Аннотация 3
Список сокращений 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретико-методологические основы качества 8
1.1. Понятие и сущность качества 8
1.2. Зарождение понятия «качество» как национальной идеи в Японии .... 8
1.3. Мировые премии качества 10
1.4. Российская национальная премия в области качества 23
1.5. Региональные премии России 26
2 Анализ деятельности организации «Русский Регистр» 33
2.1. Общая характеристика организации 33
2.2. Цели и принципы организации 34
2.3. Политика в области качества 39
2.4. Услуги 40
3 Рекомендации по самооценке деятельности организаций для участия в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества 50
Список использованных источников 72
Приложение
Мы живем в динамичном, быстро меняющемся мире. Это в полной мере относится и к современному рынку: растут требования потребителей к продукции и услугам, развиваются технологии, меняются условия конкурентной борьбы. Поэтому успешная работа любой организации на рынке неосуществима без постоянного совершенствования ее деятельности, нацеленной на улучшение качества продукции и услуг. Это положение является краеугольным камнем всех современных подходов к управлению качеством. Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Только опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и реализовать дальнейшие шаги в улучшении деятельности. Такой всесторонний анализ в мировой практике получил название самооценки.
Самооценка, как инструмент управления, позволяет компаниям получить всестороннюю картину своей деятельности, узнать, удовлетворены ли ее потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления для улучшений.
В основе различных методик самооценки лежит бальная система, и это позволяет менеджерам сравнивать достигнутые результаты с эталоном или показателями других организаций, а также прослеживать динамику улучшений при проведении повторной самооценки.
Для оздоровления экономической ситуации в стране необходимо поддерживать те предприятия, которые производят конкурентоспособную продукцию и оказывают услуги надлежащего качества. Темпы развития государства, его материальное благополучие, а также уровень качества жизни граждан должны постоянно улучшаться, а для этого нужно стимулировать добросовестных производителей. Одним из способов их поддержки является учреждение конкурсов и премий в области качества, участие и победа в которых способны выгодно выделить какую-либо продукцию или услугу, привлечь к ней внимание потребителей, перспективных партнеров и поставщиков.
Участие в конкурсе качества привлекательно, прежде всего, своей престижностью. На уровне общества присуждение премии качества — это признание заслуг организации в области совершенствования качества. Приз с эмблемой Российской премии по качеству и диплом — это фактически сертификат лидерства предприятия в области управления качеством, умелое использование которого в различных мероприятиях (прежде всего в рекламе) может значительно повысить конкурентоспособность продукции и самого предприятия.
Один из важнейших элементов оценочного процесса, благодаря которому многие организации принимают решение об участии в конкурсе, — экспертное заключение. Это независимый отчет, в котором оценивается текущее состояние компании, анализируются достигнутые результаты, указываются области, где необходимы первоочередные улучшения, даются рекомендации по совершенствованию деятельности. Кроме того, экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой категории, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с эталонным и с уровнем победителей, а также проследить динамику улучшений относительно прошлых показателей.
Целью данной выпускной квалификационной работы разработка рекомендаций по самооценке деятельности организации для участия в конкурсе на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы предполагается решение следующих задач:
• рассмотреть мировые, Российскую национальную и региональные премии в области качества, определить условия для участия в конкурсе Премии Правительства Российской Федерации в области качества;
• проанализировать деятельность организации по сертификации «Русский Регистр»;
• разработать рекомендации по самооценке деятельности
организации для участия в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.
Объектом исследования является организации по сертификации «Русский Регистр»;
Предметом исследования является процедура самооценки организации на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества.
При написании выпускной квалификационной работы была использована следующая теоретико-методологическая база: нормативно-правовые акты в области качества, инструкции и стандарты организации, учебно-методические пособия по менеджменту качества, научно-публицистические журналы и статьи, а также труды известных ученых, таких как Ю.И. Ребрин, Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Бепалова и другие.
Ключевые слова: качество, премии в области качества, самооценка, конкурс Премии Правительства Российской Федерации в области качества.
Во введении определена цель дипломной работы, определен объект и предмет исследования, выявлены основные задачи, выявлена актуальность темы, рассмотрена структура дипломной работы.
Работа состоит из трех глав. В первой главе данной дипломной работы раскрываются основные понятия качества, дается общая характеристика мировым, Российской национальной, региональной премии в области качества, рассмотрены условия для участия в конкурсе Премии Правительства Российской Федерации в области качества.
Во второй главе рассмотрено конкретное предприятие, как потенциальный участник конкурса Премия Правительства Российской Федерации в области качества.
В третьей главе мною предложены рекомендации по самооценке деятельности организаций для участия в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.
В заключении изложены основные выводы по теме исследования.
Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара.
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.
Конкурс имеет цель:
- расширение круга предприятий, обеспечивающих качество на основе международных стандартов ИСО серии 9000 и концепции TQM;
- повысить профессиональный уровень специалистов в области качества;
- распространить опыт наиболее эффективно работающих менеджеров по качеству;
- пропаганда в стране и за ее пределами достижений российских менеджеров по качеству.
Особенности методологии самооценки заключаются в сборе исходных данных для планирования улучшений, позволяющих привести возможности организации в соответствие с ее текущими задачами, среднесрочными целями и стратегиями. Самооценка охватывает каждый аспект деятельности организации и ориентирована на все заинтересованные стороны.
Основное внимание направлено на выявление слабых сторон деятельности организации и установление причин, по которым запланированные цели не были достигнуты. Такой подход должен привести к формированию и достижению абсолютно новых, часто значительно более высоких, не доступных прежде, характеристик в деятельности. Главным двигателем совершенствования, заложенным в методологии самооценки, является различие между результатами и целями или различие между запланированными и реальными характеристиками деятельности.
Поэтому критерии самооценки формируются непосредственно в самом процессе проведения самооценки и кросс-диагностики, а не предварительно, заранее, как это осуществляется с критериями аудита
В ходе проведения исследований по теме «Самооценка организации на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества» нами была достигнута цель, поставленная во введении дипломной работы: были изучены теоретико-методологические основы в области качества, анализирован деятельность организации по сертификации «Русский Регистр», а также были разработаны рекомендации по самооценке деятельности организаций для участия в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.
В работе дана общая характеристика Мировым премиям качества, стран СНГ, Российской премии качества, Региональным премиям России; выявлены основные методы и критерии премий, так же сделано сравнительный анализ премий в области качества, где анализировано объекты и цели премии.
Исследована деятельность организации по сертификации «Русский Регистр», рассмотрен масштаб развития компании; выявлены цели и принципы; дана общая характеристика услугам организации; определена преимущества услуг, предоставляющих РР, так же описана независимая и добровольная оценка, проводимой компаний
Разработаны рекомендации по самооценке деятельности организаций для участия в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.
На основе всего обзора можно сделать вывод, что участие организации в конкурсе премий Правительства Российской Федерации в области качества, а так же проведение самооценке не только поможет выявить сильные и слабые стороны компании, но повысит имидж и доверие со стороны потребителей. Мною разработанные рекомендации для участия в конкурсе поможет участникам наглядно представить условия и критерия, а также воспользоваться блок-схемой при сборе информации.
1. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
3. Ю.И.Ребрин Управление качеством: Учебное пособие. Ребрин Ю.И. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.
4. Особенности управления качеством в Японии: [Электронный ресурс]// Зарубежные системы управления качеством. Режим доступа:http://sergeeva-i.narod.ru/quality/page4.htm#Toc158284909свободный (Дата обращения: 30.03.2016).
5. Маслов Д., Белокоровин Э. Сравнительный анализ мировых премий по качеству // Стандарты и Качество,- 2005. -№5.- С.1-3.
6. Премия Э.Деминга: [Электронный ресурс]// Мировые премии качества. Режим доступа:http://shikardos.ru/text/premiya-e-deminga/ свободный (Дата обращения 01.04.2016).
7. Премия Болдриджа: [Электронный ресурс]// Менеджмент качества. Режим доступа:http://www.kpms.ru/General info/Baldrige Award.htmсвободный (Дата обращения 01.04.2016).
8. Магомедов Ш.Ш. Управление качеством продукции [Текст]: учебник/ Ш. Ш. Магомедов, Г. Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2013. - 340 с.
9. Японская премия: [Электронный ресурс]// Ассоциация Деминга. Режим доступа:http://www.deming.ru/TehnUpr/PreVObl.htmсвободный (Дата обращения 01.04.2016).
10. Премия СНГ в области качества: [Электронный ресурс]//
Исполнительный комитет СНГ. Режим доступа:
http://cis.minsk.by/page.php?id=19163свободный (Дата обращения 03.04.2016).
11. Премия Правительства Российской Федерации в области качества: [Электронный ресурс]// Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации. Режим доступа:http://www.vniis.ru/qualityawardсвободный (Дата обращения 03.04.2016).
12. Премия Правительства Республики Татарстан за качество: [Электронный ресурс]// Группа компаний «Поволжский центр качества». Режим доступа:http://www.pcq.ru/premiya-pravitelstva-respubliki-tatarstan-za-kachestvo/свободный (Дата обращения 03.04.2016).
13. Русский Регистр: [Электронный ресурс]// Сайт ассоциация по
сертификации «Русский Регистр». Режим доступа:
http: //www.rusregister.ru/about/company/,свободный. (Дата обращения: 10.04.2016).
14. Услуги «Русского Регистра»: [Электронный ресурс]// Сайт ассоциация
по сертификации «Русский Регистр». Режим доступа:
http://www.rusregister.ru/services/,свободный. (Дата обращения: 15.04.2016).
15. Руководство для организаций - участников конкурса 2016 года. - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), 2016 г.