Введение 3
1. Теоретические основы управления качеством продукции предприятия 6
1.1 Качество продукции как объект управления 6
1.2 Общие требования к системе качества товаров 12
1.3 Современные тенденции управления качеством товаров в отечественной и
зарубежной практике 17
2. Анализ системы управления качеством продукции ООО «Модерн» 24
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности
предприятия 24
2.2 Исследование системы управления предприятия 33
2.3 Оценка эффективности системы управления качеством продукции
предприятия 40
3. Совершенствование системы управления качеством продукции ООО
«Модерн» 46
3.1 Рекомендации и мероприятия, направленные на повышение качества
продукции предприятия 46
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 50
3.3 Пути дальнейшего совершенствования управления системой логистики 58
Заключение 65
Список использованы источников 68
Приложения
Актуальность. Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции (КС УКП), но в отличие от них они значительно эффективнее.
Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами).
Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, российским предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.
Машиностроительные предприятия, имеющие оформленные и функционирующие комплексные системы управления качеством продукции, располагают достаточно серьёзной базой для разработки и внедрения систем обеспечения качества продукции, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Эти системы станут эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть теоретические основы управления качеством продукции предприятия.
Для достижения данной цели следует выполнить ряд задач:
- раскрыть сущность понятия «качество продукции»
- рассмотреть системы показателей качества;
- исследовать современные тенденции управления качеством продукции
- провести анализ управления качеством продукции ООО «Модерн»
- разработать рекомендации по совершенствованию управления качеством продукции ООО «Модерн»
Объектом исследования выступает деятельность организации по управлению качеством.
Предметом - показатели качества продукции, система управления качеством продукции международные и российские стандарты и сертификаты.
Источники работы - литература отечественных и зарубежных авторов, журнальные статьи, электронные ресурсы удаленного доступа.
В процессе подготовки дипломной работы были использованы положения и концепции, представленные в работа отечественны и зарубежных авторов, таких как Д. Марчанд, Ф. Котлер, А. Швальбе, И.Л. Акулич, А.Н. Гребенников, Д.А. Карич, Е.А. Коробейников, С.В. Лосев, В.В. Никишкин, Б.А. Соловьев, Е.И. Храмов. А так же нормативные документы, экономико-статистические материалы, а также документация предприятия.
Теоретической основой представленной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвящены изучению управлению продажами фирмы.
Законодательной и нормативной основой представленной работы выступают правовые акты, федеральные законы Российской Федерации, государственные и международные стандарты, и другие нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения в Российской Федерации.
Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы.
Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции или оказания услуги, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции или услуги, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка. Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.
В соответствии с поставленной целью, в данной работе были решены следующие задачи исследования:
- рассмотрены теоретические основы управления качеством продукции на производственном предприятии;
- проведен анализ управления качеством продукции в исследуемой организации ООО «Модерн»;
- разработаны основные направления совершенствования управления качеством продукции на производственном предприятии.
В связи с тем, что ООО «Модерн» по своим производственным и экономическим показателям предприятие небольшое, отдельно служба управления качеством продукции в организационной структуре управления фирмой не выделена. Отдельные функции по обеспечению управления качеством продукции распределены между действующими работниками аппарата управления и производства на предприятии.
Организационная структура управления качеством продукции на предприятии ООО «Модерн» представляет собой единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности и включает все подразделения предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции на стадиях разработки, изготовления, обращения и эксплуатации или потребления.
В соответствии с реформой качества, проводимой на ООО «Модерн» на предприятии была создана инспекция качества с разработанным к ней положением. Общее руководство комплексной системы управления качеством продукции осуществляется директором, а координация работ, связанных с функционированием и развитием системы, обычно возлагается на заместителя директора.
На ООО «Модерн» координацию работ по обеспечению качества продукции осуществляет заместитель директора. В структуре управления качеством определяется и конкретизируется роль каждого звена управления, показывается степень интеграции и специализации функций управления.
Из рассмотренных в теоретической главе дипломной работы методов и путей повышения обеспечения качества на предприятии ООО «Модерн» считаем целесообразным привести стандарты в соответствие с МС ИСО серии 9000 с учетом разработанной в ООО «Модерн» Политики качества, одним из пунктов которой является предлагаемое направление, а также попытаться разработать методологию организации учета затрат на обеспечение качества, тем более что на данный момент на рассматриваемом нами предприятии механизм учета затрат на качество продукции отсутствует.
Затраты на обеспечение качества продукции являются частью общих затрат на производство и эксплуатацию продукции ООО «Модерн» за весь период ее службы. С экономических позиций эти затраты представляют собой сумму текущих и единовременных затрат, используемых изготовителем и потребителем на всех этапах жизненного цикла продукции.
Анализ расходов на качество проводится в основном с целью определения важнейших и первоочередных задач по повышению качества. В зависимости от целей, задач анализа на качество и возможностей получения необходимой информации методу управления затратами могут быть различны.
На это влияет и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия.
Политика предприятия ООО «Модерн» должна быть направлена на достижение высокого качества. Брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Но в любом случае затраты на брак также необходимо анализировать.
Умело организованный анализ затрат на качество и затрат брака может стать источником значительной экономии для предприятия, а также может повысить имидж предприятия в глазах потенциальных клиентов.
Анализируя опыт проведения сертификации и возможности предприятия в обеспечении качества продукции, необходимо отметить, что предприятие ООО «Модерн» может реализовать, исходя из жизненного цикла изделия, только 60% от возможного уровня качества. Этапы технического задания на изделие, а также эскизный и технический проекты находятся за пределами досягаемости предприятия.
Кроме того, имея десятки поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий предприятие в обеспечении качества выпускаемых изделий существенно зависит от поставщиков. Следовательно, необходимо распространить проведение процедуры сертификации и на продукцию поставщиков, то есть поставить вопрос о комплексной сертификации.
Важнейшим результатом проведения сертификации производства является то, что функционирование комплексной системы УКП осуществляется теперь под общим руководством директора ООО «Модерн», определяющего политику в области качества продукции и обеспечивающего необходимые условия для её реализации.
1. Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993г. №5154-1 (с изменениями от 27 декабря 2005 г.).
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 2006 г. №2-ФЗ).
3. Закон РФ от 10 июня 1993 г. « О сертификации продукции и услуг» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2011 г. №211-ФЗ).
4. Адлер Ю. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество,2011.-№5,6.
5. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003 г. 240 с.
6. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.:
ИНФРА-М, 2001 г. 212 с.
7. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист, 2012. - № 4.- С. 28-31.
8. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 2013. - 368 с.
9. Битере Д., Випперман К. Как продать свои услуги. - СПб.: Питер, 2012. - 470 с.
10. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. - К.: Ника-Центр, 2015.- 512 с.
11. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001. -207 с. - (Серия» Вопрос - Ответ»)
12. Варгина М.К. Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира. // Сертификация. - 2005. - №1. - с. 10.
13. Версан В.Г. Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития. // Сертификация. - 2004. - №3.-с. 3.
14. Вахрушев В. Принципы японского управления. - М.:ФОБЗ, 2012. - 207 с.
15. 8. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. - М.: ЮристЪ, 2011.-277с.
16. Дугина О. Метод центра оценки. Место оценки персонала в кадровой работе // Кадровый вестник, 2010.-№2.-С.35-38.
17. Дурович А.Л. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособие. - 2-е изд. Перераб.и доп. - М.: Новое знание, 2011. - 496 с.
18. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 4-е издание, перераб. И доп. - М.: Издательство «Бухгалтерский учёт», 2012. -528с.
19. 12.Замосковный О.П. Система государственных и международных стандартов по туризму. - М.: МЭСИ,1997.-177с.
20. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под
конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и
экономичностью производства // Российский экономический журнал, 2015.- № 11. -С. 108-111.
21. Кудимова М.В. Уважение к клиенту начинается с уважения к себе // 5 звезд, 2010.- №6.-С.27-29.
22. Лифиц И.М. «Стандартизация, метрология и сертификация». Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2003 г. 318 с.
23. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.
- 3-е изд., стер. - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 400 с.
24. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-159с.
25. Международный стандарт ISO 9000:2000. Системы менеджмента
качества. Основные положения и словарь.
26. Международный стандарт ISO 9001:2000. Системы менеджмента
качества. Основные положения и словарь.
Т1. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2004. 720 с.
28. 18. Плетнева Н. ИСО серии 9000: практическое пособие по внедрению системы качества // Методы менеджмента качества, 2011.-№9.-С.31-35.
29. 19. Портер М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. - 496 с.
30. 20. Семин О.А. Маркетинг и управление качеством торговых услуг: учебное пособие.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Дело и Сервис»,
2011.-216с.
31. Сулейманов Н.Т. Системы менеджмента качества ИСО. - Уфа, УИ РГТЭУ, 2002. 306 с.
32. Сулейманов Н.Т. Инновационная модель системы управления качеством продукции. // Стандарты и качество. 2004. №6. 60 с.
33. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 2012.-388с.
34. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 312 с.
35. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издательско-книготорговый ценр «Маркетинг», 2012. - 892 с.
36. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практ. Пособие.- М.: Экономика, 2011.-269с.
37. Хныкин Г. Организация и проведение аттестации работников // Трудовое право, 2011.-№4.-С.46-51.
38. Ходорков Л. Ф. Мировое гостиничное хозяйство. - М.: Экономика,
2011. -469с.
39. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. - М.: Эксмо,
2012.-340с.
40. Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество, 2013. - №2 - с. 43-44.