Введение 3
1. Теоретические основы управления организационными коммуникациями 6
1.1 Сущность коммуникаций и их значение в процессе деятельности
организации 6
1.2 Основные этапы и элементы коммуникационного процесса 13
1.3 Проблемы эффективного управления коммуникациями организации 20
2. Анализ управления организационными коммуникациями в ООО «Восток» 26
2.1 Общая характеристика ООО «Восток» 26
2.2 Исследование системы управления ООО «Восток» 33
2.3 Оценка системы управления организационными коммуникациями в ООО
«Восток» 41
3. Предложения по повышению эффективности управления организационными
коммуникациями в ООО «Восток» 47
3.1 Предложения по устранению организационных барьеров на межличностном
уровне в ООО «Восток» 47
3.2 Предложения по совершенствованию системы обратной связи в ООО
«Восток» 53
3.3 Предложения по внедрению современных информационных технологий для
решения коммуникационных проблем в ООО «Восток» 58
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения
Всем нам известно, что для существования организации и поддержания её эффективного функционирования необходимы коммуникации. В мировой практике есть достаточно много различных трактовок данного понятия, однако в организационном контексте под коммуникациями, как правило, понимается взаимодействие между людьми, а именно процесс обмена и передачи информационных потоков между различными подразделениями, должностями, отдельными лицами внутри организации.
Важно отметить, что коммуникации являются неотъемлемой частью компании, поскольку они представляют собой важный и необходимый инструмент в координации деятельности предприятия и получении существенной для принятия эффективных управленческих решений информации. Отсутствие организационных коммуникаций может привести к неспособности организации поддерживать жизнедеятельность или вовсе к её ликвидации.
Кроме того, стоит заострить внимание на том, что проблема управления организационными коммуникациями никогда не перестанет быть актуальной. Это можно подтвердить наличием существующих учебных пособий, научных статей и проектов, занимающихся изучением данного вопроса, а также проведением многочисленных опросов, которые подтвердили значительную роль коммуникаций в достижении поставленных целей компании. Ч. Барнард, вложивший немалый вклад в менеджмент, отмечал, что коммуникация занимает центральное место в организации, поскольку структура, размеры и масштабы деятельности организаций полностью определяются средствами коммуникаций. Позже Д. Кац и Р. Кан писали, что коммуникация является социальным процессом, который имеет важнейшее значения для функционирования любой организации. Л.В. Згонник в своём учебнике также отметила, что «для успешного достижения стоящих пред организацией целей необходимым условием являются успешные коммуникации, занимающие о 35% рабочего времени профессионального менеджера». Нельзя не согласиться с этим, ведь, во-первых, организационные коммуникации необходимы для достижения эффективного управления, в связи с чем руководители должны уделять значительное количество времени улучшению данного вида деятельности. Во-вторых, коммуникации необходимы для утверждения и поддержания авторитета руководителя, а также выражения его воли. В-третьих, наличие в компании отлично налаженных и устойчивых коммуникаций обеспечит организационную эффективность. Именно поэтому мы должны хорошо знать особенности коммуникаций в организации и умело ими управлять, чтобы преодолевать барьеры, которые могут возникнуть в процессе деятельности, и избегать нежеланных последствий, способных негативно отразиться на компании в целом.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам управления организационными коммуникациями. В ней описана сущность коммуникаций и их значение в процессе деятельности организации, рассмотрены основные этапы и элементы коммуникационного процесса, а также указаны проблемы эффективного управления коммуникациями в организации.
Во второй главе проведен анализ управления организационными коммуникациями в ООО «Восток»: дана общая характеристика, проведены исследование системы управления и оценка системы управления организационными коммуникациями.
В третьей главе работы рассмотрены предложения по повышению эффективности управления организационными коммуникациями в ООО «Восток».
Целью данной работы является освоение теоретических аспектов и особенностей управления организационными коммуникациями в ООО «Восток» и разработка ценных предложений по повышению эффективности управления ими. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по исследуемому вопросу;
- рассмотреть теоретические аспекты управления организационными коммуникациями;
- проанализировать сущность управления организационными
коммуникациями в ООО «Восток»;
- выявить недостатки системы управления организационными
коммуникациями в ООО «Восток»;
- разработать предложения по повышению эффективности управления организационными коммуникациями в ООО «Восток».
Объектом исследования выступает ООО «Восток», который является кафе- баром «Якитория», открывшимся по франшизе в городе Казань. Предметом исследования являются особенности управления организационными коммуникациями в данной организации. Основными методами, использованными для проведения исследования, являются опрос и наблюдения. Теоретической и методологической основой работы стали научные труды учёных, публикации и статьи, а также учебные пособия, посвящённые изучению рассматриваемого вопроса.
В первой главе нами были изучены теоретические аспекты управления организационными коммуникациями, а именно, раскрыта сущность коммуникаций и их значение в процессе деятельности организации. Особое внимание также было обращено на классификацию организационных коммуникаций, которая включает в себя следующие виды: внешние и внутренние; формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные, восходящие и нисходящие. Кроме того, неоднократно упоминалось, насколько значимо наличие эффективных коммуникаций в организации, поскольку их отсутствие делает ее существование невозможной. Иными словами, коммуникации имеют огромное значение в управлении предприятием. Далее были рассмотрены основные этапы и элементы коммуникационного процесса, целью которого является обеспечение передачи и самое главное - уяснение информации. Четыре базовых элемента данного процесса - это отправитель, сообщение, канал передачи и получатель (адресат). При обмене информацией отправитель и получатель проходят 5 взаимосвязанных этапов: зарождение идеи, кодирование информации и выбор канала, передача информации, декодирование и обратная связь. В первой главе также рассмотрены и изучены две группы проблем эффективного управления коммуникациями в организации - это проблемы структурных коммуникаций и проблемы межличностных коммуникаций.
Во второй главе проведен анализ управления организационными коммуникациями в ООО «Восток», являющегося кафе-баром «Якитория» в городе Казань. Во-первых, дана общая характеристика предприятия, а именно, изучены особенности работы заведения, проанализированы такие финансовые показатели, как рентабельность продаж, рентабельность собственного капитала и текущая ликвидность, графически изображена динамика выручки и чистой прибыли кафе-бара. Во-вторых, было проведено исследование системы управления ООО «Восток». Для наглядности представлена организационная структура предприятия, которая является линейно-функциональной, и указаны ее достоинства и недостатки. Кроме того, проанализирована динамика численности персонала кафе-бара в зависимости от сезонности, средний возраст работников, а также описаны должностные обязанности директора заведения, его заместителя, шеф-повара и других сотрудников. В-третьих, опираясь на теоретические знания, полученные в результате написания первой главы и изучения научных материалов, была проведена оценка системы управления организационными коммуникациями. При анализе выявлено, что в ООО «Восток» есть и вертикальные, и горизонтальные коммуникации, а следовательно, и соответствующие им каналы передачи информации. Несмотря на казалось бы достаточно хорошо отлаженный процесс коммуникаций в данной организации, все же были выявлены проблемы, препятствующие достижению их эффективности, среди которых - неудовлетворительный кадровый состав, отсутствие единой внутренней сети, информационная перегрузка, недостаточная культура обслуживания, а также конфликты между отдельными сотрудниками.
Третья глава работы посвящена разработке предложений по повышению эффективности управления организационными коммуникациями в ООО «Восток». Первая рекомендация направлена на преодоление коммуникационных барьеров на межличностном уровне и одним из мероприятий, которое стоит провести в кафе-баре «Якитория» - это тимбилдинг. Ссылаясь на мнение специалистов компании EFSOL, была рассчитана экономическая эффективность рекомендуемого мероприятия, которая составила 18,8 %, что доказывает необходимость рассмотрения данного предложения. Вторая рекомендация была разработана с целью совершенствования системы обратной связи в заведении. Среди предлагаемых к проведению мероприятий были выделены введение системы сбора предложений, создание отдельного раздела для сотрудников на уже существующем сайте кафе-бара, а также периодическое проведение опросов. Нами была посчитана экономическая эффективность введения ящика для предложений, основываясь на опыте заведений, проводивших данное мероприятие. Она составила 5, 98 % или прирост выручки на 1 миллион рублей, что является достаточно ощутимым результатом. Наконец, третья рекомендация связана с внедрением современных информационных технологий в ООО «Восток» и включает в себя проведение следующих мероприятий: активное освоение электронных коммуникаций при помощи электронной почты, внедрение мобильного терминала на базе Ipod Touch с установленной многофункциональной программой R-Keeper V7 и использование инновационной системы веб-мониторинга. Основываясь на опыте ресторана «Ханой», а также прогнозах специалистов компании «Современные Информационные Технологии», была посчитана экономическая эффективность двух последних мероприятий. Она получилась равной 9,2 % и 13,7 % соответственно, что делает данные предложения достаточно ценными.
Таким образом, поставленная ранее цель работы - освоение теоретических аспектов и особенностей управления организационными коммуникациями в ООО «Восток» и разработка ценных предложений по повышению эффективности управления ими - достигнута.
1. Балашов А. И., Котляров И. Д., Санина А. Г. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. С. 201.
2. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю. Ю. Организационное поведение: Учеб. пособие. - Пенза: Издательство ПГУ, 2004. 136 с.
3. Згонник Л. В. Организационное поведение [Электронный ресурс]: Учебник / Л. В. Згонник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 232 с.
4. Ивасенко А. Г. Организационное поведение: 100 экзаменационных ответов [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, В. В. Цевелев. - М.: ФЛИНТА, 2011. 296 с.
5. Коноваленко М. Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. - М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 357-363.
6. Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. - М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 284-287.
7. Кривокора Е. И. Деловые коммуникации: Учеб. пособие / Е. И. Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2014. С. 107-117.
8. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 294-298.
9. Папкова О. В. Деловые коммуникации: Учебник. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. 160 с.
10. Покровская Е. А., Лобанов И. Б. Бизнес-коммуникации: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2009. С. 20-22.
11. Семенов А. К. Организационное поведение: Учебник для бакалавров / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 272 с.
12. Фаррахов А. Г. Теория менеджмента:: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. 272 с.
13. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков. - 4-е изд., перераб. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. 488 с.
14. Виды и формы коммуникаций в организации. URL:
http://www.markadvice.ru/lmans-411-1.html
15. Галлямова Ф. М. Коммуникативные барьеры и способы их
преодоления (научная работа). URL:
https://www. scienceforum .ru/2015/818/12316
16. Голуб О. Ю. Управление кризисными организационными коммуникациями: теоретические основания изучения (научная статья). 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-krizisnymi-organizatsionnymi- kommunikatsiyami-teoreticheskie-osnovaniya-izucheniya
17. Доценко Д. А. Эффективность коммуникацмй в управлении (научная работа). URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1836/23659
18. Информационные технологии в сервисе: перспективные направления и инструменты в ресторанном бизнесе (публикация). URL: http://ru.calameo.com/books/004926023e7a590625d4b
19. Кафе-бар «Якитория» в городе Казань. URL:
https://vk.com/yakitoriyakazan
20. Кафе-бар «Якитория». URL: http://kazan.allcafe.ru/restaurants/id-1203
21. Коммуникации в организации. URL:
http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/menedzhment_konspekt_lekcii/p8.php
22. Концепция развития ресторанного бизнеса. URL: https://domashke.net/referati/referaty-po-marketingu/diplomnaya-rabota-koncepciya- razvitiya-restorannogo-biznesa
23. Линейно-функциональная организационная структура. URL:
http://www.dekanblog.ru/lineino-funkcionalnaya-orgstruktura/
24. Линейно-функциональная структура управления. URL:
https://www.inventech.ru/lib/management/management-0023/
25. Мнение специалистов относительно деятельности сети ресторанов «Якитория». URL: http://www.cafe-future.ru/spec/51/
26. Мобильный терминал официанта на базе iPod Touch - инновационный стандарт обслуживания клиентов. URL: https://www.it-hm.ru/r- keeper/mob-terminal-touch
27. Морозова Н. А. Управление коммуникациями в организации (научная статья). 2010. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2010/02/2010-02- 29.pdf
28. Мухадинов В. Р., Слугина Т. А. Способы преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении (научная статья). 2011. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-preodoleniya-kommunikativnyh- barierov-v-mezhlichnostnom-obschenii
29. Наставничество как метод адаптации персонала. URL:
https://lawbook.online/prava-pravovedenie-osnovyi/nastavnichestvo-kak-metod- adaptatsii-personala-62357.html
30. Организационные коммуникации и преграды на их пути. URL: http://adload.ru/page/up_0214_376.htm
31. Организационные коммуникации, их функции и проблемы. URL: http://studentbank.ru/view.php?id=68622
32. Организационные коммуникации: сущность, препятствия и пути их преодоления. URL: http://works.doklad.ru/view/AMnvkYzPLWo.html
33. Организационные коммуникации. URL:
http://www.bibliotekar.ru/teoriya-organizacii/85.htm
34. Особенности линейно-функциональной структуры управления. URL: http://managment-study.ru/linejno-funkcionalnaya-struktura-upravleniya.html
35. Особенности работы сети ресторанов «Якитория». URL:
http://www.cafe-future.ru/ spec/51/
36. Особенности управления организационными коммуникациями. URL: http://studme.org/1298010822069/menedzhment/osobennosti_upravleniya_organizat sionnymi_kommunikatsiyami
37. Официальный сайт сети ресторанов “Якитория”. URL:
http://www.yakitoriya.ru
38. Преграды и пути совершенствования организационных
коммуникаций. URL: http://managment-study.ru/pregrady-i-puti-
sovershenstvovaniya-organizacionnyx-kommunikacij.html
39. Профессиональная система автоматизации для предприятий общественного питания. URL: https://www.it-hm.ru/r-keeper
40. Процесс коммуникации в организации. URL:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=561280
41. Процесс управления организационными коммуникациями. URL: http://baza-referat.ru/
42. Процесс управления организационными коммуникациями. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=24751
43. Пять инновационных технологий, изменивших ресторанный бизнес. URL: https://business-opening.ru/
44. Суровцева Е. С. Актуальные проблемы управления
организационными коммуникациями (научная статья). 2008. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-upravleniya-organizatsionnymi- kommunikatsiyami-1
45. Тимбилдинг: формирование команды - курс на повышение результатов. URL: http://www.prazdnikmedia.ru/archive/news/article/42781
46. Тимбилдинг: целесообразность, результаты и перспективы командообразующих мероприятий. URL: http://efsol.ru/articles/teambuilding- results-and-persepktivy.html
47. Управление коммуникациями в организации. URL: https://cribs.me/menedzhment/upravlenie-kommunikatsiyami-v-organizatsii_
48. Устав ООО «Восток»
49. Чапаев Н. М., Шихмагомедова А. М. Применение новых технологий в ресторанном бизнесе (научная работа). URL: https://www.scienceforum.ru/2014/696/5403
50. Эффективность по упрощенной системе подачи предложений. URL: http://www.up-pro.ru/library/production_management/kaizen/kaizen-predloj enij a- ecp.html
51. Эффективные коммуникации в организации. URL: http://www.elitarium.ru/organizacionnye-kommunikacii-soobshhenija-barery- sistema-obmen-informaciej-jeffektivnost-slushanie/