Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционное право граждан на образование

Работа №86822

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение 3
1. Теоретико-правовое исследование права на образование 5
1.1 Право на образование: понятие и история становления 5
1.2 Конституционно-правовое регулирование и нормативное содержание права на образование в Российской Федерации 15
2. Проблемы реализации, способы и механизмы защиты права на образование 25
2.1 Проблемы реализации права на образование 25
2.2 Характеристика форм и способов защиты права на образование 34
2.3 Направления совершенствования механизма реализации и защиты права на образование 47
Заключение 55
Список используемых источников и литературы 60
Приложение 1 67
Приложение 2 68

Актуальность исследования конституционного права на образование обусловлена тем, что при реализации конституционного права на образование возникает множество проблем. Государство не в полной мере учитывает фактическую ситуацию в обществе, когда инвалиды и люди с ментальными особенностями лишаются права на образование, так как оно становится недоступно для них. Переход на цифровые платформы интересен и желателен, но он проявил неготовность общества к такому виду образования по причине недостаточной развитости инфраструктуры.
Следовательно, в настоящее время существует потребность в проведении исследований для того, чтобы выявить проблемы реализации права на образование в России, что и впоследствии позволит выдвинуть предложения о совершенствовании законодательства в данной сфере.
В числе ученых-теоретиков, чьи исследования посвящены изучению вопросов конституционного права на образование, можно выделить С.С. Алексеева, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Б.С. Эбзеева, Ю.А. Кудрявцева.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование.
Предметом исследования является законодательство России и положения международного права, регламентирующие вопросы реализации права на образование, правовые позиции высших судов, судебная правоприменительная практика судов общей юрисдикции, а также воззрения теоретиков и исследователей в данной сфере.
При написании настоящей работы была поставлена цель проведения анализа конституционного права на образование.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие права на образование и исследовать историю его становления;
 проанализировать конституционно-правовое регулирование и нормативное содержание права на образование;
 выявить проблем реализации права на образование;
 охарактеризовать формы и способы защиты права на образование;
 определить направления совершенствования механизма реализации и защиты права на образование.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы, заключения и списка используемых источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ российского законодательства советского и постсоветского периода времени позволил сделать вывод, что представление о праве на образования с позиции его нормативного определения менялось одновременно с теми изменениями, который происходили в российском обществе. Изначально, при создании советского законодательства формально право на образование было определено как реализуемое бесплатно и предусмотренное исключительно для беднейших слоев населения.
По мере изменения ситуации право на образование было признано сначала за всеми трудящимися, затем за всеми гражданами, а уже в постсоветский период времени – за каждым человеком вне зависимости от каких-либо факторов.
Следует отметить, что в постсоветский период в России понятие о праве на образование было существенно трансформировано, вследствие того, что произошел отказ от определения образования как бесплатного для всех и во всех ситуациях. Платность образования стала причиной фактического, но не правового ограничения права на образование, которое не так доступно, как это было в советский период. Право на образование, определенное как общедоступное, равное и предполагающее никаких ограничений, стало правом, в рамках которого действительно доступным остается только право на получение начального среднего и общего среднего, но не специального образования.
право на образование является конституционно гарантированным, поскольку оно определено как одно из наиболее важных прав человека и гражданина, на что присутствует указание в Конституции РФ.
В действующем законодательстве России сохранились положения об обязательности и платности только общего образования. Иное образование может быть получено только по желанию гражданина, как на условиях платности, так и в отсутствие платы.
Современное законодательство России о праве на образование основывается во многом на тех положениях, которые закреплены в международном праве. Фактическая имплементация норм международного права стала причиной того, что право на образования в настоящее время может быть реализовано любым человеком. Формально, с позиции правового регулирования нет ограничений для лиц с ментальными особенностями, для инвалидов и для осужденных, а также иных категорий граждан, чьи возможности фактически ограничены. Практическая же реализация права на образование несколько отличается от нормативно определенной.
Проблемой организационного характера, меры к решению которой принимает государство, является проблема недостаточности мест в детских дошкольных образовательных организациях, что в итоге влечет за собой невозможность реализации права на образование для малолетних детей дошкольного возраста.
В качестве проблемы реализации права на получение общего среднего образования по результатам проведенного исследования можно выделить предоставление субъектам РФ права регулирования данной сферы и установления дифференцирующих условий в отсутствие необходимой материальной и иной базы, наличие которой позволило бы соблюдать баланс интересов и обеспечивать обучение по универсальной программе для тех несовершеннолетних, кто не может или не желает изучать предметы углубленно в специализированных классах.
Анализ действующего законодательства и судебной правоприменительной практики позволил сделать вывод, что в число проблем реализации права на образование входит проблема создания препятствий для получения высшего образования лицами, которые относятся к категории обязанных пройти военную службу. Проблема заключается в законодательном закреплении возможности получения отсрочки только в случае, если образовательная организация имеет аккредитацию. В результате по формальным основаниям граждане мужского пола, подлежащие призыву, не могут реализовать свое право на получение образования в том объеме, который гарантирован государством, по причине временного отсутствия аккредитации у образовательной организации.
Действующее российской законодательство предусматривает несколько различных способов защиты права на образования. Основной акцент законодатель сделал на внесудебных способах защиты – это обращение к руководству управляющей организации и рассмотрение спора комиссией по урегулированию споров, создаваемой непосредственно в образовательной организации.
Проблематичность указанных способов заключается в их неэффективности. Кроме того, далеко не все образовательные организации создают комиссии по урегулированию споров, что препятствует возможности защиты права на образование, так как в большинстве случаев суды рассматривают обращение в комиссию по урегулированию споров как обязательный этап осуществления защиты права на образование.
Помимо указанных способов допускается защита путем обращения в суды с исками и административными исками в зависимости от характера допущенного нарушения права на защиту. Как достаточно эффективный способ защиты по результатам проведенного исследования определено обращение в органы прокуратуры, наделенные правом проведения проверок и принятия мер прокурорского реагирования.
1. Необходимо закрепить на уровне федерального закона положение о праве родителей, чьи дети были лишены возможности реализации права на получение дошкольного образования, на получение денежной компенсации в фиксированной сумме, размер которой следует периодически индексировать с учетом инфляции. Повышенный размер компенсации может быть установлен для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением соответствующих коэффициентов.
Средства на выплату данных компенсацию представляется целесообразным выделять исключительно из федерального бюджета и направлять напрямую получателем, не вводя промежуточное звено в виде разного рода государственных учреждений и организаций, чтобы исключить риск злоупотреблений и задержек выплаты, которые должны быть ежемесячными.
2. Для решения проблемы существующих неравных условий для студентов, на которых распространяется законодательное требование о прохождении срочной военной службы, необходимо внести изменения в законодательство, регламентирующее порядок и основания предоставления отсрочки от службы в армии. Основанием для отложения рассмотрения вопроса о призыве студентов в ситуации отсутствия у образовательной организации аккредитации следует определить прохождение аттестации образовательной организацией. Отложение рассмотрения вопроса о призыве целесообразно устанавливать до момента завершения процедуры аттестации и принятия решения в отношении аккредитации образовательной организации.
3. В целях полноценной реализации права на получение полного общего образования следует пересмотреть предоставленное субъектам РФ право на регулирование сферы образования за счет установления допустимости специализации в отдельных образовательных организациях получения образования в десятых – одиннадцатых классах при полном отказе от обучения по универсальной программе.
Принятие такого решения представляется допустимым только тогда, когда ученикам будет обеспечена возможность посещения иных образовательных организаций, находящихся в шаговой доступности. Только тогда будут созданы условия для реализации права на образование.
4. В пересмотре нуждается механизм защиты права на образование. В целях повышения его эффективности предлагается законодательно закрепить право выбора для учащихся и их родителей или иных законных представителей право выбора для осуществления защиты – путем обращения в комиссию по урегулированию споров или непосредственно в суд.



1. Конституция Российской Федерации : принята 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2022).
2. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. от 24.06.2013) // Бюллетень международных договоров. – 2001. – № 3.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291.
5. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Вып. XLVI.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.03.2022).
7. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.03.2022).
8. О воинской обязанности и военной службе : федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.03.2022).
9. О государственном языке Российской Федерации : федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.03.2022).
10. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 272-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).
11. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 43. – Ст. 5544 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).
12. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).
13. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918. Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1918. – № 51. – Ст. 582.
14. Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР : постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925. Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1925. – № 30. – Ст. 218.
15. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики : постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937. Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1937. – № 2. – Ст. 11.
16. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики : принята ВС РСФСР 12.04.1978. Документ утратил силу // Ведомости ВС РСФСР. – 1978. – № 15. – Ст. 407.
17. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята ВС РСФСР 12.04.1978 (ред. от 10.12.1992). Документ утратил силу // Ведомости ВС РСФСР. – 1978. – № 15. – Ст. 407.

Документальные материалы

18. По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы : Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 22. – Ст. 2375.
19. По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина : Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 39-П // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2022).
20. Административные правонарушения / Судебная статистика: [сайт] Москва, 2022. – URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/65 (дата обращения: 29.03.2022).
21. Доступность дошкольного образования / ЕМИСС. Государственная статистика: [сайт] Москва, 2022. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/60905 (дата обращения: 29.03.2022).
22. О проведенных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в I квартале 2021 года контрольных (надзорных) мероприятиях в установленной сфере деятельности, а также перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований : Информация Рособрнадзора // Администратор образования. – 2021. – № 12.
23. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 12.02.2019 № 33-КГ18-13. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс.
24. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 24.04.2020 № 5-КА20-4. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс.
25. Постановление Президиума Московского областного суда от 15.05.2019 № 221. – Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс.
26. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2020 № 88а-15372/2020 по делу № 2а-1203/2019. – Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс.
27. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.02.2021 по делу № 33а-339/2021. – Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс.
28. Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2021 № 16-2476/21. – Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс.
29. Постановление Шестого суда общей юрисдикции от 28.04.2021 № 16-2220/2021. – Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс.

Научная и учебная литература

30. Березин, Д. Т. Общее и профессиональное образование в пенитенциарных учреждениях как условие ресоциализации осужденных / Д. Т. Березин, С. Л. Таланов // Социально-политические исследования. – 2019. – № 1. – С. 98-109. – ISSN: 2658-428X.
31. Галкина, Г. Д. Получение профессионального образования как средство исправления осужденных / Г. Д. Галкина // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 188-194. – ISBN: 978-5-91256-401-7.
32. Гольтяпина, И. Ю. Административно-правовые средства защиты прав обучающихся / И. Ю. Гольтяпина, С. Л. Банщикова // Административное право и процесс. – 2021. – № 9. – С. 55-58. – ISSN: 2071-1166.
33. Гречушкина, О. А. Общее образование и профессиональная подготовка осужденных как средство их исправления / О. А. Гречушкина // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика. Материалы VIII международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 343-351. – ISBN: 978-5-00078-289-7.
34. Игумнова, О. В. Профессиональная ориентация как воспитательное средство исправления осужденных / О. В. Игумнова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. – 2018. – № 1 (1). – С. 27-33. – ISSN: 2618-799X.
35. Исаева, Л. А. Общее и профессиональное образование как средство исправления осужденных к лишению свободы / Л. А. Исаева // Актуальные проблемы социально-экономического развития общества. Сборник трудов по материалам I Национальной научно-практической конференции филиала ФГБОУ ВО «КГМТУ» в г. Феодосия. Под общ. ред. Е. П. Масюткина. – 2019. – С. 228-230. – ISBN: 978-5-6042731-3-5.
36. Ладнушкина, Н. М. Образовательное право: вопросы теории и практики : монография / Н. М. Ладнушкина, Д. А. Пашенцев, С. И. Фёклин. – Москва, 2018. – 304 с. – ISBN: 978-5-243-00544-9.
37. Мадиев, Х. Р. Становление и развитие конституционного права на образование в России / Х. Р. Мадиев, Ш. Ш. Муцалов // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 10 (38). – С. 302-305. – eISSN: 2587-8204.
38. Матюшева, Т. Н. Конституционное обеспечение права на получение дополнительного профессионального образования субъектами со специальным социальным статусом / Т. Н. Матюшева // Современное право. – 2021. – № 11. – С. 34-37. – ISSN: 1991-6027.
39. Медведева, А. Н. Получение профессионального образования осужденными как неотъемлемый компонент воспитательного процесса в учреждении / А. Н. Медведева, А. М. Сагалиева // Проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом. Сборник материалов круглого стола международной научно-практической конференции. Под общ. ред. В.Н. Некрасова, И.А. Янчука. – 2018. – С. 169-173. – ISBN: 978-5-94991-434-2.
40. Павлова, Л. В. Организационно-правовые аспекты реализации права на получение образования несовершеннолетними осужденными / Л. В. Павлова, Е. А. Соколова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2021. – № 3. – С. 34-37. – ISSN: 2072-4438.
41. Таланов, С. Л. Образование осужденных в исправительных колониях как ресурс личностного и профессионального развития / С. Л. Таланов // Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования. Сборник материалов. Под научной редакцией М.В. Новикова. – 2018. – С. 178-181. – ISBN 978-5-00089-260-2.
42. Шадский, О. Г. Право человека на образование: история и современность / О. Г. Шадский, А. А. Родионова // Современные вопросы государства, права, юридического образования. Сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-практической конференции. Отв. ред. А. В. Лапаева. – Тамбов, 2021. – С. 128-138. – ISBN: 978-5-00078-468-6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ