Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (Психологическая помощь в образовании, Астраханский Государственный Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования : воспитанники МОУ детский сад «Золотая рыбка» (Астраханская область, г. Нариманов,).
Выборка: 25 детей мужского и женского пола в возрасте 6 – 7 лет.
Если в данной работе поменять название базы исследования. то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложение (методические материалы).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 5
1.1 Анализ проблемы психологической подготовки детей к школьному обучению 5
1.2 Понятие и структура психологической готовности к школе 10
1.3 Содержание понятия «внутренняя позиция школьника» 16
Выводы по главе I 19
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучение в школе 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 25
2.3 Научно-практические рекомендации для родителей и педагогов 29
Выводы по главе II 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение №1 37
Приложение №2 39
База исследования : воспитанники МОУ детский сад «Золотая рыбка» (Астраханская область, г. Нариманов,).
Выборка: 25 детей мужского и женского пола в возрасте 6 – 7 лет.
Если в данной работе поменять название базы исследования. то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложение (методические материалы).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 5
1.1 Анализ проблемы психологической подготовки детей к школьному обучению 5
1.2 Понятие и структура психологической готовности к школе 10
1.3 Содержание понятия «внутренняя позиция школьника» 16
Выводы по главе I 19
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучение в школе 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 25
2.3 Научно-практические рекомендации для родителей и педагогов 29
Выводы по главе II 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение №1 37
Приложение №2 39
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению предполагает его всестороннее развитие.
Показателями готовности ребенка к школьному обучению – являются комплекс свойств и характеристик, которые описывают наиболее значительные достижения в развитии ребенка. Такими основными составляющими готовности к школе считаются: мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая готовность.
В литературе последних лет наблюдается рост публикаций исследований посвященных теме психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Данная проблема находит также отражение в научных трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагиной, Л.А. Венгера, Н.И. Гуткиной и других ученых.
Объект исследования: психологическая готовность.
Предмет исследования: психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Цель исследования: изучить особенность диагностики и выявить взаимосвязь психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе с внутренней позицией школьника.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью внутренних позиций школьника
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литератур по проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
2. Исследовать особенности психологической готовности к обучению в школе и внутренней позиции школьника;
3. Провести эмпирическую работу по выявлению взаимосвязи психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с внутренней позицией школьника;
4. Разработать научно практические рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, методы качественного анализа результатов исследования, психодиагностические методы – наблюдение, тестирование, методы опроса, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты можно использовать в качестве основы для разработки коррекционно-развивающей программы в рамках психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Также результаты могут быть использованы психологами и другими специалистами, занимающимися вопросами психологической готовности детей к обучению в школе. Разработанные научно-практические рекомендации, могут быть полезны для людей, интересующихся данным вопросом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится три параграфа с выводами и общими выводами по главам, заключения и списка использованных источников.
Показателями готовности ребенка к школьному обучению – являются комплекс свойств и характеристик, которые описывают наиболее значительные достижения в развитии ребенка. Такими основными составляющими готовности к школе считаются: мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая готовность.
В литературе последних лет наблюдается рост публикаций исследований посвященных теме психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Данная проблема находит также отражение в научных трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагиной, Л.А. Венгера, Н.И. Гуткиной и других ученых.
Объект исследования: психологическая готовность.
Предмет исследования: психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Цель исследования: изучить особенность диагностики и выявить взаимосвязь психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе с внутренней позицией школьника.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью внутренних позиций школьника
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литератур по проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
2. Исследовать особенности психологической готовности к обучению в школе и внутренней позиции школьника;
3. Провести эмпирическую работу по выявлению взаимосвязи психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с внутренней позицией школьника;
4. Разработать научно практические рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, методы качественного анализа результатов исследования, психодиагностические методы – наблюдение, тестирование, методы опроса, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты можно использовать в качестве основы для разработки коррекционно-развивающей программы в рамках психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Также результаты могут быть использованы психологами и другими специалистами, занимающимися вопросами психологической готовности детей к обучению в школе. Разработанные научно-практические рекомендации, могут быть полезны для людей, интересующихся данным вопросом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится три параграфа с выводами и общими выводами по главам, заключения и списка использованных источников.
В рамках данной курсовой работы были проанализированы проблемы исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Подводя итог можно отметить, что проблема актуальна на сегодняшний момент.
Мы в своей работе опирались на понятие Л.И. Божович, которая определяет внутреннюю позицию школьника как психологическое новообразование, которое появляется на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. Сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений, и достижении целей, или, другими словами произвольном поведении ученика.
Было проведено исследование взаимосвязи сформированности внутренней позиции школьника у старших дошкольников с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.
Решены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
3. Эмпирическим путем установлена взаимосвязь психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с внутренней позицией школьника;
4. Были разработанны научно практические рекомендации.
Проанализировав результаты, полученные в ходе проведения эмпирического исследования мы выявили то, что у детей с высоким уровнем сформированности внутренней позицией школьника, также был выявлен высокий уровень психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом подтверждена гипотеза о том, что психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста, обусловлена сформированностью внутренней позиции школьника.
Полученные результаты можно интерпретировать так: дети старшего дошкольного возраста, у которых сформирована внутренняя позиция школьника более успешно осваивают программу обучения в детском саду и имеют более высокий уровень общей готовности к школе. И наоборот, можно предположить, что тем детям, у которых не сформирована внутренняя позиция школьника сложно осваивать программу детского сада; также их уровень подготовки к школе ниже, чем у детей с сформированной внутренней позицией. Мы можем утверждать, что одной из причин этой проблемы является преобладание игрового мотива над познавательным.
Можно заявить, что формирование внутренней позиции школьника, является неотъемлемой частью воспитательно – образовательного процесса в детском саду.
Мы в своей работе опирались на понятие Л.И. Божович, которая определяет внутреннюю позицию школьника как психологическое новообразование, которое появляется на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. Сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений, и достижении целей, или, другими словами произвольном поведении ученика.
Было проведено исследование взаимосвязи сформированности внутренней позиции школьника у старших дошкольников с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.
Решены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
3. Эмпирическим путем установлена взаимосвязь психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с внутренней позицией школьника;
4. Были разработанны научно практические рекомендации.
Проанализировав результаты, полученные в ходе проведения эмпирического исследования мы выявили то, что у детей с высоким уровнем сформированности внутренней позицией школьника, также был выявлен высокий уровень психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом подтверждена гипотеза о том, что психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста, обусловлена сформированностью внутренней позиции школьника.
Полученные результаты можно интерпретировать так: дети старшего дошкольного возраста, у которых сформирована внутренняя позиция школьника более успешно осваивают программу обучения в детском саду и имеют более высокий уровень общей готовности к школе. И наоборот, можно предположить, что тем детям, у которых не сформирована внутренняя позиция школьника сложно осваивать программу детского сада; также их уровень подготовки к школе ниже, чем у детей с сформированной внутренней позицией. Мы можем утверждать, что одной из причин этой проблемы является преобладание игрового мотива над познавательным.
Можно заявить, что формирование внутренней позиции школьника, является неотъемлемой частью воспитательно – образовательного процесса в детском саду.
Подобные работы
- Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - Психологическое консультирование педагогов по вопросам вхождения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями (Сургутский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022



