ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 6
1.1 Понятие и классификация предприятий общественного питания 6
1.2 Развитие индустрии общественного питания в России 16
1.3 Направления развития и особенности бизнес-планирования на
предприятиях общественного питания 26
Выводы по разделу 32
2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 34
2.1 Характеристика предприятия 34
2.2 Анализ имущественного положения предприятия 36
2.3 Анализ капитала, вложенного в имущество предприятия 39
2.4 Анализ ликвидности предприятия 42
2.5 Анализ показателей финансовой устойчивости 46
2.6 Анализ показателей деловой активности 50
2.7 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 52
Выводы по разделу 55
3 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 56
3.1 Резюме проекта 56
3.2 Концепция и формат проекта закусочной 58
3.3 Анализ рынка 59
3.4 Производственный план 67
3.5 Маркетинговый план 78
3.6. Календарный план реализации проекта 82
3.7 Финансовый план проекта 84
3.8 Анализ рисков 87
Выводы по разделу 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
Приложение А 95
Приложение Б 99
Приложение В 100
Приложение Г
Общественное питание представляет собой особую специфическую отрасль экономики. На предприятиях общественного питания реализуются три функции: производство обеденной продукции, кулинарных и кондитерских изделий, реализация и организация рационального питания людей. Эта отрасль с одной стороны способствует сокращению затрат времени домашних хозяйств на приготовление пищи, более рациональному использованию пищевых продуктов и обеспечивает население сбалансированным питанием, а с другой стороны, предприятия общественного питания являются одной из форм проведения досуга людей и, тем самым, способствует повышению качества их жизни. Рынок общественного питания играет особую роль в политике государства, т.к. имеет тесную взаимосвязь с различными отраслями экономики, является одним из важных элементов в совокупной оценке развития социально-экономической системы общества. Развитость сферы общественного питания является индикатором качества жизни и состояния экономики в целом, как отдельного региона, так и города. Социальная направленность современной рыночной экономики, ориентация на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека, со всей остротой выдвигают необходимость качественных изменений сферы услуг в целом и сферы общественного питания в частности. Это требует неординарных взглядов и подходов к возникающим проблемам, поиска новых форм развития сферы общественного питания.
В настоящее время рынок общественного питания очень динамичен в своем развитии, чутко реагирует на любые изменения образа жизни в обществе с одной стороны, и на тенденции в социально-экономической сфере с другой. В первом случае это изменения темпа жизни, изменения в культуре питания и т.п. Во втором случае - рост цен, снижения уровня доходов населения и т.д. В связи с этими факторами, например, в настоящее время структура рынка общественного питания меняется в сторону увеличения общедоступных предприятий быстрого обслуживания, необходимость которых вызвана ускорением темпов жизни, увеличением спроса на услуги, требующие минимальных затрат времени со стороны потребителей, развитием туризма, расширением сети торговых комплексов и массовых зон отдыха населения. Все это приводит к необходимости постоянного отслеживания рыночной ситуации, оперативного реагирования на любые изменения и поиска новых форм предоставления услуг, что подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в данной работе являются предприятия общественного питания на примере ООО «Сапсан общепит». Предметом исследования являются результаты финансово-хозяйственной деятельности пред-приятия общественного питания.
Цель данной работы заключается в проведении анализа финансово-экономического состояния объекта исследования и разработке бизнес-плана развития предприятия общественного питания.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы экономического развития предприятий общественного питания в России;
2. изучить теоретические и методологические аспекты разработки бизнес-плана развития предприятия общественного питания;
3. провести анализ финансово-экономического состояния деятельности предприятия общественного питания, выявить основные проблемы;
4. разработать бизнес-план дальнейшего развития предприятия.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области экономики, маркетинга, бизнес-планирования, организации производства и обслуживания на предприятиях общественного питания, в том числе учебная и специальная литература, статьи в российских журналах и сборниках, а также нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятий общественного питания в РФ.
Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, справочные и аналитические материалы Минэкономразвития России, бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия, опросы специалистов предприятия общественного питания.
В ходе работы были применены следующие основные методы исследования: методы системного подхода; анализа финансово-экономического со-стояния предприятия; методы бизнес - планирования и инвестиционного анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические и методологические аспекты экономического развития предприятий общественного питания. Во второй главе дается описание предприятия и излагаются результаты проведенного анализа финансово-экономического состояния предприятия. В третье главе представ-лен бизнес-план развития предприятия общественного питания.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в ходе дальнейшего изучения данной отрасли. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования на предприятии в качестве рекомендаций для дальнейшего развития.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
В первой главе раскрыты основные понятия и классификация предприятий общественного питания, проанализирована структура и тенденции индустрии питания, выявлены проблемы и перспективы развития отрасли в России.
Индустрия общественного питания имеет важное социально-экономическое значение. Развитие отрасли привело к формированию широкого круга предприятий, отличающихся по характеру производства и технологического процесса, по классу и категории, по типам, по формату. Их классифицируют по различным признакам, основными из которых являются характеристика производства и исходный продукт, класс, тип, набор услуг. В соответствии с государственными стандартами, выделяют 21 тип предприятий общественного питания. В основу типизации положены такие признаки, как ассортимент, интересы потребителей, месторасположение, методы и формы обслуживания.
В результате проведенного исследования было выявлено, что за последнее десятилетие наблюдается стремительный рост количества предприятий общественного питания, развиваются различные форматы ведения бизнеса, наблюдается рост оборота общественного питания, что обусловлено такими факторами, как изменение культуры питания, стиля жизни, увеличением мобильности населения и другими факторами. В тоже время на отрасли сказался и экономический кризис, снизился физический объем оборота питания в России, повысились цены, уменьшается посещаемость кафе и ресторанов. В связи с экономическим кризисом меняется структура потребления услуг общепита. Посещаемость снизилась в кафе и ресторанах в основном среднего ценового сегмента, а на предприятиях быстрого питания (форматов фастфуд, стрит-фуд) количество посетителей растет. Таким образом, данный сегмент не только наименее ощущает давление кризиса, но и выигрывает.
Несмотря на активный рост отрасли общественного питания, Россия по-прежнему отстает от ведущих стран по показателю обеспеченности населения предприятиями общепита. Расходы домашних хозяйств на питание вне дома, а также количество предприятий на тысячу человек, существенно ниже уровня развитых странах. В связи с этим эксперты считают, что рынок общественного питания в России не насыщен и имеет хорошие перспективы роста.
Развитие предприятий общественного питания предполагает применение современных методов планирования, одним из которых является бизнес- планирование, которое имеет свои специфические особенности для данной отрасли. Составление бизнес-плана развития предприятия питания требует учета специфических отраслевых особенностей.
Площадкой для разработки и реализации бизнес-плана предприятия общественного питания было выбрано ООО «СапсанОбщепит». Во второй главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ финансово-экономического состояния предприятия. На основе анализа деятельности предприятия были получены следующие выводы.
Предприятие в целом работает эффективно, показатели прибыли и рентабельности находятся на высоком уровне. Имущественное положение предприятия улучшилось: стоимость активов выросла, происходит обновление основных производственных фондов. Но несмотря на хорошие финансовые результаты, экономическое и финансовое состояние предприятия за анализируемый период ухудшилось. Наблюдается снижение объемов продаж продукции, деловой активности, прибыли и рентабельности. Снизились финансовая устойчивость и платежеспособность, увеличилась финансовая зависимость предприятия от внешних источников, снизились показатели ликвидности, вырос экономический риск.
На деятельность предприятия как в целом по отрасли сказался экономический кризис. Тем не менее, у общества имеется хороший потенциал для дальнейшего развития.
В третьей главе был разработан бизнес план передвижной закусочной с целью расширения бизнеса и увеличения рынка сбыта. В результате проведенного исследования было выявлено, что рынок общественного питания Республики Татарстан в целом и городов Елабуга, Казань, Набережные Челны (как потенциальных площадок для развития бизнеса) развивается стабильно, с каждым годом оборот рынка возрастает. Анализ рынка передвижных закусочных позволил выявить следующие тренды. Ниша автозакусочных, как и в целом рынок быстрого питания, в том числе уличного питания, набирает обороты: во время кризиса указанные сегменты показали свою экономическую устойчивость по сравнению с другими форматами; отмечаются хорошие перспективы для дальнейшего роста, они набирают популярность среди потенциального круга клиентов в крупных городах России. На развитие рынка мобильного быстрого питания оказывают влияние повышение темпов жизни, изменение в стиле жизни, в культуре питания, более активное проведение и посещение массовых мероприятий (праздников, гуляний, фестивалей, ярмарок и т.п.), развитие внутреннего туризма.
Мобильность передвижных закусочных или фудтраков делает данный бизнес привлекательным как для потребителей, так и предпринимателей. Для потребителей преимущества формата фудтрак выражаются в мобильности, в быстром приготовлении блюд, в низких ценах, в возможностях приобретения еду на вынос. Для предпринимателей отрасли мобильная закусочная требует меньших инвестиционных затрат, затрат на содержание помещения, и, а следовательно, быстро окупается. Окупаемость при полной загрузке оказывается 3-4 месяца. Основные положения бизнес-плана, проведённые расчеты и прогнозы подтвердили выводы экспертов рынка. Проект организации передвижной закусочной на базе ООО «Сапсанобщепит» является эффективным, окупаемость с учетом прогнозной загрузки мощности фудтрака составляет менее 1 года (11 месяцев). Реализация проекта на базе действующего предприятия повысит эффективность как самого проекта закусочной на колесах, так и эффективность предприятия в целом.
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / под ред. проф. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 617 с.
2. Афанасьев С. Рынок общественного питания Татарстана // Интернет газета
«Реальное время». - 2015. [Электронный ресурс]. - URL:
http://realnoevremya.ru/stories/19(дата обращения 02.12.2016)
3. Бережная Е.В. Диагностика финансово-экономического состояния организации : учеб. пособие. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
4. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 192 с.
5. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - 3-e изд. - М.: Форум, 2009. - 256 с.
6. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Состав. В.А. Семиглазов. - Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. - 89 с.
7. ГОСТ 31985 - 2013. Услуги общественного питания. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2014. - 5 с.
8. ГОСТ 30389 - 2013. Услуги общественного питания. Классификация и общие требования. - М.: Стандартинформ, 2014. - 6 с.
9. Ефремов Р. Бум на пекарни, или что ищут горожане в частных булочных// Челнинские известия. - 2016. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chelny-izvest.ru/facts/42650.html (дата обращения 12.01.2017).
10. Захарова И.И., Шавандина И.В. Современное состояние и перспектива развития специализированных предприятий общественного питания в России // Вестник НГИЭИ. - 2014. - №3 (34)
11. Изабакаров А.И. Состояние и перспективы развития рынка услуг общественного питания // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - №6 (54). - С.6. - Электронный ресурс]. - URL: http://www.uecs.ru(дата обращения 22.01.2017).
12. Исследование рынка общепита. Маркетинговое агентство РБК.research. [Электронный ресурс]. - URL: http://marketing.rbc.ru/news_research/p3/(дата обращения 24.01.2017).
13. Как открыть кафе быстрого питания на колесах // Бизнес-портал TIMESNET [Электронный ресурс]. - URL: https://timesnet.ru/magazine/4/3159/(дата обращения 26.01.2017).
14. Любанова Т. П., Мясоедова Л. В., Грамотенко Т. А., Олейникова Ю. А. Бизнес-план: Учебно-практическое пособие. М.: ПРИОР, 1999. - 96 с.
15. Минпромторг научит россиян есть вне дома // Извести. -01.12.2016. [Электронный ресурс]. - URL: izvestia.ru/news/648638(дата обращения: 12.12.2016).
16. Насретдинов И.Т. Современное состояние и тенденции развития рынка общественного питания в России // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2015. - №222 (2). - С.162-166.
17. Неганова В.П., Чирков А.В. Состояние и тенденции развития рынка общественного питания региона // Экономика региона. - 2014. - №1. - С.132-146.
18. Никуленкова Т. Т., Лавриненко Ю. И., Ястина Г. М. Проектирование пред-приятий общественного питания. — М.: Колос, 2000. — 216 с.
19. Обзор российского рынка общественного питания. Система межрегиональных маркетинговых центров [Электронный ресурс]. - URL: http://www.marketcenter.ru/(дата обращения 27.01.2017).
20. Обзор рынка общественного питания // Интернет-портал OPENBUSINESS.RU. - URL: www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-obshchestvennogo-ritaniya/. - (дата обращения 27.01.2017).
21. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса: Учебное пособие / Семиглазов В.А. - Томск: ТУСУР, Кафедра ТУ, 2016г. - 164 с.
22. Посещаемость ресторанов в Москве снизилась на 20% // Riamo. - 2016. - URL: riamo.ru/article/136893(дата обращения 28.01.2017)
23. Проектирование предприятий общественного питания: учеб. пособие/ Т.В. Шленская и др. - СПб.: Троицкий мост, 2011 - 77 с.
24. Пустынникова Е.В. Экономика предприятий общественного питания: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. — М. : КНОРУС, 2016. — 232 с.
25. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.
26. Российский рынок фудтраков быстро растет // Портал о партнерском бизнесе
и франчайзинге BUYBRAND Inform [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.buybrand.ru/news/11018/(дата обращения: 22.01.2017г.).
27. Российский сетевой рынок общественного питания 2016: аналитический обзор (специальная версия). - М.: РБК. - 2016. - 60 с.
28. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник. - 14-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 649 с.
29. Свой бизнес: уличное питание от шеф-повара // Ведущий Российский портал бизнес-планов, руководств и франшиз openbusiness.ru[Электронный ресурс]. - URL: http://www.openbusiness.ru/biz/business/svoy-biznes-ulichnoe-pitanie-ot-shef- povara/(дата обращения 18.01.2017)
30. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для бакалавров / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; под ред. И.В. Сергеева. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 671 с.
31. Тарасова О.Ю. Планирование и прогнозирование на предприятиях ресторанного бизнеса: отраслевая специфика // Вестник Тамбовского университета. - 2014. - Выпуск№ 1 / том 19. - С.262-263.
32. Темерева Н.В. Закусочная на колесах: эффективные решения бизнеса с «доставкой на дом»: Практическое пособие. - М.: Дашков и Ко. - 2010. -
33. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ [Электронный ресурс]. - URL: http://tatstat.gks.ru/(дата обращения 11.01.2016)
34. ТОП-35 необычных примеров закусочных на колесах // Бизнес-портал «1000 идей» [Электронный ресурс]. - URL: www.1000ideas.ru/top_ideas/top-35- neobychnykh-primerov-zakusochnykh-na-kolesakh/(дата обращения 15.01.2016)
35. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/(дата обращения 08.01.2017).
36. Фудтрак - общепит на колёсах // Деловой портал CATERING-TRUCK - [Электронный ресурс]. - URL: http://catering-truck.ru(дата обращения 18.01.2016).
37. Ширманова Г.А. Особенности процесса проектирования организации сферы общественного питания // Сборник статей «Студенческий научный форум» - 2017» [Электронный ресурс]. - URL: www.scienceforum.ru/2015/pdf/15201.pdf.
38. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / Под ред. Т.И.Николаевой, Н. Р.Егоровой. - М. : КноРус, 2008. - 399 с.
39. Экономика предприятия (торговли и общественного питания): Учебник / С.Е. Метелев, Н.М. Калинина, С.Е. Елкин, В.П. Чижик. - Омск: Из-во: Омский инсти-тут (филиал) РГТЭУ, 2011. - 474 с.