Введение 3
1. Теоретические и методологические основы разработки стратегии развития предприятия 7
1.1 Понятие, сущность и виды стратегии 7
1.2 Стратегия развития предприятия и методы ее разработки 14
1.3 Проблемы проведения стратегического изменения 27
2. Анализ эффективности стратегии развития предприятия на примере ООО
«Казанское предприятие электроконтакт» 34
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Казанское предприятие
электроконтакт» 34
2.2 Анализ стратегии развития предприятия ООО «Казанское предприятие
электроконтакт» 37
2.3 Проблемы, выявленные входе анализа 51
3. Основные направления и рекомендации для разработки стратегии развития ООО «Казанское предприятие электроконтакт» 54
3.1 Предложения и рекомендации по стратегическому развитию ООО
«Казанское предприятие электроконтакт» 54
3.2 Оценка экономической эффективности внедрения стратегии развития
ООО «Казанское предприятие электроконтакт» 63
3.3 Методы дальнейшего совершенствования стратегий развития ООО
«Казанское предприятие электроконтакт» 67
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
С греческого слово «стратегия», имеет перевод «искусство развертывания войск в бою». В современных условиях экономики, когда имеется ускорение процесса образования рыночных учреждений и рыночных отношений, руководители многих внутренних компаний поняли, что они должны концентрироваться на развитии долгосрочных стратегий. С учетом вышесказанного, значение «стратегического планирования» в нашей стране в последние десять лет быстро возросло, что позволяет предприятию существовать долгий срок в конкурентной борьбе.
В условиях жесткой конкурентной борьбы, стратегический менеджмент - это прогнозирование, направленное на развитие идей, преимущественно вокруг конкуренции и в перспективе долгосрочное существование.
По программе построения стратегии развития предприятия можно увидеть по какой причине некоторые предприятий развиваются и процветают, а другие испытывают стагнацию или находятся на грани банкротства. Другими словами, главная причина всех происходящих перераспределение ролей участников рынка.
В общем значении стратегия - это генеральное направление действий организации, исполнение которой в будущем должно привести к ее цели. Но это понимание стратегии заслужено только при проверке на высшем уровне менеджмента организации. Для нижних уровней в иерархии, стратегия высшего уровня будет целью, хотя на высоком уровне она была средством.
Основные задачи стратегического менеджмента:
• видение предприятия в будущем - представления его статуса, как
в разрезе внутреннего принципа работы и относительно мест окружающей среды в качестве элемента политической и социальной структуры общества и независимое предприятие;
• производство плана для развития предприятия в его укрепление
конкурентоспособности и занятие лидирующего положения в стратегии на выбранные рыночные сегменты;
• планирование - направлено на выполнение целей, которое
образует новую и корректирует старую стратегию.
В качестве нового подхода в менеджменте стратегическое планирование сформировалось в 70-80гг. ХХ века. Методологическим и теоретическим аспектам стратегического планирования посвящено большое количество монографий и специальных исследований. Большой вклад в становление и развитие данного раздела менеджмента внесли А.Томпсон, Г.Штейнер, К.Хофер, Г.Минцберг, Г.Хемел, М.Портер, К.Эндрюс, Дж.Куинн, И.Ансофф, Р.Акофф, Ф.Абрамс и другие.
В настоящее время стратегическое планирование рассматривается как динамическая совокупность из нескольких взаимно связанных управленческих процессов, логически вытекающих друг из друга. Одновременно данный процесс предусматривает и существование устойчивой обратной связи, а также влияние каждого из процессов на все остальные
Однако, применение комплекса методов из разных областей экономики сегодня дает необходимый экономический эффект и переводит предприятие на следующую ступень развития. Это дало начало на практическую необходимость написания дипломной работы, которая концентрируется на обобщении теоретического исследования и практическом развитии стратегического управления в современных экономических условиях.
Стратегический менеджмент для руководства предприятия даёт возможность выявлять весь возможный риск вблизи границ интересов и управлять ими с помощью рационального использования ограниченных ресурсов.
Актуальность данной темы обусловлено тем, что каждому предприятию необходимо проводить изменения, для того, чтобы удерживаться на плаву при переменах во внешней среде. Проведение изменений чаще всего становятся проблемой, и для управленца, и для сотрудников предприятия. При изучении всех вариантов внедрения стратегии, возможно избежать множество недостатков в момент ее поэтапного проведения.
Поэтому стратегический менеджмент - это эффективный инструмент для управления, которое разрабатывают организации и предприятия, и приводят ее в действие путем долгосрочной стратегии для укрепления своих позиции в развивающихся рынках. В связи с этим дипломная работа — «Разработка стратегии развития предприятия» — является одной из значимой и важной темы.
Объект исследования в данной работе выступает предприятие ООО «Казанское предприятие электроконтакт». Организация была основана в 1946 году и больше чем пол века производит продукцию производственного, бытового, а также хозяйственного назначения; является производителем гофрированного и микрогофрированного картона, гофротары, упаковочных материалов и электротехнических изделий.
Целью работы является теоретическое определение и использование знаний на предприятие в создание стратегии компании, с актуальными экономически -математических методов.
Предмет исследования дипломной работы - это создание стратегии развития организации на примере ООО «Казанское предприятие электроконтакт».
Задачами исследования являются:
• овладение теоретических сторон разработки стратегии развития предприятия;
• анализ деятельности организации — ООО «Казанское предприятие электроконтакт»;
• проработка технико-экономических показателей деятельности выбранного предприятия;
• оценка имеющейся стратегии развития данного предприятия;
• совершенствование стратегии развития организации с использованием разных методов.
Состав дипломной работы определен целями и задачами. В первой части данной работы обусловлены теоретические образования стратегического менеджмента, принципы образования стратегии, их виды, а также технологические этапы разработки стратегических и управленческих решений. Во второй главе работы описывается и изучается структура организации, анализируются сильные и слабые стороны предприятия, оценивается финансовое положение, анализирует маркетинговые действия. В третьей главе идет описание ожидаемого развития стратегии организации, а также возможность, которая необходима для введения предложенной стратегии, а также приведено экономическое обоснование предложенной стратегии развития организации.
В дипломной работе мною были рассмотрены теоретические вопросы формирования, оценки и выполнением стратегии развития предприятия, и проведен анализ финансово-экономической деятельности и выработка стратегии развития выбранного организации.
Теоретический анализ доказал, что одна из основных частей стратегического управления является стратегия. Остановимся на одной из стратегии, ее осуществление формируют главную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. Стратегия в стратегическом управлении рассматривается на долгий срок и качественно определенное направление развития предприятия, которая затрагивает сферы, средств и форм ее деятельности, системы связей внутри самого предприятия, также, как и организации в окружающей среде.
Анализ внешней среды имеет нацеленность на то, можно ли рассчитывать организацию, если она успешно будет вести работу, а также, какие могут быть сложности, если не получится вовремя отвратить отрицательные удары, которые может ей преподнести окружение.
Задача предприятия отображать смысл существования предприятия, ее предназначение. Позже устанавливаются цели: долгосрочные и краткосрочные. Образование задачей и установление целей предприятия ведет к тому, что становится понятно, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
После того, как будут сформулированы задачи и цели предприятия, начинается этап анализа и выбора стратегии. В этом моменте принимается решение о том, как, какими средствами предприятие начнет добиваться поставленных целей. Процесс производства стратегии заслужено считается ядром стратегического управления.
Стратегический контроль сосредоточен на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли она к поставленной цели. Изменение результатов стратегического контроля может коснутся как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.
По результатам финансового анализа нужно заметить, что фирма является устойчива в финансовом состоянии, платежеспособна и принимает все необходимые меры для более эффективной работы именно за счет собственного капитала, что и свидетельствуют хорошее значения показателей деловой активности. Для поддержания и развитие рынков продажи всегда выделяются дополнительные средства, персонал отдела маркетинга внимательно отбирается и проходит профессиональную переподготовку.
Компания принимает участие в различных выставках и ярмарках, увеличивается рекламная компания, всегда ведется работа по улучшению сектора продукции.
В результате изучение деятельности организации, выбранная стратегия продаж не произвела эффективную реализацию продукции в период экономического кризиса, в связи с этим на складах скопилось достаточное количество нереализованной продукции.
В начале этапа развития стратегии установлена цель деятельности предприятия - это расширение ассортимента выпускаемой продукции и завоевание рынка. После была проанализирована внутренняя и внешняя среда организации посредством SWOT - матрицы, которая позволила идентифицировать возможные пути развития предприятия, и анализа функциональных областей. Итогом проведенного SWOT анализа была разработана одна стратегия, посредством которой организация может улучшать финансовые показатели, повышать благосостояние персонала и улучшить социальную ответственность с минимальными затратами. Все это производственная стратегия.
После оценки экономической эффективности ООО «Казанское предприятие «Электроконтакт», возможно сделать вывод, что после осуществления новой стратегии организация будет работать результативнее, что в дальнейшем приведет к росту финансовых показателей и стабильности экономического положения.
Из этого можно сделать вывод, что необходимость в стратегии заранее предопределена, для достижений поставленных целей предприятия и повышению конкурентоспособности.
1. А. А. Томпсон, мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 412 с.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление.7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2013. - 496 с.
3. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2015. - 285 с.
4. Азоев Г.Л., Челенов А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Типография «Новости», 2015 г. - 523 с.
5. Аникеев С. Н. Методика разработки плана маркетинга. - М.: Информ- Студио, 2014. - С.363
6. Ансофар И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2005. - 201 с.
7. Баринов В.А., Харченко В.А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2015. - 752 с.
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа», - М.: Финансы и статистика, 2014. - 234 с.
9. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2013. - 486 с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2015. - 296с.
11. Вопросы менеджмента: Сборник научных статей и тезисов/ КГТЭИ. - Красноярск, 2013. - 400с.
12. Виханский, О. С, Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2015. - 670 с.
13. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: Сувенир, 2015. - С.258.
14. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. - СПб.: Спец. лит., 2015. - 327 с.
15. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. М., 2013.
16. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: Практикум. - М.: Вузовский учебник, 2014. - 187 с.
17. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: Аспект- Прсесс, 2015. - 385 с.
18. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. - Мн.: Новое знание, 2014. - 635 с.
19. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие М.: Издательско- консалтинговая компания "Дека", 2014. - 304с.
20. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. -М.:
ИНФРА-М, 2015. - 236 с.
21. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред.М. М. Максимцова и М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ; Единство, 2013. - 398 с.
21. Минцберг Г., Альстранд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2015. - 582 с.
23. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА - 2014. - 431 с.
24. М.Х. Мескон, М.А. Альберт и Ф. Хедоури. Основы менеджмента: Пер. с анг. - М.: «Дело», 2015. - 702 с.
25. Основные функции управления. Ч.2: Планирование, координация и контроль в менеджменте. - 2015. - 72 c.: ил. - Библиогр.: с.71
26. Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие, 2013. - С.176.
27. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. СПб.: Вильямс, 2013. - 304 с.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2015. - 688 с.
29. Синявина В.С. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 2014. - 253 с.
30. Смирнова Н. Как найти лишние издержки // Консультант. - 2015. - №23.
31. Стати М. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы //Маркетинг. - 2013. - №1. - С. 27-35.
32. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2015.
33. Стратегическое планирование / Под. ред. А.Н. Петрова. 2-е изд. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2014.
34. Теплова Т.В. Управленческие решения: стратегия и тактика: Уч. пособие.
- М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2014. - 264 с.
35. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд./ Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2015.
36. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. - М.: Приор, 2015.
37. Управление - это наука и искусство / А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф.Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 2014.
38. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 447 с.
39. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп - Бизнес, 2014.
40. Хоуп Дж., Фрейзер Р. Бюджетирование. каким мы его знаем. Управление за рамками бюджетов / Пер. с англ. Р.В. Кащеева. - М.: ООО «Вершина», 2015.
41. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2015.
42. Шеремет А.Д. Управленческий учет. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2013.
43. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В «Методика финансового анализа». - М.: Инфра, 2014. - 208 с.
44. Экономика фирмы: Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 401 с
45. https://nsuem.ru/science/publications/science_notes/issue.php?ELEMENT_ID= 3344
46. http: //www.bestreferat.ru/referat- 133093.html
47. http://www.electrogofro.ru
48. http://studme.org/34191/menedzhment/strategiya_predpriyatiya_strategichesko e_upravlenie
49. http: //www. marketing. spb .ru/read/article/a5 5. htm
5 0. https: //www.inventech.ru/lib/strateg/strateg0079/