Бюджетные доходы от налогообложения предприятий и предпринимателей различными налогами (на примере ИФНС РФ по г. Киров)
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей различными налогами 5
1.1 Понятие и сущность бюджетных доходов 5
1.2 Система налогообложения в РФ 9
1.3 Налоги, уплачиваемые предприятиями и предпринимателями в РФ 14
2 Анализ формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий
и предпринимателей в г. Кирове 21
2.1 Характеристика деятельности Инспекции ФНС России по г. Кирову 21
2.2 Анализ формирования бюджетных доходов в г. Кирове 28
2.3 Проблемы формирования бюджетных доходов от налогообложения
предприятий и предпринимателей в г. Кирове 33
3 Пути совершенствования формирования бюджетных доходов 59
3.1 Разработка мероприятий по повышению бюджетных доходов в ИФНС
России по г. Кирову 59
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по повышению
бюджетных доходов 75
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения
1. Теоретические аспекты формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей различными налогами 5
1.1 Понятие и сущность бюджетных доходов 5
1.2 Система налогообложения в РФ 9
1.3 Налоги, уплачиваемые предприятиями и предпринимателями в РФ 14
2 Анализ формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий
и предпринимателей в г. Кирове 21
2.1 Характеристика деятельности Инспекции ФНС России по г. Кирову 21
2.2 Анализ формирования бюджетных доходов в г. Кирове 28
2.3 Проблемы формирования бюджетных доходов от налогообложения
предприятий и предпринимателей в г. Кирове 33
3 Пути совершенствования формирования бюджетных доходов 59
3.1 Разработка мероприятий по повышению бюджетных доходов в ИФНС
России по г. Кирову 59
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по повышению
бюджетных доходов 75
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения
Одним из стратегических направлений финансовой политики государства является бюджетная политика. Именно бюджетная политика определяет основные задачи и цели развития финансовой системы государства и она является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, взаимодействуя с денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства, что является актуальностью темы.
В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики страны и на уровне регионов и городских поселений приобретают особую значимость. Финансовая стабильность всего государства будет гарантирована только при условии финансового благополучия муниципального образования. Отсюда - значимость проблем разработки концепций бюджетной политики на местах, позволяющей на деле обеспечить финансовую самостоятельность, доходную самодостаточность.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы по результатам исследования обосновать предложения по совершенствованию формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей различными налогами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей различными налогами;
2) представить анализ деятельности Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Кирову;
3) изучить формирование бюджетных доходов в г. Кирове;
4) разработать мероприятия по совершенствованию формирования бюджетных доходов от предприятий и предпринимателей;
5) оценить эффективность предлагаемых мероприятий для муниципального образования.
Предметом исследования являются вопросы совершенствования формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей различными налогами.
Объектом исследования является Инспекция федеральной налоговой службы России по г. Кирову.
Теоретической и методической основой при написании работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых - экономистов, законодательные и нормативно-инструктивные акты по теме исследования, учебно-методическая и периодическая литература.
Информационную базу исследования составили официальные данные Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, методические и справочные материалы налоговых органов, нормативные документы Российской Федерации и ее субъектов, монографические материалы, данные периодических изданий, семинаров и научных конференций, показатели налоговой и финансовой отчетности экономических субъектов.
В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики страны и на уровне регионов и городских поселений приобретают особую значимость. Финансовая стабильность всего государства будет гарантирована только при условии финансового благополучия муниципального образования. Отсюда - значимость проблем разработки концепций бюджетной политики на местах, позволяющей на деле обеспечить финансовую самостоятельность, доходную самодостаточность.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы по результатам исследования обосновать предложения по совершенствованию формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей различными налогами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей различными налогами;
2) представить анализ деятельности Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Кирову;
3) изучить формирование бюджетных доходов в г. Кирове;
4) разработать мероприятия по совершенствованию формирования бюджетных доходов от предприятий и предпринимателей;
5) оценить эффективность предлагаемых мероприятий для муниципального образования.
Предметом исследования являются вопросы совершенствования формирования бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей различными налогами.
Объектом исследования является Инспекция федеральной налоговой службы России по г. Кирову.
Теоретической и методической основой при написании работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых - экономистов, законодательные и нормативно-инструктивные акты по теме исследования, учебно-методическая и периодическая литература.
Информационную базу исследования составили официальные данные Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, методические и справочные материалы налоговых органов, нормативные документы Российской Федерации и ее субъектов, монографические материалы, данные периодических изданий, семинаров и научных конференций, показатели налоговой и финансовой отчетности экономических субъектов.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Администрация городского поселения осуществляет полномочия, отнесённые Федеральным законом от 06.10 2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и Уставом района к ведению органов местного самоуправлении, за исключением полномочий, отнесённых федеральными и краевыми законами, Уставом городского поселения. Основное предназначение местного самоуправления - реализация общих интересов жителей в пределах компактной локальной территории, в данном случае, в городском поселении.
Процесс формирования и исполнение местного бюджета рассмотрен на примере бюджета МО «Город Киров», которым занимается Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Кирову.
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Совершенствование форм и методов по формированию бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей должно происходить по следующим направлениям:
- увеличение количества совместных проверок с органами управления по экономической безопасности и противодействия коррупции, таможенными органами;
- повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
- проведение рейдов в вечернее и ночное время;
- проведение перекрестных проверок;
- использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.
Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых органов, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях. Поэтому в работе предложены мероприятия по совершенствованию формирования бюджетных доходов, а именно:
- совершенствование метода оценки налога на прибыль, при анализе «Отчета о финансовых результатах» и «Бухгалтерского баланса»;
- кластеризация и ранжирование предприятий по налоговому потенциалу налогоплательщиков, для дальнейшей отборки предприятий.
Все данные мероприятия позволят повысить качество налогового контроля и следовательно дополнительные взыскания с налогоплательщиков.
Таким образом, за счет увеличения сборов от налога на прибыль и других налогов по разработанной методике в бюджет г. Кирова, увеличатся бюджетные доходы, а при оптимизации расходов администрация г. Кирова сможет увеличить профицит бюджета и направить средства на ремонт дорог, совершенствования социальной сферы населения или вложить средства в престижные рентабельные проекты.
Очевидно, что в г. Кирове для решения существующего комплекса бюджетных проблем необходимо предпринять неотложные меры по стабилизации ситуации. В ситуации, когда федеральный центр не в состоянии профинансировать дефицит города на 2017 г., необходимо начать проводить более ответственную бюджетную политику, направленную на мобилизацию доходной части бюджета, стратегическими приоритетами которой должны стать:
1) в области оптимизации расходной части бюджета:
- проведение тщательной экспертизы проектов нормативно-правовых актов с целью решительного отказа от принятия нормативно-правовых актов, реализация которых может привести к дальнейшему увеличению расходных обязательств г. Кирова;
- проведение аудита эффективности бюджетных средств, направляемых на исполнение всех видов бюджетных обязательств г. Кирова;
- разработка и внедрение действенной методики, направленной на свое-временное выявление неэффективных бюджетных расходов, которые не должны включаться в региональный бюджет;
2) в области мобилизации доходов регионального бюджета:
- повышение самостоятельности местного бюджета для увеличения финансовой гибкости г. Кирова в бюджетных вопросах, в т.ч. расширения налоговых полномочий и получения права устанавливать ставки налогов;
- разработка системы мер, направленных на стимулирование развития реального сектора и реализацию перспективных инновационных проектов в г. Кирове.
Экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Администрация городского поселения осуществляет полномочия, отнесённые Федеральным законом от 06.10 2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и Уставом района к ведению органов местного самоуправлении, за исключением полномочий, отнесённых федеральными и краевыми законами, Уставом городского поселения. Основное предназначение местного самоуправления - реализация общих интересов жителей в пределах компактной локальной территории, в данном случае, в городском поселении.
Процесс формирования и исполнение местного бюджета рассмотрен на примере бюджета МО «Город Киров», которым занимается Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Кирову.
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Совершенствование форм и методов по формированию бюджетных доходов от налогообложения предприятий и предпринимателей должно происходить по следующим направлениям:
- увеличение количества совместных проверок с органами управления по экономической безопасности и противодействия коррупции, таможенными органами;
- повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
- проведение рейдов в вечернее и ночное время;
- проведение перекрестных проверок;
- использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.
Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых органов, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях. Поэтому в работе предложены мероприятия по совершенствованию формирования бюджетных доходов, а именно:
- совершенствование метода оценки налога на прибыль, при анализе «Отчета о финансовых результатах» и «Бухгалтерского баланса»;
- кластеризация и ранжирование предприятий по налоговому потенциалу налогоплательщиков, для дальнейшей отборки предприятий.
Все данные мероприятия позволят повысить качество налогового контроля и следовательно дополнительные взыскания с налогоплательщиков.
Таким образом, за счет увеличения сборов от налога на прибыль и других налогов по разработанной методике в бюджет г. Кирова, увеличатся бюджетные доходы, а при оптимизации расходов администрация г. Кирова сможет увеличить профицит бюджета и направить средства на ремонт дорог, совершенствования социальной сферы населения или вложить средства в престижные рентабельные проекты.
Очевидно, что в г. Кирове для решения существующего комплекса бюджетных проблем необходимо предпринять неотложные меры по стабилизации ситуации. В ситуации, когда федеральный центр не в состоянии профинансировать дефицит города на 2017 г., необходимо начать проводить более ответственную бюджетную политику, направленную на мобилизацию доходной части бюджета, стратегическими приоритетами которой должны стать:
1) в области оптимизации расходной части бюджета:
- проведение тщательной экспертизы проектов нормативно-правовых актов с целью решительного отказа от принятия нормативно-правовых актов, реализация которых может привести к дальнейшему увеличению расходных обязательств г. Кирова;
- проведение аудита эффективности бюджетных средств, направляемых на исполнение всех видов бюджетных обязательств г. Кирова;
- разработка и внедрение действенной методики, направленной на свое-временное выявление неэффективных бюджетных расходов, которые не должны включаться в региональный бюджет;
2) в области мобилизации доходов регионального бюджета:
- повышение самостоятельности местного бюджета для увеличения финансовой гибкости г. Кирова в бюджетных вопросах, в т.ч. расширения налоговых полномочий и получения права устанавливать ставки налогов;
- разработка системы мер, направленных на стимулирование развития реального сектора и реализацию перспективных инновационных проектов в г. Кирове.



