Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии развития фирмы 7
1.1 Сущность стратегии развития организации 7
1.2 Основные методы и инструменты разработки стратегии организации 12
1.3 Основные проблемы разработки стратегии компании 20
2. Анализ и оценка стратегии развития ООО «Продукт-сервис» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика фирмы 29
2.2 Анализ системы управления организации 36
2.3 Оценка действующей стратегии организации и выявление стратегических
разрывов 43
3. Основные направления разработки стратегии развития ООО «Продукт-
сервис» 59
3.1 Предложения по позиционированию компании и формулировке миссии 59
3.2 Предложения по разработке дерева целей компании 71
3.3 Совершенствование стратегии контроллинга в организации 80
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложение
Для обеспечения эффективной производственной и непроизводственной деятельности предприятия в рыночной конкурентной экономике следует применять обоснованные, просчитанные, легитимные меры.. Вследствие динамичной обстановки в экономике и несовершенства законодательных актов множество организаций нацеливают свою деятельность на получение прибыли и выплату дивидендов акционерам. При этом не стоит забывать, что, если организация нацелена на долгосрочное существование и намерена конкурировать, то необходимо двигаться к достижению следующих целей: позиции предприятия на рынке, внедрение необходимых для подержания конкурентоспособности инноваций, поддержка и увеличение производительности труда, сохранение и увеличение материальных и финансовых ресурсы организации, поддержание нормы прибыли, улучшение эффективности управления, трудовая деятельность и установки сотрудников, общественные обязательства.
Использовать стратегии в бизнесе начали сравнительно недавно. Но, на сегодняшний день данная практика является общепризнанной. Определение успеха предприятия на длительном промежутке времени невозможно без умелой постановки стратегии.
Стратегия - это совокупность правил, на которые опирается руководители организации при принятии управленческих решений. Стратегия представляет собой общий комплексный план, созданный с целью осуществить миссию и достичь целей организации.
Стратегия - это набор действий для достижения конкретных показателей организации (увеличения ликвидности, платежеспособности, кредитоспособности предприятия, рентабельности, финансовой устойчивости).
В данной выпускной квалификационной работе будет рассмотрен применения стратегического планирования на предприятии. Уделим больше внимания стратегии, её типам, более подробно остановимся на самой стратегии, её типах, этапах реализации и создадим стратегический план для выбранной организации (ООО «Продукт-сервис»).
Актуальность данной темы состоит в определении целей и курса, которому организация будет следовать, его видении характера деятельности на фирмы в определённый момент и вероятных потребностях в дальнейшем. Для того, что бы получить в нужный срок запланированные результаты руководителю необходимо чётко определить цель. Цель в данном случае будут являться это результатом, а стратегия будет ознаменовывать их достижение. Стратегия - это способ для руководителя исполнить поставленные задачи, и в стратегических, так и финансовых планах. Для выбора стратегии, нужно ознакомится с внутренним состоянием организации, а так же факторы, оказывающие влияние из вне. Только четко представляя положение компании её место на рынке, зная нюансы работы на определённых рынках, человек, управляющий организацией может более точно сформулировать стратегию, направленную на достижение поставленных целей.
Стратегия - план, в соответствие с которым принимаются те или иные решения, тем самым обеспечивая заранее реакцию на изменения и направленная на достижения цели, и действия в соответствие с миссии. Стратегия компании представляет собой заранее составленный перечень действий и нужных поправок на случай форс мажорных обстоятельств. На сегодняшний день стратегия компании пишется руководителем, при этом он принимает в учёт события, во внешней и во внутренней среде компании. Для того чтобы расписать стратегию нужно обладать талантом предпринимателя следовать согласно стратегическому мышлению. Управленец обязан предпринять все усилия, чтобы выработанная стратегия в наибольшей степени была направлена на события, происходящие во внешней среде, а конкретно на клиентов, план и действия конкурирующих организаций, возможности и угрозы, параметры ведения бизнеса.
В нынешнем понимании стратегия представляет собой основу управления компании, которым руководствуется в достижении стабильного роста, улучшении конкурентоспособности.
При жесткой конкуренции и нестабильном рынке организации обязаны фокусировать внимание на внутренней среде организации, а так же создавать стратегию, охватывающий долгосрочный период с целью быть на равных с лидерами на рынке.
Ранее множество организаций успешно действовали, занимаясь в области стратегии в основном ежедневной работой, а так же обращая внимание лишь на внутренние аспекты деятельности, влияющие на эффективность.
В данный момент актуальной является задача правильного использования потенциала в нынешней деятельности фирмы, при этом наиболее значимым является построение стратегии, которая способна обеспечить адаптацию организации к изменяющемуся рынку.
Изменения во внешней среде организации происходят ускоренными темпами, при этом настроение и потребности потребителя быстро меняются, ожесточается конкурентная борьба за долю рынка, глобализация экономических агентов, появление сфер для ведения дела, ускорение научно¬технического прогресса, проникновение современных технологий вглубь как компании, так и потребителя, меняется роль человека, которую он играл в жизни компании.
Стоит отметить, что не возможно подобрать стратегию, которую можно было бы с успехом применить ко всем компаниям, ровно так же как и не любая стратегия может быть использована в конкретной компании..
Любая организация имеет свои особенности, и вследствие этого создание стратегии в каждой организации будет различным, и зависит от рода её деятельности, места и роли в рынке, динамики её показателей, изменений внешней среды. Все вышеизложенное определило актуальность данного исследования.
Тему стратегии развития предприятия рассматривали и изучали следующие ученые: Дж. Куинн, и.А Ансофф, Р.Эверед, Дж. О'Шонесси, П. Дойль, Р. Олдкорн.
Цель проводимого исследования можно сформулировать как изучение теоретических основ разработки стратегии развития предприятия.
Поставленная цель позволяет определить задачи, решению которых будет посвящена данная работа:
- определить сущность стратегии, которая направлена на развитие фирмы;
- провести анализ основных методов и инструменты создания
стратегического плана организации;
- выявить механизм разработки стратегии.
Объектом исследования является - ООО «Продукт-сервис».
Предмет исследования - особенности функционирования, цели и пути развития предприятия.
Информационной базой работы послужили научная литература, освещающая вопросы стратегического развития предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключении и списка используемых источников.
На сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Продукт-сервис» расположено на территории Республики Татарстан в г. Казань и действует на основании Федерального Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля 2014 г.).
Анализ финансовой отчетности показал, что выручка от продажи за анализируемый период обнаруживает устойчивую тенденцию к росту: в 2014 г. по сравнению с 2013 г. показатель увеличивается с 141690 тыс. руб. до 163240 тыс. руб., т.е. на 21550 тыс. руб. или 15,2 %. Увеличение показателя в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составило 30800 тыс. руб. или 18,9 %.
На основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что из четырех типичных стратегий по Портеру организация ООО «Продукт-сервис» следует стратегии фокусированной дифференциации как способа получения конкурентного преимущества
Позиция организации ООО «Продукт-сервис» на рынке - предложение большого ассортимента качественных продовольственных товаров. Организация следует стратегии создания конкурентного преимущества - фокусированная дифференциация, и рыночным стратегиям, действуя в рамках: освоенный рынок/освоенный товар, новый рынок/освоенный товар. Стратегии фокусированной дифференциации, укрепление позиций и глубокое проникновение на рынок Республики Татарстан в целом приводят компанию к успеху, которым организация считает увеличение продаж. Но финансовые показатели организации за рассмотренный период существенно ухудшились. Есть реальная угроза потери конкурентного преимущества на рынке Татарстана со стороны новых конкурентов. Отличительная способность организации - управление долгосрочными отношениями с поставщиками, позволяет ей предоставлять широкий ассортимент продовольственных товаров, тем самым, поддерживая репутацию организации, как надежного предприятия, но не удовлетворяя изменившимся ожиданиям со стороны покупателей. Радикальные изменения во внешнем окружении в 2013-2015 гг., существующие разрывы в ресурсах и способностях, несогласованность действий организации с ее организационными целями привели к ухудшению взаимоотношений с заинтересованными сторонами. Следовательно, действующие стратегии организации в нынешней ситуации неэффективны.
В результате оценки стратегического планирования в ООО «Продукт- сервис» , мы пришли к выводу о том, что предприятию необходимо разработать стратегический план дальнейшего развития, а именно развивать стратегию ценообразования, разрабатывать и внедрять мероприятия по поиску и привлечению новых клиентов, изучать деятельность конкурентов: продукцию, которую они предлагают, ценовую политику и методы стимулирования сбыта.
В ООО «Продукт-сервис» конкурентной стратегии уделяется мало должного внимания. Предлагается ее выработка, направленная на будущее предприятия и позволяющая обеспечить ему устойчивое конкурентное положение на заданном рынке. Для этого автором была разработана стратегия развития ООО «Продукт-сервис» до 2020 года.
Стратегия развития ООО «Продукт-сервис» - это комплексная Программа по совершенствованию стратегии развития предприятия ООО «Продукт- сервис» до 2020 года, которая предлагает повысить эффективность управления организацией на основе стратегического планирования, реализовать гибкую ценовую политику в период 2017 - 2020 гг., повысить уровень продаж основных видов продукции предприятия и т. д; организовать мероприятия по совершенствованию системы работы с клиентами, потенциальными покупателями.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- совершенствование системы работы с клиентами, потенциальными покупателями;
- сохранение имеющихся клиентов через построение с ними взаимовыгодного сотрудничества на индивидуальной основе;
- привлечение новых клиентов через формирование положительной репутации компании на рынке;
- повышение эффективности управления организацией;
- реализация гибкой ценовой политики в период 2017 - 2020 гг.;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- повышение уровня продаж основных видов продукции ООО «Продукт-сервис» ;
- повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда;
- создание дополнительных рабочих мест в ООО «Продукт-сервис» ;
- устойчивое конкурентное положение.
1. Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ (ред. от 08.11.2010) «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».
2. Федеральный закон от 08.02.98 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
3. Положение «О техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора) РД 37.009.026-92.
4. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Серия «Теория менеджмента» / Д. Аакер. - СПб.: Издательство «Питер», 2011. - 496с.
5. Аванесова, Г. А. «Сервисная деятельность»: учебник / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 290 с.
6. Акулов, В.Б. Теория организации: учебное пособие / В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков. - П.: ПетрГУ, 2005. -321 с.
7. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие / М.М.Алексеева. - М.: Издательство «Финансы и статистика», 2011. - 248с.
8. Афанасьев, М. Корпоративное управление глазами директора (по материалам обследований 2007-2008 гг.) / П. Кузнецов, А. Фоминых // Вопросы экономики, 2009, № 5. - C. 35.
9. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. / К. Боумэн. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 456с.
10. Винокуров, В.А. Организация стратегического планирования на предприятии: учебное пособие / В.А. Винокуров. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 278 с.
11. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебное пособие / О.С. Виханский. - М.: МГУ, 2007. - 280 с.
12. Глинн, Дж. Учебные материалы по курсу «Стратегия бизнеса» / Дж. Глинн, В. Маркова, Д. Перкинс, 2007. - 325 с.
13. Горохов, Б. Стратегия и гибкость управления предприятием: трудный баланс // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 4. - С. 68
14. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Издательство «ТРТУ», 2014. - 267с.
15. Гончарук, В.А. Развитие предприятия: учебное пособие / В.А. Гончарук. -М.: 2007. - 120 с.
16. Гусев, Ю.В. Стратегия развития предприятия: учебник / Ю.В. Гусев. - СПб: СПбУЭФ, 2011. - 385 с.
17. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: учебник / Б. Карлофф. - М.: Экономика, 2007. - 250 с.
18. Дункан, Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. / М.: Дело, 2006.
19. Идрисов, А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций: учебник / А.Б. Идрисов, С.Б. Картышев, А.В. Постников. -М.: Филинъ, 2006. - 310 с.
20. Клейнер, Г.Б., Тамбовцев В.Л. Предприятие в условиях неопределенности // Человек и труд, 2014, № 2. - С. 35
21. Котлер, Ф. Г. «Основы маркетинга. 2-е европейское издание»: учебник / Ф. Г. Котлер, Дж. Армстронг, В. Сондерс, Вонг. -М.: 2006. - 408 с.
22. 21. Кудин, В.С. Адаптивное управление фирмой: учебное пособие / В.С. Кудин, А.Р. Лычагин, В.П. Ферапонтова. - М.: 2006. - 190 с.
23. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: учебное пособие / Ж. Ламбен. - СПб.: 2005. - 168 с.
24. Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: учебник / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.: Внешторгиздат, 2012. - 235 с.
25. Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: учебник / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.: Внешторгиздат, 2012. - 235 с.
26. Мельник, А.Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях рыночных отношений: учебник / А.Н. Мельник. - К.: 2006. - 436 с.
27. Мескон М. Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2008. - 269 с.
28. Нарзыкулов, В. Планирование развития в условиях рыночной экономики (мировой опыт и проблема выбора модели для России) // Вопросы экономики, 2007, № 4. - С. 57.
29. Петров, А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия: учебник / А.Н. Петров. - СПб.: СПбУЭФ, 2007. - 341 с.
30. Петров, А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие / А.Н. Петров. - СПб.: СПбУЭФ, 2006. - 265 с.Пригожин, А.И. Методы развития организаций: учебник / А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2014 . - 320 с. Юданов А. Ю. О формуле успеха среднего бизнеса в мире и в России/ А. Ю. Юданов// Российский журнал менеджмента. 2013. № 3. С 16-19.
31. Ракова, А. М. «Стандартизация и сертификация в сфере услуг»: учебное пособие / А. М. Ракова. - М.: под ред., 2010 г. - 102 с.
32. Серпилин, А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия. // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №6. - С. 48.
33. Томпсон, А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Зайцева Л.Г. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 415 с.
34. Тренев, Н.Н. Стратегическое управление предприятием на основе самоорганизации / Н.Н. Тренев // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - №4. - С.14 - 19.
35. Федцов, В. Г. «Культура сервиса»: учебное пособие / В. Г. Федцов.
- М.: изд-во Приор, 2013. - 430 с.
36. Управление жизненным циклом корпорации (англ. Managing Corporate Lifecycles): учебник / Адизес И. - СПб.: Питер, 2008 г. - 341 с.
37. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Учебник / М.Б. Шифрин. СПб: Питер, 2014. 240 с.
38. Янковская В.В.Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 425 с.
39. Деловая электронная газета Татарстана. URL:http://www.business- gazeta.ru
40. Информационное агентство «Татар-информ» URL:http://www.tatar- inform.ru
41. Свободная Энциклопедия «Википедия» URL:http: //wikipedia.org