ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
Основные понятия конкурентоспособности услуг предприятия 6
Факторы конкурентоспособности услуг предприятия 13
Методика оценки конкурентоспособности услуг предприятия 16
Пути повышения конкурентоспособности услуг предприятия 27
2. ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ ООО «ГРИНЛАЙТ» 31
Общая характеристика и основные экономические показатели
ООО «Григлайт» 37
Анализ качества услуг ООО «Гринлайт» 46
Оценка конкурентоспособности услуг предприятия 51
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ ООО «ГРИНЛАЙТ» 56
Пути повышения конкурентоспособности услуг ООО «Гринлайт»...56
Экономическое обоснование мероприятия по повышению конкурентоспособности услуг ООО «Гринлайт» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы заключается в том, что понятия конкуренции и конкурентоспособности - одни из центральных в современной теории и практике управления организацией.
Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающим в себя такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д.
Принято считать, что позиции компании на рынке устойчивы и положение ее на рынке надежно, если компания обладает рядом конкурентных преимуществ, позволяющих ей противостоять натиску конкурентов.
Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, имеет первоначально форму свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на внутреннем и зарубежных рынках. При этом само понятие конкуренции в индустриальном обществе, развивающемся на протяжении трех веков, динамично меняется.
Высокий уровень производства и потребления валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения способствует в развитых рыночных странах созданию более качественных условий для межстрановой и межфирменной конкуренции в мировом экономическом пространстве.
В современной рыночной среде созревают новые конкурентные условия, меняющие общий вектор конкуренции от преимущественного использования сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно - технических достижениях, инновациях на всех стадиях - от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю.
Конкуренция за доходы потребителя приобретает все более агрессивный характер - выживает сильнейший инноватор. Во многих случаях конкурентная борьба приобретает избыточный, зачастую разрушительный характер, в связи с чем формируется новый, более высокий, уровень конкурентоспособности, когда конкуренты вступают в партнерские отношения. Создание гибких альянсов, взаимный обмен конкурентов- партнеров новейшими научно-техническими достижениями, инновациями и ноу-хау взаимно обогащает их и усиливает конкурентоспособность обеих сторон. Одновременно государство изыскивает новые способы регулирования создания альянсов с чрезмерной монополизацией производства для защиты "добросовестной" конкуренции.
Таким образом, в настоящее время практически каждая организация встречается с появлением на занимаемом ею рынке товаров и услуг иностранных конкурентов. Необычайно острая мировая конкуренция предъявляет требования к предприятиям с точки зрения их способности создавать, воспринимать, закреплять и развивать новации. В этих условиях для любого производителя главным фактором успеха становится способность не только противостоять сопернику, но и опережать соперника в своем бизнесе.
Способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше - с положительной динамикой возрастания) также является фактором конкурентного преимущества производителя, который мы назовем конкурентоспособностью компании. Таким образом, конкурентоспособность компании является интегральным показателем, зависящим от многих факторов.
Немаловажным фактором успеха компании на занимаемом ею рынке является умение оценивать и устанавливать выгодный ей баланс интересов всех субъектов, действующих в сфере интересов компании.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности услуг ООО «Гринлайт».
Задачами дипломной работы являются:
1. Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности услуг предприятия.
2. Провести исследование современного состояния
конкурентоспособности услуг ООО «Гринлайт».
3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности услуг ООО «Гринлайт».
Объект исследования: ООО «Гринлайт».
Предмет исследования: конкурентоспособность услуг ООО «Гринлайт».
Дипломная работа состоит из введения, трёх разделов, выводов и предложений, списка использованной литературы.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов: Голубков Е.П., Баринов В.А., Азоев Г.Л., Баумгартен Л.В., Березин И.С., Васильева З.А., Виханский О.С., Дорошев В.И., Завгородняя А.А., Кротков А.М.,Лифиц И.М., Ополченов И.И., Островский Г., Павлова Н.Н., Панкрухин А.П., Панов А.И., Портер М., Селезнев А.З., Синько В.И., Селезнев А.З., Синько В.И. Токарев Б.Е., Фатхутдинов Р.А., Феоктистова Е.М., Краснюк И.Н., Филисофова Т.Г., Хамел Г., Прахалад К., Чайникова Л.Н., Юданов А.Ю., Ямпольская Д.О. и др.
Главными составляющими конкурентоспособности являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны, сроки поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий, цена, условия платежей, своевременность появления данного товара на конкретном рынке.
На конкурентные преимущества предприятия влияют следующие факторы: внутренняя среда. внешняя среда.
Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределённости, внешняя среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Так что фирма должна внимательно следить за всеми изменениями среды, используя для этого и исследования, и имеющиеся в ее распоряжении возможности сбора внешней текущей информации.
В настоящее время внешняя среда для организации стала более однородной по напряженности конкурентных отношений. Если ранее конкурентоспособность выстраивалась, в том числе, и на эффективности систем продвижения товара по территориям, то в настоящее время любой товар можно получить в любом регионе.
Такое положение усиливает требования к гибкости, адаптивности, инновационности поведения организации. Только тогда организация способна генерировать многообразие товаров, и, главное, форм поведения по отношению к клиенту и на этом строить свою конкурентоспособность.
Анализ системы управления конкурентоспособностью в ООО «Гринлайт» позволил выявить слабые места, объем и причины с несоответствиями. Предприятие не ведет систематизированной работы по повышению и стабилизации качества оказываемых услуг, предпринимаемые предупреждающие действия, в том числе для обеспечения стабильности технологических показателей, носят скорее эпизодический и относительный характер. Информация об оказываемых услугах с несоответствующим качеством в большинстве случаев должным образом не учитывается и не анализируется, что ведет к искажению распределения затрат на обеспечение качества.
Можно выделить следующие направления повышения конкурентоспособности услуг в ООО «Гринлайт»: первые касаются улучшения качества обслуживания - это в первую очередь, вопросы технического характера и профессионализма всех звеньев в цепи обслуживания клиентов, за счет повышения контроля за качеством обслуживания, корректировка комплекса услуг и т.п. Вторая группа - мероприятия маркетингового характера, направленные на привлечение дополнительных клиентов и удержание постоянных клиентов.
ВООО «Гринлайт» необходимо использовать следующие виды поощрения потребителей с использованием карточных продуктов:
1) дисконтные карты, в том числе:
- дисконтные карты;
- карты для корпоративных потребителей;
2) скидки при оплате банковскими картами.
Дисконтные карты позволяют создать базу данных о потребителях и не стимулируют потребителей увеличивать услуги, потребитель приобретает в течение определенного периода времени (например, квартала).
Необходимо учитывать, что программа лояльности, построенная только на предоставлении скидок достигнет поставленной перед собой цели.
Для более эффективного первичного привлечения клиентов в программе определены наиболее привлекательные формы поощрения для различных сегментов клиентов:
1) получение фиксированной скидки на услуги;
2) периодическое получение подарков;
3) смешанная система: получение фиксированной скидки и
периодическое получение подарков;
4) получение накопительной скидки в зависимости от объема услуг.
ООО «Гринлайт»надо повысить уровень информированности о себе. Постоянные клиенты - это залог успешности ООО «Гринлайт», поэтому «ловить» клиентов следует еще при первом посещении. Возможно сразу предложить новому клиенту дисконтные карты, правда сроком действия только на два месяца. А после этого карточку можно обменять и на дисконтную карту с неограниченным сроком действия. Такой прием работает на все 100%: через два месяца обязательно появится контингент постоянных посетителей, которые обеспечат организации безбедное существование на протяжении нескольких лет.
Эффективность реализации предложенных в третьей главе мероприятий целиком и полностью зависит от правильной организации маркетинговой службы и способности ее сотрудников соединить понимание тенденций экономических процессов во всех подразделениях ООО «Гринлайт».
В результате внедрения предложенных мероприятий: введение маркетинговых функций, внедрения системы скидок посредством дисконтной программы, улучшения обслуживания, проведения маркетинговых мероприятия (PR, реклама) в ООО «Гринлайт» сможет улучшить повысить конкурентоспособности услуг и укрепить позиции на рынке.
1. Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 300 с.
2. Баронин С. А. Теория и методология управления конкурентоспос. бизнес-систем: Моногр. / С.А.Баронин, В.А.Андреев и др.; Под ред. С.А.Баронина - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2014-329 с.
3. Беляев, В.И. Маркетинг: Основы теории и практики / В.И. Беляев. - М.: КНОРУС, 2012. - 672 с.
4. Березин И.С. Маркетинговый анализ / И.С. Березин. - М.: Эксмо, 2011. - 458 с.
5. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии / П. Дойль. - СПб.: Питер, 2011. - 508 с.
6. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьёв. - М.: Изд-во стандартов, 2014. - 128 с.
7. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: учебное пособие / В.И. Дорошев. - М.: Инфра-М, 2011. - 398 с.
8. Забелин П.В. Основы стратегического управления: Учеб.пособ. / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. - М: Изд-во РДП, 2012. - 254 с.
9. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. - М.: Маркетинг, 2011. - 389 с.
10. Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 184 с.
11. Колюжновой И.Я. Маркетинг: общий курс / И.Я. Колюжновой. - М.: Омега-Л, 2011. - 476 с.
12. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Сондерс, В. Дж., Вонг,- М.: Вильямс, 2012. - 1152 с.
13. Круглик В.М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч. пос./В.М.Круглик, А.К.Александров и др.; Под общ.ред. В.М.Круглика - М.: НИЦ ИНФРА, 2015. -285с.
14. Лазаренко А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко. - М.: Проспект, 2014. - 743 с.
15. Маслова Т.Д. Маркетинг: учебник для вузов / Т.Д. Маслова. - СПб: Питер, 2011. - 256 с.
16. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения
конкурентоспособности организации / В.П. Медведев; Институт международных экономических связей. - М.: Магистр, 2015. - 159 с.
17. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. - М.: ФиС, 2011. - 304 с.
18. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник / А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2012. - 492 с.
19. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг / Е.В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 112 с.
20. Резник С. Д. Основы личной конкурентоспособности: Учеб.пособие / С.Д. Резник, А.А. Сочилова; Под общ. ред. С.Д. Резника. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 251 с.
21. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: Учебник/ Н.А. Савельева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 382 с.
22. Табекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: учебник / А.В. Табекин, Б.С. Касаев. - М.: КНОРУС, 2016. - 416 с.
23. Фархутдинова Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник / Р.А. Фархутдинова, - М: Экономика 2011. - 504 с.
24. Феоктистова Е.М., Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика / Е.М. Феоктистова, И.Н. Краснюк. - М.: Высшая школа, 2011. - 256 с.
25. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 388 с.