Нарушения усвоения и пути формирования монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (Российский Государственный Педагогический Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Частногодошкольное образовательное учреждение Детский сад № 16 ОАО «РЖД» (Республика Карелия, г. Кемь).
Выборка: две группы детей: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ). Средний возраст детей обеих групп: 5,5 – 6 лет.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение………………………………..………………………………………... 4
Глава 1. Теоретические основы изучения монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Междисциплинарныйподход к рассмотрению монологической речи………………….….. 7
1.2 Развитие монологической речи в онтогенезе…………..…………….... 12
1.3 Особенности монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи …….. 17
1.4 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи ……………………………………………………... 21
Выводы по первой главе ………………………………………………..…. 24
Глава 2. Методика исследования недостатков монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1Цель, задачи, методы и организация исследования. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников …………………………... 25
2.2 Теоретико-методологические основы и направления исследования монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи .. 29
Выводы по второй главе ………………………………………..……..……. 33
Глава 3. Анализ результатов исследования монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием…..………………………………..………………………...……….. 34
Выводы по третьей главе ………………………………………………….. 54
Глава 4. Методические рекомендации кпроведению логопедической работы по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
4.1 Цель, задачи и направления методических рекомендаций к проведению логопедической работе по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………….55
4.2 Дифференцированный подход к коррекции монологической речи у детей с общим недоразвитием речи………..…………………………... 58
Выводы по четвертой главе ……………………………………………….. 59
Заключение……………………………………………………………………. 60
Список литературы…………………………………………………………….. 63
Приложение А: Содержание методики констатирующего эксперимента……..……………………………………………………………... 68
Приложение Б: Сравнительные данные констатирующего эксперимента ....101
Приложение В: Содержание методических рекомендаций к проведению логопедической работы по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи ………………………
Логопедическая работа во время подготовки к школьному обучению направлена на развитие связной монологической речи, заключается это работа в составлении словосочетаний, предложений, рассказов, пересказов текстов (описания, повествования с элементами рассуждения) с соблюдением целостности и связности высказывания, расширением словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают важность специального обучения связной описательно-повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи, что необходимо для полного преодоления дефекта и в будущем хорошего школьного обучения.
Анализ литературных данных по проблеме изучения состояния монологической речи позволяет считать этот вопрос актуальным.
Актуальность темы исследования заключается в том, что количество детей с недоразвитием монологической речи увеличивается; характер формирования монологической речи у детей дошкольного возраста разный; полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития;целенаправленное формирование монологической речи важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста, в особенности с детьми с общим недоразвитием речи; формирование монологической речи дошкольников с ОНР определяется необходимостью социализации детей и развитию их личности, успешным решением образовательных и воспитательных задач.
Объектом исследования является монологическая речь у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются направления и содержание методических рекомендаций к проведению логопедической работе по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: у детей с общим недоразвитием речи отмечаются качественные и количественные недостатки развития монологической речи. Успешность логопедической работы будет определяться дифференцированным характером методических рекомендаций к проведению систематической работы по формированию речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для детей с ОНР 3 уровня речевого развития характерны трудности в овладении навыками связной монологической речи, которое обусловлено недоразвитием лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. В речи детей наблюдается большое количество аграмматизмов, нарушены порядок слов в высказывании и связь слов в предложении. Установлено, что наличие у детей второстепенных отклонений в развитии ведущих психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, создает дополнительные затруднения овладении связной речью.
Основной целью констатирующего эксперимента было выявление особенностей формирования монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.
Для констатирующего исследования использовалась методика, предложенная В.П. Глуховым, которая включала в себя серию заданий. Они направлены на изучение возможностей детей с общим недоразвитием речи в использовании различных видов связных высказываний - от единичной фразы до составления творческих рассказов.
У большинства детей с ОНР возникли затруднения в точной и полной передаче содержания знакомой сказки. При рассказывании по серии сюжетных картинок, наибольшие трудности отмечались в установлении связи между картинками, в объединении отдельных фрагментов в целое связное сообщение. Характерным для речевых высказываний детей с ОНР было сужение поля восприятия картинок, пропуск эпизодов, отражающих действие персонажей. Таким образом, несмотря на наличие наглядной опоры, составления связного рассказа-повествования вызвало значительные трудности у детей с ОНР.
Наибольшие трудности возникли у детей с ОНР при составлении рассказа-описания. Отмечались трудности в описании предметов, в реализации собственного замысла в форме связного последовательного сообщения.
Отмеченные в рассказах детей экспериментальной группы нарушения логической последовательности изложения, незавершенность фактов, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении заданий могут свидетельствовать о значительных трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
Почти у всех детей экспериментальной группы выявлены недостатки в синтаксической организации сообщения. Отмечались нарушения синтаксической связи между фразами, трудности при передаче временных и пространственных отношений. Значительные различия выявлены между детьми двух групп по уровню использования фразовой речи.
Анализ аграмматизмов в рассказах детей экспериментальной группы выявил большую частоту ошибок при построении предложений, при образовании и употреблении глагольных форм. Отмечается бедность используемых лексических средств.
У детей с ОНР отмечена бедность содержания, схематичность, незавершенность сюжета. Ответы дошкольников экспериментальной группы состояли из нераспространенных предложений, наблюдается бедность языковых средств. Используются вопросы экспериментатора, ответы не соответствуют характеру связного повествования. Наблюдается отсутствие осмысления сюжетной ситуации, нарушение логики повествования.
Для выявления уровней развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста использовались критерии. На основе критериев были определены уровни развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Сопоставление результатов выполнения заданий на составление различных видов рассказа показывает, что дети с ОНР 3 уровня речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками рассказывания.
Недостаточная сформированность монологической речи препятствует адекватному формированию сложного речемыслительного механизма, отвечающего за овладение навыками монологической речи.
Введение………………………………..………………………………………... 4
Глава 1. Теоретические основы изучения монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Междисциплинарныйподход к рассмотрению монологической речи………………….….. 7
1.2 Развитие монологической речи в онтогенезе…………..…………….... 12
1.3 Особенности монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи …….. 17
1.4 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи ……………………………………………………... 21
Выводы по первой главе ………………………………………………..…. 24
Глава 2. Методика исследования недостатков монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1Цель, задачи, методы и организация исследования. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников …………………………... 25
2.2 Теоретико-методологические основы и направления исследования монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи .. 29
Выводы по второй главе ………………………………………..……..……. 33
Глава 3. Анализ результатов исследования монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием…..………………………………..………………………...……….. 34
Выводы по третьей главе ………………………………………………….. 54
Глава 4. Методические рекомендации кпроведению логопедической работы по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
4.1 Цель, задачи и направления методических рекомендаций к проведению логопедической работе по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………….55
4.2 Дифференцированный подход к коррекции монологической речи у детей с общим недоразвитием речи………..…………………………... 58
Выводы по четвертой главе ……………………………………………….. 59
Заключение……………………………………………………………………. 60
Список литературы…………………………………………………………….. 63
Приложение А: Содержание методики констатирующего эксперимента……..……………………………………………………………... 68
Приложение Б: Сравнительные данные констатирующего эксперимента ....101
Приложение В: Содержание методических рекомендаций к проведению логопедической работы по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи ………………………