Введение 2
Глава 1. Роль и значение информационного обеспечения в повышении эффективности работы турфирмы 5
1.1. Общие понятия об информационном обеспечении турфирмы 5
1.2. Основные направления развития информационного обеспечения турфирмы 10
1.3. Анализ информационного обеспечения турфирмы в Российской
Федерации 14
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности туристической фирмы ООО
«Лион»24
2.1. Общая характеристика туристической фирмы ООО «Лион» 25
2.2. Анализ экономических показателей туристической фирмы ООО
«Лион» 31
2.3. Анализ системы управления туристической фирмой ООО
«Лион» 36
Глава 3. Пути совершенствования информационного обеспечения деятельности турфирмы ООО «Лион» 40
3.1. Анализ существующей системы информационного обеспечения турфирмы ООО «Лион» 41
3.2. Мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения
турфирмы ООО «Лион» 52
3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 60
Заключение 64
Список использованной литературы
Туризм - информационно насыщенный вид деятельности. Существует немного других сфер деятельности, в которых сбор, обработка, использование и предоставление информации были бы также полезны для каждодневного использования, как в индустрии туризма [5, с.12]. Туристская продукция не может быть выставленной и рассмотренной там, где она реализовывается, как потребительские или же производственные товары. Это предложение, как правило, приобретают заблаговременно и вдалеке от места использования. Следовательно, индустрия туризма на рынке полностью зависит от ярких и красочных изображений, подробных описаний, использования различных средств связи и передачи информации.
Для того чтобы принимать результативные управленческие решения при стремительном развитии рыночной экономики туристскому предприятию необходима достойная система информационного обеспечения, качественно отражающая сформировавшуюся экономическую ситуацию. Выбранная мной тема, является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности турфирмы, но и, кроме того, способ выживания в условиях жесткой конкуренции.
Актуальность темы дипломной работы состоит в том, современные информационные компьютерные технологии проникли в различные сферы человеческой жизни, на сегодняшний день нужно понимать, насколько важны информационные технологии в деятельности туристической фирмы, но многие предприятия индустрии туризма не осознают важность этих аспектов деятельности. Фирмы, которые в свое время осознали возможности информационных ресурсов и компьютерных технологий, а затем внедрившие их, не только смогли оптимизировать производство, но и приобрести конкурентные преимущества, позволяющие им выжить в условиях кризиса.
Качественное информационное обеспечение туристической фирмы сокращает время поиска тура, помогает туристам ознакомиться с
2
предложениями турфирмы наглядно, дает возможность сравнивать цены различных туроператоров и туристических фирм, а также упрощает работу самих сотрудников.
Целью дипломной работы является: разработка мероприятий по совершенствованию информационного обеспечения туристской
деятельности на фирме ООО «Лион».
Исходя из этого, были разработаны следующие задачи:
- рассмотреть сущность информационных технологий в индустрии туризма;
- исследовать роль Интернета в туристическом бизнесе;
- раскрыть понятие «автоматизация деятельности»;
- проанализировать деятельность предприятия ООО «Лион», выявить основные недостатки;
- разработать мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения туристической фирмы;
- рассчитать экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.
Предмет исследования: применение информационных технологий в управлении, процесс автоматизации деятельности компании.
Объект исследования: туристическая фирма ООО «Лион».
Методы исследования: теоретической базой исследования послужили материалы и рекомендации научных исследований, конференций, симпозиумов и семинаров, нормативно-правовая документация по рассматриваемым вопросам, труды российских и зарубежных ученых. В последние годы издан ряд статей по теоретическим и практическим основам автоматизации турфирм. Также при подготовке дипломной работы была использована периодическая литература, самые последние новости туристской индустрии, средства Интернета, в частности. При доказательстве теоретических положений и разработке практических рекомендаций, обработке и анализе материалов исследования использовался системный подход к изучению рассматриваемой проблемы, а также такие приемы и методы исследования как наблюдение, абсолютные и относительные величины, сравнительный и факторный анализ.
В работе были рассмотрены теоретические основы исследования информационных технологий в индустрии туризма, а именно сущность и роль информационных технологий в повышении эффективности, конкурентоспособности и формировании современной системы информационного обеспечения индустрии туризма, система
информационных технологий в индустрии туризма, ведущие международные и отечественные разработки автоматизированных систем управления предприятиями индустрии туризма.
Изучив высокотехнологичные системы рационализации
документооборота турфирм, глобальные системы резервирования туристских услуг, а также эффективное использование информационных потоков в индустрии туризма, можно сделать вывод, что информационные технологии в туристском бизнесе являются актуальными, востребованными и, несомненно, имеют тенденцию к развитию.
В практической части исследования был проведен анализ хозяйственной и экономической деятельности туристического агентства ООО «Лион». Туристским предприятием является ООО "Лион" самостоятельно хозяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфере туризма в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, основанное в 2007 году и за последние годы сумевшее занять прочные позиции на туристском рынке. Проведенный анализ внутренней среды "Лион" показал, что внутренний потенциал компании "Лион" довольно высок. Сильны позиции предприятия в кадрах. Высокий образовательный уровень работников руководящего звена обеспечивает высокий профессионализм и компетентность управленцев в любых вопросах, касающихся деятельности "Лион". Все сотрудники фирмы высококлассные специалисты, имеющие профессиональный опыт деятельности, высшее образование и большинство сотрудников имеют высокий уровень работы с компьютером. Благодаря удачному расположению в центре г. Казань и "сарафанному радио", турфирма несомненно пользуется спросом и завоевала доверие у широкого круга потребителей. Это непосредственно подтверждается фактами получения различных наград и дипломов. В настоящий момент предприятие использует необходимый минимум автоматизации и имеет опыт работы с современными информационными технологиями, вся документация и учёт ведутся в Microsoft Office. Необходимый уровень автоматизации определяется прежде всего объемами. Турфирма осуществляет положительную финансовую деятельность.
По результатам анализа, нами было выявлено два явных недостатка в
работе турфирмы:
1. У компании ООО «Лион» нет своего личного сайта. На мой взгляд, это большая ошибка руководства. Так как личный сайт туристической фирмы способствует формированию обратной связи с клиентами, а отсутствие сайта никак не способствует привлечению новых клиентов. Клиенты ООО «Лион» не могут ознакомиться со всеми новостями туристической отрасли, выбрать наиболее интересный для себя тур и даже узнать адрес турфирмы. Также туристы не могут оставить онлайн-заявку на резервирование тура, которая обрабатывается работником турфирмы в ближайшее время.
2. Туристическая фирма ООО «Лион» не принимает участие в международных туристических выставках, таких как «Отдых», «MITT», «Даль-тур», «Интурмаркет».
Таким образом, в рамках написания дипломной работы были разработаны пути совершенствования информационного обеспечения деятельности турфирмы.
В качестве рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения мы предлагаем :
1. Внедрить в деятельность ООО «Лион» автоматизированную туристскую систему.
2. Создать свой информационный сайт с обратной связью для общения с клиентом. При этом, можно также порекомендовать создать на базе будущего сайта ООО «Лион» - интернет-магазин продажи туров от ООО «Лион».
3. Турагентству с целью повышению своей информированности необходимо участвовать в туристских выставках.
4. Использовать в своей деятельности социальные сети для поиска информации и потенциальных клиентов.
5. С целью позиционирования ООО «Лион» на туристском рынке необходимы буклеты, сувениры, канцтовары с атрибутикой ООО «Лион».
Затраты на совершенствование информационного обеспечения деятельности в ООО «Лион» в размере 432 400 руб. окупятся в течение 3 месяцев, а ожидаемый эффект от предложенных мероприятий по совершенствованию информационного обеспечения деятельности в ООО «Лион» составит 1 867 600 руб.
1. Анализ финансового состояния: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. Кухаренко С.И., Котова Н.Н., Киселёва В.А
2. Введение в туризм - М.: «Невский фонд», 2016 г. Биржаков М.Б
3. "Второе дыхание российских GDS" // "Мир электронной коммерции", Геращенко Н., Соколова А. - Киев, 2015.
4. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2014.
5. «Информационное обеспечение в туризме» - Москва, 2014. Морозова Н.С., Морозов М.А., Чудновский А.Д., Жукова М.А., Родигин Л.А.
6. Интернет в туризме // Туристские фирмы. - Москва, 2012. Биржаков М.Б., Биржаков К.М., Ушаков М.В.
7. Информатика и применение вы-числительной техники в туристско- экскурсионных организациях. - М.: Центральное рекламно-информационное бюро Турист. Дудников Н.Г., Лупулов В.В., Сеселкин А.И., 2011.
8. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2015. Карминский А.Н., Нестеров
9. Информация и информационные технологии в современном обществе. - М.: МНЕПУ. Свириденко С.С. 2013.
10. "Интернет-маркетинг" Учебник, - СПб.,: Изд-во СПГУЭ, 2013. Успенский И.В.
11. Информационные технологии сбыта гостиничных услуг. Ростов н/Д: Изд-во РИС ЮРГУЭС, 2016. Пахомов Е.В.
12. Классификация программных средств индустрии социально-культурного сервиса и туризма - М.: Изд-во МГАПИ, 2013. Саак А.Э., Пахомов Е.В.
13. Компьютерные технологии реального времени в туристской деятельности. МИФИ 2014. Антюфеев Г.В., Румянцев В.П., Сергиевский М.В. и др.
14. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова; Под ред. В.С. Янкевича. - М.: Финансы и статистика, 2015.
15. Маркетинг: гостеприимство и туризм. - М.: Юнити,2010. Котлер Ф., Боуэн Д.
16. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие- 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. Жукова М.А.
17. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2015. Зорин И.В., Каверина
18. Мировой рынок гостинично-туристских услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2016. - Кобяк М.
19. «Новые информационные технологии в туризме» - ПРИОР-Москва,2011. Гуляев В.Г.
20.Обзор компьютерных программ для агентств // Туринфо. - 2015. - № 13. Калашников И.В.
21. Организация туризма: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Экономика и упр. соц.-культур. сферой" / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича.
22. « Организация туристской деятельности» - Москва НОЛИДЖ, 2012. Гуляев В.Г.
23. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса): учебно-практическое пособие / Д.К. Исмаев. - М.: СЮО «Книгодел»: МАТГР, 2010.
24. Основы маркетинга: Конспект лекций. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,
2014. - Михалина Л.М.
25. Планирование на предприятии туризма: "Экономика и упр. на предприятии туризма и гостинич. хоз-ва" / Е.И. Богданов, О.Н. Кострюкова, В.П. Орловская, П.М. Фенин; Под ред. Богданова Е.И. - СПб.: Бизнес-пресса, 2013.
26.. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие / М.М. Алексеева. - М.: ЮНИТИ, 2011.
27. Проблемы социального управления: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 4. / А.С. Кусков, Е.И. Арсеньева. - Саратов: СГСЭУ, 2010.
28. « Прогнозирование и планирование в условияхрынка» Морозова Т.Г., Пикулькин А.В., ЮНИТИ, 2011.
29. Совершенствование системы управления развитием культурного туризма: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. Румянцева Т.В.
30. Стратегическое управление туристической фирмой: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011. Моисеева Н.К.
31. Технологии въездного туризма. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2016 - Ушаков Д.С.
32. Технологические системы обеспечения производства туристских услуг. - М.: Центральное рекламно-информационное бюро Турист, 2016. Мамедов А.А.
33. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2015.
34. Туризм. -М.: Финансы и статистика, 2010. -. Квартальнов В.А.
35. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2015. Ильина Е.Н.
36. «Управление индустрией туризма» - КНОРУС Москва, 2015. Чудновский А.Д.
37. Финансово-экономический анализ деятельности туристической фирмы: Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 2010. Соболева Е.А., Соболев И.И.
38. Экономика и организация международного туризма. - М.: КНОРУС,
2015. Драчева Е.Л., Забаев Ю.В.
39. Экономика туризма: учебное пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2010.
40.505 приемов бизнеса. - Киев: изд. А.С. К.", 2015. Дайновский Ю.А
41. www.brandchel.ru
42. www.foros.ru
43. www.gid74.ru
44. vww.mnogonado.net
45. www.pegas-touristik.ru
46. www.travel. org
47. www.teztour.ru
48. www.urzori.ru
49. www.world-tourism.org
50. www.74.ru