Введение 3
Глава 1. Понятие, содержание и виды правотворческой деятельности 7
1.1. Понятие, принципы и содержание правотворческой деятельности 7
1.2. Виды правотворческой деятельности 14
Глава 2. Понятие, содержание и виды антикоррупционных технологий в правотворческой деятельности 30
2.1. Понятие и содержание антикоррупционных технологий.
Антикоррупционная культура 30
2.2. Общая характеристика отдельных видов антикоррупционных
технологий в правотворческой деятельности 40
Глава 3. Функции и методы осуществления антикоррупционных
технологий в правотворческой деятельности 55
3.1. Функции антикоррупционных технологий в правотворческой
деятельности 55
3.2. Методы осуществления антикоррупционных технологий в
правотворческой деятельности 59
Заключение 65
Список использованной литературы
Коррупция - многогранное явление, отражающее уровень развития общества, государства и правовой системы. Коррупция возникает, развивается и трансформируется одновременно с государством правом. Одним из ключевых средств противодействия коррупции выступает право. Право является средством нормативного правового воздействия, направленного на преодоление и недопущение возникновения и развития коррупционных деяний. Именно правотворческая деятельность представляет собой основу формирования права, что включает и антикоррупционную составляющую.
Правотворческая деятельность - сложное явление, обеспечивающее норм национального и международного права, их совершенствование. В то же время правотворчество юридической практической деятельности, результатом которой является принятие документов нормативно-правового характера. Сегодня правотворчество понимается широко, а именно как деятельность, которая осуществляется государством в лице государства, результатом которой было право, его изменение и совершенствование в виде системы нормативных правовых актов, что составляло в целом законодательную базу. На современном этапе развития государственности и гражданского общества такое понимание правотворчества оказалось ограниченным, поскольку оно не отражало роли институтов гражданского общества и международного сообщества в данной сфере деятельности.
Актуальность темы исследования в данной работе обусловлена целым комплексом причин, прямо или косвенно связанных с правотворчеством в данной обширной сфере, как антикоррупционная деятельность. Согласно последним статистическим данным Россия занимает 119 место в индексе восприятия коррупции, имея при этом показатель29. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Данный факт не может не вызывать опасений за точное и повсеместное исполнение законов в области борьбы с коррупцией в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации антикоррупционных технологий в правотворческой деятельности государства.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства об антикоррупционных технологиях в правотворческой деятельности. Антикоррупционные технологии можно определить как совокупность приемов и средств, связанных с подбором, расстановкой, обучением, воспитанием, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации, а также осуществлением контроля за деятельностью работников, в чьи трудовые (служебные) обязанности входит контроль за соблюдением законодательства и противодействие коррупции. Для этого, при написании данной выпускной квалификационной работы были изучены такие нормативно-правовые акты, как Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие федеральные законы и приказы министерств и ведомств Российской Федерации.
Научной базой выступили учебники для высших учебных заведений под редакцией Нашица А, Сырых В.М., Марченко М.Н., научные публикации, а также другие работы ученых-правоведов занимающихся проблемами антикоррупционного регулирования и правотворчества в Российской Федерации.
Целью работы является изучение антикоррупционных технологий в правотворческой деятельности, правотворческих процессов в данной области и раскрытие его функций и методов.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
1. Анализ правотворчества с точки зрения теории государства и права.
2. Изучение понятия антикоррупционных технологий и отдельных его видов.
3. Выявление основных и наиболее важных функций антикоррупционных технологий в правотворческой деятельности.
4. Систематизация методов осуществления правотворчества в антикоррупционной сфере.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют общенаучные и частнонаучные методы. К таким методам соответственно относятся анализ, статистический метод и др. Также были использованы формально-юридический метод, и сравнительно-правовой метод.
Структуру данной работы составляют введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Современный взгляд на вечную проблему коррупции весьма противоречив. Пресса, радио и телевидение все чаще внушают населению, что коррупция обыденное явление повседневной жизни, ее необходимый элемент, а потому бороться с этим злом бессмысленно. Тем временем коррупция становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству.
Надо полагать, что отсутствие интереса к этой теме является важным свидетельством, во-первых, разочарования юридической общественности в эффективности уголовно-правовых мер воздействия на сложившуюся в России ситуацию и, во-вторых, опасения последствий, к которым может привести надлежащее выполнение предписаний уголовного закона. Второе можно определить и иными словами: стоит ли обсуждать пути наиболее действенного применения закона, если общество буквально пронизано, а быть может, и связано прочными нитями коррупции. Данные соображения негативно влияют на понимание правоприменителем содержания уголовно-правового "антикоррупционного" запрета.
Большая степень общественной опасности подобных деяний вряд ли вызывает сомнения. Считаю целесообразным в новом УК установить повышенные санкции для должностных лиц правоохранительных органов за взяточничество, предусмотрев соответственно в УК отдельную норму, регулирующую их ответственность.
Мировая практика противодействия коррупции выработала объемный комплекс соответствующих мер. В их числе контроль за расходами чиновников, признание недействительными сделок, за совершение которых получена взятка, недопустимость цензуры в форме преследования журналистов за ложь, повышение зарплаты государственных служащих и т.п.
Никакие этические соображения не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением чиновника быть разоблаченными наказанным. Честность должностных лиц должна постоянно "подкрепляться" хорошей работой прокуратуры. Поэтому все антикоррупционные мероприятия должны быть не просто взаимосвязаны с реализацией данного предложения, но и основываться на нем, поскольку, если за всеми, пусть даже достаточно жесткими требованиями антикоррупционного законодательства не будет "проглядываться" грозная фигура независимого от "кормления", хорошо обеспеченного, боящегося потерять свою работу прокурора, требования эти не будут подкреплены реальной угрозой наказания за их неисполнение.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) "О референдуме Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996
4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О
противодействии коррупции" // "Российская газета", N 266, 30.12.2008,
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6730.
6. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060,
7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации" // "Российская газета", N 229, 25.11.1995.
8. Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" // "Собрание законодательства РФ", 19.04.2010, N 16, ст. 1875.
9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. - № 88. - 19.05.2009.
10. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета. - № 152. - 15.08.2002.
11. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») // Российская газета. - № 74. - 15.04.1997.
12. '’Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных
служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21))// "Официальные документы в образовании", N 36, декабрь, 2011
13. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // Собрание законодательства РФ. - 08.03.2010. - № 10. - ст. 1084.
14. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (вместе с «Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет») // Российская газета. - № 229. - 02.12.2009.
Учебная литература:
15. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. Под ред. Лазарева В.В. М., 2010.
16. Морозова Л.А. Теория государства и права Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010
17. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / Под ред. Д.А. Керимова, А.В. Мицкевича. М., 1974
18. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник М.: Норма, 2009.
19. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2006. Специальная литература:
20. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система: Учебное пособие. Н. Новгород, 2009.
21. Головистикова А.Н. Теория государства и права в таблицах и схемах: Учебное пособие // М.: Эксмо-Пресс, 2007 г
22. Голик Ю.В., Карасев В.И .Коррупция как механизм социальной деградации Юридический центр Пресс, 2005 год - 327 с.
23. Гродзинский М.М. Законодательная техника и Уголовной кодекс // Вестник советской юстиции,1928, № 19
24. Дидыч Т.О. Правотворчество государства и противодействие коррупции в современных условиях // Журнал российского права. Выпуск № 8 (188) / 2012
25. Иночкина Н. В. Проблема разграничения понятий «санкционированное» и «делегированное» правотворчество [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012.
26. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. - 2-изд., перераб. и дополн. - М.: ЮрИнфоР,
27. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.
28. Моисеев В. В. Борьба с коррупцией в России. Директ-Медиа, 2014 год - 415 с.
29. Моисеев В. В. Государственная политика противодействия коррупции в современной России Директ-Медиа, 2014 год 505 с.
30. Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1972
31. Шегабудинов Р.Ш Предупреждение организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Вопросы теории и практики: монография. ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 год - 199 с.