ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 6
§1 Гражданско-правовые способы защиты прав и законных интересов граждан в градостроительной сфере 6
§2 Градостроительное законодательство России на современном этапе 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 27
§1 Понятие, цели и задачи представительства интересов граждан в сфере градостроительной деятельности 27
§2 Анализ судебной правоприменительной практики в части защиты интересов граждан в сфере градостроительной деятельности 31
§3 Направления совершенствования законодательства в части защиты интересов граждан в сфере градостроительной деятельности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
Цель настоящей выпускной квалификационной работы – на основе нормативно-правовых актов, а также судебной правоприменительной практики, провести комплексный анализ представительства и защиты интересов граждан в градостроительной сфере, что позволит выявить актуальные проблемы и выдвинуть предложения в отношении направления совершенствования законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
проанализировать гражданско-правовые способы защиты прав и законных интересов граждан в градостроительной сфере;
охарактеризовать градостроительное законодательство России на современном этапе;
рассмотреть понятие, цели и задачи представительства интересов граждан в сфере градостроительной деятельности;
проанализировать судебную правоприменительную практику в части защиты интересов граждан в сфере градостроительной деятельности;
определить направления совершенствования законодательства в части интересов граждан в сфере градостроительной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере представительства и защиты интересов граждан в сфере градостроительной сфере.
Предмет исследования – законодательство Российской Федерации, правовые позиции высших судов, судебная правоприменительная практика, а также воззрения теоретиков права и исследователей в отношении представительства и защиты интересов граждан в градостроительной сфере.
Методологическая основа исследования. В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительный метод, метод анализа и иные методы научного познания. Для исследования теоретических воззрений на представительство и защиту интересов граждан в градостроительной сфере был применен диалектический метод познания, позволяющий выявить содержание данных дефиниций. Формально-юридический метод был применен для анализа правовых норм об ответственности за мошенничество.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в выявлении проблемных аспектов представительства и защиты интересов граждан в сфере градостроительной сфере. Полученные результаты исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности для целей совершенствования законодательства, а также в образовательном процессе для целей создания у учащихся представления о сущности представительства и защиты интересов граждан в сфере градостроительной сфере.
Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список использованных источников.
Подводя итог исследованию, проведенному в связи с написанием настоящей работы, обобщить его результаты можно следующим образом.
Градостроительство как самостоятельное понятие и виды человеческой деятельности появилось задолго до правового регулирования данной сферы. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что законодательство о градостроительстве появилось еще в дореволюционный период. Нормы права советского периода времени в отношении градостроительства не были достаточно глубоко проработаны в силу отсутствия такой потребности. Признание права собственности на жилье и иные здания и строения только за государством предопределяло и отсутствие потребности регламентации, хотя уже в советский период появились строительные нормы и правила, ориентированные на обеспечение безопасности возводимых зданий и сооружений.
В постсоветский период общественные отношения кардинально изменились, что стало поводом к формированию нового законодательства, существенно отличающегося от существовавшего ранее. Признание права частной собственности как на землю, так и на иное недвижимое имущество, изменение подхода к регулированию сферы градостроительства обусловили возникновение новых норм права.
Современное действующее градостроительное законодательство России иерархично. Как основной и наиболее важный кодифицированный закон, которому не может противоречить иное градостроительное законодательство, определен Градостроительный кодекс РФ. Помимо данного кодекса для регулирования правоотношений в сфере градостроительства применяются иные федеральные законы, как кодифицированные, так и нет, подзаконные нормативные правовые акты, законы субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Чем ниже положение соответствующего источника в иерархии, тем больше ограничений в отношении него устанавливается, то есть законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, муниципальные правовые акты не могут противоречить всему остальному законодательству.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что современное российское законодательство в сфере градостроительства еще находится на стадии трансформации, потребность в которой обусловлена не столько недостатками существующего правового регулирования, сколько активным изменением общественных отношений, потребностью в приведении правовых норм в соответствие, а также устранением пробелов правового регулирования в свете появления общественных отношений которые должны быть урегулированы нормами права, но не урегулированы в силу их новизны. В частности, здесь речь идет о правоотношениях, возникающих в условиях активной цифровизации и перевода существующих отношений в формат дистанционных, с использованием современных технологий.
Представительство граждан предполагает действие одного лица в интересах в силу закона или на основании специального полномочия. Законное представительство может возникать в отношении граждан, не имеющих полной дееспособности либо вследствие недостижения возраста совершеннолетия, либо в силу признания лица недееспособным в судебном порядке. В остальных случаях представительство осуществляется только по желанию самого гражданина и только в том объеме, который гражданину необходим.