Психологические особенности учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн обучения (Российский государственный социальный университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: студенты вузов г. Москва.
Выборка: 30 студентов 1-го -5-го курсов.
Есть приложение (результаты эксперимента в виде диаграмм).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие и виды учебной мотивации студентов вуза 6
1.2. Специфические особенности онлайн обучения студентов вуза 15
1.3. Характеристика учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн-обучения 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ 32
2.1. Организация, методики и этапы эмпирического исследования учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения 32
2.3. Рекомендации по повышению учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
База исследования: студенты вузов г. Москва.
Выборка: 30 студентов 1-го -5-го курсов.
Есть приложение (результаты эксперимента в виде диаграмм).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие и виды учебной мотивации студентов вуза 6
1.2. Специфические особенности онлайн обучения студентов вуза 15
1.3. Характеристика учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн-обучения 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ 32
2.1. Организация, методики и этапы эмпирического исследования учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения 32
2.3. Рекомендации по повышению учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Процесс реформирования системы высшего образования – это многогранный процесс, который касается так называемых заинтересованных сторон, многих групп, заинтересованных в вопросах развития высшего образования. Из них наибольшую роль играют стороны, непосредственно вовлеченные в образовательный процесс, студенты и преподавательский состав. Трудно представить, что без непосредственного участия преподавательского состава процесс реформирования системы образования может увенчаться успехом.
Однако наиболее важным бенефициаром процесса реформы является, прежде всего – студент. Концепция высшего образования в современном мире основана на том принципе, что образование теперь является не только социальной, национальной ценностью, но и сферой удовлетворения образовательных потребностей личности.
На сегодняшний день в связи с распространением вирусной инфекции COVID-19 и последующим развитием пандемии, особо актуальным становится вопрос учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения. Выявив особенности учебной мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в условиях онлайн-обучения, можно определить методы повышения эффективности их обучения. Данное исследование позволит улучшить систему образования и повысить мотивационную сферу студентов.
Разработанность специфика мотивации учебной деятельности студентов рассматривали в своих научных трудах такие авторы как: Ведель О. С. [9], Казаков Ю. Н. [24], Афанасьева А. С. [4] и другие.
Объект исследования – особенности учебной мотивации.
Предмет исследования – влияние дистанционного обучения на уровень мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в онлайн-обучении.
Цель исследования: изучить особенности учебной мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в условиях онлайн-обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоциональной сферы лиц пожилого возраста, находящихся в условиях самоизоляции.
3. Проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования.
4. Сформулировать выводы и заключение по теме исследования.
5. Разработать рекомендации по повышению учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн-обучения.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что в условиях онлайн-обучения уровень учебной мотивации у студентов технических и гуманитарных направлений не имеет ярко выраженных отличий.
Реализация поставленной цели и задач осуществлялась с использованием следующих методик: 1) методика «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильиной); 2) методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина); 3) «Мой профессиональный выбор» (Пчелинова В. В., Морозова И. Г., 2019).
Однако наиболее важным бенефициаром процесса реформы является, прежде всего – студент. Концепция высшего образования в современном мире основана на том принципе, что образование теперь является не только социальной, национальной ценностью, но и сферой удовлетворения образовательных потребностей личности.
На сегодняшний день в связи с распространением вирусной инфекции COVID-19 и последующим развитием пандемии, особо актуальным становится вопрос учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения. Выявив особенности учебной мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в условиях онлайн-обучения, можно определить методы повышения эффективности их обучения. Данное исследование позволит улучшить систему образования и повысить мотивационную сферу студентов.
Разработанность специфика мотивации учебной деятельности студентов рассматривали в своих научных трудах такие авторы как: Ведель О. С. [9], Казаков Ю. Н. [24], Афанасьева А. С. [4] и другие.
Объект исследования – особенности учебной мотивации.
Предмет исследования – влияние дистанционного обучения на уровень мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в онлайн-обучении.
Цель исследования: изучить особенности учебной мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в условиях онлайн-обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоциональной сферы лиц пожилого возраста, находящихся в условиях самоизоляции.
3. Проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования.
4. Сформулировать выводы и заключение по теме исследования.
5. Разработать рекомендации по повышению учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн-обучения.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что в условиях онлайн-обучения уровень учебной мотивации у студентов технических и гуманитарных направлений не имеет ярко выраженных отличий.
Реализация поставленной цели и задач осуществлялась с использованием следующих методик: 1) методика «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильиной); 2) методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина); 3) «Мой профессиональный выбор» (Пчелинова В. В., Морозова И. Г., 2019).
В рамках данной работы была поставлена цель изучить особенности учебной мотивации студентов ВУЗов технических и гуманитарных направлений в условиях онлайн-обучения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
1. Проведен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоциональной сферы лиц пожилого возраста, находящихся в условиях самоизоляции.
3. Проанализированы и интерпретированы результаты эмпирического исследования.
4. Сформулированы выводы и заключение по теме исследования.
5. Разработаны рекомендации по повышению учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения.
Реализация поставленной цели и задач была осуществлена с использованием следующих методик.
1. Методика «мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильиной);
2. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина);
3. «Мой профессиональный выбор» (Пчелинова В. В., Морозова И. Г., 2019).
Базой исследования составляли 30 студента 1-го -5-го курсов из разных вузов, - из них 15 студентов МГТУ им. Баумана, 15 студентов гуманитарных направлений из разных вузов. В опросе приняли участие студенты возрастной категории от 18 до 26 лет, из них 15 - женского пола, 15 - респондентов мужского пола.
Были опрошены студенты следующих вузов: МГТУ им. Баумана, МГК им. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, РГГУ, СПГК им. Римского-Корсакова, РГСУ, МГХПА им. Строганова, РУДН, МГПУ, МАРХИ, МГУ, МГАТХТ.
Практическая значимость заключается в том, что данные об изучении мотивационной сферы студентов в условиях онлайн-обучения позволят определить эффективность дистанционного обучения. В соответствии с этими критериями программы вуза могут корректироваться. Это определяет качество подготовки грамотных специалистов. Таким образом, студент, который мотивирован на обучение, получение новых знаний и компетенций, обладает волевыми качествами и склонен к самореализации. Соответственно, такой специалист имеет больше возможностей для достижения профессионализма, педагогических и психологических навыков в будущем, что является задачей обучения. Анализ эмпирических данных может быть основой для разработки психологических программ и тренингов по актуализации мотивации достижений абитуриентов и студентов вузов в условиях онлайн-обучения.
Таким образом можно отметить, что поставленная цель была достигнута, задачи решены, поставленная гипотеза, согласно которой различия в мотивации у студентов разных вузов незначительна, нашла своё подтверждение.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
1. Проведен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоциональной сферы лиц пожилого возраста, находящихся в условиях самоизоляции.
3. Проанализированы и интерпретированы результаты эмпирического исследования.
4. Сформулированы выводы и заключение по теме исследования.
5. Разработаны рекомендации по повышению учебной мотивации студентов ВУЗа в условиях онлайн-обучения.
Реализация поставленной цели и задач была осуществлена с использованием следующих методик.
1. Методика «мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильиной);
2. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина);
3. «Мой профессиональный выбор» (Пчелинова В. В., Морозова И. Г., 2019).
Базой исследования составляли 30 студента 1-го -5-го курсов из разных вузов, - из них 15 студентов МГТУ им. Баумана, 15 студентов гуманитарных направлений из разных вузов. В опросе приняли участие студенты возрастной категории от 18 до 26 лет, из них 15 - женского пола, 15 - респондентов мужского пола.
Были опрошены студенты следующих вузов: МГТУ им. Баумана, МГК им. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, РГГУ, СПГК им. Римского-Корсакова, РГСУ, МГХПА им. Строганова, РУДН, МГПУ, МАРХИ, МГУ, МГАТХТ.
Практическая значимость заключается в том, что данные об изучении мотивационной сферы студентов в условиях онлайн-обучения позволят определить эффективность дистанционного обучения. В соответствии с этими критериями программы вуза могут корректироваться. Это определяет качество подготовки грамотных специалистов. Таким образом, студент, который мотивирован на обучение, получение новых знаний и компетенций, обладает волевыми качествами и склонен к самореализации. Соответственно, такой специалист имеет больше возможностей для достижения профессионализма, педагогических и психологических навыков в будущем, что является задачей обучения. Анализ эмпирических данных может быть основой для разработки психологических программ и тренингов по актуализации мотивации достижений абитуриентов и студентов вузов в условиях онлайн-обучения.
Таким образом можно отметить, что поставленная цель была достигнута, задачи решены, поставленная гипотеза, согласно которой различия в мотивации у студентов разных вузов незначительна, нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации (Дальневосточный федеральный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психологические предикторы эффективности онлайн-образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Формы и методы организaции работы по профессиональному самоопределению обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью» (Сургутский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Формирование профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования при изучении экономических дисциплин в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Исследование личностных характеристик родителей с различной самооценкой адаптации к условиям дистанционного обучения детей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Использование модели «перевёрнутый класс» для обучения взрослых в рамках языковых онлайновых клубов
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Вторичная занятость студентов на московском рынке труда: представления, мотивы, проблемы (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



