Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты управления ассортиментом
организации на потребительском рынке 6
1.1 Содержание понятия ассортимента, его характеристика и классификация 6
1.2 Характеристика основных функций управления ассортиментом
организации 12
1.3 Управление ассортиментом на основе ABC, XYZ - анализа 15
2. Анализ системы управления ассортиментом
ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемой
организации и среды ее функционирования 20
2.2 Оценка производственно-хозяйственной деятельности организации
и факторов, влияющих на формирование ассортимента 24
2.3 Анализ товарного ассортимента и системы управления
ассортиментной политикой 30
3. Совершенствование системы управления ассортиментом
ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» 38
3.1 Концепция совершенствования управления ассортиментом как основа функционирования системы закупок и поставок розничным организациям
3.2 Разработка рекомендаций по формированию ассортимента и
оценка их социально-экономической эффективности 41
3.3 Экономическое обоснование предложений по совершенствованию ассортимента и построение ассортиментной структуры 47
Заключение 53
Список использованных источников 57
Приложения
В современных условиях экономики в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, в связи с чем к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции требуют глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов деятельности. На данный момент все у большего числа существующих предприятий вне зависимости от специализации возникают вопрос о формировании ассортиментной политики, управлении ассортиментом и маркетинговых методах, с помощью которых можно не только выявить возможные конкурентные преимущества организации, но и выстроить эффективную политику формирования ассортимента.
Предприятие на товарном рынке является связующим звеном между производителем, продукция которого имеет определенную стоимость, и потребителем, для которого важна широкая и глубокая представленность ассортиментных позиций товаров, даже при условии ориентации на достаточно узкие их сегменты. Соответственно, от эффективности работы предприятия с реализуемым ассортиментом товаров зависят основные экономические показатели деятельности и ее рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.
К сожалению, руководство многих предприятий недостаточно представляет все преимущества эффективного управления ассортиментом, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме. Первостепенное внимание должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая наиболее полно удовлетворяла бы потребности определенных категорий покупателей.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в современных условиях развития рынка эффективное управление ассортиментом предприятия способно обеспечить максимальное удовлетворение спроса его потребителей и, в конечном итоге, рентабельность и конкурентоспособность предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом организации на потребительском рынке.
Чтобы достигнуть поставленной цели, в данной работе определяются следующие задачи:
- рассмотреть содержание понятия ассортимента, его характеристику и классификацию, основные функции управления ассортиментом организации;
- исследовать управление ассортиментом на основе ABC, XYZ - анализ;
- предоставить организационно-экономическую характеристику ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» и среды ее функционирования;
- оценить производственно-хозяйственную деятельность организации и факторы, влияющие на формирование ассортимента ;
- провести анализ товарного ассортимента и системы управления ассортиментной политикой;
- рассмотреть концепцию совершенствования управления ассортиментом как основу функционирования системы закупок и поставок розничным организациям;
- разработать рекомендации по формированию ассортимента и оценить их социально-экономическую эффективность;
- экономически обосновать предложения по совершенствованию ассортимента и построению ассортиментной структуры.
Объектом выпускной квалификационной работы является товарный ассортимент ОАО «Булочно-кондитерский комбинат».
Предметом выпускной квалификационной работы совершенствование управления ассортиментом ОАО «Булочно-кондитерский комбинат».
Выпускная квалификационная работа выполнена с использованием ряда общенаучных методов, таких как: обследование, анализ, систематизация теоретического и практического материала, логического метода и других.
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды ведущих отечественных и зарубежных авторов в области управления ассортиментом, публикаций, СМИ, Интернет-ресурсы, а также финансовая, бухгалтерская и коммерческая документация исследуемой организации ОАО «Булочно-кондитерский комбинат».
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложением.
Во введении обоснована актуальность темы, определены задачи, выявлены объект и предмет выпускной квалификационной работы. В первой главе будет рассматриваться понятие ассортимента, его характеристика, классификация и функции ассортимента, а также проанализирован ABC и XYZ анализ. Вторая глава посвящается организационно-экономической характеристике исследуемой организации и среды ее функционирования, оценке производственно-хозяйственной деятельности организации и факторов, влияющих на формирование ассортимента, анализу товарного ассортимента и системы управления ассортиментной политикой.
В третьей главе выявляется концепция совершенствования управления ассортиментом как основа функционирования системы закупок и поставок розничным организациям, разрабатываются рекомендации по формированию ассортимента и оценивается их социально-экономическая эффективность, экономически обосновываются предложения по совершенствованию ассортимента и построения ассортиментной структуры.
Список использованной литературы состоит из 27 источников.
Приложения даны на 9 страницах.
Управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.
Одна из важнейших характеристик товаров - ассортимент, определяющий принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент - это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Ассортимент товаров классифицируется по местонахождению, широте охвата товаров, степени удовлетворения потребностей и по характеру потребностей.
Функции управления - это совокупность действий, которые часто повторяются в процессе управления и имеют направленность и характер. Успех деятельности фирмы во многом зависит от того, как качественно выполняются функции и следуют ли принципам управления.
Анализ ассортимента дает наиболее точные данные только при использовании различных методик анализа. Поэтому было исследовано управление ассортиментом на основе ABC и XYZ - анализа.
Смысл ABC - анализа заключается в определении вклада конкретного товара и итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании). Смысл XYZ - анализа - изучение стабильности продаж, изучение отклонений, скачков, нестабильности сбыта продукции. Конечно, можно использовать каждый вид анализа по отдельности, но это не даст полной картины ассортиментной матрицы компании, поэтому рекомендуется использовать оба вида анализа в комплексе, с целью выявления сильных и слабых товаров, стабильности продаж, и ключевых для компании продуктов. XYZ - анализ очень хорош в сочетании с ABC - анализом - это выявление безусловных лидеров и аутсайдеров в ассортименте организации.
Во второй главе была дана организационно-экономическая характеристика ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» и среды ее функционирования. Оценена производственно-хозяйственная деятельность организации и факторы, влияющие на формирование ассортимента. Был произведен анализ товарного ассортимента и систем управления ассортиментной политикой.
В настоящей работе проведено исследование управления ассортиментом на примере ОАО «Булочно-кондитерский комбинат». По результатам работы можно сделать следующие выводы.
Анализ ассортимента ОАО «БКК» показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия - рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.
Управление ассортиментом на рассматриваемом предприятии организовано по упрощенной схеме. Это связано с упрощенностью структуры организации. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.
Существуют разнообразные методы прогнозирования товарно-групповой структуры потребительского спроса. Однако применение каждого метода в отдельности, как правило, малоэффективно. Современная практика свидетельствует об эффективности многовариантных расчетов прогнозов структуры потребительского спроса на основе сочетания различных методов. Этим достигается синтез генетических прогнозов, основанных на использовании сложившихся закономерностей развития спроса, и нормативных прогнозов, ориентированных на рациональную структуру потребления и спроса. В результате будет обеспечен комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса, а значит и ассортимент, при котором предприятие будет функционировать устойчиво и эффективно. Поэтому для объекта анализа было рекомендовано использование комплексной методики планирования ассортимента в целях повышения точности прогнозирования объема продаж по товарным группам.
ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» ежесуточно вырабатывает более 60 тонн хлебобулочных, сухаро-бараночных изделий и около 10 тонн кондитерских изделий.
Предприятие состоит из двух основных цехов соответственно, на котором трудятся порядка 600 человек.
Ассортимент выпускаемой продукции отличается большим разнообразием и насчитывает более 80 наименований хлебобулочных и 100 наименований кондитерских изделий, ассортимент вафельной продукции насчитывает свыше 20 наименований, что позволяет предприятию предложить своим потребителям продукцию, ориентированную на покупателей с разным уровнем доходов.
В 2015 году хлебокомбинатом было произведено и реализовано товаров на сумму 992788 тыс. рублей. Основную долю составляют хлебобулочные и сухаро-бараночные изделия.
В третьей главе была рассмотрена концепция совершенствования управления ассортиментом как основа функционирования системы закупок и поставок розничным организациям. Были разработаны рекомендации по формированию ассортимента и оценена их социально-экономическая эффективность, а также экономически обоснованы предложения по совершенствованию ассортимента и построению ассортиментной структуры.
Для совершенствования ассортимента ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» было предложено создание нового продукта - пряники. Были рассчитаны средства, необходимые для реализации данного предложения.
Обоснование предложений и рекомендаций, приведенных в выпускной квалифицированной работе показали, что при расширении ассортимента группы товаров «Кондитерские изделия» за счет путем введения нового продукта «Пряники» экономический эффект составит 597380 руб. Также создание пряников может быть выгодно для ОАО «Булочно кондитерский комбинат» потому, что им нет необходимости переоборудовать весь цех.
I. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности - М.: Финансы и статистика, 2013. - 416с.
2. Дородников В.Н. Коммерческо-посреднические фирмы: экономика и управление: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ,. - 128с.
3. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления Учебное пособие - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2012. - 321с.
4. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. - Мн.: Новое знание,- 258с.
5. Кейтина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решения // Финансовый менеджмент, №2, 2012. - С. 3-13.
6. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. - СПб.: Политехника,- 232с.
7. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2013. - 248с..
8. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт-Издат,- 354с
9.Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. - Минск: Высшая школа, 2014. - 278с.
10. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 127с.
II. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА- М, 2013. - 348с.
12. Попова Л.В., Маслова И.А., Ханенко М.Е. Аналитическая система материальных запасов на предприятиях промышленности // Финансовый менеджмент, №3, 2013. - С. 9-15.
13. Радионова А.Р., Радионов Р.А. Управление запасами и оборотными средствами в условиях региональной экономики // Финансовый менеджмент, №5,. - С. 66-76.
14. Стоянова Е.С., Быкова Е.В. Практикум по финансовому менеджменту: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика.
15. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. - М.: Инфра-М, 2014 - 344с.
16. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля: Настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. - 2-е изд., доп. - М.: Дело и Сервис,- 412с.
17. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,- 418с.
18. Выдержать конкуренцию // Экономическая газета. - №1505 от 15 мая - С.12-13
19. Горохов Б.А. Ресурсная модель стратегического менеджмента и ее инструментарий // Реферативный журнал. Серия 2. Экономика. - № 4. - С.34-37.
20. Игнатова А.В. Анализ рентабельности продаж по видам товаров и торговли // Журнал «Маркетинг в России и зарубежом», №1, 2013. - С. 70-81.
21. Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. - СПб.: СПбГИЭА,- 376с.
22. Коммерция: теория и практика / Сб. статей - Челябинск: Челябинский филиал МКУ, 2015 - 78с.
23. Смирнов В. Снижение затрат как элемент стратегии предприятия // Экономическая газета. - №321 от 8 мая. - 2012. - С.14-15
24. АВС-анализ в правлении товарными запасами //
http://www.simplesoft.ru/articles/abc.htm
25. Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли // http://marketing.spb.ru
26. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг // http://www.aup.ru
27. Комаха А. Ассортиментная политика // http://marketing.spb.ru