Конституционное право граждан на образование
|
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретико-правовое исследование права на образование 5
1.1 Право на образование: понятие и история становления 5
1.2 Конституционно-правовое регулирование и нормативное содержание права на образование в Российской Федерации 15
2. Проблемы реализации, способы и механизмы защиты права на образование 25
2.1 Проблемы реализации права на образование 25
2.2 Характеристика форм и способов защиты права на образование 34
2.3 Направления совершенствования механизма реализации и защиты права на образование 47
Заключение 55
Список используемых источников и литературы 60
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Введение 3
1. Теоретико-правовое исследование права на образование 5
1.1 Право на образование: понятие и история становления 5
1.2 Конституционно-правовое регулирование и нормативное содержание права на образование в Российской Федерации 15
2. Проблемы реализации, способы и механизмы защиты права на образование 25
2.1 Проблемы реализации права на образование 25
2.2 Характеристика форм и способов защиты права на образование 34
2.3 Направления совершенствования механизма реализации и защиты права на образование 47
Заключение 55
Список используемых источников и литературы 60
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Актуальность исследования конституционного права на образование обусловлена тем, что при реализации конституционного права на образование возникает множество проблем. Государство не в полной мере учитывает фактическую ситуацию в обществе, когда инвалиды и люди с ментальными особенностями лишаются права на образование, так как оно становится недоступно для них. Переход на цифровые платформы интересен и желателен, но он проявил неготовность общества к такому виду образования по причине недостаточной развитости инфраструктуры.
Следовательно, в настоящее время существует потребность в проведении исследований для того, чтобы выявить проблемы реализации права на образование в России, что и впоследствии позволит выдвинуть предложения о совершенствовании законодательства в данной сфере.
В числе ученых-теоретиков, чьи исследования посвящены изучению вопросов конституционного права на образование, можно выделить С.С. Алексеева, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Б.С. Эбзеева, Ю.А. Кудрявцева.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование.
Предметом исследования является законодательство России и положения международного права, регламентирующие вопросы реализации права на образование, правовые позиции высших судов, судебная правоприменительная практика судов общей юрисдикции, а также воззрения теоретиков и исследователей в данной сфере.
При написании настоящей работы была поставлена цель проведения анализа конституционного права на образование.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
рассмотреть понятие права на образование и исследовать историю его становления;
проанализировать конституционно-правовое регулирование и нормативное содержание права на образование;
выявить проблем реализации права на образование;
охарактеризовать формы и способы защиты права на образование;
определить направления совершенствования механизма реализации и защиты права на образование.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы, заключения и списка используемых источников и литературы.
Следовательно, в настоящее время существует потребность в проведении исследований для того, чтобы выявить проблемы реализации права на образование в России, что и впоследствии позволит выдвинуть предложения о совершенствовании законодательства в данной сфере.
В числе ученых-теоретиков, чьи исследования посвящены изучению вопросов конституционного права на образование, можно выделить С.С. Алексеева, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Б.С. Эбзеева, Ю.А. Кудрявцева.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование.
Предметом исследования является законодательство России и положения международного права, регламентирующие вопросы реализации права на образование, правовые позиции высших судов, судебная правоприменительная практика судов общей юрисдикции, а также воззрения теоретиков и исследователей в данной сфере.
При написании настоящей работы была поставлена цель проведения анализа конституционного права на образование.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
рассмотреть понятие права на образование и исследовать историю его становления;
проанализировать конституционно-правовое регулирование и нормативное содержание права на образование;
выявить проблем реализации права на образование;
охарактеризовать формы и способы защиты права на образование;
определить направления совершенствования механизма реализации и защиты права на образование.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы, заключения и списка используемых источников и литературы.
Анализ российского законодательства советского и постсоветского периода времени позволил сделать вывод, что представление о праве на образования с позиции его нормативного определения менялось одновременно с теми изменениями, который происходили в российском обществе. Изначально, при создании советского законодательства формально право на образование было определено как реализуемое бесплатно и предусмотренное исключительно для беднейших слоев населения.
По мере изменения ситуации право на образование было признано сначала за всеми трудящимися, затем за всеми гражданами, а уже в постсоветский период времени – за каждым человеком вне зависимости от каких-либо факторов.
Следует отметить, что в постсоветский период в России понятие о праве на образование было существенно трансформировано, вследствие того, что произошел отказ от определения образования как бесплатного для всех и во всех ситуациях. Платность образования стала причиной фактического, но не правового ограничения права на образование, которое не так доступно, как это было в советский период. Право на образование, определенное как общедоступное, равное и предполагающее никаких ограничений, стало правом, в рамках которого действительно доступным остается только право на получение начального среднего и общего среднего, но не специального образования.
право на образование является конституционно гарантированным, поскольку оно определено как одно из наиболее важных прав человека и гражданина, на что присутствует указание в Конституции РФ.
В действующем законодательстве России сохранились положения об обязательности и платности только общего образования. Иное образование может быть получено только по желанию гражданина, как на условиях платности, так и в отсутствие платы.
Современное законодательство России о праве на образование основывается во многом на тех положениях, которые закреплены в международном праве. Фактическая имплементация норм международного права стала причиной того, что право на образования в настоящее время может быть реализовано любым человеком. Формально, с позиции правового регулирования нет ограничений для лиц с ментальными особенностями, для инвалидов и для осужденных, а также иных категорий граждан, чьи возможности фактически ограничены. Практическая же реализация права на образование несколько отличается от нормативно определенной.
Проблемой организационного характера, меры к решению которой принимает государство, является проблема недостаточности мест в детских дошкольных образовательных организациях, что в итоге влечет за собой невозможность реализации права на образование для малолетних детей дошкольного возраста.
В качестве проблемы реализации права на получение общего среднего образования по результатам проведенного исследования можно выделить предоставление субъектам РФ права регулирования данной сферы и установления дифференцирующих условий в отсутствие необходимой материальной и иной базы, наличие которой позволило бы соблюдать баланс интересов и обеспечивать обучение по универсальной программе для тех несовершеннолетних, кто не может или не желает изучать предметы углубленно в специализированных классах.
Анализ действующего законодательства и судебной правоприменительной практики позволил сделать вывод, что в число проблем реализации права на образование входит проблема создания препятствий для получения высшего образования лицами, которые относятся к категории обязанных пройти военную службу. Проблема заключается в законодательном закреплении возможности получения отсрочки только в случае, если образовательная организация имеет аккредитацию. В результате по формальным основаниям граждане мужского пола, подлежащие призыву, не могут реализовать свое право на получение образования в том объеме, который гарантирован государством, по причине временного отсутствия аккредитации у образовательной организации.
Действующее российской законодательство предусматривает несколько различных способов защиты права на образования. Основной акцент законодатель сделал на внесудебных способах защиты – это обращение к руководству управляющей организации и рассмотрение спора комиссией по урегулированию споров, создаваемой непосредственно в образовательной организации.
Проблематичность указанных способов заключается в их неэффективности. Кроме того, далеко не все образовательные организации создают комиссии по урегулированию споров, что препятствует возможности защиты права на образование, так как в большинстве случаев суды рассматривают обращение в комиссию по урегулированию споров как обязательный этап осуществления защиты права на образование.
Помимо указанных способов допускается защита путем обращения в суды с исками и административными исками в зависимости от характера допущенного нарушения права на защиту. Как достаточно эффективный способ защиты по результатам проведенного исследования определено обращение в органы прокуратуры, наделенные правом проведения проверок и принятия мер прокурорского реагирования.
1. Необходимо закрепить на уровне федерального закона положение о праве родителей, чьи дети были лишены возможности реализации права на получение дошкольного образования, на получение денежной компенсации в фиксированной сумме, размер которой следует периодически индексировать с учетом инфляции. Повышенный размер компенсации может быть установлен для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением соответствующих коэффициентов.
Средства на выплату данных компенсацию представляется целесообразным выделять исключительно из федерального бюджета и направлять напрямую получателем, не вводя промежуточное звено в виде разного рода государственных учреждений и организаций, чтобы исключить риск злоупотреблений и задержек выплаты, которые должны быть ежемесячными.
2. Для решения проблемы существующих неравных условий для студентов, на которых распространяется законодательное требование о прохождении срочной военной службы, необходимо внести изменения в законодательство, регламентирующее порядок и основания предоставления отсрочки от службы в армии. Основанием для отложения рассмотрения вопроса о призыве студентов в ситуации отсутствия у образовательной организации аккредитации следует определить прохождение аттестации образовательной организацией. Отложение рассмотрения вопроса о призыве целесообразно устанавливать до момента завершения процедуры аттестации и принятия решения в отношении аккредитации образовательной организации.
3. В целях полноценной реализации права на получение полного общего образования следует пересмотреть предоставленное субъектам РФ право на регулирование сферы образования за счет установления допустимости специализации в отдельных образовательных организациях получения образования в десятых – одиннадцатых классах при полном отказе от обучения по универсальной программе.
Принятие такого решения представляется допустимым только тогда, когда ученикам будет обеспечена возможность посещения иных образовательных организаций, находящихся в шаговой доступности. Только тогда будут созданы условия для реализации права на образование.
4. В пересмотре нуждается механизм защиты права на образование. В целях повышения его эффективности предлагается законодательно закрепить право выбора для учащихся и их родителей или иных законных представителей право выбора для осуществления защиты – путем обращения в комиссию по урегулированию споров или непосредственно в суд.
По мере изменения ситуации право на образование было признано сначала за всеми трудящимися, затем за всеми гражданами, а уже в постсоветский период времени – за каждым человеком вне зависимости от каких-либо факторов.
Следует отметить, что в постсоветский период в России понятие о праве на образование было существенно трансформировано, вследствие того, что произошел отказ от определения образования как бесплатного для всех и во всех ситуациях. Платность образования стала причиной фактического, но не правового ограничения права на образование, которое не так доступно, как это было в советский период. Право на образование, определенное как общедоступное, равное и предполагающее никаких ограничений, стало правом, в рамках которого действительно доступным остается только право на получение начального среднего и общего среднего, но не специального образования.
право на образование является конституционно гарантированным, поскольку оно определено как одно из наиболее важных прав человека и гражданина, на что присутствует указание в Конституции РФ.
В действующем законодательстве России сохранились положения об обязательности и платности только общего образования. Иное образование может быть получено только по желанию гражданина, как на условиях платности, так и в отсутствие платы.
Современное законодательство России о праве на образование основывается во многом на тех положениях, которые закреплены в международном праве. Фактическая имплементация норм международного права стала причиной того, что право на образования в настоящее время может быть реализовано любым человеком. Формально, с позиции правового регулирования нет ограничений для лиц с ментальными особенностями, для инвалидов и для осужденных, а также иных категорий граждан, чьи возможности фактически ограничены. Практическая же реализация права на образование несколько отличается от нормативно определенной.
Проблемой организационного характера, меры к решению которой принимает государство, является проблема недостаточности мест в детских дошкольных образовательных организациях, что в итоге влечет за собой невозможность реализации права на образование для малолетних детей дошкольного возраста.
В качестве проблемы реализации права на получение общего среднего образования по результатам проведенного исследования можно выделить предоставление субъектам РФ права регулирования данной сферы и установления дифференцирующих условий в отсутствие необходимой материальной и иной базы, наличие которой позволило бы соблюдать баланс интересов и обеспечивать обучение по универсальной программе для тех несовершеннолетних, кто не может или не желает изучать предметы углубленно в специализированных классах.
Анализ действующего законодательства и судебной правоприменительной практики позволил сделать вывод, что в число проблем реализации права на образование входит проблема создания препятствий для получения высшего образования лицами, которые относятся к категории обязанных пройти военную службу. Проблема заключается в законодательном закреплении возможности получения отсрочки только в случае, если образовательная организация имеет аккредитацию. В результате по формальным основаниям граждане мужского пола, подлежащие призыву, не могут реализовать свое право на получение образования в том объеме, который гарантирован государством, по причине временного отсутствия аккредитации у образовательной организации.
Действующее российской законодательство предусматривает несколько различных способов защиты права на образования. Основной акцент законодатель сделал на внесудебных способах защиты – это обращение к руководству управляющей организации и рассмотрение спора комиссией по урегулированию споров, создаваемой непосредственно в образовательной организации.
Проблематичность указанных способов заключается в их неэффективности. Кроме того, далеко не все образовательные организации создают комиссии по урегулированию споров, что препятствует возможности защиты права на образование, так как в большинстве случаев суды рассматривают обращение в комиссию по урегулированию споров как обязательный этап осуществления защиты права на образование.
Помимо указанных способов допускается защита путем обращения в суды с исками и административными исками в зависимости от характера допущенного нарушения права на защиту. Как достаточно эффективный способ защиты по результатам проведенного исследования определено обращение в органы прокуратуры, наделенные правом проведения проверок и принятия мер прокурорского реагирования.
1. Необходимо закрепить на уровне федерального закона положение о праве родителей, чьи дети были лишены возможности реализации права на получение дошкольного образования, на получение денежной компенсации в фиксированной сумме, размер которой следует периодически индексировать с учетом инфляции. Повышенный размер компенсации может быть установлен для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением соответствующих коэффициентов.
Средства на выплату данных компенсацию представляется целесообразным выделять исключительно из федерального бюджета и направлять напрямую получателем, не вводя промежуточное звено в виде разного рода государственных учреждений и организаций, чтобы исключить риск злоупотреблений и задержек выплаты, которые должны быть ежемесячными.
2. Для решения проблемы существующих неравных условий для студентов, на которых распространяется законодательное требование о прохождении срочной военной службы, необходимо внести изменения в законодательство, регламентирующее порядок и основания предоставления отсрочки от службы в армии. Основанием для отложения рассмотрения вопроса о призыве студентов в ситуации отсутствия у образовательной организации аккредитации следует определить прохождение аттестации образовательной организацией. Отложение рассмотрения вопроса о призыве целесообразно устанавливать до момента завершения процедуры аттестации и принятия решения в отношении аккредитации образовательной организации.
3. В целях полноценной реализации права на получение полного общего образования следует пересмотреть предоставленное субъектам РФ право на регулирование сферы образования за счет установления допустимости специализации в отдельных образовательных организациях получения образования в десятых – одиннадцатых классах при полном отказе от обучения по универсальной программе.
Принятие такого решения представляется допустимым только тогда, когда ученикам будет обеспечена возможность посещения иных образовательных организаций, находящихся в шаговой доступности. Только тогда будут созданы условия для реализации права на образование.
4. В пересмотре нуждается механизм защиты права на образование. В целях повышения его эффективности предлагается законодательно закрепить право выбора для учащихся и их родителей или иных законных представителей право выбора для осуществления защиты – путем обращения в комиссию по урегулированию споров или непосредственно в суд.
Подобные работы
- Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право граждан на бесплатную юридическую помощь: правовое регулирование и проблемы правоприменения действующего законодательства
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к
государственной службе
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И СОВРЕМЕННЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное право на образование в Российской Федерации: понятие, содержание, гарантии, проблемы реализации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021



