Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мода как институт социализации российской молодежи (Социология молодежи, Московский Гуманитарный Университет)

Работа №86505

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение 3
Раздел 1. Социологические теории социализации молодежи 7
Раздел 2. Мода как институт социализации 19
Раздел 3. Взаимодействие российской молодежи с fashion-индустрией 27
Раздел 4. Мода в системе ценностных ориентаций российской молодежи 34
Раздел 5. Молодежные бренды одежды как трансляторы социальных ценностей и норм..43
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Приложения

Институт моды является транслятором определенного социокультурного опыта, ценностей и норм. Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется тем, что легко воспринимает новые идеи, течения, модные веяния. Данные факты и выступают основанием для исследования моды как института социализации молодежи.
Степень научной разработанности проблемы.
Теоретическое осмысление процесса социализации молодежи в истории западной социологии связано с именами Ф.Г. Гиддинса, К. Маркса, Э. Дюркгейма, З. Фрейда и др. Функционирование общества, процессы адаптации людей к социальной системе рассматривали Н. Смелзер и Т. Парсонс. Особенности первичной и вторичной социализации были рассмотрены П. Бергером и Т. Лукманом. В отечественной социологии советского периода большой вклад в развитие теории социализации внес И.С. Кон.
Представителями научной школы социологии молодежи Московского гуманитарного университета А.И. Ковалевой и В.А. Луковым были разработаны теоретические и методологические подходы исследования социализации молодежи как двустороннего процесса. Концепция социализационной нормы А.И. Ковалевой позволяет исследовать социализацию как многомерный эталон социализированности индивида с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Большой вклад в исследование социального развития молодежи внесли такие ученые как В.И. Чупров и Ю.А. Зубок.
Феномен моды изучался И. Богардусом, В. Зомбартом, Г. Зиммелем, А. Смитом, Г. Тардом и др. А.Б. Гофман выделил социальные функции моды. Ценностные ориентации в отношении моды и в связи с социальной стратификацией изучала Л. И. Ятина.
Культуру потребления в обществе рассмотрели Д. Хиз и Э. Поттер. Молодежь как потребителя модной одежды изучали Е.В. Грунт и А.И. Мухутдинова.
Объект исследования – российская молодежь.
Предмет исследования – мода как институт социализации российской молодежи.
Целью исследования является выявление социальных ценностей и норм, транслируемых молодежными брендами одежды в России.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать социологические теории социализации молодежи;
2. Рассмотреть моду как институт социализации;
3. Охарактеризовать взаимодействие российской молодежи с fashion- индустрией;
4. Определить ценностные ориентации российской молодежи в отношении моды;
5. Проанализировать социальные и рекламные кампании молодежных брендов одежды.
Гипотеза исследования: молодежные бренды модной одежды являются трансляторами противоречивых ценностей и норм, одновременно пропагандируя такие нормы как равенство людей разных рас, солидарность поколений, сохранение окружающей среды и однополые отношения.
Теоретико-методологическая база исследования. Инструментом поиска нового знания выступили труды представителей научной школы социологии молодежи МосГУ по проблемам социализации молодежи А. И. Ковалевой и Вал. А. Лукова. В анализе институциональных оснований моды использовались подходы А.Б. Гофмана.
Практическая значимость исследования.
Материалы исследования дополняют знания о моде как институте социализации, современных молодежных брендов одежды как агентов социализации. Данное исследование способствовало определению ценностных ориентаций молодежи в отношении моды и выявлении характеристик молодых людей как потребителей fashion-индустрии. Материалы исследования могут быть применимы при составлении учебных программ, лекций, курсов по следующим дисциплинам: «Социология», «История моды», «Социология моды».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа теорий социализации выделены основные показатели социализированности молодежи: освоение социальных ценностей, норм и социальных ролей. В качестве основного в выпускной квалификационной работе было принято определение понятия «социализация» А.И. Ковалевой как двустороннего процесса постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течении всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе. Данная интерпретация позволяет сфокусироваться и на трансляции социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения конкретными социальными институтами, и на их освоении индивидом. Организованные процессы трансляции (передачи) ценностей и норм возможно измерить, проанализировать. Мода как социальный институт функцию социализации осуществляет посредством коммуникации и взаимодействия индивидов. Ориентируясь на модные образцы, молодежь усваивают те или иные социальные ценности и нормы.
В современном мире мода – это индустрия с множеством дифференцированных профессиональных статусов и ролей, в том числе обеспечивающих положительную репутацию конкретным компаниям и отвечающих за коммуникации и взаимодействие с молодыми потребителями.
Рабочие механизмы социализации в рамках моды принимают форму социальных кампаний и проектов, рекламных кампаний.
В рекламных кампаниях молодежных брендов одежды учитывается тот факт, что способы коммуникаций определяет цифровая эпоха. Молодежь предпочитает визуальную информацию. Одним из наиболее распространенных каналов трансляции ценностей и норм являются социальные сети, сайты молодежных брендов и Интернет в целом.
Проведенный анализ социальных проектов и социальных кампаний трех наиболее популярных молодежных брендов одежды: ZARA, H&M и UNITED COLORS OF BENETTON, позволяет утверждать, что модные бренды демонстрируют образцы поведения в решении актуальных социальных проблем, осознанное потребление, бережное отношения к природным ресурсам и т.д.
Исследование социальных проектов, социальных кампаний и рекламных кампаний данных модных брендов показало, что преимущественно эти агенты социализации транслируют социальные ценности и нормы современной культуры: соблюдение прав женщин, прав сексуальных меньшинств, минимизация отходов потребления и т.д. Лишь одна ценность традиционной культуры была зафиксирована в исследовании: преемственность поколений. Кроме того, один из брендов (H&M) замечен в провокации молодежи к ненормативному поведению, если рассматривать эту провокацию в контексте традиционной культуры. ZARA, H&M и UNITED COLORS OF BENETTON – зарубежные бренды, этим объясняется декларирование однополых отношений как ценности и нормы. Однако это противоречит культуре большинства российской молодежи. Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что гипотеза исследования подтвердилась.
Что касается взаимодействия российской молодежи с модой, то опираясь на данные исследования Е. В. Грунт и А. И. Мухутдиновой, следует отметить, что молодые люди достаточно противоречиво взаимодействуют с модой. Молодежь одновременно использует ее как инструмент, который позволяет повысить социальный статус, наладить социальные контакты, а с другой стороны, молодые люди достаточно равнодушно относятся к модным вещам, рационализируют свои покупки. Таким образом, молодежь готова пользоваться тем, что ей предлагает мода, при этом не склонна целенаправленно уделять моде время, средства и усилия. С этими данными согласуются результаты эмпирического исследования ценностного отношения к моде, проведенного автором в 2017 году. Наиболее значимые ценностные ориентации для девушек  здоровье, любовь и уверенность в себе, и здоровье, счастливая семейная жизнь и стабильный заработок  для молодых людей. Ценность “быть модным” респонденты проигнорировали, но при этом нет ни одного человека среди опрошенных, кто считал бы себя отсталым от моды. Молодежь не признает моду ценностью открыто, однако, без нее никто не может жить в современном мире. Нематериальные ценности, такие как здоровье, семья, имеют первостепенное значение для молодых людей, но мода, как воздух, как питание, ежедневно присутствует в жизни каждого человека, так или иначе влияя на него.



1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: пер с англ. М.: Медиум, 1995. – 323 с.
2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 4-е издание, исправленное и дополненное. М.: КДУ, 2010. – 228 с.
3. Гурко Ю. Иконы стиля. История моды XX века. - М.: Инфра-М, 2009. - 192 с.
4. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. – 352 с.
5. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. – М.: ИНТОР, 1996. – 80 с.
6. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. – 607 с.
7. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. – СПб.: тип. АО Брокгауз-Ефрон, 1904. – 28 с.
8. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: учебник для вузов/под общ.ред.проф. Г.С. Батыгина. М.: NOTA BENE, 2000. – 319 с.
9. Ковалева А.И. Социология молодежи: научная школа Московского гуманитарного университета: в 2 ч. Ч.2 / А.И. Ковалева, Вал.А.Луков, В.А.Гневашева, С.В.Луков. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2018. – 508 с.
10. Ковалева А.И., Луков Вал.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. – М.: Социум, 1999. – 351 с.
11. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. -64 с.
12. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.
13. Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Изд-во МГСА; Флинта, 2003. – 240 с.
14. Маркс К. Экономические и философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т.42. – М.: Издание политической литературы, 1844. – 133 с.
15. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. – 830 с.
16. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический проект, 2000. – 880 с.
17. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. – 270с.
18. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1993. – 688 с.
19. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. – 351 с.
20. Тард Г. Законы подражания. – М.: Академический проект, 2011. – 304 с.
21. Тард Г. Социальная логика: Пер с фр. – СПб.: Соц. – психол. центр, 1996. – 548 с.
22. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Тексты по истории социологии XIX – XXвеков: Хрестоматия/Сост. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. – М.: Наука, 1994. – 383 с.
23. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений/Сост. , науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.
24. Фрейд З. “Я” и “Оно”: Труды разных лет: Пер. с нем. /Сост. А. Григорашвили. Кн. 1. – Тбилиси: Мерани, 1991. – 396 с.
25. Хиз Д., Поттер Э. Бунт на продажу: как контркультура создает новую культуру потребления. – М.: Добрая книга, 2007. – 456 с.
26. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с. + 32 с. цв. ил.
27. Штомпка П. Введение в визуальную социологию // Том. 1. № 4. М.: ИНТЕР, 2007. – C. 6-12.
II.Статьи в научной периодике
28. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 84 с.
29. Бучкова А.И. Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы России (факторы и агенты) // Вестник Московского университета. Сер. 18. №2. Социология и политология, 2012. – С. 182 – 199.
30. Гофман А.Б. Мода и обычай // Рубеж: альманах социальных исследований. Вып.3. - СПб.: Питер, 2002. – С.123-142.
31. Давыдов, А.А. Конкурентные преимущества системной социологии/ А.А. Давыдов. – М.: КомКнига, 2008. – 278 с.
32. Дубин С. Апология модности // Новое лит. обозрение. - № 33. – 2008. – 26 с.
33. Е.В. Грунт, А.И. Мухутдинова. Поведение молодежи при выборе модной одежды. Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. Т. 12, № 1 (161). - 2017. – с. 26-38.
34. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / Социс. - №1. – 2003. – с.109-115.
35. Ковалева А.И. Социализация / Знание.Понимание.Умение. - №1. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. – с.139 – 143.
36. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996. – 224 с.
37. Ковалева А.И. Социология молодежи: научная школа Московского гуманитарного университета: в 2 ч. Ч.2 / А.И. Ковалева, Вал.А.Луков, В.А.Гневашева, С.В.Луков. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2018. – 508 с.
38. Ковалева А.И., Богданова В.В. Траектории социализации: монография. – М. Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. – 184 с.
39. Ковалева А.И., Реут М.Н. Социализация неслышащей молодежи, М., 2001. – 222 с.
40. Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. – М.: Мысль, 1990. – 216 с.
41. Луков Вал. А. Теории молодежи: пути развития / Знание.Понимание.Умение. № 3. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. – с.70-82.
42. Луков В.А., Луков Вл.А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М.: Изд-во Нац. Ин-та бизнеса, 2008. – 784 с.
43. Луков Вал. А. Тезаурусная концепция социализации // Дискурс: Социол. студия. Вып. 2 / Моск. гуманит.-социальн. академия. М.: Социум, 2002. – с. 8–19.
44. Ятина Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования. – Журнал социологии и социальной антропологии,1998. – с. 120 – 131.
III.Диссертации и авторефераты диссертаций
45. Подольская О.Б. Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - M, 2007. – 156 с.
IV. Литература на иностранных языках
46. Bogardus E. S. Fundamentals of Social Psychology / E. S. Bogardus. – N.Y.: [S.n], 1942. –301 P.
47. Parsons T. The Social System. – Glencoe, IL: The Free Press, 1951. – 404 P.
V.Электронные ресурсы
48. Исследование Сбербанка. – URL:https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf (Дата обращения: 30.02.2019).
49. Официальный сайт компании H&M. – URL:https://www2.hm.com / (Дата обращения: 05.04.2019).
50. Официальный сайт компании ZARA. – URL:https://www.zara.com / (Дата обращения: 05.04.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ