Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (Психологическая помощь в образовании, Астраханский Государственный Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования : воспитанники МОУ детский сад «Золотая рыбка» (Астраханская область, г. Нариманов,).
Выборка: 25 детей мужского и женского пола в возрасте 6 – 7 лет.
Если в данной работе поменять название базы исследования. то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложение (методические материалы).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 5
1.1 Анализ проблемы психологической подготовки детей к школьному обучению 5
1.2 Понятие и структура психологической готовности к школе 10
1.3 Содержание понятия «внутренняя позиция школьника» 16
Выводы по главе I 19
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучение в школе 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 25
2.3 Научно-практические рекомендации для родителей и педагогов 29
Выводы по главе II 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение №1 37
Приложение №2 39
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению предполагает его всестороннее развитие.
Показателями готовности ребенка к школьному обучению – являются комплекс свойств и характеристик, которые описывают наиболее значительные достижения в развитии ребенка. Такими основными составляющими готовности к школе считаются: мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая готовность.
В литературе последних лет наблюдается рост публикаций исследований посвященных теме психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Данная проблема находит также отражение в научных трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагиной, Л.А. Венгера, Н.И. Гуткиной и других ученых.
Объект исследования: психологическая готовность.
Предмет исследования: психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Цель исследования: изучить особенность диагностики и выявить взаимосвязь психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе с внутренней позицией школьника.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью внутренних позиций школьника
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литератур по проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
2. Исследовать особенности психологической готовности к обучению в школе и внутренней позиции школьника;
3. Провести эмпирическую работу по выявлению взаимосвязи психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с внутренней позицией школьника;
4. Разработать научно практические рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, методы качественного анализа результатов исследования, психодиагностические методы – наблюдение, тестирование, методы опроса, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты можно использовать в качестве основы для разработки коррекционно-развивающей программы в рамках психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Также результаты могут быть использованы психологами и другими специалистами, занимающимися вопросами психологической готовности детей к обучению в школе. Разработанные научно-практические рекомендации, могут быть полезны для людей, интересующихся данным вопросом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится три параграфа с выводами и общими выводами по главам, заключения и списка использованных источников.
В рамках данной курсовой работы были проанализированы проблемы исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Подводя итог можно отметить, что проблема актуальна на сегодняшний момент.
Мы в своей работе опирались на понятие Л.И. Божович, которая определяет внутреннюю позицию школьника как психологическое новообразование, которое появляется на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. Сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений, и достижении целей, или, другими словами произвольном поведении ученика.
Было проведено исследование взаимосвязи сформированности внутренней позиции школьника у старших дошкольников с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.
Решены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
3. Эмпирическим путем установлена взаимосвязь психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с внутренней позицией школьника;
4. Были разработанны научно практические рекомендации.
Проанализировав результаты, полученные в ходе проведения эмпирического исследования мы выявили то, что у детей с высоким уровнем сформированности внутренней позицией школьника, также был выявлен высокий уровень психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом подтверждена гипотеза о том, что психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста, обусловлена сформированностью внутренней позиции школьника.
Полученные результаты можно интерпретировать так: дети старшего дошкольного возраста, у которых сформирована внутренняя позиция школьника более успешно осваивают программу обучения в детском саду и имеют более высокий уровень общей готовности к школе. И наоборот, можно предположить, что тем детям, у которых не сформирована внутренняя позиция школьника сложно осваивать программу детского сада; также их уровень подготовки к школе ниже, чем у детей с сформированной внутренней позицией. Мы можем утверждать, что одной из причин этой проблемы является преобладание игрового мотива над познавательным.
Можно заявить, что формирование внутренней позиции школьника, является неотъемлемой частью воспитательно – образовательного процесса в детском саду.
1. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М – 1988.
2. Безруких, М.М, Ефимова С.П. Ребенок идет в школу, - М.: Академия, 2008. - С. 4-22.
3. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. «Школьный психолог», 2005.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008 – 400с.
5. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2007.
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956
8. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 2010 г. – [Электр. ресурс]
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе - М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб.и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
10. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада. Автореф. дис. канд. психол. нак. - М., 2005.
11. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения — 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с.
12. Журавлева А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. Учебное пособие. М.: Форум – Инфа, 2010 – 416 с.
13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Университетская. 2009. 316 с.
14. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. –– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,2009. – С. 56
16. Маслоу А.: Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2010- 352 с
17. Мельникова Н.А. Социальная психология. Лекции М.: ЭКСМО, 2008 – 160 с.
18. Мухина В.С. Детская психология: Учеб.для студентов пед.ин-тов.Под ред. Л.А. Венгера. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
19. Немов Р.С. Психология. Книга 2. – М., 2001.
20. Немов Р.С. Психология Т.3. М.: Владос, 2007- 631 с.
21. Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психлогии. – М., 1982.
22. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 274 с.
23. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Санкт-Петербург. – 2002.
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос-Пресс, 2003 – 384 с.
25. Сибилева, Л.В. Психологическое исследование детей дошкольного возраста: учебно-практическое пособие / Л.В. Сибилева. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед.ун-та, 2015. – 225с.
26. Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. М.: ООО «Чистые пруды», 2005 – 512 с.
27. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – 806 с.
28. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М: Наука,1999 - 448 с.
29. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001 – 416 с.