ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Определение религиозного туризма, его место в системе туристической
деятельности 5
1.2. Разновидности религиозного туризма 10
1.3 Религиозный туризм в разных конфессиях ( в христианстве, в буддизме, в
исламе) 15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХАЛЯЛЬ-ИНДУСТРИИ И
ХАЛЯЛЬ-ТУРИЗМА В МИРЕ И РОССИИ 24
2.1. Основные требования организации халяль-туризма 24
2.2. Современное состояние халяль-индустрии и халяль - туризма в мире .... 30
2.3. Анализ развития халяль-туризма в России и ее регионах 38
ГЛАВА 3. СЛОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ХАЛЯЛЬ-
ТУРИЗМА В РОССИИ 45
3.1. Сложности организации халяль-туров в условиях современной России . 45
3.2. Возможности организации и развития халяль-туризма в регионах России
(на примере Республики Татарстан) 47
3.3. Разработка и реализация халяль-тура «Религиозный Крым» 49
3.4. Перспективы развития халяль-туризма в регионах России 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современное время высоко социальное значение религиозного туризма и паломничества в современной России. Во времена нестабильности возрастает интерес к более устойчивым моральным ценностям, что и стало предпосылкой развития такого вида туризма в последние годы.
Зачастую религиозный туризм тесно переплетается с туризмом культурным. Бывает, что для посещения туристом того или иного города или местности достаточным основанием является наличие храма или монастыря. И, начиная осмотр сооружения с точки зрения посещения культурной ценности (старинное архитектурное сооружение, древние полотна, скульптуры и т.д.), заканчивает такой турист настоящим религиозным паломничеством, с поклонением мощам святых и молитвой, вознесенной к Небесам.
Посещения святых мест других религий и конфессий в основном являются не религиозным, а исключительно культурным туризмом, даже в том случае, если турист присутствует при отправлении религиозного действа. Здесь движущей силой является не желание приобщиться к ценностям религиозным, но лишь к культурным, познать менталитет и обычаи другого народа.
Теперь по статистике ежегодно в паломнические туры отправляется более 200 млн. человек по всему миру. И отличаются они от древних паломников лишь способом путешествия - сейчас практически никто не идет в святые места пешком и босиком. Этим объясняется актуальность темы исследования.
Объект работы - теоретические и практические вопросы халяль - туризма.
Предмет работы - современное состояние и перспективы развития халяль - туризма в России и ее субъектах.
Цель работы - исследовать современное состояние и перспективы развития халяль - туризма в России.
Для раскрытия цели в работе поставлены задачи:
- изучить теоретические основы религиозного туризма, его место в системе туристической деятельности
- проанализировать современное состояние халяль - индустрии и халяль - туризма в России;
- разработать халяль -тур «Религиозный Крым»;
- изучить перспективы развития халяль - туризма в регионах России.
При написании работы использовались методы: системный анализ, опрос, наблюдение.
Практическая значимость заключается в разработке и реализации тура «Религиозный Крым» и его влияние на развитие халяль - туризма.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Паломничество или религиозный туризм возникло в те времена, когда появились первые религии. Это - старейшая форма туризма, и начинались подобные путешествия с посещения племенных шаманов (Представляете, в племени, что там, за горой, шаман способен заговорить любую болезнь! - Да ну? Надо бы к нему сходить...), а продолжились посещениями святынь вначале языческих, политеистических религий, а затем и монотеистических верований.
К примеру, посещение храма в Дельфах - для получения прорицания Пифии, описано многократно. Посещались не только храмы Древней Греции или Древнего Рима, паломники шли в таинственную Индию, к древним (уже в те времена) храмам, приходили к мрачным богам Древнего Египта, жаждали поклониться могилам царей, пророков и предсказателей.
С возникновением монотеистических религий паломничество приобрело особое значение. Верующие начали посещать не только особо известные храмы, но и места, в которых происходили какие-либо значимые события. Так множество людей с незапамятных времен рвались посетить Голгофу, Вифлеем, Иерусалим, геенну огненную, другие места, описанные как в Ветхом, так и в Новом Завете. Места, где наблюдалось явление святых, являются признанными центрами паломничества. К примеру, во Франции таким центром с середины XIX века является Лурд - этот город был осенен явлением Девы Марии Бернадетте Субиру в гроте Массабьель.
Путешествия паломников с давних времен облегчались различными «туроператорами». Так в XV веке были разработаны маршруты для паломников из Европы, путешествующих в долину реки Иордан. Подобные «дорожники» были написаны еще в VIII в Византии, а наибольшей популярностью пользовался итенирарий «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины», автором которого был византиец Иоанн Фока в XII веке - классический современный «Справочник туриста».
В конце концов, храмы имеются не только во всех городах, но и практически в каждой деревне.
Выделяется несколько причин непреходящей популярности паломнического туризма:
поиски исцеления от душевных и физических болезней - издревле считается, что мощи святых, намоленные иконы, алтари, менгиры и т.д. обладают непревзойденной целительной силой, и чем значительнее святыня - тем выше ее целительная способность;
желание помолиться за родных и близких, обретение благодати - по мнению верующих молитва, вознесенная в святых местах, гораздо сильнее и действеннее;
выполнение богоугодной работы;
отмаливание грехов - так как молитвы в святых местах действуют эффективнее, то и отмолить грехи проще;
выражение благодарности за блага;
проявление преданности вере, стремление к подвижничеству;
обретение смысла жизни;
человеческое любопытство.
Несмотря на то, что любопытство стоит последним пунктом среди причин популярности религиозного туризма, оно отнюдь не является малозначащим. Многие туристы, следующие по классическим религиозным маршрутам, посещающие святые места, движимы не столько верой, сколько именно любопытством. Что, кстати, не отменяет ни действенности молитв, ни воздействия таких мест на здоровье и психику человека. Нередко случалось, что довольно слабый в вере человек, посетивший Храм Гроба Господня лишь из любопытства, обретал и веру, и смысл в жизни, исцелялся если не физически, то духовно, и совершенно искренне плакал, прильнув к каменной плите, отполированной многочисленными касаниями ладоней верующих.
Мировые тенденции таковы, что все более популярным становится халяль туризм. Это говорит о том, что большое количество мусульман, путешествующих по всему миру, часто семьями, предпочитают отели, которые ориентированы на традиции ислама.
С каждым годом Россия принимает все больше туристов из разных стран, в том числе мусульманских. Такие туристы предъявляют много требований к обслуживанию и в том числе подтверждению халяльных услуг. К сожалению, на сегодняшний день информации о статусе предоставляемых услуг, тем более халяльного происхождения, недостаточно или в регионах вообще нет, и это важная задача, над которой еще предстоит работать. Тем не менее спрос на халяльные услуги растет.
Классический стандарт халяль для отеля предусматривает полное отсутствие спиртного в ресторанах, только халяльное питание, наличие молельной комнаты, раздельные пляжи, фитнес и СПА для мужчин и женщин. В современных условиях центры сертификации халяль предлагают разные уровни стандартов для отелей, «начальный» вариант которого предусматривает условия, более близкие для современного российского внутреннего туристического рынка - наличие в отеле хяляльных номеров и некоторых сертифицированных услуг. К примеру, по желанию клиентов, могут предоставить экземпляр Корана, указатель на Киблу, организовать халяльное питание.
К халяльному туризму в настоящее время проявляют серьезный интерес как владельцы гостиниц, так и инвесторы. Это происходит на фоне увеличения численности мусульман в мире.
В работе решены следующие задачи:
- изучена теоретическая основа понятий религиозного и халяль - туризма;
- проанализировано современное состояние халяль - туризма в России, ее субъектах и мире;
- определены сложность и перспективы развития халяль - туризма в России;
- разработан халяль - тур «Религиозный Крым» вылетом из Татарстана.
Таким образом цель работы - изучить современное состояние и перспективы развития халяль - туризма в России достигнута и все поставленные задачи решены.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.10.1996)
2. Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1445 «Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»
3. Абачиев С. К. Православное введение в религиоведение. Курс лекций; РОХОС - Москва, 2010. - 472 с.
4. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., Аспект Пресс, 2011
5. Альжев Д.В. История и теория религий [Электронный ресурс].: учебное пособие/ Альжев Д.В.- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Научная книга, 2012.- 159 с.
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма, изд. Феникс, 2014
7. Батракова Е.В. Маркетинговые технологии в туризме [Электронный ресурс].:
учебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной работы для студентов 4 курса обучающихся по специальности 100401 Туризм/ Батракова Е.В.- Электрон. текстовые данные.- Черкесск: Северо-Кавказская
государственная гуманитарно-технологическая академия, 2014.- 21 с.
8. Баукер Дж. Религии мира. - Лондон, 2015 г.
9. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс].: учебное пособие/ Безрутченко Ю.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2012.- 233 с.
10. Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. «Туристские Фирмы», [Текст]. справочник/ М.Б. Биржаков; СПб.: ОЛБИС, 2013 г.
11. Веремчук В.И. Социология религии [Электронный ресурс].: учебное пособие/ Веремчук В.И.- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 254 с.
12. Воскресенский В.Ю. Международный туризм [Электронный ресурс].: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «География», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»/
13. Воскресенский В.Ю.- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 462 с.
14. Горностаева Л.Г. Мировые религии. Морально-правовой дискурс [Электронный ресурс].: монография/ Горностаева Л.Г.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский государственный университет правосудия, 2013.- 150
15. Гуляев В.Г. Туризм. Экономика, управление, устойчивое развитие [Электронный ресурс].: учебник/ Гуляев В.Г., Селиванов И.А.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Советский спорт, 2008.- 280 с.
16. Долматов Г.М. Международный турбизнес: история, реальность,
перспективы. Р-Д, Феникс, 2013
17. Доступный, социальный и массовый туризм. Проблемы и перспективы развития в России [Электронный ресурс].: монография/ В.Г. Пугиев [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Университетская книга, 2016.- 504 с.
18. История религии. В 2 томах. Том 1; Высшая школа - Москва, 2013. - 464 с. Религиоведение. 100 экзаменационных ответов; МарТ, Феникс - Москва, 2010. - 240 с.
19.Зеленков М. Ю. Мировые религии. История и современность; Феникс - Москва, 2012. - 368 с.
20. Ердавлетов С.Р. География международного туризма [Электронный ресурс].: учебное пособие для изучения курса «География международного туризма»/ Ердавлетов С.Р., Алиева Ж.Н.- Электрон. текстовые данные.- Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2013.- 273 с.
21. Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию [Электронный ресурс].: учебное пособие/ Исмаев Д.К.- Электрон. текстовые данные.- М.: Книгодел, МАТГР, 2009.- 152 с.
22. Казьмина О. Е., Пучков П. И. Религиозные организации современного мира; Издательство МГУ - Москва, 2010. - 368 с.
23. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. - Спб.: Издательский дом Герда, 2016, стр. 312.
24. Киреева Ю.А. Основы туризма: учебно-практическое пособие/ Киреева Ю.А.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Советский спорт, 2010.- 108 с
25. Ключников А.В. Менеджмент туризма [Электронный ресурс].: учебник/ Ключников А.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Советский спорт, 2009.- 228 с.
26. Корнилов С.В. Древнерусское паломничество / Сергей Владимирович Корнилов. - Калининград: Кн. изд-во, 2014. - 102 с.
27. Королева Л.В. География туризма [Электронный ресурс].: практикум/ Королева Л.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Логос, 2015.- 64 с.
28. Немировская Л.З. Религиоведение. История религии [Электронный ресурс].: учебное пособие/ Немировская Л.З.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский новый университет, 2010.- 368 с.
29. Международный туризм [Электронный ресурс].: правовые акты/ - Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Логос, 2014.- 576 с.
30. Миронов А.В.; Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Москва - 2013
31. Мошняга Е.В. Концептуальное пространство межкультурной коммуникации в туризме в условиях глобализации [Электронный ресурс].: монография/ Мошняга Е.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Советский спорт, 2010.- 220 с.
32. Мошняга Е.В. Межкультурная коммуникация и диалог культур в сфере международного туризма [Электронный ресурс].: монография/ Мошняга Е.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Логос, 2011.- 176 с
33. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам, учебное пособие / А.Н. Муравьев - М.: «Книга», 2016. - 402 с.
34. Никифоров В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 176 с.
35. Новиков В.С. Менеджмент в туризме [Электронный ресурс].: учебное пособие/ Новиков В.С.- Электрон. текстовые данные.- М.: Книгодел, МАТГР, 2006.- 166 с
36. Трусова Н.М. Туризм [Электронный ресурс].: междисциплинарный аспект. Конспект лекций для студентов, обучающихся по направлению 43.03.02 (100400.62) «Туризм»/ Трусова Н.М., Мухамедиева С.А., Клюев Ю.В.- Электрон. текстовые данные.- Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.- 171 с.
37. Павловский В. П. Основы религиоведения; Юнити-Дана - Москва, 2011. - 240 c.
38. Павловский В. П., Эриашвили Н. Д., Щеглов А. В. Религиоведение; Юнити- Дана - Москва, 2010. - 320 c.
39. Парамонова М. Ю. Культы святых и их социальные функции в средневековой латинской Европе. Методическое пособие к спецкурсу; Институт всеобщей истории РАН - Москва, 2010. - 609 c.
40. Под редакцией Григоренко А. Ю. Религиоведение для студентов
педагогических вузов; Питер - Москва, 2012. - 512 c.
41. Покровский Н.Е. Туризм. От социальной теории к практике управления [Электронный ресурс].- М.: Логос, Университетская книга, 2009.- 424 с.
42. Прокофьев В.А. Предпосылки и условия развития детерминированного факторного анализа (проблемы науки «экономический анализ») [Текст]. Экономическая теория, Анализ, Практика. - 2014. - № 4. - С. 134-145.
43. Трофимов Е.Н. Особенности многонациональной России и туризм [Электронный ресурс].: учебно-методическое пособие. Курс лекций/ Трофимов Е.Н.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Логос, 2014.- 220 с.
44. Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма
[Электронный ресурс].: материалы Межвузовской научно-практической
конференции студентов и аспирантов/ Е.С. Демина [и др.].- Электрон. текстовые данные.- Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008.- 112 с
45. Христов Т.Т. Религиозный туризм, 2-ое изд., Москва, 2015
46. Цыпин А.П. Сопоставление фактической и прогнозной численности населения стран экс-членов СССР / А.П. Цыпин // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 8. С. 199-203.
47. Формирование моделей устойчивого развития туризма на региональном уровне [Электронный ресурс].: монография/ В.Г. Гуляев [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Российская международная академия туризма, Логос, 2016.- 408 с.
48.Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2015, стр. 175.
49.Чудновский В.Г. Туризм и гостиничное хозяйство. - М.: 2014.
50. Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство. - М.: ИКЦ «МарТ» 2015.
51. Официальный сайт Императорского Православного Палестинского общества http: // www.ippo.ru/pilgrimage/article/minkultury-i-ippo-zaklyuchili-soglashenie-o- razvit-203041 [Дата обращения 22.05.2017].
52. Федеральная служба государственной статистики http: //
www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/tur/1- 2_2015.doc [Дата обращения 22.05.2017].