Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика профильного образования

Работа №86640

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы30
Год сдачи2022
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации профильного обучения в современном образовательном процессе в условиях введения ФГОС 7
1.1. Модели и принципы профильного обучения 7
1.2. Основные формы и методы организации предпрофильной и профильной подготовки школьников в учебном процессе 13
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Практический опыт развития системы профильного обучения в современной школе 17
2.1. Содержание профильного обучения школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности 17
2.2. Условия реализации профильного обучения в современном образовательном процессе 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 27
Список литературы 29


Исследователи выделяют целый ряд проблем, связанных с организацией профильного обучения в общеобразовательных школах Российской Федерации, основные из которых можно охарактеризовать следующим образом:
-отсутствие квалифицированных педагогических кадров, которые бы обладали способностью реализации программ профильного обучения.
- невозможность разделения классов или параллелей на необходимое количество подгрупп профильного обучения;
-сложности, касающиеся организации профильного обучения в тех школах, где в параллели всего один-два класса [22];
- сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов пока развита недостаточно. Для большинства школьников обучение в гимназиях и лицеях является малодоступным.
Следовательно, в современных условиях требуется существенное обновление профильного образования, в частности, необходим пересмотр содержания профильного обучения старшеклассников. Сложившаяся в России система профилизации школьного образования не способствует успешному социально-профессиональному самоопределению и дальнейшей конкурентоспособности молодежи на рынке труда.
Выявлены следующие противоречия:
- конфликт между возможностями и желаниями самих обучающихся и социальным заказом общества на профессии;
- между возможностями школьной системы образования и требованиями постоянно меняющегося рынка.
Вышеизложенным и обоснована актуальность данной темы.
Таким образом, опыт профильного образования должен быть исследован с учетом всех противоречий и проблемных моментов, оценки его эффективности. На основе анализа научной литературы, существующих исследований, выявленных противоречий и тенденций современного образования была сформулирована проблема исследования: выявление возможностей профильного обучения в современной школе.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, существующие противоречия обусловили выбор темы нашего исследования: «Специфика профильного обучения в современной школе».
Цель исследования: выявить специфику профильного обучения в современных образовательных учреждениях.
Объект исследования: образовательный процесс в современной школе.
Предмет исследования: процесс профильного обучения в современной школе.
Задачи:
- изучить модели и принципы профильного обучения;
- выделить основные формы и методы организации предпрофильной и профильной подготовки школьников в учебном процессе;
- изучить практический опыт к решению проблем профильного обучения;
- определить содержание профильного обучения школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности;
- выделить условия реализации профильного обучения в современном образовательном процессе.
Для успешной реализации поставленных задач использовались различные методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта по теме исследования; изучение документов.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть рекомендованы для педагогов, исследователей, занимающихся вопросами психолого-педагогической поддержки и сопровождения профессионального самоопределения обучаемых.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что профильное обучение — система специализированной подготовки старшеклассников, нацеленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор старшеклассниками своей профессиональной деятельности.
Профильное обучение в структуре юношеского образования нацелено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
В ходе работы было установлено, что профильное образование необходимо и полезно, так как оно:
- готовит сильных обучающихся к вузу (если установлена прямая связь);
- дает возможность учащимся со средними данными себя реализовать;
- даже если подросток сделал ошибку в выборе, помогает это осознать.
Системная психолого-педагогическая поддержка подростка на этапе профессионального самоопределения позволит избежать тревоги и беспокойства, неверных поступков и будущих разочарований. Основными направлениями совершенствования профессионального самоопределения школьников считаются:
- учет надобности начальной профессиональной ориентации обучающихся (предпрофильная подготовка), начиная с 1 класса обучения в школе;
- системный подход в организации профессионального самоопределения обучающегося (учет возрастных особенностей, уровня самооценки, осознанности мотивов выбора, ценностных ориентаций и пр.);
- улучшение содержания и способа проведения пробных элективных профильных курсов (предметно-ориентированные и профессиональные пробы);
- комплексный подход к осуществлению психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников (консолидация сил, целенаправленность, системность, взаимодействие школы с предприятиями, организациями, учреждениями СПО и ВПО).
Таким образом, система социально-психологических и психолого-педагогических методов поддержки школьников при выборе профиля обучения имеет значительный смысл в развитии личности обучающегося. Совместно организованные действия сотрудников школы, родителей и учеников будут способствовать наиболее полной самореализации специалиста-профессионала в будущем.
В настоящее время подготовка старших школьников к жизненному и профессиональному самоопределению остается актуальной социально-педагогической проблемой. Следовательно, оно представляет собой перспективное направление для того, чтобы повысить эффективность профессиональной ориентации старшеклассников.
Таким образом, цель исследования достигнута. В ходе работы была выявлена специфика профильного обучения в современной школе.
В результате изучения практического опыта по решению проблем профильного обучения, гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии станет действенной, если: организовать целенаправленное профессиональное просвещение обучающихся; проводить диагностику индивидуально-типологических и личностных особенностей обучающихся.



1. Безикова Г. П. Концептуальные основы профильной дифференциации образования в гимназии [Текст] / Г. П. Безикова, А. П. Аношкин, И. В. Гаранина // Профильное образование как творческий процесс: научно-практические материалы экспериментальной площадки / под ред. А. П. Аношкина. – Омск: изд-во ОМГПу, 2001. – с. 25-26.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. – Большая российская энциклопедия, 2002. - с. 224-225.
3. Виниченко М. А. Реализация профильного обучения в современном образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/6267/1/Vinitsenko%7B_Realiz.pdf [Дата обращения: 01.05.2020]
4. Громов Е.В. Профильное обучение в контексте модернизации российского образования [Текст] / Е.В. Громов. – Сибирский педагогический журнал, 2008. – с. 288.
5. Дадобоева Б.Э. Проблема профильного обучения в современной системе образования [Текст] / Б.Э. Дадобоева, Д.М. Юсупова. – Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова, 2018. – с. 223.
6. Дубинина А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования [Текст] / А. В. Дубинина. – Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV международной научной конференции – Пермь: Меркурий, 2013. – с. 5–7.
7. Егоров, О.А. Профильное образование: проблемы и перспективы [Текст] / О.А. Егоров. – Пародное образование. 2006. – с. 264.
8. Ермакова, Е.В. Практико-ориентированные задачи в процессе обучения [Текст]/ Е.В. Ермакова. – Проблемы и перспективы математического и физического образования в России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. – с. 63-68.
9. Исмагилов Р.Д. Место и роль предпрофильной подготовки и профильного обучения в процессе профессионального самоопределения школьников [Текст] / Р.Д. Исмагилов. – Казанский педагогический журнал, 2016.
10. Калинина М. В. Формирование профессионально-образовательного маршрута старшеклассников в условиях профильного обучения [Текст] / М.В. Калинина, Л. Л. Трапезникова. – Отечественная и зарубежная педагогика, 2018.
11. Кисляков А. В. Построение модели воспитания и социализации обучающихся на основе принципа интегративности [Текст] / А.В. Кисляков, А.В. Щербаков. – Ярославский педагогический вестник, 2014. – № 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С.26-32.
12. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] / Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 –2002. – № 6. – С. 11-40
13. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.
14. Лях В. И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения [Текст] / В.И. Лях. – Красноярск, 2005. – с. 49-52.
15. Мамонтова Т.С. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках профильной старшей школы [Текст]: монография / Т.С. Мамонтова. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. – с. 180.
16. Мамонтова Т.С Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников [Текст] / Т.С. Мамонтова, Е.В. Ермакова, И.Ф. Кашлач. – Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2016.
17. Минеев В.Е. Профильные классы как одна из эффективных форм профориентации подростков [Текст] / В.Е. Минеев, А.С. Федотов, Р.Р Ахмеджанов. – Профессиональное образование в России и за рубежом, 2018.
18. Мухаметзянова Ф.Ш. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера [Текст] / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова. – Казанский педагогический журнал, 2015. – № 4-1(111). – с. 10-15.
19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010.
20. Петутин, О. Профильное обучение: дидактическое обеспечение [Текст] / О. Петутин. – Учитель, 2004. – №4. – с. 12-20.
21. Печерица Э.И. Особенности реализации профильного обучения школьников в условиях введения [Текст] / Э.И. Печерица. – Вестник Томского государственного педагогического университета, 2014.
22. Пилюгина Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях [Текст] / Е. И. Пилюгина, М.Д. Иванова. – Молодой ученый, 2017. – № 15. – С. 619-623.
23. Попов А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников [Текст] / А. А. Попов. – Молодой ученый, 2015. – № 17 (97). – с. 561-563.
24. Профильная школа [Текст] / Журнал, 2005. – № 1 - Ст. 25-40.
25. Рубина Л. Я. Развитие системы профильного обучения в современной школе [Текст] / Л.Я. Рубина. – Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2009.
26. Успенский В. Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность, методические рекомендации [Текст] / В. Б. Успенский. – Ярославль: изд-во ЯГПу, 1998. – с. 117.
27. Федоришин Б. А. Профконсультационная работа со школьниками [Текст] / Б. А. Федоришин. – Киев: изд-во, 1980. – с. 160.
28. Фоменко В. Т. Методологические подходы к управлению образованием в современных условиях [Текст] / В. Т. Фоменко. – Инновационная школа, 2000. – 1. – с. 13–18.
29. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] / С.Н. Чистякова. – Академия, 2005. – с.128.
30. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П. А. Шавир. – Педагогика, 1981. – с. 96.
31. Юрчук О. Л. Психологический портрет современных профильных классов [Текст] / О.Л. Юрчук. – Современные гуманитарные исследования, 2006. – № 6. – с. 253-257.
32. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И. И. Якиманская. – «сентябрь», 2000. – с. 176.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ