Введение 3
1 Теоретические основы стратегического развития предприятия 5
1.1 Сущность и принципы стратегического менеджмента 5
1.2 Стратегия развития предприятия и методы ее построения 11
1.3 Выбор плана разработки стратегии предприятия 18
2 Анализ стратегического развития предприятия ЧПОУ «Автошкола Кама» 26
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 26
2.2 Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия .. 29
2.3 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 39
2.4 Оценка текущей стратегии предприятия 49
3 Мероприятия по совершенствованию стратегического развития предприятия
ЧПОУ «Автошкола Кама» 57
3.1 Выбор стратегии автошколы 57
3.2 Обоснование мероприятий стратегического развития 61
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 67
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложение А. Бухгалтерский баланс за 2014-2016 гг 79
Приложение Б. Отчет о финансовых результатах за 2014-2015 гг 81
Приложение В. Отчет о финансовых результатах за 2015-2016 гг
Предприятие как открытая социальная система имеет способность к саморазвитию. Под развитием, при этом, можно понимать любое изменение, носящее системный характер, но менеджмент предполагает поиск оптимальных направлений развития, приносящих наибольший экономический эффект.
Управленческая деятельность в современных условиях выступает как один из важнейших факторов функционирования организации, обеспечения ее выживаемости и устойчивого развития. Способность и умение быстро перестраиваться, не упускать возможности, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития, - все эти качества сегодня становятся главными аргументами предприятия в конкурентной борьбе.
Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Развитие предприятия в соответствии с намеченными целями должно строится на основе оценок стратегических альтернатив, которое осуществляют высшие руководители компании. Проблемой является нахождение оптимальных путей стратегического развития, в наибольшей мере учитывающих факторы внешнего влияния на предприятие и его внутренние переменные.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что от стратегического управления высшего руководства зависит развитие организации в условиях жесткой конкуренции при долгосрочной перспективе.
Целью выпускной квалификационной (бакалаврской) работы является разработка мероприятий по совершенствованию стратегического развития ЧПОУ «Автошкола Кама».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. изучить теоретические основы стратегического развития предприятия;
2. провести анализ стратегического развития предприятия ЧПОУ «Автошкола Кама»;
3. разработать мероприятия по совершенствованию стратегического развития предприятия ЧПОУ «Автошкола Кама»;
4. дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ЧПОУ «Автошкола Кама».
Информационной базой послужили систематизированные данные бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности предприятия ЧПОУ «Автошкола Кама».
В процессе работы использовались методы группировки, анализа, обобщения анализа и другие.
Теоретической базой работы послужили основные положения и выводы, сформированные в научных трудах отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов Басовский Л.Е., Жилкина А.Н., Балабанов И.Т., Кудина М.В., Бочаров В. Н., Гинзбург А.И., Черняк В.З. и другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения,3 глав, заключения и приложений.
Актуальность темы выпускной квалификационной темы определена тем, что стратегического управления высшего руководства зависит развитие организации в условиях жесткой конкуренции при долгосрочной перспективе.
Цель квалификационной (бакалаврской) работы достигнута, т.е. проведен анализ стратегического развития ЧПОУ «Автошкола Кама» и разработаны мероприятия по совершенствованию его стратегического развития.
По результатам рассмотрения теоретических основ стратегического развития предприятия были сделаны выводы.
Стратегический менеджмент представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач. Принципы стратегического менеджмента подразделяются на три основные группы: общие принципы управления, частные принципы, специальные принципы.
Стратегия компании представляет собой набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Стержнем разрабатываемой стратегии является комплекс мер (программ), ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ компании. Наиболее распространенные стратегии, используемые в бизнесе, называются общими. Основными типами общих стратегий являются стратегия роста, стратегия стабильности и стратегия сокращения.
В результате отбора наиболее приемлемых путей разработки стратегии, отражающих в полной мере ситуацию, в которой действует компания, составляют план анализа деятельности предприятия и факторов окружающей среды, влияющих на его работу. План обычно включает характеристику внешней среды предприятия, характеристику внутренней среды предприятия и SWOT-анализ деятельности предприятия.
По результатам анализа стратегического развития предприятия ЧПОУ «Автошкола Кама» были сделаны выводы.
Источники имущества ЧПОУ «Автошкола Кама» в 2015 году уменьшились на 138 тыс. руб., а в 2016 году еще на 1311 тыс. руб., что свидетельствует о значительном спаде объемов деятельности предприятия.
Внеоборотные активы предприятия на протяжении анализируемого периода уменьшаются, что свидетельствует об отсутствии инвестиционной направленности вложений предприятия, ориентируемой на внедрение новых технологий, позволяющих наладить оказание качественных и высокорентабельных услуг. Запасы предприятия в 2014-2016 гг. остаются неизменными, что может свидетельствовать о неэффективной стратегии предприятия ЧПОУ «Автошкола Кама» в области оказания услуг.
Собственный капитал ЧПОУ «Автошкола Кама» 2016 году уменьшился на 1391 тыс. руб., что является негативным фактором и говорит о спаде финансовой устойчивости, уменьшает стоимость фирмы и ее инвестиционную привлекательность. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской указывает на использование предприятием в обороте привлеченных средств, а также о снижении финансового состоянии.
За изучаемый период в ЧПОУ «Автошкола Кама» коэффициент финансовой автономии в 2016 году уменьшился на 1,04, а коэффициент финансовой зависимости увеличился на 1,04, это свидетельствует о том, что рыночная устойчивость предприятия уменьшилась.
В ЧПОУ «Автошкола Кама» на протяжении всего анализируемого периода наблюдается кризисное финансовое состояние, которое характеризуется превышением запасов над источниками средств, что является негативной тенденцией в его деятельности.
Коэффициент абсолютной ликвидности в 2016 году составил 0,01 и это говорит о том, что предприятие не способно в должной мере погашать краткосрочные обязательства за счет денежной наличности. Коэффициент текущей ликвидности показал недостаточность оборотных средств.
Чистая прибыль в 2016 году снизилась на 2324 тыс. руб. и на конец отчетного периода чистый убыток составил 1393 тыс. руб. Рост выручки от оказания услуг ЧПОУ «Автошкола Кама» на фоне снижения чистой прибыли говорит о неэффективном хозяйствовании, снижении эффективности использования ресурсов предприятия.
Показатели рентабельности в 2016 году имеет тенденцию уменьшения и это отрицательно характеризуют деятельность ЧПОУ «Автошкола Кама».
За три года общая численность персонала выросла на 9 человек (с 22 до 31 работника), то есть на предприятии постоянно проводился набор сотрудников. Необходимо отметить, что увеличение численности работников автошколы было вызвано расширением географии ее деятельности, а именно открытием филиалов на территории г. Набережные Челны.
Отрицательная динамика коэффициента постоянства персонала означает увеличение текучки кадров на предприятии (до 13% в 2016 году), что могло произойти вследствие ухудшения или отсутствия улучшения условий труда персонала автошколы, слабой мотивации персонала и т.п.
В городе только две автошколы в ТОП-5 обучают водителей категории «В», наиболее высокий процент сдачи теоретического и практического экзамена по данной категории имеют выпускники автошколы «Престиж» (97% и 47% соответственно). ЧПОУ «Автошкола Кама» в данной категории занимает второе место, что является отличным результатом. По профилю ЧПОУ «Автошкола Кама» видно, что из важных для потребителя атрибутов предоставляемой услуги, она имеет хорошую выраженность атрибутов: «Качество образовательной услуги», «Доступность учебных классов», «Квалификация преподавателей» и «Уровень автопарка т тренажеров».
В ЧПОУ «Автошкола Кама» к основным недостаткам в системе стратегического управления относятся: не выполняется функция стратегического менеджмента - организация реализации выбранной стратегии; специфические инструменты стратегического менеджмента практически не используются на этапах планирования и реализации стратегии; функции стратегического планирования не закреплены документально, выполняются время от времени; отсутствует комплексный инструмент контроля выполнения стратегии.
Руководству ЧПОУ «Автошкола Кама» необходимо разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон автошколы для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в автошколе слабости. Стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
В качестве мероприятия по совершенствованию стратегического развития для ЧПОУ «Автошкола Кама» была предложена реализация стратегии проникновения на рынок, как наименее рискованная для компании. В рамках данной стратегии необходимо провести рекламу в ВУЗах города, доработать сайт предприятия, провести продвижение группы автошколы в ВКонтакте, ведение рекламной кампании в Яндекс-директ и Google AdWords, а также реализация программы «Приходи учиться с другом - получите скидку 10% на обучение в автошколе «Кама»! Кроме того, нами запланирован ряд мероприятий затратного характера, которые потребуют расходов, но и принесут дополнительный доход.
В связи с тем, что полученное значение больше нуля, то можно сделать вывод о прогнозируемой эффективности предлагаемых мероприятий и предложить их к практическому применению руководством автошколы ЧПОУ «Автошкола Кама». Соответственно, можно предположить, что предложенные нами мероприятия имеют шанс стать прибыльными.
1. Бухгалтерский баланс ЧПОУ «Автошкола Кама» за 2014-2016 гг.
2. Отчет о финансовых результатах ЧПОУ «Автошкола Кама» за 2014-2016 гг.
3. Сайт ЧПОУ «Автошкола Кама» http:ZZwww.kamaavtoshkola.ru
4. Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных
организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник /
A. В. Андрейчиков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 с.
5. Артюшина Е.В. Исследование прогнозного новшества на наличие стратегического соответствия в диверсифицированной организации / Е.В. Артюшина ZZ Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 48-53.
6. Артюхова А.В. Анализ финансового состояния предприятия: сущность и необходимость проведения Z А.В. Артюхова ZZ Молодой ученый. - 2015.- №11. - С.744-747.
7. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник Z Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 с.
8. Белоусова С.Н. Маркетинг: Учебное пособие по специальности экономики Z С.Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 381 с.
9. Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / И.И. Веретенникова, И.В. Сергеев. - М.: Юрайт, 2013. - 671 с.
10. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник /
О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
11. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум /
B. Н. Глумаков. - М.: Вузовский учебник, 2014. - 186 с.
12. Голик В.С. Использование Интернет-технологий в международном маркетинге / В.С. Голик ZZ Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 3. - С. 113-117
13. Грачева М.В. Управление рисками в инновационной деятельности: Учебное пособие / М.В. Грачева, С.Ю. Ляпина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 350 с.
14. Гукова О.Н. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие / О.Н. Гукова. - М.: Форум, 2012. - 160 с.
15. Жиляков Д.И. Финансово-экономический анализ: Учебное пособие / Д.И. Жиляков. - М.: КноРус, 2012. - 368 с.
16. Зороастрова И.В. Экономический анализ фирмы и рынка: Учебник для студентов вузов / И.В. Зороастрова, Н.М. Розанова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.-279 с.
17. Иванов И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / И.Н. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 348 с.
18. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля): Учебник / Г.Г. Иванов.
-М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 352 с.
19. Ионова Ю.Г. Экономический анализ: Учебник / Ю.Г. Ионова. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. - 426 с.
20. Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: Инфра-М, Новое знание, 2013. - 192 с.
21. Ковалев В.В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / В.В. Ковалев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2011. - 430 с.
22. Комаров Е.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.И. Комаров. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2010. - 233 с.
23. Маннапов А. Система управления инновационной деятельностью в организации / А. Маннапов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 6. - С. 98-104.
24. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебное пособие / О.В. Памбухчиянц. - М.: Финансы, 2014. - 280 с.
25. Панков В.В. Экономический анализ: Учебное пособие / В.В. Панков, Н.А. Казакова. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. - 624 с.
26. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: Учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КноРус, 2012. - 120 с.
27. Пласкова Н.С. Экономический анализ: стратегический и текущий аспекты, российская и зарубежная практика / Н.С. Пласкова. - М.: Эксмо, 2010.-702 с.
28. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013. - 320 с.
29. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд. - М.: Вильямс, 2013. - 928 с.
30. Трачук А. Инновационная стратегия компании / А. Трачук // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 9. - С.75-83.
31. Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Т.У. Турманидзе. - М.: Экономика, 2011- 478 с.
32. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / И.Н. Чуев. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 384 с.
33. Шмаков А.В. Экономический анализ права: Учебное пособие /
A. В. Шмаков. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 320 с.
34. Шурчкова Ю.В. Веб-сайт компании как маркетинг коммуникативный инструмент / Ю.В. Шурчкова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №1. - С.66-73
35. Шурчкова Ю.В. Состав и структура комплекса маркетинговых коммуникаций, реализуемых в сети интернет / Ю.В. Шурчкова // Экономика, статистика и информатика. - 2011. - №6. - С.116-121
36. Янковская В.В. Планирование на предприятии: Учебник /
B. В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 425 с.