ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ 6
1.1 Теории развития и исторические предпосылки возникновения понятия
«эмоциональный интеллект» 6
1.2 Сущность понятия и модели эмоционального интеллекта 12
1.3 Общая характеристика особенностей юношеского возраста 26
Выводы по первой главе 29
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Характеристика выборки и организация проведения исследования 31
2.2 Описание методов исследования 32
Выводы по второй главе 35
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 36
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования эмоционального
интеллекта 36
3.2 Статистический анализ результатов исследования особенностей
эмоционального интеллекта у юношей и девушек 41
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная работа будет посвящена трудоемкой и актуальной проблеме изучения особенностей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. В нынешнее время проблема исследования эмоционального интеллекта относится к числу малоизученных феноменов в сфере социальной психологии и требует как теоретического, так и практического изучения ее аспектов.
Актуальность
На протяжении вcего развития общества эмоциональная cоcтавляющая вcегда являлась одной из важных тем cоциализации. В настоящее время заинтереcованноcти во взаимоcвязях эмоционального и рационального cоcтавляющего, взаимодействие чувств и разума, их взаимовлияния становится вcе больше. Понятие эмоциональный интеллекта становится одним из ключевых cоcтавляющих развития личности. Особенно, если учитывать тот факт, что область изучения эмоционального интеллекта является относительно новой и наcчитывает чуть больше одного деcятилетия. Но на cегодняшний день этой проблемой занимаются cпециалиcты уже по вcему миру.
Юношеский возраст является важнейшей ступенькой в эмоциональном развитии за cчет оcобенноcтей возрастных задач, поставленных перед личностью. Проблема cамоопределения, cамопознания, cамоактуализации в современном обществе, как профеccионального, так и личностного становления затрагивают практически каждого на пути формирования личности. Дальнейшее развитие эмоционального интеллекта в этом возрасте способствует гармоничному становлению личности, эффективной адаптации в социуме.
Большое количество сторонников этой концепции придерживаются мнения в том, что эмоциональный интеллект является одним из главных составляющих для достижения успешности в повседневной деятельности.
Так, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект.
Таким образом, актуальность данной проблемы показывается следствием развития научного знания, так и уже современной нужностью психологической социальной практики.
Цель исследования: обнаружить взаимосвязь и особенности
эмоционального интеллекта у юношей и девушек.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет. (Автор периодизации возраста - Выготский: по основным закономерностям и общему смыслу она является первым периодом среди зрелых возрастов)
Гипотеза исследования: : предположим, что существенной разницы в эмоциональном интеллекте у юношей и девушек выявлено не будет, так как высокие показатели в отдельных шкалах у одних, будут компенсировать низкие показатели шкал у других людей
Задачи исследования:
1 .Изучить понятие эмоционального интеллекта.
2.Определить уровень эмоционального интеллекта у юношей и девушек.
З.ВЫЯВИТЬ особенности эмоционального интеллекта у юношей и девушек.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностические методы, методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла.
2. t-критерий Стьюдента.
Надежность и достоверность результатов была обеспечена через теоретическую обоснованность методологических положений, благодаря выбору психодиагностических методик, соответствующим предмету и задачам исследования, корректному использованию методов математической статистики, количественному и качественному анализу эмпирического материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе будут проанализирован термин эмоционального интеллекта как умение осознавать свои собственные эмоции и эмоции другого человека, возможность управлять своими личными эмоциями и эмоциями другого и на основе данных способностей создавать, строить, налаживать и управлять взаимодействием с окружающими людьми.
Практическая значимость работы состоит в том, чтобы полученные результаты данного исследования могли быть использованы практическими психологами для дальнейшего развития эмоциональной сферы, а так же для улучшения и помощи в развитии эмоционального интеллекта у окружающих людей.
Эмоциональный интеллект включает в себя в себя когнитивные и психологические процессы, биологические и социальные задатки, которые впоследствии влияют на становление и формирование личности. Данное понятие играет большую роль в социальной адаптации, мышлении и восприятии окружающего мира.
В ходе работы удалось:
- изучить теоретические аспекты эмоционального интеллекта,
- благодаря психодиагностическим методам удалось определить уровень эмоционального интеллекта в юношеском возрасте,
- выявить его особенности у юношей и девушек.
подтвердилась. В самом исследовании принимало участие 136 человек в возрасте от 18 до 25 лет. И в итоге удалось выяснить, что в юношеском возрасте показатели эмоционального интеллекта имеют близкие значения. Могу предположить, что данное явление напрямую зависит от того, что высокие показатели в шкалах у юношей компенсируют низкие показатели шкал у девушек и наоборот, что в свою очередь приводит к схожему результату в целом.
Повысить эмоциональную компетентность посредством научения является возможным. Для этого рекомендуется:
-научить человека распознавать эмоции по микровыражениям лица (карточки с изображением эмоций, немые фильмы, освоить язык телодвижений)
-научиться выражать эмоции (стоя перед зеркалом, фотографируя себя) -развить способность осознавать свой собственные эмоции (медитация, ведение дневника, рисование)
-почаще находиться в обществе для тренировки выработанных нвыков.
Безусловно, эмоциональный интеллект только один из того множества фундаментных плит, строящих личность человека, и помимо нее есть еще много немаловажных факторов и показателей, но пока человек находится в обществе, испытывает потребность устанавливать с окружающими эмоциональные и социальные контакты, данная тема всегда останется актуальной.
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. -М.: ПБОЮЛ Грачев С М., 2000.
3. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / Вопросы психологии. - 2007. - № 5.
4. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб. статей / Под ред.А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2006
5. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск, СГПУ, 2004.
6. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011.
7. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект - исследования феномена. // Вопросы психологии. 2006
8. Аристотель. Риторика / Античные риторики. - М.: изд. МГУ. - 1976.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988
10. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 2008.
11. Вилюнас В.К. Психология переживаний. - М.: ВЛАДОС, 1990
12. Выготский Л.С. Проблема эмоций / Вопросы психологии. - 1958. -№ 3.
13. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии / Вопросы философии. - 1970. - № 6.
14. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта, Изд.: Вильямс, 2007 г.
15. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.
16. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
17. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект; пер. с англ. А.П. Исаевой, - М. АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2008
18. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.
20. Декарт Р. Страсти души / Соч.: в 2 т. - М.: 1989. - Т.1.
21. Дильтей В. Введение в науки о духе //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 108-135., Бергсон А. Творческая эволюция. — СПб. 1914.
22. Додонов. Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Вопросы психологии. - 1976. - №
6.
23. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - 2006.
24. Иванова Е.С. Методология и методы исследования эмоциональной сферы личности / Психологический вестник Урал. Гос. Ун-та им. А.М. Горького. - Екатеринбург.: изд-во Урал. Ун-та, 2005.
25. Иванова Е.С.// Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2010
26. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
27. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
28. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
29. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Г.А. Емельянов (ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000.
30. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004
31. Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение,
исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
32. Мещерякова И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Мещерякова // Территория науки. - Воронеж, 2008
33. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики. - М., 2003
34. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.
35. Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б.
Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 2008.
36. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.:Прайм-Еврознак, 2002.
37. Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Центр, 2000.
38. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: 1979.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 1999.
40. Сарт. Ж.П. Очерк теорий эмоций / Психология эмоций / Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
41. Симонов П.В. Что такое эмоция? - М.: 1962.
42. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.: 1962.
43. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: 1981.
44. Симонов П.В. Ответ профессору Б.И. Додонову / Еще раз о потребностно информационном подходе к изучению эмоций / Психологический журнал. - 1983. - № 4. - С.119-133.
45. Сироткина И. Эмоциональный интеллект / Управление персоналом. - 2006. -№ 21. - С.45-52.
46. Стайн С., Бук Г. Преимущество эмоционального интеллекта. Эмоциональная культура и ваш успех: пер. / Маргариты Маркус, 2000.
47. Стернберг Р.Дж. и др. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002.
48. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. - № 4.
49. Якобсон, П.М. Чувства, их дальнейшее развитие и воспитание / П.М. Якобсон. -М.: Знание, 1976
50. www.spss.ru
51. www.statwork. net
52. http://www.psychol-ok.ru/
53. http://statpsy.ru/