Введение 3
1. Теоретические основы разработки маркетинговой стратегии 6
1.1 Сущность и понятия маркетинговой стратегии 6
1.2 Методы разработки маркетинговой стратегии 13
1.3 Процедура разработки маркетинговой стратегии 21
2. Анализ маркетинговой стратегии компании «Мистер Дудлс» 34
2.1 Анализ отрасли общественного питания 34
2.2 Общая характеристика компании 45
2.3 Исследование маркетинговой стратегии 50
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой стратегии «Мистер Дудлс» 66
3.1 Разработка мероприятий по стимулированию продаж 66
3.2 Предложения по совершенствованию маркетинговой стратегии «Мистер
Дудлс» 70
3.3 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 78
Заключение 90
Список использованных источников Приложение
В условиях жесткой конкуренции современного рынка маркетинг играет важную роль в деятельности любой компании, потому что он позволяет установить оптимальную взаимосвязь между организацией и средой, частью которой она является. Сегодня маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, для которого характерны творческие, стабильные и нередко агрессивные подходы.
Маркетинговая деятельность предприятия должна быть направлена на долговременное существование фирмы, на ее устойчивость, прочные и длительные связи с потребителями или другими участниками рынка, повышение конкурентоспособности предлагаемых услуг, товаров.
Маркетинговая деятельность есть объективной необходимостью ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия на учет рыночного спроса, нужд и требований потребителей. Она направлена на определение конкретных целей и путей их достижения. В современном мире производитель должен выпускать продукцию, которая найдет сбыт и принесет прибыль. Для этого необходимо изучать общественные и индивидуальные нужды, запить рынка как условие и предпосылку производства.
Маркетинг как теория, способ мышления, философия предпринимательской деятельности нуждается во внимательном научном изучении и реалистическом подходе в практике управления.
Актуальность темы маркетинговых исследований на предприятии обусловлена тем, что в условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают знания рынка и способность умело применять современные инструменты воздействия на складывающуюся в нем ситуацию.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что изложенные методические разработки, подходы и рекомендации по вопросам совершенствования маркетинга получили применение в практике работы кафе «Мистер Дудлс». Они позволили предвидеть результаты предпринимательской деятельности, производить и реализовывать продукцию, предоставлять услуги, отвечающую постоянно меняющимся и возрастающим запросам клиентов, вытеснять конкурентов и увеличивать свою долю на рынке услуг предприятий общественного питания.
Предметом исследования является система теоретических и практических проблем организации маркетинга.
Объект исследования - организация маркетинга в кафе «Мистер Дудлс».
Аналитическая часть работы выполнена на основе обработки статистического материала кафе «Мистер Дудлс». В исследовании использованы основные методы и приемы экономического анализа: статистический, абстрактно-логический, методы сравнения, группировок и экспертных оценок, экономико-математический и монографический.
Целью исследования является разработка путей совершенствования деятельности кафе «Мистер Дудлс» на основе маркетинга.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- подбор и анализ теоретических материалов;
- определить экономическую сущность маркетинга и сбыта продукции, услуг;
- дать характеристику предприятия, указать перспективы в области организации сбыта и маркетинга;
- проанализировать существующую на предприятии систему сбыта и процессный подход к управлению маркетинга продукции и услуг;
- выявить, какие недостатки в управлении маркетингом продукции и услуг существуют на предприятии;
- разработать комплекс маркетинговых мероприятий, внедрение которых позволит усовершенствовать деятельность кафе.
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе раскрыта экономическая сущность понятия «сбыт продукции и услуг», «маркетинг продукции», раскрыта сущность принципов и концепций маркетинга.
Во второй главе проведен анализ финансово-экономического состояния предприятии и анализ организации маркетинга кафе «Мистер Дудлс».
В третьей главе обоснована и разработана стратегия по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия и рассчитан экономический эффект в случае внедрения нововведений.
Маркетинг как экономический процесс, рассматривается как любая деятельность, направленная на продвижение товаров от того, кто их производит (производителя) к тому, кто в них нуждается (потребителю).
Объект исследования в работе послужила организация маркетинга в кафе «Мистер Дудлс».
Анализ экономических показателей работы кафе за 2013-2015 г.г. показывает, что эффективность деятельности кафе повысилась, не смотря на негативные тенденции 2014 года. Так, валовый доход повысился на 2% за 2014 год по сравнению с 2013 г., а в 2015 году рост составил 29%. Указанные факторы отразились на существенном увеличении издержек работы кафе «Мистер Дудлс». Затраты 2014 года больше уровня 2013 года почти на 9%, а 2015 года - на 23%. В 2014 году наблюдается снижении прибыли от реализации продукции и услуг кафе на 1895,16 т. руб. Зато в 2015 году можно наблюдать значительный рост прибыли - на 4775,95 т. руб. Это отражает повышение эффективности работы. Несмотря на рост объема реализации услуг в 2014 году по сравнению с 2013 годом, в целом за 2014 г. отмечалось ухудшение основных показателей деятельности предприятия - рентабельности деятельности и рентабельности продаж - на 7,9% и 4,8% соответственно. Значительный рост объемов реализации продукции и услуг кафе «Мистер Дудлс», наблюдающийся в 2015 году привел к росту данных показателей на 6,2% и 3,8% соответственно. Таким образом, показатели достигли уровня 2013 года, наблюдается положительная динамика.
По итогам анализа маркетинговой деятельности кафе были выявлены недостатки в работе, а именно: неустойчивое экономическое положение кафе, высокая цена на предоставляемую продукцию и услуги, низкая рекламная активность, недостаточно сформированный имидж.
Для ликвидации этих проблем разработан комплекс маркетинговых мероприятий, реализация которых позволит повысить эффективность работы кафе «Мистер Дудлс»:
1. Мероприятия по совершенствованию рекламной деятельности
2. Мероприятия по совершенствованию ассортимента
3. Мероприятия по совершенствованию сбытовой политики
В результате внедрения проекта мероприятий по совершенствованию деятельности кафе «Мистер Дудлс» на основе маркетинга составлен прогноз технико-экономических показателей.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий по увеличению дохода позволит существенным образом улучшить результаты хозяйственной деятельности кафе «Мистер Дудлс» в 2016 году. Так, кафе увеличит валовый доход на 10931 тыс. руб. Прибыль от реализации в планируемом 2016 году составит 19736,33тыс. руб., что на6107,8 тыс. руб. или на 44,82% больше суммы предыдущего 3013 года. Рентабельность продаж и деятельности кафе увеличится на 5,14% и 9,43% соответственно.
При этом численность работающих увеличится на2 человека, а производительность труда вырастет и составит 2082тыс. руб. что на 218,29тыс. руб. выше показателя 2015года.
Анализируя эти данные, можно сделать вывод, что положительные тенденции заметны по всем технико-экономическим показателям деятельности кафе «Мистер Дудлс», а, следовательно, внедрение предложенного проекта мероприятий является экономически целесообразным и эффективным.
1. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2014) «Об утвeрждeнии Прaвил окaзaния услуг общeствeнного питания»
2. «Услуги общeствeнного питания. Общие трeбовaния. ГОСТ Р 50764-2009» (утв. Прикaзом Ростeхрeгулировaния от 03.11.2009 N 495-ст)
3. «ГОСТ Р 50647-2012. Нaционaльный стaндaрт Российской Фeдeрaции. Услуги общeствeнного питания. Тeрмины и опрeдeлeния» (утв. Прикaзом Росстандарта от 30.11.2012 N 576-ст)
4. ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст)
5. «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия. ГОСТ Р 50763 - 2007» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 474-ст)
6. Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И., Прудников В.М., Скляренко В.К. Экономика предприятия. -Проект.- М.: Инфра-М, 2009. - 255с.
7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - 4-ое изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 536 с.
8. Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Проект.- М.: Феникс, 2014.
9. Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей кафе и баров.- М., 2009. - 284 с.
10. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика/Т.А. Гайдаенко. - 2¬е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2006. - 496 с.
11. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. - М.: Дело, 2001. — 2-е изд. - 440 с.
12. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия, - М.: Финансы и Статистика, 2015. - 336с.
13. Дементьева Е.П. Ресторанный бизнес. Секреты успеха. - Ростов-на- Дону: Проект.- М.: Феникс , 2013. - 250 с.
14. Дж. О'Шонесси. Конкурентный маркетинг: стратегии. подход / пер. с англ. под. ред. Д.О. Ямпольской - СПб: Питер, 2002. - 864 с.
15. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и кафе: Учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2015. - 632 с.
16. 3авьялов П.С., Кретов И.И. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности (терминологический словарь) - М.: Междунар. отношения, 1992.-248 стр.
17. Есипова В.Е. Цены и ценообразование. Учебник для вузов. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 560 с.
18. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. - Минск: Новое знание 2009. - 424 с.
19. Ефимова О.П., Ефимова Н.А. Экономика гостиниц и кафе: Учеб.пособие. М.: Новое знание, 2014. - 528 с.
20. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и кафе. - Минск: Новое знание, 2014. - 352 с.
21. Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса. Проект. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 288с.
22. Казуева Т.С. Управлении доходами и расходами предприятия. Проект. - М.: Проект Дашков и К0, 2015. - 190с.
23. Кибинов Я.Н. Общественное питание: состояние и перспективы развития. - М., 2012. - 276 с.
24. Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: АО «Коруна», 2011. - 697 с.
25. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. Учеб.-практ. пособие - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2013. - 288 с.
26. Ламбен Ж.Ж.. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - СПб.: Наука, 2011.
27. Милл Р. Управление рестораном. Проект - М.: Юнити, 2015. - 536 с.
28. Мавралашвили Г. Прибыльный ресторан. Советы владельцам и управляющим. - С-П.: проект Питер, 2012. - 256с.
29. Наумова А.В., Буяльская А.К. Ценовая политика организации: Учебное пособие. - Сургут: Сургутский филиал Московской академии предпринимательства, 2014. - 48 с.
30. Пикалев А.,. Маевская А. Как увеличить доход кафе, бара, кафе. Проект. -М.: Бизнес-пресса, 2009 - 168 с.
31. Погодин К. Кейтеринг. Практическое руководство для владельцев и управляющих. Проект. - М.: Ресторанные ведомости ИД , 2013. - 176с.
32. Радченко С.Н. Организация производства на предприятиях общественного питания, - М., 2015. - 264 с.
33. Радченко Л. А. Обслуживание на предприятиях общественного питания. Проект. - М.: Феникс, 2012. - 384 с.
34. Саак А.Э., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны). - С-П.: Проект. -М.: Питер, 2013. - 432с.
35. Сафронова Н.А. Экономика организации. - Проект. - М.: Экономист, 2012. - 256с.
30. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 304 с
31. Сирый В., Бухаров И., Ярков С. Под общей редакцией В. Сирый. Ресторанный бизнес. - М.: Эксмо, 2012. - 312 с.
32. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. - М.: Инфра-
М, 2013. - 453 с.
33. Томпсон A.A., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
33. Уокер, Джон Р. Управление гостеприимством. Пер. с англ. [В.Н. Егорова]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 880 с.
34. Уокер Д. Концепция кафе. Проект. - М.: Юнити, 2012. - 380с.
35. Усов В.В. Организация обслуживания в кафех. Проект. - М.: Инфра М, 2012. - 432 с.
36. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой
политике предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 265 с.
37. Шестакова Т.И. Калькуляция и учёт в общественном питании. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
38. Шуляк П.Н. Финансы и предприятие. Учебник 2-е изд. Проект. - М.: Дашков и К0, 2009. - 752 с.
39. Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник/Питер Чевертон. - Пер. с англ. В.Н. Егорова. - М.: Фомр - Пресс, 2002. - 608 с.
40. Обзор ресторанного рынка Москвы; Маркетинговое исследование
«Рестораны Москвы». URL: http: //www. openbar.ru - Режим доступа
http: //marketing .rbc.ru
41. Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»; Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 №14 - ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». URL:http://www.openbar.ru- Режим доступа http://base.consultant.ru
41. Крупнейшие сетевые игроки рынка общественного питания. URL:http://www.openbar.ru- Режим доступа http://www.restoranoff.ru
42. Организация ресторанного бизнеса -URL: http: //www.openbar.ru
43. Поставщики продуктов питания для рынка.
URL:http://www.openbar.ru- Режим доступаhttp://www.catalog.horeca.ru
44. Организация банкетов. URL:http://www.openbar.ru- Режим доступа http://www.restorany.ru
45. Все о ресторанном бизнесе в помощь ресторатору URL:http://www.openbar.ru- Режим доступаhttp://www.dom-restoratora.ru