Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн обучения (Российский государственный социальный университет)

Работа №86336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: студенты вузов г. Москва.
Выборка: 30 студентов 1-го -5-го курсов.
Есть приложение (результаты эксперимента в виде диаграмм).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие и виды учебной мотивации студентов вуза 6
1.2. Специфические особенности онлайн обучения студентов вуза 15
1.3. Характеристика учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн-обучения 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ 32
2.1. Организация, методики и этапы эмпирического исследования учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения 32
2.3. Рекомендации по повышению учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Процесс реформирования системы высшего образования – это многогранный процесс, который касается так называемых заинтересованных сторон, многих групп, заинтересованных в вопросах развития высшего образования. Из них наибольшую роль играют стороны, непосредственно вовлеченные в образовательный процесс, студенты и преподавательский состав. Трудно представить, что без непосредственного участия преподавательского состава процесс реформирования системы образования может увенчаться успехом.
Однако наиболее важным бенефициаром процесса реформы является, прежде всего – студент. Концепция высшего образования в современном мире основана на том принципе, что образование теперь является не только социальной, национальной ценностью, но и сферой удовлетворения образовательных потребностей личности.
На сегодняшний день в связи с распространением вирусной инфекции COVID-19 и последующим развитием пандемии, особо актуальным становится вопрос учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения. Выявив особенности учебной мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в условиях онлайн-обучения, можно определить методы повышения эффективности их обучения. Данное исследование позволит улучшить систему образования и повысить мотивационную сферу студентов.
Разработанность специфика мотивации учебной деятельности студентов рассматривали в своих научных трудах такие авторы как: Ведель О. С. [9], Казаков Ю. Н. [24], Афанасьева А. С. [4] и другие.
Объект исследования – особенности учебной мотивации.
Предмет исследования – влияние дистанционного обучения на уровень мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в онлайн-обучении.
Цель исследования: изучить особенности учебной мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в условиях онлайн-обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоциональной сферы лиц пожилого возраста, находящихся в условиях самоизоляции.
3. Проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования.
4. Сформулировать выводы и заключение по теме исследования.
5. Разработать рекомендации по повышению учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн-обучения.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что в условиях онлайн-обучения уровень учебной мотивации у студентов технических и гуманитарных направлений не имеет ярко выраженных отличий.
Реализация поставленной цели и задач осуществлялась с использованием следующих методик: 1) методика «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильиной); 2) методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина); 3) «Мой профессиональный выбор» (Пчелинова В. В., Морозова И. Г., 2019).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы была поставлена цель изучить особенности учебной мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в условиях онлайн-обучения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
1. Проведен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоциональной сферы лиц пожилого возраста, находящихся в условиях самоизоляции.
3. Проанализированы и интерпретированы результаты эмпирического исследования.
4. Сформулированы выводы и заключение по теме исследования.
5. Разработаны рекомендации по повышению учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения.
Реализация поставленной цели и задач была осуществлена с использованием следующих методик.
1. Методика «мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильиной);
2. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина);
3. «Мой профессиональный выбор» (Пчелинова В. В., Морозова И. Г., 2019).
Базой исследования составляли 30 студента 1-го -5-го курсов из разных вузов, - из них 15 студентов МГТУ им. Баумана, 15 студентов гуманитарных направлений из разных вузов. В опросе приняли участие студенты возрастной категории от 18 до 26 лет, из них 15 - женского пола, 15 - респондентов мужского пола.
Были опрошены студенты следующих вузов: МГТУ им. Баумана, МГК им. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, РГГУ, СПГК им. Римского-Корсакова, РГСУ, МГХПА им. Строганова, РУДН, МГПУ, МАРХИ, МГУ, МГАТХТ.
Практическая значимость заключается в том, что данные об изучении мотивационной сферы студентов в условиях онлайн-обучения позволят определить эффективность дистанционного обучения. В соответствии с этими критериями программы вуза могут корректироваться. Это определяет качество подготовки грамотных специалистов. Таким образом, студент, который мотивирован на обучение, получение новых знаний и компетенций, обладает волевыми качествами и склонен к самореализации. Соответственно, такой специалист имеет больше возможностей для достижения профессионализма, педагогических и психологических навыков в будущем, что является задачей обучения. Анализ эмпирических данных может быть основой для разработки психологических программ и тренингов по актуализации мотивации достижений абитуриентов и студентов вузов в условиях онлайн-обучения.
Таким образом можно отметить, что поставленная цель была достигнута, задачи решены, поставленная гипотеза, согласно которой различия в мотивации у студентов разных вузов незначительна, нашла своё подтверждение.



1. Абакумова, Н. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] : учебное пособие. - Новосибирск : НГУЭУ, 2015. - 233 с.
2. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к учению: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, – 1984.
3. Афанасьева А.С. Содержание и специфика мотивации учебной деятельности студентов дистанционной формы обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – Ярославль, 2018. – 25 с.
4. Афанасьева, А. С. Содержание и специфика мотивации учебной деятельности студентов дистанционной формы обучения : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Афанасьева Алла Сергеевна; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова]. - Ярославль, 2018. - 25 с.
5. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения / Новая наука: стратегии и векторы развития, №118-3 – 2016 г. – С. 89–92. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27424347 (дата обращения 19.06.2020).
6. Бабаева Л.Л. Инновационные технологии дистанционного образования // Ж. Наук, техника и образование. – 2020 г. С. 77–80. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-distantsionnogoobrazovaniya.
7. Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Мокашов В.В., Копылова П.А. Дистанционное обучение как один из способов эффективного обучения иностранных студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2018. – Т. 15. – №1. – C. 38–45. DOI: 10.22363/2312-8631-2018-15-1-38-45. http://journals.rudn.ru/informatizationeducation/article/view/18050/15540.
8. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. тр. / Сост. М.Ю. Бабанский. М., 1989.
9. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М., 1972.
10. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М., 1972.
11. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М. – Ростов н/Д., 1999.
12. Ведель, О. С. Гендерная мотивация учебной деятельности студентов вузов [Текст] : монография / О. С. Ведель. - Челябинск : Цицеро, 2015. - 145 с.
13. Ганичева О.Г. Современные образовательные технологии в учебном процессе в высшей школе // Современные информационные технологии. Теория и практика: материалы I Всероссийской научнопрактической конференции / под ред. Е.А. Смирновой (г. Череповец, 20 ноября 2014 г.). – Череповец: ЧГУ, 2015. – С. 105–109.0020
14. Гербеков Х.А., Р.А. Бостанов, Халкечева И.Т. Возможности дистанционных образовательных технологий для повышения качества и доступности обучения // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017-14-3-365-370. http://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/16936/14961.
15. Да Коста Р.Л., Териса Мл.Ал.Х. Дистанционное техническое обучение: результаты опыта в Бразилии // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4, № 4. С. 32–40. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-3 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36952225.
16. Давудова, А. Р. Связь стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Давудова Айзанат Рамазановна; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова]. - Ярославль, 2018. - 54 с.
17. Емельянов И.С. Опыт использования среды дистанционного обучения в преподавании гуманитарной дисциплины / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании – 2015 г. – С. 233–236. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26353875 (дата обращения 19.06.2020).
18. Желудкова, Л.И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения Л.И. Желудкова, Т.А. Высочина. – Педагогика: традиции и инновации материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Т. 0. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 35–37. – URL: https://moluch.ruconfpedarchive693745 (дата обращения 18.06.2020). Мир науки. Педагогика и психология World of Science. Pedagogy and psychology 2020, №3, Том 8 2020, No 3, Vol 8 ISSN 2658-6282 https://mir-nauki.com Страница 11 из 12 03PDMN320 Издательство «Мир науки» Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
19. Зайцев С.А., Никитина Г.А. Дистанционное обучение бакалавров технического и гуманитарного направлений // Известия Московского государственного технического университета МАМИ 2012 г. – С. 421–428. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-bakalavrov-tehnicheskogoi-gumanitarnogo-napravleniy/viewer.
20. Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева ; под редакцией профессора И. А. Зимней ; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО). - Москва : Аспект пресс, 2020. - 395, [2] с.
21. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
22. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // Целостный подход к учебно воспитательному процессу: сб. науч. тр. Волгоград: ВГПИ, 1984.
23. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003.
24. Использование информационно-коммуникационных технологий в дистанционном обучении Сапарова Л. // Вестник донского государственного аграрного университета. 2019 г. С. – 55–59. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41041820.
25. Казаков, Ю. Н. Психологическая оценка учебной и профессиональной мотивации студента [Текст] / Ю. Н. Казаков, Ю. С. Меркушева ; Российская акад. социальных наук. - Москва : РАСН, 2015. - 52 с.
26. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., Наука, 1988.
27. Колиниченко И. А. Практикум по психологии предпринимательства [Текст] : учебно-методическое пособие / И. А. Колиниченко. - Москва : КНОРУС ; Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2017. - 181 с.
28. Кузняк, Н.Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н.Б. Кузняк, Е.Ю. Гаген. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 11 (145). – С. 466–469. – URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 18.06.2020).
29. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев ; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. - 5-е, испр. и доп. изд. - Москва : Смысл, 2020. - 526, [1] с.
30. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителей. – М.: Просвещение, 1990.
31. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] : [16+] / Абрахам Маслоу ; [перевела с английского О. Чекчурина]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. - 444 с.
32. Мешков Н.И., Яшкова А.Н. Мотивационная сфера обучающихся высшей школы // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9, № 2 (34). – 365с.
33. Назаров А.И., Сергеева О.В. Преимущества дистанционных образовательных технологий – взгляды студентов и преподавателей // Ж. Открытое образование. – 2016. – С. 42–49. https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-distantsionnyhobrazovatelnyh-tehnologiy-vzglyady-studentov-i-prepodavateley.
34. Продвижение людей и команд [Текст] : ключевые идеи А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда [и др.] : [12+] / [пер. с англ. П. Н. Раевский]. - Москва [и др.] : Питер, 2015. – 207 с.
35. Романова Е.С. Психодиагностика [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. С. Романова. - 3-е изд., доп. - Москва : КноРус, 2015. - 336 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание [Текст] : [12+] / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. - 287 с.
37. Сапарова Л. Использование информационно-коммуникационных технологий в дистанционном обучении // Вестник донского государственного аграрного университета. 2019 г. С. – 55–59. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41041820.
38. Скворцов А.А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Тамбов, 2015. – 26 с.
39. Слинкова, О. К. Организационное поведение в сервисе : учебное пособие / О. К. Слинкова ; Минобрнауки России, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". - Белгород : БелГУ : НИУ "БелГУ", 2020. - 105 с.
40. Трусевич И.В. Онлайн-образование – тренд цифровой трансформации экономики // Молодежь в науке и предпринимательстве – 2019 г. С. 36–39. https://elibrary.ru/item.asp?id=41158841.
41. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Х. Хекхаузен. – М. Педагогика, 1986.
42. Царапкина Ю.М., Миронов А.Г., Кирейчева А.М. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения // электронный научный журнал Том 8, № 7, – 2017, Т.З. – С. 304–318.
43. Чиликина, И. А. Мотивация трудовой деятельности [Текст] : курс лекций / И. А. Чиликина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный технический университет». - Липецк : Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2018. - 62 с.;
44. Шумова, Н. С. Компоненты психической деятельности спортсменов и их роль в обеспечении надежности действий в экстремальных условиях [Текст] : монография / И. С. Шумова, Ю. В. Байковский. - Ульяновск : Зебра, 2018. - 99 с.
45. Щадная М.А. Дистанционное обучение в современной реальности // Ж. Наук, техника и образование. – 2020 г. С. 74–76. https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sovremennoy-realnosti.
46. Pardanjac M., Karuovic D., Eleven E. Increase of user motivation in teaching realized through distance learning // DAAAM international scientific book. – 2017. – Chapter 10 (October). – P. 131–144. – DOI: 10.2507/daaam.scibook.2014.10.
47. Senashenko D. V., Senashenko M. D. Pyramid method of distance learning in higer education // RUDN Journal of Informatization of Education – 2017-14-1-42-48. http://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/16016/14501.
48. Shudayfat E., Moldoveanu F., Moldoveanu A.D.B. A 3D virtual learning environment for teaching chemistry in high school // Annals of DAAAM for 2012: Proceedings of the 23rd International DAAAM Symposium. – Vienna, 2012. – Vol. 23, No. 1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ