Введение 3
Глава 1 Государственные органы социальной защиты населения 6
1.1 Понятие социальной защиты населения Российской Федерации 6
1.2 Источники финансирования социальной защиты населения 11
Глава 2 Организация работы органов социальной защиты населения 22
2.1 Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти 22
2.2 Организация работы органов социального обеспечения в субъектах российской федерации 31
2.3 Организация работы местных органов социальной защиты населения 42
Заключение 47
Список использованных источников 50
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день Россия переживает переходный период, затрагивающий все сферы социально-экономической жизни государства, обусловив появление многих социально незащищенных граждан - безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц с ограниченными возможностями здоровья и т. д. В таких условиях социальная защита общества обретает особую актуальность.
В ходе исторического развития государство меняет облик. В настоящее время одним из качеств цивилизованного государства является социальная направленность его деятельности, которая проявляется в предоставлении социальной защиты населению.
Социокультурные, социально-экономические и иные вызовы современности актуализируют проблему создания таких социальных условий жизнедеятельности людей, которые бы, с одной стороны, отвечали их запросам, с другой – обеспечивали порядок, стабильность и устойчивое развитие социальной структуры современного общества. В этой связи именно национальные проекты призваны решить подобные задачи и определить будущую проекцию социально-экономического развития России.
Успешное решение экономических, социальных и политических задач во многом зависит от деятельности органов, посредством которых осуществляются функции государства. В свою очередь эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования входящих в состав этих органов кадров, их профессиональной подготовки и опыта работы, а в конечном счете - от эффективности их управленческой деятельности.
Перед страной стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально неблагополучных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики в целом и в сельской местности.
Решение этой задачи может быть найдено в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты в сельской местности, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития. Требуется повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем финансирования социальной защиты путем увеличения степени ответственности за организацию социальной защиты на уровне муниципальных программ в сельской местности, а также переориентация ресурсов в местные бюджеты в целях финансирования мероприятий социальной защиты.
Цель исследования: изучение нормативно-правового регулирования деятельности органов социальной защиты населения.
Задачами исследования являются:
1.Определение понятия, признаки социальной защиты населения.
2. Анализ источников финансирования социальной защиты населения.
3. Раскрытие вопросов деятельности органов социальной защиты населения различного уровня – федерального, на уровне субъект РФ, муниципального.
4. Выявить проблемные вопросы деятельности органов социальной защиты населения и возможные способы решения таких проблем.
Объект исследования: совокупность общественных отношений, складывающихся по социальной защите населения.
Предмет исследования: нормы действующего российского законодательства о государственной социальной защите населения.
В ходе исследования применялись общенаучный и частно-научный методы познания и следующие подходы: системный, исторический, сравнительный, логический.
Теоретическую основу исследования составляет действующее гражданское, жилищное законодательство, право социального обеспечения, материалы судебной практики, а также учебные пособия, посвященные институту социальной защиты военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Изучению сущности, особенностей, обязательств социального государства посвящены многочисленные научные исследования .
На сегодняшний день вопросы системы социальной защиты населения обуславливаются требованиями современного рынка и являются особенно важными в современных экономических условиях.
Таким образом, появление обязательного социального страхования в финансовой системе государства обусловлено принятием государством обязательств по финансированию определенного рода затрат. Эти затраты характеризуются тем, что они:
1. направлены на возмещение потерь определенных субъектов, при этом потери носят вероятностный характер;
2. размер затрат (выплат) зависит от размера понесенных потерь, в связи с чем целесообразно обеспечить их финансирование за счет платежей, "привязанных" к сумме, на которую может притязать каждый из получателей.
Именно такими характеристиками обладают отдельные социальные выплаты населению (пенсии и пособия по временной нетрудоспособности, расходы на медицинские услуги и др.). С учетом этого государство использовало страхование для организации финансирования таких расходов. Уплачиваемые в рамках страхования страховые взносы лучше предназначены для финансирования таких расходов, чем налоги.
Понимание причин и условий включения в финансовую систему государства обязательного социального страхования позволит более четко выстраивать изучение финансово-правовых основ такого страхования, что необходимо для их совершенствования.
Национальные проекты направлены на развитие важных отраслей социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ, молодежной политики и других. Пересмотр федерального бюджета даёт возможность решить ряд ключевых социальных проблем и вывести социальную политику России на новый уровень. Впервые за всю историю резервы страны полностью покрывают внешний долг – и государственного, и коммерческого сектора. Теперь остаётся только эффективно воспользоваться финансовыми ресурсами, правильно распределить их в соответствии с социальными запросами общества. В ходе проведенного исследования удалось раскрыть социальную направленность национальных проектов, уяснить задачи и источники финансирования, а также ожидания населения от их реализации.
В обществе есть высокий запрос населения на кардинальные изменения в сферах образования и здравоохранения, а также в сфере жилищной политики государства. В российском обществе сохранятся определенный вектор недоверия граждан к реальному социальному эффекту от реализации национальных проектов.
При снижении темпов развития социальной сферы возможны негативные тенденции влекущие за собой невыполнения поставленных поручений в реализации социально-приоритетных задач. Финансовое обеспечение является важнейшим фактором социального развития страны, поэтому основной задачей социальной политики является существенное увеличение ассигнований на выполнение этих преобразований.
Можно выделить некоторые основные проблемы управления системой социальной защиты населения.
Одной из основных проблем управления социальной защитой является ограниченность бюджетных ресурсов при увеличении количества и многообразия социальных групп и категорий населения, которым необходима социальная поддержка государства.
В связи с тем, что профессия социального работника связана не только с оказанием социальных услуг гражданам по установленным законодательством перечням, но и прежде всего работой непосредственно с людьми, получателями государственных услуг на первое место выходит проблема управления кадровым обеспечением отрасли. Как было указано выше, количество категорий граждан, их возрастной, половой состав, национальность, вероисповедание, отношение к социальной группе, уровень дохода и др. огромно и по своим качественным характеристикам они сильно отличаются друг от друга, в связи с чем правильное распределение кадровых ресурсов является важной проблемой управления социальной защитой населения.
Социальный работник должен уметь строить взаимоотношения с гражданами, вне зависимости от совокупности указанных характеристик, быть толерантным, не проявлять агрессивность к окружающим.
Можно сформулировать следующие важные проблемы управления системой социальной защиты населения:
• увеличение нагрузки на бюджет в связи со складывающейся экономической и демографической ситуацией приводит к необходимости пересмотра способов управления системой социальной защиты населения;
• слабая система управления кадровым потенциалом становится одной из важнейших проблем для обеспечения решения поставленных задач и развития отрасли;
• низкие требования, установленные Стандартом к квалификации и образованию работников социальной защиты населения на различных должностях;
• для успешного и оперативного управления системой социальной защиты населения необходимо создание информационной системы в электронном виде, позволяющей осуществлять сбор, хранение и обработку необходимых данных;
• недостаточность привлечения в сферу социальной защиты населения сторонних организаций, в связи с отсутствием законодательно закрепленного механизма оказания поддержки.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. – 25 декабря
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. (последней редакции) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 04.06.2011 №130-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (последней редакции) // Собрание законодательства РФ, 06.06.2011, №23, ст.3270.
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (последней редакции) // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, №48, ст.6724.
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (последней редакции) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, №48, ст. 4563.
6. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 01.05.2021 г.) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч.1), ст.3.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (последней редакции) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. ст. 3822.
8. Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 26.07.2019 № 237-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.
9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www. kremlin. ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 29.03.2021)
10. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 433 «Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» // СПС КонсультантПлюс.
11. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (последней редакции) // СПС КонсультантПлюс.
12. Постановление Правительства РФ “О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций” от 27 декабря 2010 г. № 1135 (ред. от 27.12.2019) // СПС КонсультантПлюс.
13. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты на основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года // СПС КонсультантПлюс.
14. Постановление Правительства РФ “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Социальная поддержка граждан” от 15.04.2014 № 296 (ред. от 31.03.2020 № 382) // СПС КонсультантПлюс.
Учебная и научная литература
15. Акатнова М. Субъекты права на социальное обеспечение в международных актах и законодательстве России // Человек и труд. 2017. № 1. С. 19-22.
16. Берендеева А.Б., Малова А.А. Коммерциализация на рынке социальных услуг региона: факторы, динамика // Вестник Югорского Государственного Университета. 2017. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommertsializatsiya-na-rynke-sotsialnyh-uslug-regiona-faktory-dinamika.
17. Беликов Е.Г. Становление Российской Федерации как социального государства: финансово-правовые аспекты: монография / под редакцией Е.В. Покачаловой. М.: Юрлитинформ, 2017. С.112
18. Дадашев А.З., Мешкова Д.А., Топчи Юлия Алихановна Развитие финансового механизма и налогообложения организаций социальной сферы // Финансы и кредит. 2016. №30, С.702. ( дата обращения 28.03.2021).
19. Ермакова А.С., Дудник Т.А. Актуальные проблемы реализации социальной политики РФ на современном этапе // Экономика и социум. - 2016. - №5. - С. 700.
20. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Правосоциальногообеспечения России: Учебник. М., 2019.
21. Истомина Е.А. К вопросу о реализации принципов права социального обеспечения // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2018. № 3. С. 96 – 101.
22. Косаренко Н.Н. Социальное государство: политические, правовые и социально-экономические факторы: монография / Н.Н. Косаренко. М.: Юстиция, 2016. С.124.
23. Кокуева В.В., Кегдеева Е.М. Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на социальную политику // Молодой ученый. - 2019. - №8. - С. 109-112
24. Лютов Н.Л. Защита населения, работодателей и рынка труда в условиях пандемии: Россия в глобальном контексте // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - №8. - С. 108-117.
25. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник. М.: Издательство "Юрайт"; ИД "Юрайт", 2020. С. 449.
26. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2016, С. 365.
27. Смаль С. В. Социальная защита населения как функция современного государства дис. канд. полит. наук. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2018, С. 181.
28. Стремоухов А.В. Правовое понимание социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2018. N 3. С. 15 - 18.
Интернет-ресурсы
29. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за 2019 год//Департамент демографической политики и социальной защиты населения. Минтруд России.Документы// URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/protection/1338 (дата обращения: 05.04.2021).
30. Адвокатская газета «АГ-эксперт». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kak-gosudarstvo-pozabotitsya-o-nas-vo-vremya-pandemii/ (дата обращения: 01.02.2021).
31. Афанасьев С. Анализ численности пенсионеров в РФ. URL: https:// realnoevremya. ru/articles/110866-analiz-chislennosti-pensionerov-v-rf (датаобращения: 28.03.2021)
32. Администрация Санкт-Петербурга, раздел Денежные выплаты в СанктПетербурге различным категориям граждан в 2018 - 2021 гг. URL: https://www. gov. spb. ru/gov/otrasl/trud/denezhnye-vyplaty-v-sankt-peterburge-razlichnymkategoriyam-grazhdan-v/
33. Жилой фонд в Санкт-Петербурге. URL: http://dom. mingkh. ru/sanktpeterburg/sankt-peterburg (дата обращения: 29.03.2021).
34. «Социальный кодекс» Санкт-Петербурга. URL: http://docs. cntd. ru/ document/891859785. (дата обращения 28.03.2021)
35. «Социальный кодекс» Ленинградской области. URL: http://docs. cntd. ru/document/555652177 (дата обращения 28.03.2021).
36. Социальная помощь и государственная поддержка в областях и регионах России. URL: http://lgoty-vsem. ru/regiony (дата обращения 28.03.2021).