ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.2. ПОДСИСТЕМЫ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЗАЛЯЛИЕВА 14
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОДСИСТЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
1.4. СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 29
1.5. ДЕЙСТВУЮЩИЕ СЕГМЕНТЫ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРУЕМОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 30
1.6. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 46
1.7. ОХРАНА ТРУДА 50
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ» ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 55
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОДСИСТЕМЫ 55
2.2. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ МАССИВОВ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАДАЧ ПОДСИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ» 56
2.3. СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАДАЧ ПОДСИСТЕМЫ «СБЫТ» 58
3. РАЗРАБОТКА ЗАДАЧИ «РАСЧЕТ ФАКТИЧЕСКОГО ТОВАРООБОРОТА» 59
3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАДАЧИ 59
3.2. ВХОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАССИВЫ И ИХ СТРУКТУРА 65
3.3. ВЫХОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАССИВЫ И ИХ СТРУКТУРА 75
3.4. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 76
3.5. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 86
3.6. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 101
ВЫВОДЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106
В настоящее время для нормального функционирования организации любой отрасли недостаточно только материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Одним из важнейших ресурсов стала информация.
Информационные ресурсы существовали всегда, но эти ресурсы из-за своей специфичности не рассматривались как экономическая категория. В настоящее время мы достигли такого уровня развития, когда объемы информации и уровень ее сложности потребовали создания информационной индустрии.
Как всяким ресурсом, информационными ресурсами необходимо управлять. На уровне предприятия можно и нужно изучать информационные потребности, планировать информационные ресурсы.
В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.
Повышение эффективности сбытовой деятельности предприятия ведёт к более эффективному функционированию предприятия в целом. От результатов сбытовой деятельности зависит, какой путь развития, повышения конкурентоспособности выберет предприятие, обусловит политику его функционирования.
В целях повышения эффективности сбыта, достижения поставленных задач целесообразно комплексное рассмотрение предприятия, как совокупности взаимосвязанных бизнес процессов с выделенным комплексом задач, решение каждой из которых будет приводить к совершенствованию остальных.
Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.
Целью дипломного проекта является разработка информационной системы ИП Залялиева, позволяющей усовершенствовать сбытовую деятельность предприятия. Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
1. выявить бизнес процессы, действующие на предприятии, их задачи и взаимодействие этих задач;
2. на основе выделенных бизнес процессов спроектировать информационную систему предприятия;
3. разработать задачу, позволяющую усовершенствовать сбытовую деятельность предприятия.
Объектом исследования выбрано ИП Залялиева города Набережные Челны. Причиной выбора данного предприятия явилось существование резервов по повышению эффективности сбытовой деятельности.
Предметом исследования является информационная система предприятия. При исследовании использованы различные подходы и методы совершенствования информационной системы, в т.ч. методология системного анализа, экономико-математическое моделирование, методы проектирования информационных систем, теория баз данных и т.д.
Сложность поставленной цели дипломного проекта отразилась и на использованных источниках. В дипломном проекте были применены труды авторов различных научных работ, учебников, статей по таким направлениям науки, как: экономика, математика, информационные технологии, эконометрика, автоматизация и т.д. Информационной базой дипломного проекта послужили ежеквартальные отчеты ИП Залялиева, должностные обязанности предприятия.
Этапами разработки дипломного проекта является:
1. рассмотрение предприятия как системы взаимодействующих бизнес- процессов: определяются основные бизнес-процессы предприятия, их задачи и взаимодействия этих задач;
2. совершенствование системы планирования и управления деловым процессом «Сбыт» на предприятии ИП Залялиева: выделяются задачи и исполнители задач делового процесса «Сбыт», определяются информационные потоки бизнес-процесса «Сбыт»;
3. предложение основных направлений повышения эффективности типовых задач бизнес процесса «Сбыт», а также самого бизнес процесса предприятия;
4. проектирование информационной системы предприятия на основе процессно-задачного подхода к управлению предприятием;
5. разработка задачи «Расчет фактического товарооборота» подсистемы «Сбыт»;
6. оценка эффективности внедрения разработанной задачи информационной системы;
7. программная реализация разработанной задачи.
Целью дипломного проекта являлся анализ бизнес-процессов предприятия, проектирование всей информационной системы объекта и подсистемы «Сбыт» в частности, а также разработка алгоритма решения и программная реализация задачи «Расчет фактического товарооборота» с использованием платформы 1С 8.2.
Объектом исследования было выбрано ИП Залялиева. Причиной выбора данного предприятия явилось существование резервов по повышению эффективности сбытовой деятельности.
В дипломном проекте была рассмотрена информационная система ИП Залялиева, в том числе:
1. на основании комплексного анализа деятельности ИП Залялиева определены основные бизнес-процессы: подготовка производства, производство, вспомогательное производство, материально-техническое производство, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, транспорт, кадровое обеспечение, информационное обеспечение, социальное обеспечение, обеспечение основной деятельности, энергетическое обеспечение, управление.
2. каждый деловой процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных задач. Для ИП Залялиева выделены основные задачи всех бизнес- процессов.
3. так как каждая задача бизнес процесса имеет входной поток ресурсов и выходной результат, причем результаты решения одной задачи могут использоваться для решения других задач, то бизнес-процессы связаны по задачам. Составлена схема взаимодействия бизнес-процессов предприятия и определены потоки информационных массивов.
4. был проведен анализ организационной структуры предприятия. В процессе выделения связей между подразделениями и задачами бизнес процессов не было выделено дублирования связей. Следовательно, организационная структура является оптимальной и ее изменение не требуется
5. для эффективного решения всех организационных и аналитических задач был предложен проект информационной системы предприятия на основе выделенных бизнес процессов и разработка одной из подсистем «Управление сбытом». Для ИП Залялиева выделены подсистемы информационной системы, их задачи и составлена схема взаимодействия всех задач.
6. для разработки информационного обеспечения была выбрана задача «Расчет фактического товарооборота» подсистемы «Управление сбытом». В ходе разработки были выделены информационные массивы задачи, построена информационно-логическая модель базы данных, произведена программная реализация задачи с использованием платформы 1С 8.2.