Взаимодействие внутригосударственного и международного права
|
Введение 3
Глава 1. Соотношение международного права и внутригосударственного (национального) права 6
1.1. Основные подходы к соотношению международного права и
национального права 6
1.2. Влияние международного права на национальное право 18
1.3. Влияние права региональных международных объединений 22
Глава 2. Влияние внутригосударственного права на международное право 27
2.1. Рецепция норм права как форма взаимодействия национальных правовых
систем 27
2.2. Формы и способы влияния национального права на международное право
30
Глава 3. Общепризнанные международные нормы и принципы в правовой системе Российской Федерации 34
3.1. Понятие и элементы правовой системы России 34
3.2. Место общепризнанных международных норм и принципов в правовой
системе Российской Федерации 44
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Соотношение международного права и внутригосударственного (национального) права 6
1.1. Основные подходы к соотношению международного права и
национального права 6
1.2. Влияние международного права на национальное право 18
1.3. Влияние права региональных международных объединений 22
Глава 2. Влияние внутригосударственного права на международное право 27
2.1. Рецепция норм права как форма взаимодействия национальных правовых
систем 27
2.2. Формы и способы влияния национального права на международное право
30
Глава 3. Общепризнанные международные нормы и принципы в правовой системе Российской Федерации 34
3.1. Понятие и элементы правовой системы России 34
3.2. Место общепризнанных международных норм и принципов в правовой
системе Российской Федерации 44
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Современный уровень экономической, финансовой, природоресурсной и экологической взаимозависимости между странами опосредуется расширением международного правового сотрудничества.
Правовая система отдельного государства в настоящее время не представляет собой самостоятельного явления. Она функционирует в международном правовом пространстве как его неотъемлемая составная часть, и на ее развитие активное влияние оказывают как внутригосударственные процессы, так и процессы глобализации, мировой экономической и политической интеграции. Практически все государства взаимодействуют между собой, так или иначе: на мировом, региональном уровне или в двухсторонних отношениях. В том числе и Россия, которая стала современным, открытым, демократическим государством, которая взаимодействует и сотрудничает с другими государствами со всех сферах деятельности, а ее экономика стала частью глобальной экономики.
В современном мире существует большое количество национальных (внутривосударственных) правовых систем, созданных суверенными государствами и распространяющих свое воздействие на отношения в рамках территорий конкретных государства. В то же время все внутригосударственные правовые системы вовлечены во взаимодействие, то есть каждая из них может наделять нормы иностранного права юридическим силой, и, в свою очередь, правовые нормы каждой национальной правовой системы получают юридическую значимость с позиций других правовых систем. Также нормы внутригосударственного права должны соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права.
В настоящее время рассматриваемая область стала особенно интересной в связи с изменениями, произошедшими за последнее десятилетие в обществе и в международных отношениях. С расширением интеграции государств, увеличением сфер совместного правового регулирования изменилось и отношение к взаимосвязи международного и национального права. С точки зрения практики, рассмотрение вопросов взаимодействия международного права и национального права России обусловлено тем, что Конституция РФ дает правоприменителю возможность (а иногда
и создает для него обязанность) реализовать во внутригосударственной сфере нормы международного права: нормы международных договоров РФ, общепризнанные' нормы и принципы международного права. Между тем следует обратить внимание на слабую разработанность этих аспектов. Большую теоретическую и практическую значимость имеют и такие вопросы, как характер отношений между национальным правом России и международным правом, то есть вопрос иерархии между ними, применение самоисполнимых договоров, временное исполнение нератифицированных договоров и правовые последствия их применения, ситуации, когда правоприменитель может применять норму международного договора и когда он должен применить ее в совокупности с нормой национального права. Это и объясняет актуальность темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение института взаимодействия международного права и внутригосударственного права. Исходя из поставленной цели перед автором стоят следующие задачи:
- провести исследование соотношения международного права и национального права;
- изучить влияние международного права на внутригосударственное право;
- обосновать влияние права региональных международных объединений;
- дать характеристику рецепции норм права;
- указать основы влияния национального права на международное право;
- рассмотреть понятие и элементы правовой системы России;
- определить место общепризнанных международных норм и принципов в правовой системе Российской Федерации.
Источниковую базу исследования составили научные труды в области теории государства и права, в частности, труды таких ученых как Азнагуловой Г.М., Лунц Л.А., Матузовой Н.И., Мелехина А.В.
Также в работе использовались такие нормативные правовые акты как Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, иные законные и подзаконные акты, квалификационной работы.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что данную работу можно использовать в исследовательских целях при подготовке научных статей, рефератов, курсовых и дипломных работ.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Правовая система отдельного государства в настоящее время не представляет собой самостоятельного явления. Она функционирует в международном правовом пространстве как его неотъемлемая составная часть, и на ее развитие активное влияние оказывают как внутригосударственные процессы, так и процессы глобализации, мировой экономической и политической интеграции. Практически все государства взаимодействуют между собой, так или иначе: на мировом, региональном уровне или в двухсторонних отношениях. В том числе и Россия, которая стала современным, открытым, демократическим государством, которая взаимодействует и сотрудничает с другими государствами со всех сферах деятельности, а ее экономика стала частью глобальной экономики.
В современном мире существует большое количество национальных (внутривосударственных) правовых систем, созданных суверенными государствами и распространяющих свое воздействие на отношения в рамках территорий конкретных государства. В то же время все внутригосударственные правовые системы вовлечены во взаимодействие, то есть каждая из них может наделять нормы иностранного права юридическим силой, и, в свою очередь, правовые нормы каждой национальной правовой системы получают юридическую значимость с позиций других правовых систем. Также нормы внутригосударственного права должны соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права.
В настоящее время рассматриваемая область стала особенно интересной в связи с изменениями, произошедшими за последнее десятилетие в обществе и в международных отношениях. С расширением интеграции государств, увеличением сфер совместного правового регулирования изменилось и отношение к взаимосвязи международного и национального права. С точки зрения практики, рассмотрение вопросов взаимодействия международного права и национального права России обусловлено тем, что Конституция РФ дает правоприменителю возможность (а иногда
и создает для него обязанность) реализовать во внутригосударственной сфере нормы международного права: нормы международных договоров РФ, общепризнанные' нормы и принципы международного права. Между тем следует обратить внимание на слабую разработанность этих аспектов. Большую теоретическую и практическую значимость имеют и такие вопросы, как характер отношений между национальным правом России и международным правом, то есть вопрос иерархии между ними, применение самоисполнимых договоров, временное исполнение нератифицированных договоров и правовые последствия их применения, ситуации, когда правоприменитель может применять норму международного договора и когда он должен применить ее в совокупности с нормой национального права. Это и объясняет актуальность темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение института взаимодействия международного права и внутригосударственного права. Исходя из поставленной цели перед автором стоят следующие задачи:
- провести исследование соотношения международного права и национального права;
- изучить влияние международного права на внутригосударственное право;
- обосновать влияние права региональных международных объединений;
- дать характеристику рецепции норм права;
- указать основы влияния национального права на международное право;
- рассмотреть понятие и элементы правовой системы России;
- определить место общепризнанных международных норм и принципов в правовой системе Российской Федерации.
Источниковую базу исследования составили научные труды в области теории государства и права, в частности, труды таких ученых как Азнагуловой Г.М., Лунц Л.А., Матузовой Н.И., Мелехина А.В.
Также в работе использовались такие нормативные правовые акты как Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, иные законные и подзаконные акты, квалификационной работы.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что данную работу можно использовать в исследовательских целях при подготовке научных статей, рефератов, курсовых и дипломных работ.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Таким образом, из настоящей выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
В современном мире существует большое количество национальных (внутригосударственных) правовых систем, созданных суверенными государствами и распространяющих свое воздействие на отношения в рамках территорий конкретных государства. В то же время все внутригосударственные правовые системы вовлечены во взаимодействие, то есть каждая из них может наделять нормы иностранного права юридическим значением, и, в свою очередь, правовые нормы каждой национальной правовой системы получают юридическую оценку с позиций других правовых систем.
Несмотря на доминирование в международно-правовой доктрине признания примата международного права над национальным, конституционная практика государств не восприняла в полной мере эту идею и, наряду с юридической формулой «международное право - часть права страны», по-прежнему исходит из примата конституции в отношении международно-правовых обязательств. Более того, полагаем, что только на базе уважения приоритета конституционных норм возможно должное обеспечение международного правопорядка. Не случайно новейшие международные документы возлагают на избранные правительства обязанность воздерживаться от неконституционных действий.
Внутригосударственный высший акт оценивается как важнейший фактор упорядочивания внутригосударственной жизни, стабилизации обстановки в стране, преодоления конфликтов, безвластия, политического, правового и экономического хаоса. Внутригосударственная стабильность - непременный залог международной стабильности.
Современное международное право таково, что оно способно выступать той основой, на которую опирается государство, обеспечивая высокий правовой потенциал конституции. Международное право и национальное право России гарантируют однопорядковые социальные ценности.
Оценивая место норм международного права в правовой системе России, мы считаем недопустимым приравнивать их к национальным нормам и говорить о бесспорной принадлежности международных договоров России к числу нормативных правовых актов. Нормы международного права не следует рассматривать как составную часть внутреннего права. Они не меняют своей природы и в этом смысле являются «инородным телом» по отношению к нормам внутреннего права. Ни один внутригосударственный акт, обеспечивающий выполнение государством своих международных обязательств, не способен изменить природу норм, их особенные цели, содержание, форму. Государство осуществляет и обеспечивает выполнение норм международного права, автономных, сопоставимых и применимых именно в контексте своей правовой системы. Однако процесс осуществления этих норм, порядок их имплементации регулируется нормами внутригосударственного права, если иное не определено международным договором государства. Данный подход обеспечивает концепцию государственного суверенитета и верховенство юрисдикции государства на своей территории.
Соотношение международного и внутригосударственного права не является стабильной доминантой. Оно изменяется в зависимости от конкретно-исторической обстановки. Данные правовые системы находятся в состоянии динамического равновесия, оставляя государствам определенное поле для маневра в вопросах организации и построения своей правовой системы. Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от их взаимодействия с международным правом.
С данных позиций, а также с точки зрения защиты суверенных прав России, мы должны придерживаться дуалистической теории, рассматривающей международное и внутригосударственное право в качестве двух самостоятельных правовых систем. Наиболее приемлемым для государства является такое соотношение между национальным и международным правом, при котором у него есть возможность отказаться от инкорпорации в свою правовую систему неугодных ему норм и при этом активно участвовать в интеграционных процессах, происходящих в международном сообществе. В этом случае государство обладает возможностью регулировать степень открытости своей правовой системы. Обе системы находятся в постоянном взаимодействии, опосредуемом волей государств - участников международного общения. Системы самостоятельные, но не независимые. Воля государства - отправная точка, призванная координировать положение правовых систем, но не устанавливать приоритет одной из них над другой.
Перед Россией не стоит и не должна стоять задача механического приведения национального законодательства в соответствие с нормами международного права. Речь идет не только и не столько о сравнении двух правовых систем с точки зрения лучше - хуже, эффективнее - не эффективнее. Определяющим критерием должны быть национальные интересы. В настоящий момент происходит определенная модификация параметров национального суверенитета. Если раньше независимость государства в международных отношениях понималась только как независимость от какого-либо иного государства, то теперь к этому пониманию добавилось понимание независимости как независимости в рамках международного права.
В силу этого развитие международного права сопровождается установлением ряда требований к правовой системе государства в целом и в первую очередь к конституции, первейшим из которых является обеспечение основным законом выполнения государством своих обязательств по международному праву. Показателен в данном плане опыт взаимодействия России со структурами Совета Европы, когда по поручению Кабинета Министров Совета Европы Венецианская Комиссия представила развернутое заключение на проект Конституции России.
Оценивая общее направление развития, мы отмечаем формирование конституции нового типа, насыщенной универсальными правовыми нормами и стандартами, сформулированными в виде абсолютных ценностей. Это отражение происходящего процесса сближения различных правовых систем, их взаимодействия и взаимопроникновения. Однако государства, в равной степени как и народы, которые они представляют, имеют собственную судьбу, они самоидентифицировались и их сближение допустимо только на базе общих принципов и методов.
Включение правовую систему России норм и принципов международного права, показывает стремление государства к справедливому миропорядку и укреплению демократических основ РФ. Так как нормы и принципы международного права являются одним из правовых гарантов обеспечения мира и безопасности, взаимовыгодного сотрудничества государств, решении проблем и задач мирового масштаба и в обеспечении соблюдения естественных прав и свобод человека.
Конституция Российской Федерации отразила универсальный процесс сближения внутригосударственного и международного права. В первую очередь это отражается в ч.4 ст.15 Конституции РФ.
Следует предостеречь от одномерного отношения к международным стандартам, безоговорочного принятия концепции конвергенции правовых систем. Декларируя уважительное отношение к международному праву, его принципам и нормам, следует столь же уважительно относиться и к процессу реализации международно-правовых норм. При этом, обращаясь к международным положениям, следует проводить разграничение между правом, создаваемым государством, и правом, применяемым государством и в государстве. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственно правом государства он охватывает те находящиеся за рамками национального права нормы, которые подлежат применению и могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции.
В современном мире существует большое количество национальных (внутригосударственных) правовых систем, созданных суверенными государствами и распространяющих свое воздействие на отношения в рамках территорий конкретных государства. В то же время все внутригосударственные правовые системы вовлечены во взаимодействие, то есть каждая из них может наделять нормы иностранного права юридическим значением, и, в свою очередь, правовые нормы каждой национальной правовой системы получают юридическую оценку с позиций других правовых систем.
Несмотря на доминирование в международно-правовой доктрине признания примата международного права над национальным, конституционная практика государств не восприняла в полной мере эту идею и, наряду с юридической формулой «международное право - часть права страны», по-прежнему исходит из примата конституции в отношении международно-правовых обязательств. Более того, полагаем, что только на базе уважения приоритета конституционных норм возможно должное обеспечение международного правопорядка. Не случайно новейшие международные документы возлагают на избранные правительства обязанность воздерживаться от неконституционных действий.
Внутригосударственный высший акт оценивается как важнейший фактор упорядочивания внутригосударственной жизни, стабилизации обстановки в стране, преодоления конфликтов, безвластия, политического, правового и экономического хаоса. Внутригосударственная стабильность - непременный залог международной стабильности.
Современное международное право таково, что оно способно выступать той основой, на которую опирается государство, обеспечивая высокий правовой потенциал конституции. Международное право и национальное право России гарантируют однопорядковые социальные ценности.
Оценивая место норм международного права в правовой системе России, мы считаем недопустимым приравнивать их к национальным нормам и говорить о бесспорной принадлежности международных договоров России к числу нормативных правовых актов. Нормы международного права не следует рассматривать как составную часть внутреннего права. Они не меняют своей природы и в этом смысле являются «инородным телом» по отношению к нормам внутреннего права. Ни один внутригосударственный акт, обеспечивающий выполнение государством своих международных обязательств, не способен изменить природу норм, их особенные цели, содержание, форму. Государство осуществляет и обеспечивает выполнение норм международного права, автономных, сопоставимых и применимых именно в контексте своей правовой системы. Однако процесс осуществления этих норм, порядок их имплементации регулируется нормами внутригосударственного права, если иное не определено международным договором государства. Данный подход обеспечивает концепцию государственного суверенитета и верховенство юрисдикции государства на своей территории.
Соотношение международного и внутригосударственного права не является стабильной доминантой. Оно изменяется в зависимости от конкретно-исторической обстановки. Данные правовые системы находятся в состоянии динамического равновесия, оставляя государствам определенное поле для маневра в вопросах организации и построения своей правовой системы. Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от их взаимодействия с международным правом.
С данных позиций, а также с точки зрения защиты суверенных прав России, мы должны придерживаться дуалистической теории, рассматривающей международное и внутригосударственное право в качестве двух самостоятельных правовых систем. Наиболее приемлемым для государства является такое соотношение между национальным и международным правом, при котором у него есть возможность отказаться от инкорпорации в свою правовую систему неугодных ему норм и при этом активно участвовать в интеграционных процессах, происходящих в международном сообществе. В этом случае государство обладает возможностью регулировать степень открытости своей правовой системы. Обе системы находятся в постоянном взаимодействии, опосредуемом волей государств - участников международного общения. Системы самостоятельные, но не независимые. Воля государства - отправная точка, призванная координировать положение правовых систем, но не устанавливать приоритет одной из них над другой.
Перед Россией не стоит и не должна стоять задача механического приведения национального законодательства в соответствие с нормами международного права. Речь идет не только и не столько о сравнении двух правовых систем с точки зрения лучше - хуже, эффективнее - не эффективнее. Определяющим критерием должны быть национальные интересы. В настоящий момент происходит определенная модификация параметров национального суверенитета. Если раньше независимость государства в международных отношениях понималась только как независимость от какого-либо иного государства, то теперь к этому пониманию добавилось понимание независимости как независимости в рамках международного права.
В силу этого развитие международного права сопровождается установлением ряда требований к правовой системе государства в целом и в первую очередь к конституции, первейшим из которых является обеспечение основным законом выполнения государством своих обязательств по международному праву. Показателен в данном плане опыт взаимодействия России со структурами Совета Европы, когда по поручению Кабинета Министров Совета Европы Венецианская Комиссия представила развернутое заключение на проект Конституции России.
Оценивая общее направление развития, мы отмечаем формирование конституции нового типа, насыщенной универсальными правовыми нормами и стандартами, сформулированными в виде абсолютных ценностей. Это отражение происходящего процесса сближения различных правовых систем, их взаимодействия и взаимопроникновения. Однако государства, в равной степени как и народы, которые они представляют, имеют собственную судьбу, они самоидентифицировались и их сближение допустимо только на базе общих принципов и методов.
Включение правовую систему России норм и принципов международного права, показывает стремление государства к справедливому миропорядку и укреплению демократических основ РФ. Так как нормы и принципы международного права являются одним из правовых гарантов обеспечения мира и безопасности, взаимовыгодного сотрудничества государств, решении проблем и задач мирового масштаба и в обеспечении соблюдения естественных прав и свобод человека.
Конституция Российской Федерации отразила универсальный процесс сближения внутригосударственного и международного права. В первую очередь это отражается в ч.4 ст.15 Конституции РФ.
Следует предостеречь от одномерного отношения к международным стандартам, безоговорочного принятия концепции конвергенции правовых систем. Декларируя уважительное отношение к международному праву, его принципам и нормам, следует столь же уважительно относиться и к процессу реализации международно-правовых норм. При этом, обращаясь к международным положениям, следует проводить разграничение между правом, создаваемым государством, и правом, применяемым государством и в государстве. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственно правом государства он охватывает те находящиеся за рамками национального права нормы, которые подлежат применению и могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции.
Подобные работы
- Взаимодействие внутригосударственного и международного права
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие внутригосударственного и международного права
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СУВЕРЕНИТЕТ - ОСНОВНОЕ КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Характеристика Конституции РФ и норм международного права
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 970 р. Год сдачи: 2010 - Проблема правового статуса транснациональных корпораций: международно-правовые аспекты ( 12.00.10 )
Диссертации (РГБ), международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ООН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



