Объект исследования: ОАО «Реализация инженерного оборудования» (г. Москва).
Основной вид деятельности - торговля оптовая прочими машинами и оборудованием.
Проведен анализ основных показателей экономической деятельности ОАО «РИО»
за 2019-2020 годы.
Сделаны анализы прямых материальных, трудовых затрат и косвенных затрат, затрат на рубль произведенной продукции и себестоимости отдельных видов продукции
Есть приложения (бухгалтерская отчетность за 2019-2020 годы).
Введение 3
1.Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции, работ, услуг 5
1.1. Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели 5
1.2. Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг 16
2. Анализ себестоисости продукции, работ, услуг в исследуемой организации. 22
2.1. Краткая характеристика ОАО «Рио» 22
2.2. Анализ прямых материальных, трудовых затрат и косвенных затрат 26
2.3. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 31
2.4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции 34
Заключение 36
Список использованных источников 40
Приложения 42
Величина затрат на производство реализованной продукции находится в обратной зависимости от финансового результата, т. е. чем меньше сум-марные издержки, тем выше прибыль от реализации (и наоборот). В показа-теле «Затраты на производство реализованной продукции» находят свое от-ражение как достижения, так и недостатки в работе предприятия (фирмы). Задания по снижению себестоимости должны быть предусмотрены в бизнес-планах предприятий, что ориентирует все звенья управления на экономию материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Затраты на производство образуют производственную себестоимость, а затраты на производство и продажу − полную себестоимость (суммарные затраты). Показатель «Затраты на производство реализованной продукции» выступает в качестве главного фактора, от которого зависит прибыль, рен-табельность и устойчивое финансовое положение фирмы. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям опре-деляется государственным стандартом, а методы калькулирования − самим предприятием.
Основным задачами анализа затрат на производство реализованной продукции (работ, услуг) являются:
– проверка обоснованности и напряженности задания по себестоимости;
– оценка выполнения задания по обобщающим показателям;
– выявление основных факторов, влияющих на уровень суммарных за-трат;
– анализ структуры и динамики затрат по элементам и статьям себестои-мости;
– анализ взаимосвязи и взаимозависимости себестоимости, объема про-даж и финансовых результатов;
– выявление и сводный подсчет резервов снижения издержек производ-ства и сбыта продукции (работ, услуг).
В себестоимости как в обобщающем экономическом пока¬зателе нахо-дят свое отражение все стороны деятельности пред¬приятия: степень техноло-гического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда; степень использования произ-водствен¬ных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характери¬зующие произ-водственно-хозяйственную деятельность. Поэто¬му решение проблемы сни-жения себестоимости продукции непосредственно связано с повышением эф-фективности ра¬боты всего предприятия, т.к. снижение затрат на производ-ство продукции может повлечь за собой снижение цены изделия на ту же ве-личину при остающейся неизменной величине прибыли, и, как следствие это-го, увеличение спроса на данную продукцию.
Целью курсовой работы анализ себестоимости продукции.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
– изучить понятия, сущность себестоимости продукции, ее экономическое значение, состав и виды себестоимости продукции;
– изучить методику анализа себестоимости продукции;
– дать краткую характеристику деятельности предприятия;
– провести анализ себестоимости продукции;
Объектом исследования является предприятие ОАО «РИО».
Предмет исследования – себестоимости продукции.
Информационной базой для проведения анализа себестоимости про-дукции служат бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «РИО», а также статистические данные, находящиеся в доступе в электронных источниках информации. Также при написании данной работы использовались учебные издания, статьи и публикации, посвященные исследуемой тематике.
Подведя итоги, в данной работе цель была достигнута, задачи постав-ленные были решены.
Первая глава посвящена теоретическим основам себестоимости про-дукции предприятия. В ней рассмотрены понятия и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), ее экономическое значение, состав и виды себесто-имости продукции. Также, определена методика анализа себестоимости про-дукции
Во второй главе дана краткая характеристика ОАО «РИО» и проведен анализ себестоимости продукции.
Анализ основных показателей экономической деятельности ОАО «РИО» показал, что выручка увеличилась на 11158 тыс.руб. или на 82,6% и составила в 2020 году 24664 тыс.руб., что характеризуется положительно. Себестоимость также увеличилась на 10361 тыс.руб. или 87,1%, из-за увели-чения объема продаж. Темп роста выручки меньше темпа роста себестоимо-сти, что свидетельствует о не рациональном и не эффективном использовании финансовых и трудовых ресурсов. Снижение прибыли от продаж на 495 тыс.руб. или на 62,6% – отрицательный фактор, это связано с увеличение коммерческих расходов, которые увеличились на 154,1% в 2020 году, что свидетельствует о том, что компания активно развивает рекламную компа-нию собственной продукции: реклама в интернет и на рекламных щитах. Ва-ловая прибыль увеличилась в 2020 году на 797 тыс.руб. или 49,6%. При-быль до налогообложения увеличилась на 98 тыс.руб. или на 33,8%.
Чистая прибыль увеличилась в 2020 году на 113 тыс.руб. или на 48,7% и в 2020 году составила 345 тыс.руб.
Рентабельность продукции в 2020 г. снизалась на 5,2 п.п. и получает 1,3 руб. с каждой единицы затрат (каждого рубля) по сравнению с 2019 го-дом, который получал 6,5 рублей. В 2020 году наблюдается и снижение рен-табельности продаж предприятии с 5,7% до 1,2%, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности организации. Экономическая рента-бельность в 2020 году увеличилась на 3,8 п.п. и получает 15,1 руб. в расчете на единицу стоимости (на 1 рубль) своего имущества.
Анализ материальных затрат показал, что основными элементами, за счет которых произошел рост себестоимости, являются: топливо и энергоре-сурсы увеличились на 321 тыс.руб., потребление электроэнергии на ОАО «РИО» выросло в основном за счет фактора увеличения цены на электро-энергию относительно 2019 года; материалы увеличились на 7404 тыс.руб., вспомогательные
материалы на технологию увеличились на 383 тыс.руб., затраты на оплату труда увеличились на 359 тыс.руб., увеличение заработной платы связано с причиной увеличения численности и увеличением объема продаж; сменное оборудование, оснастка и инструмент увеличились на 233 тыс.руб., транс-портные расходы увеличились на 151 тыс.руб., отчисления на социальные нужды увеличились на 108 тыс.руб., расходы по контролю и качества уве-личились на 225 тыс.руб., коммунальные расходы увеличились на 211 тыс.руб., аренда увеличилась на 243 тыс.руб.
Удельные материальные затраты на производство 1 ед. продукта сни-зились на 336 рублей за счет роста единичной цены материальных ресурсов на 273 рубль, при этом за счет снижения нормы расхода на одну единицу, материальные расходы на оборудование сократились на 609 рублей.
Суммарные материальные расходы возросли на 4205 тыс.руб. в 2020 году по сравнению с плановыми показателями за счет изменения: объема производства продукции, расхода материала на изделие, стоимости матери-альных ресурсов.
Удельные трудовых затраты на производство 1 ед. продукта увеличи-лись на 549 тыс. руб. за счет роста средней дневной оплаты 497 тыс.руб., при этом за счет снижения трудоемкости на одну единицу, трудовые расхо-ды на оборудование сократились на 545 тыс. рублей.
Суммарные трудовые расходы возросли на 501 тыс.руб. в 2020 году по сравнению с плановыми показателями за счет изменения объема произ-водства продукции; изменения структуры производства, изменения трудоем-кости продукции, изменения уровня оплаты труда.
Косвенные расходы в 2020 году по сравнению с базисным 2019 годом увеличились на 3338 тыс.руб., а в 2020 году по сравнением с планом увели-чились на 848 тыс.руб., за счет увеличения общепроизводственных расходов в 2020 году по сравнению с базисным 2019 годом на 1258 тыс.руб., а в 2020 году по сравнением с планом увеличились на 219 тыс.руб. , а также за счет увеличения общехозяйственных расходов в 2020 году по сравнению с базис-ным 2019 годом на 1536 тыс.руб., а в 2020 году по сравнением с планом увеличились на 542 тыс.руб. и за счет расходов на содержание и эксплуата-цию оборудования расходов в 2020 году по сравнению с базисным 2019 го-дом на 528 тыс.руб., а в 2020 году по сравнением с планом увеличились на 79 тыс.руб.
В отчетном периоде наблюдаем увеличение затрат на рубль реализо-ванной продукции в силу превышающего темпа роста себестоимости про-дукции над темпом роста объемов производства и реализации работ.
Влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции:
Увеличение цен реализации в отчетном периоде благоприятно ска-залось на величине затрат на рубль товарной продукции и привело к его снижение на 35,03 коп.
Изменение объема и ассортимента производимой продукции в от-четном периоде по сравнению с базисным периодом не оказало влияния на показатель.
Фактическое увеличение удельных затрат единицы продукции не-благоприятно повлияло на показатель (значение затрат на рубль товарной продукции увеличилось в отчетном периоде на 37,19 коп.).
Анализ себестоимости отдельных видов продукции показал, что изме-нения себестоимости одного оборудования на 336 руб. снизилось за счет снижения объема производства на 2204 руб., за счет увеличения суммы по-стоянных затрат на 36,16 руб. и за счет увеличения переменных затрат на 11490,70 руб.
Таким образом, рекомендации по снижению себестоимости продукции на предприятии:
1. Внедрения новой техники (технологии)
2.Снижение себестоимости единицы продукции за счет экономии на по-стоянных затратах при общем росте объемов производства и реализации продукции.
3. Увеличение объема реализации за счет роста цен, без изменения ко-личества единиц реализованной продукции и себестоимости единицы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - ст. 410.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]: от 13.07.2015 № 214- ФЗ, №232-ФЗ (ред. от 10.10.2017) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. 24.04.2020 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru.
4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14–ФЗ (в ред. 04.11.2018, с изм. от 07.04.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/online.
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru.
6. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»
7. Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011)"
8. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2018) "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 № 32н (с изменениями и дополнениями от 06.04.2015г.) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс»: http://www.consultant.ru
10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790), (ред. от 06.04.2015): Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 26. - 28.06.1999.
11. Авдеева В.И.. Финансовый менеджмент: учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: КНОРУС, 2019. - 428 с.
12. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник для вузов / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – Москва: Дашков и К, 2018. – 372 c.
13. Барногльц C.Б., Майданчик Б.И. Анализ доходов и расходов предприятия // Функционально-стоимостной анализ / Под ред. Б.И.Майданчика. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 1085 с.
14. Волков, О. И. Экономика предприятия: учеб, пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. — 2-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 264 с.
15. Герасимова, Е.Б. Финансовый анализ. Управление финансовыми операциями: Учебное пособие / Е.Б. Герасимова, Д.В. Редин. - М.: Форум, 2018. - 432 c.
16. Горфинкель В.Я., Антонова О.В., Базилевич А.И., Блинов А.О. и др. Экономика предприятия // ЮНИТИ-ДАНА. 2017Грибов В.Д. Экономика предприятия (организации): учеб, пособие / В. Д. Грибов. – Минск: ТетраСи-стемс, 2019. – 463 с 2019. – 324 с.
17. Касьянова Г. Ю. 26 ПБУ. Практический комментарий — М.: АБАК, 2017. — 592 с.
18. Скляренко В. К., В. М. Прудников Экономика предприятия. Учебник. – М., 2019– 512 с.
19. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
20. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учеб, пособие / Л. А. Чалдаева. – Москва: ЮРАЙТ, 2018. – 348 с.