта. Каждой фазе соответствуют определенный период и этапы. Фазы реализации отражают параметры интенсивности конфликта и могут повторяться циклически. От фазы, в которой на данный момент времени находится конфликт, зависит возможность разрешения конфликта. Согласно исследованиям, на начальной фазе конфликт может быть разрешен в 92% случаях, в фазе подъема этот показатель равен 46% , в пик конфликта это 5%, в фазе спада возможность разрешения конфликта вновь возрастает и составляет около 20%.
Управление конфликтом - это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить её и осуществить направляющие действия по её разрешению.
Управление конфликтом содержит следующие этапы:
- восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
- исследование конфликта и поиск его причин;
- поиск путей разрешения конфликта;
- осуществление организационных мер.
Профилактика конфликтов - осуществление руководством организации предупредительных мер по предотвращению деструктивного,
дисфункционального развития конфликтных столкновений. Если конфликт не удалось предотвратить или разрешить на ранней стадии развития, то нужно уметь им управлять.
Существует множество методов управления конфликтами. В целом их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою сферу применения.
Исследования выпускной работы проводились на основе данных организации ООО «Теплострой+». Ее основной вид деятельности - производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей, дополнительный вид деятельности - производство прочих изделий из пластмасс, не включенных в другие группировки.
Исходя из бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия, активы компании формируются в основном за счет запасов, пассивы же за счет краткосрочных обязательств. То есть, компания работает за счет постоянного производства и продажи своей продукции. Общая сумма выручки с каждым годом возрастает, так в 2015г. выручка увеличилась на 39,7%, в 2016г. на 8,4% по сравнению с предыдущими годами. Такой рост выручки в 2015г. произошел в большей степени из-за роста себестоимости продукции на 49,4% относительно 2014г.
Чистая прибыль в 2015г. увеличилась на 99% по сравнению с 2014г., в 2016г. она увеличилась всего на 10% относительно 2015г. Такой рост прибыли в 2015г. можно объяснить тем, что увеличились объемы производства, и улучшилось качество выпускаемой продукции, за счет повышения качества технического уровня производства. Данные процедуры отражены в статьях внереализационных доходов и расходов в отчете о финансовых результатах ООО «Теплострой+». В 2016г. рост чистой прибыль происходил за счет улучшения сбытовой политики предприятия.
В компании ООО «Теплострой+» выстроена линейно-функциональная организационная структура управления. Руководители функциональных подразделений (начальник отдела сбыта, главный бухгалтер и др.) осуществляют влияние на производственные подразделения формально.
Организационная структура состоит из 5 уровней управления. Уровень управляемости в компании равен 1:6. Это говорит о том, что руководители имеют достаточно возможностей для эффективного управления, так как не перегружены. Однако при данной структуре управления предприятие сталкивается с такими проблемами, как:
- низкая заинтересованность работников в достижении общей цели компании;
- неустойчивые горизонтальные коммуникативные каналы при чрезмерно развитой системе взаимодействия по вертикали;
- отсутствует возможность карьерного роста и развития сотрудников.
Большим недостатком всех конфликтных ситуаций возникающих в компании ООО «Теплострой+» является то, что управлением конфликтов никто не занимается, т.е. возникающий конфликт регулируется сотрудниками и руководителями самостоятельно.
Недостаточно осведомлены работники о миссии компании, кроме того, нет закрепленных правил поведения. Также из неразвитых элементов можно отметить мифы и легенды о компании и ее основателях, отсутствие конкурсов профессионального мастерства и ритуалов поощрения.
Также в результате анализа управления персоналом в организации было выявлено неэффективное управление карьерой сотрудников, что подтверждается высокой текучестью кадров.
В соответствии с методами управления конфликтами, описанными в пункте 1.3., для устранения выявленных конфликтных ситуаций требуется межличностные и структурные методы управления конфликтами - изменение организационной культуры, повышение эффективности коммуникаций, управление карьерой сотрудников.
Для решения выявленных проблем был разработан график мероприятия по улучшению организационной культуры организации ООО «Теплострой+» со сметой затрат в 200 тыс. рублей. Одним из ожидаемых результатов совершенствования организационной культуры является снижение к минимуму срывов сделок и потерь денежных средств по причине слабой организационной культуры. Ожидаемая экономия равна 353 тыс. рублей.
Для улучшения коммуникаций между сотрудниками ООО «Теплострой+» было предложено ввести должность психолога. Данное мероприятия позволит снизить количество браков в производственном отделе. После расчета 75
экономической эффективности, было выявлено, что данный проект также считается экономически обоснованным. Экономия вследствие изменений составит 49 тыс. руб. в месяц и 588 тыс. руб. в год.
Для повышения эффективности управления конфликтами с помощью управления карьерой были предложены мероприятия по совершенствованию процесса подбора и расстановки кадров в ООО «Теплострой+». Основным аспектом, требующим изменение и корректировку, выступила текучесть кадров. Экономическая эффективность предложенных изменений составила 642 767,86 руб.
Таким образом, развитие карьеры работников является важной предпосылкой эффективного тактического и оперативного управления, фактором снижающим уровень конфликтности в организации в целом. Данная система должна распространяться не только на группу работников, входящих в кадровый резерв, но и на всех сотрудников организации.
Управление конфликтом - целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп.
Организации очень важно стремится к быстрому и полному разрешению конфликтов, так как чрезмерное обострение конфликтных разногласий и длительное противоборство сторон может привести организацию к всеобщему кризису и распаду.
1. Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск./ В.А. Абчук, Санкт-Петербург: Лема, 2016. 236 с.
2. Албастова М.В. Технологии эффективного менеджмента: Учеб.- практ. пособие./ М.В. Албастова, М.: «Издательство ПРИОР», 2017. 288 с.
3. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебн. пособие для вузов./ И.В. Алешина, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. 384 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева, М.: Изд-во МГУ, 2017. 416 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов, СПб.: Питер, 2016. 591 с.
6. БандуркаА.М. Психология управления. / A.M. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская, Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 2015. 464 с.
7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб.- пособие. / Г.В. Бороздина, М.: ИНФРА-М, 2016. 224 с.
8. Вересов Н.Н. Психология управления: Учеб.пособие./ Н.Н. Вересов, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2016. 224 с.
9. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе./ В.Р. Веснин, М.: Юристъ, 2017. 496 с.
10. Власова Н.М. Руководство по управлению людьми: инструменты власти и влияния./ Н.М. Власова, М.: ИНФРА-М, 2017. 304 с.
11. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник, М.: ИНФРА-М,2015. 240 с.
12. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. / В.В. Гончаров, М.: МНИИПУ, 2016. 176 с.
13. Гончаров В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение, М.: МНИИПУ, 2016 .192 с.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта. / Н.В. Гришина, СПб.: Издательство «Питер», 2015. 464 с.
15. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 8-18.
16. Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликтов / А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, М.: «ДРОФА», 2016. 247 с.
17. Дорофеева Л.И. Основы теории управления: УМК для студентов/ Л. И. Дорофеева, Саратов, 2015. 433 с.
18. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов/ М.И. Еникеев, М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2014. 624 с.
19. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта/ А. Г. Здравомыслов, М., 2015. 320 с.
20. Исламова Ф. Управленческая команда как социальный институт / Ф. Исламова // Власть. 2016. № 1. С. 40-44.
21. Казаков В. Социальный конфликт: проблема определения / В. Казаков // Социология: теория, методы, маркетинг. 2015. № 3. С. 2835.
22. Козырева П.М. К вопросу о доверии в трудовых коллективах/ П.М. Козырева // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 24-33.
23. Кормина А. С. Конфликтология/ А. С. Кормина, СПб.: Издательство «Лань»,2016. 448 с.
24. Кремнева Н.Ю. Формирование корпоративной культуры: инновации и стереотипы / Н.Ю. Кремнева // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 52-59.
25. Кричевский Р.Л. «Если вы - руководитель»/ Р.Л. Кричевский, М., 2017. 476 с.
26. Ксенчук Е.В. Технология успеха / Е.В. Ксенчук, М.: Изд-во «Дело ЛТД», 2016. 192 с.
27. Лебедев О.Т. Основы менеджмента/ О.Т. Лебедева, СПб.: ИД «МиМ», 2015. 192 с.
28. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться./ М.Е. Литвак, Ростов- на-Дону: Изд-во «Феникс», 2016. 288 с.
29. Майерс Д.А. Социальная психология / Перев. с англ. / Д.А. Майерс, СПб.: Питер, 2017. 684 с.
30. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в кризисном обществе / Г.М. Мануйлов, СПб.: Издательство «Алетейя», 2015. 347 с.
31. Мастенбрук Ч.У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / Ч.У.Мастенбрук, М.: ИНФРА-М, 2017. 256 с.
32. Мещерякова Е.В. Психология управления/ Е.В. Мещерякова, Мн.: Высшая школа, 2016.255 с.
33. Н. А. Лобан. Конфликтология УМК/ Н. А. Лобан, Минск.: Изд-во МИУ, 2008. 360с.
34. Науменко Е.А. Психологические основы управления. Учебное пособие./ Е.А. Науменко, Тюмень: издательство «Вектор Бук», 2015. 112 с.
35. Никифорова Г.С. Психология менеджмента: Учебник / Под ред. проф. Г.С.Никифорова, СПб.: Издательство СПбГУ, 2016. 572 с.
36. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми:
Практическое руководство./ В.Н. Панкратов, М.: Изд-во Института
Психотерапии, 2015. 336 с.
37. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. / А.П. Панфилова, СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2017. 496 с.
38. Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения/ А.Л. Потеряхин, К.: ВИРА-Р,2015. 384 с.
39. Po О.С. Новые технологии коммуникации и организации / О.С. Ро // Социологические исследования. 2017. № 7. с.73-81.
40. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс Лекций./ Е.В. Руденский, М.: ИНФРА-М, 2017.224 с.
41. Семигин Г.Ю. К вопросу о разрешении конфликтов / Г.Ю. Семигин // Социологические исследования. 2016. № 6. с. 28-34.
42. Станкин М.И. Психология управления: Практическое пособие./ М.И. Станкин, М.: ЮНИТИ, 2016. 304 с.
43. Темницкий A.JI. Коллективистские ориентации и практики трудового поведения / A.JI. Темницкий // Социологические исследования. 2017. № 12. С. 62-72.
44. Темницкий A.JI. Социокультурные факторы формализации трудовых отношений / A.JI. Темницкий // Куда идет Россия?: формальные институты и реальные практики. 2002.С. 147-156.
45. Удальцова М.В. Психология управления: Курс лекций / Л.А. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мошканцев, В.М. Николаенко, Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2014. 150 с.
46. Удальцова М.В. Социология и психологическое управление / М.В. Удальцова, Л.К Аверченко. Практикум, М.: ИНФРА-М, 2016. 180 с.
47. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. Издание: 4-е изд., доп. и перераб, М.: Инфра-М, 2017. 695 с.
48. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. / А.А. Урбанович, Мн.: Харвест, 2015. 640 с.
49. Ховард К. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства / К. Ховард, М.: ИНФРА-М, 2016. 224 с.
50. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. / В.В. Шпалинский, М.: Изд-во УРАО, 2016. 184 с.
51. Отчетность ООО «Теплострой+» URL: http://www.teplo-kzn.com/.
52. Журнал «Кадровое дело URL: https://www.kdelo.ru/