Проведено экспериментальное исследование .
В исследование приняли участие 10 учеников в возрасте 14-15 лет.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивационной деятельности в школе 5
1.1 Понятие учебной деятельности 5
1.2 Проблема мотивации в работах отечественных и зарубежных психологов 12
1.3 Условия формирования мотивации подростков к учебной и познавательной деятельности 23
Глава 2. Анализ формирования мотивационной среды подростка 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследований и их анализ 28
Заключение 41
Список используемой литературы 44
В современной образовательной системе вопрос о мотивации учения является одним из центральных. В настоящее время перед теоретиками и практиками педагогики и психологии стоит задача совершенствования учения школьников как ведущего вида деятельности, а также выявления условий повышения качества образования. Успешное решение этих задач невозможно без работы по формированию и развитию мотивации учения, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Учёные, занимавшиеся вопросами мотивации учебной деятельности (А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Н. Рубинштейн), обращали внимание на необходимость её формирования и развития в школьном возрасте. Это объясняется тем, что мотивационная сфера играет важную роль в освоение учебной деятельности, которая является ведущей в этом возрасте. Мотивация – главный компонент регуляции учебной деятельности. Кроме того, она стимулирует формирование познавательной активности, что, в свою очередь, обуславливает развитие мышления и приобретение знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующем.
М.В. Матюхина отмечает, что в процессе психического развития развивается и мотивация. Это позволяет утверждать, что «высокий исходный уровень умственного развития выступает, с одной стороны, важнейшим условием реализации исходного уровня мотивации ребёнка, с другой, – условием формирования положительной мотивации в процессе учебной деятельности» . Поэтому задача педагога – сформировать у детей мотив достижения через создание ситуации успеха, которая связана с мотивационной сферой и индивидуальностью ребёнка.
Цель исследования - изучение характера и динамики мотивации подростков.
Объект исследования — развитие мотивационной сферы в подростковом возрасте.
Предмет исследования — динамика мотивации двух уровней (уровня учебной деятельности и надситуативного уровня); зависимость развития учебной мотивации от стиля руководства классом и степени успешности учения.
Целью данного исследования являлось изучение особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования заключалась в следующем: существуют особенности мотивации учебной деятельности подростков, а именно:
1) ведущими мотивами учебной деятельности являются познавательные мотивы, мотивы достижения, внешние мотивы;
2) уровень учебной мотивации девушек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации юношей того же возраста; для девушек более значимыми являются эмоциональные мотивы и мотивы достижения, а для юношей – внешние мотивы.
Задачи исследования:
1. Установить круг мотивов, характерных для подростков.
2. Проследить динамику развития мотивов.
3. Определить связь между становлением учебной мотивации и стилем руководства классом, успешностью учения детей.
4. Определить соотношения между мотивами двух уровней -деятельностного и надситуативного.
5. провести анализ мотивации подростков в общеобразовательной школе.
В процессе познания нового развивать у учащихся познавательную самостоятельность, т.е. способность «выводить» в условиях учебной или практической деятельности те или иные интеллектуальные проблемы из конкретных учебных фактов.
На учебных занятиях учителю целесообразно чаще использовать проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагать задание на пройденный материал, с которым учащиеся успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее диалог с целью осознания учениками противоречия. На уроках письма - принцип несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня.
Таким образом, проблемные ситуации, созданные с учётом типичных ошибок учащихся, не только делают знания более осмысленными, но и помогают школьникам преодолеть закрепившиеся неправильные представления, учат мыслить, делать выводы, обобщать. Деятельность учащегося приобретает активный, целенаправленный характер.
Использование ситуации успеха на учебном занятии способствует повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью.
Организация дифференцированного подхода к обучению на І ступени общего среднего образования позволяет формировать учебную мотивацию школьников, более осознанно и прочно усваивать знания, дает возможность применять эти знания в новой ситуации и проводить процесс обучения в комфортной обстановке.
Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию - эти качества особенно важны для мотивированных обучающихся, так как они позволяют реализовать их интересы, обеспечивают развитие возможности творческой деятельности, использование нестандартных подходов в решении учебных задач.
Самостоятельная деятельность способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов, позволяет ученику познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
Чтобы проявить интерес к учебе и повысить качество знания обучающихся переодически необходимо проводить дни самообразования. Главный момент работы в дни самоуправления умение находить информацию, самостоятельно работать, слушать и слышать друг друга. Каковы преимущества этих дней самообразования? Учащиеся учатся друг у друга, помогают, презентуют общую работу, аргументируют. Осмысливают, оценивают себя и других. При этом, когда ученику понадобится помощь, он обращается к своему однокласснику, к учителю, который создаёт атмосферу свободного делового общения.
Таким образом, организация дней самоуправления активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала учащимися, помогает повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися.
Использование учителем компетентностного подхода к развитию познавательной самостоятельности одаренных обучающихся на учебных занятиях позволяет организовать такой субъектно-объектный, интерактивный образовательный процесс, в результате которого возрастает культура обучающихся и реализуется возможность развития особых запросов одаренных учеников. Учителю нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово.
1. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 2016. – С. 7–44.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М. , 1986. с. 208.
4. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва, 1956. - 240 с.
5. Давыдов, В. В. Психологические проблемы формирования у школьников потребно сти и мотивов учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов, А. К. Маркова, Е. А. Шумилин // Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов: межвузовский сб. науч. тр. – М.: Московский педагогический институт имени Н.К. Крупской, 2013. – 128 с.
6. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. — М., 1976. с. 192.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
8. Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. Содержательные теории мотивации. 2006. с. 15.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2004. с. 507.
10. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974. – 328 с.
11. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. – 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт,2016. - 719 с.
12. Колесникова И.А., Титова Е.В. «Педагогическая праксеология» / учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Е.В.Титова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
13. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л: Изд-во ЛГУ, 1970. — с. 7.
14. Кулюткин Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов. – Самара: СамГПУ, 2002. – 400 с.
15. Ларионов О. И. Развитие мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста: дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2004. 245 с
16. Леоньтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Авторский сборник. / А.Н. Леоньтьев – Москва : «Смысл. Академия», 2005. – 352 с.
17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983. с. 392.
18. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт - М, 2007. – с. 198.
19. Любогор О.В. Праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности / диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – СПб, 2011. – 181 с.
20. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. — М., 1987. с. 432.
21. Магун B.C. О взаимосвязи между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью. //Вопросы психологии, 1978, №6, с. 93.
22. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — С. 11-12.
23. Матюхина М.В. Особенности развития личности младшего школьника / М.В. Матюхина. – М.: Наука, 2009. – 128-134 с.
24. Митина, Л.М.Учитель как личность и профессионал: (Психол. пробл.) / Л.М. Митина. - М.: Дело, 1994. - 215 с
25. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия», 2007, 222 с.
26. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
27. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности 1984. с. 198.
28. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., «Академия», 2007.
29. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.
30. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин. – М.: Речь, 2003. – 416 с
31. Теория мотивации труда Ф.Герцберга. [Электронный ресурс] http://www.nosorog.com/public/marketing/audit_vnutr_market.html
32. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
33. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982. с. 94.
34. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.