Рассмотрен порядок совершения таможенных операций в отношении подакцизных товаров, связанных с выпуском товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС .
Проведен анализ нарушений, выявляемых при ввозе подакцизных товаров на территорию ЕАЭС за 2017-2021 годы.
Рассмотрены проблемы и направления совершенствования организации и правового регулирования ввоза подакцизных товаров.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС 7
1.1 Понятие и виды подакцизных товаров 7
1.2. Правовое регулирование порядка ввоза подакцизных товаров на территорию ЕАЭС 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС 21
2.1 Порядок совершения таможенных операций в отношении подакцизных товаров, связанных с выпуском товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС 21
2.2 Анализ нарушений, выявляемых при ввозе подакцизных товаров на территорию ЕАЭС 32
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВВОЗА ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС 41
3.1 Проблемы организации и правового регулирования ввоза подакцизных товаров 41
3.2 Предложения по совершенствованию организации и правового регулирования ввоза подакцизных товаров на территорию ЕАЭС 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Цель исследования – проведение комплексного анализа правовых и организационных аспектов совершения таможенных операций с подакцизными товарами в рамках ЕАЭС.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
раскрыть понятие и охарактеризовать виды подакцизных товаров;
проанализировать правовое регулирование порядка ввоза подакцизных товаров на территорию ЕАЭС;
исследовать порядок совершения таможенных операций в отношении подакцизных товаров, связанных с выпуском товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС;
провести анализ нарушений, выявляемых при ввозе подакцизных товаров на территорию ЕАЭС;
выявить организации и правового регулирования ввоза подакцизных товаров;
выдвинуть предложения по совершенствованию организации и правового регулирования ввоза подакцизных товаров на территорию ЕАЭС.
Объектом исследования выступают регулируемые нормами права общественные отношения, возникающие в связи с совершением таможенных операций с подакцизными товарами в рамках ЕАЭС.
Предмет исследования – положения международного права, национальное законодательство России, правовые позиции высших судов, статистические данные, а также теоретические воззрения в отношении совершения таможенных операций с подакцизными товарами в рамках ЕАЭС.
В процессе написания настоящей работы использовались формально-логический метод, сравнительный метод, метод анализа и иные методы научного познания. Для исследования теоретических воззрений был применен диалектический метод познания, позволяющий выявить содержание данных дефиниций. Формально-юридический метод был применен для анализа правовых норм.
При проведении исследования в рамках настоящей работы были использованы труды таких авторов, как В.В. Богомолов, Л.Г. Давиденко, Ю.А. Еремеева, К.С. Черноусова, А.Т. Керимов, А.Г. Лучкин, Н.А. Афанасьева, Н.П. Мельникова, А.В, Тихонова и других.
Нормативная и эмпирическая база исследования включает в себя международное право, в том числе Договор о Евразийском экономическом союзе, Декларацию «О евразийской экономической интеграции», Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, а также национальное законодательство России. Эмпирическая база исследования включает судебную правоприменительную практику, статистические данные.
Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на три главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Перемещение подакцизных товаров через таможенную границу ЕАЭС предполагает, что товар помещается под процедуру временного хранения, что фактически обязательно в отношении маркируемых акцизными марками товаров – алкогольной и табачной продукции. Выпуску товаров в свободное обращение предшествует также декларирование товаров, которое может быть упрощено за счет предварительного предоставления информации в целях ускорения прохождения таможенных процедур. Заблаговременное, но с учетом предусмотренных законодательством сроков обращение для получения акцизных марок также позволяет сократить сроки прохождения таможенных процедур, но не сократить количество самих процедур и не исключить обязательность осуществления таможенного контроля в отношении подакцизных товаров. Кроме того, выпуск подакцизных товаров возможно только после уплаты всех таможенных платежей.
Нарушение положений законодательства при осуществлении перемещения подакцизных товаров на территорию ЕАЭС рассматривается как основание для привлечения к административной или уголовной ответственности в зависимости от характера нарушения и тяжести общественно опасных последствий.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что к административной ответственности привлечение происходит гораздо чаще. В сравнении с данными о количестве дел об административных правонарушениях количество рассмотренных уголовных дел невелико.
Изучение и анализ судебной правоприменительной практики позволили сделать вывод о том, что правовое регулирование вопросов ответственности за нарушение таможенного законодательства в части осуществления ввоза подакцизных товаров на территорию ЕАЭС нуждается в совершенствовании. В число основных причин, повлекших за собой возникновение проблем правоприменения, входит несовершенство правового регулирования и недостатки организации осуществления таможенного контроля.
В число проблем, связанных с перемещением подакцизных товаров в рамках ЕАЭС входит несовершенство правового регулирования, различная политика государств в отношении установления размера акцизов и введения маркировки. В настоящее время маркировка существует применительно к табачным изделиям, становясь причиной повышения стоимости товаров для конченого потребителя, и увеличивая затраты для поставщиков, которые осуществляют перемещение табачных изделий. Разница в акцизах очень велика, что детерминирует совершение правонарушений и преступлений, связанных с незаконным перемещением табачных изделий. Наиболее высокими являются акцизы в России, что вкупе с обязательной маркировкой табачных изделий предопределяет стремление ввести и реализовать табачную продукцию в обход установленных требований, тем самым сократив собственные затраты и увеличив прибыль. Такая продукция привлекательна для населения, употребляющего табачные изделия в силу большой разницы в стоимости.
Проблема неправомерного, контрабандного перемещения подакцизных товаров в настоящее время особо актуальна для табачной продукции в отношении которой установлены в ряде стран ЕАЭС не только акцизы, но и маркировка. Чтобы решить данную проблему, необходимо гармонизировать законодательство в рамках ЕАЭС, а также ставки акцизов устанавливать не на уровне каждого отдельного государства, а на уровне Союза в целом. Уже реализующийся процесс по дополнительной маркировке товаров целесообразно приостановить и возобновить только тогда, когда все государства Союза будут готовы к его реализации.
1. Декларация «О евразийской экономической интеграции» [Электронный ресурс]: от 18.11.2011 // СПС «Консультант Плюс».
2. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: от 29.05.2014 (ред. от 01.10.2019) // СПС «Консультант Плюс».
3. Положение о Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]: приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ред. от 01.10.2019) // СПС «Консультант Плюс».
4. Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов [Электронный ресурс]: приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ред. от 01.10.2019) // СПС «Консультант Плюс».
5. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: подписан в городе Москве 11.04.2017 // СПС «Консультант Плюс».
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе от 11.04.2017 (ред. от 29.05.2019) // СПС «Консультант Плюс».
7. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: заключено в г. Алматы 02.02.2018 // СПС «Консультант Плюс».
8. О форме декларации на товары и порядке ее заполнения [Электронный ресурс]: решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 29.11.2021) // СПС «Консультант Плюс».
9. О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов [Электронный ресурс]: решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (ред. от 28.12.2021) // СПС «Консультант Плюс».
10. О ходе реализации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года и дальнейшем развитии системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: распоряжение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 11 // СПС «Консультант Плюс».
11. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 11.01.2022) // СПС «Консультант Плюс».
12. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием 12.12.1993 (ред. 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СПС «Консультант Плюс».
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.02.2022) // СПС «Консультант Плюс».
15. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 2.01.2022) // СПС «Консультант Плюс».
16. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СПС «Консультант Плюс».
17. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ (ред. от 27.11.2012) // СПС «Консультант Плюс».
18. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.11.2010 № 306-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС «Консультант Плюс».
19. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // СПС «Консультант Плюс».
20. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС «Консультант Плюс».
21. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.04.2021 №125-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
22. Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 (ред. от 07.02.2019) // СПС «Консультант Плюс».
23. Об утверждении Правил маркировки табачной и никотинсодержащей продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 (ред. от 24.02.2022) // СПС «Консультант Плюс».
24. Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия таможенных органов в целях обеспечения импортеров акцизными марками для маркировки табака и табачных изделий и о контроле их использования [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 23.01.2007 № 82 (ред. от 27.11.2012) // СПС «Консультант Плюс».
25. О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций и осуществлению конкретных функций в отношении подакцизных и определенных видов товаров [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 08.09.2020 № 185н (ред. от 22.03.2021) // СПС «Консультант Плюс».
26. Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021) // СПС «Консультант Плюс».
27. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: приказ Федеральной таможенной службы России от 04.09.2018 № 1380 // СПС «Консультант Плюс».
28. Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности [Электронный ресурс]: приказ Федеральной таможенной службы России от от 18.03.2019 № 444 // СПС «Консультант Плюс».
29. Об утверждении Правил маркировки и прослеживаемости табачных изделий [Электронный ресурс]: Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28.09.2020 № 927 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет».
Периодические издания
30. Богомолов, В. В. Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент государственного регулирования рынка и инструмент профилактики алкоголизма среди населения России / В. В. Богомолов // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 261-265.
31. Давиденко, Л. Г. Особенности применения акцизов при импорте товаров на территорию государств-членов ЕАЭС и их роль в государственном бюджете / Л. Г. Давиденко // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 24-32.
32. Еремеева, Ю. А. Основы построения акцизов на отдельные виды товаров / Ю. А. Еремеева, К.С. Черноусова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1-2 (52). – С. 101-104.
33. Исакова, Е. Ю. Фискальная и социальная роль акцизов в России / Е. Ю. Исакова // Академия педагогических идей Новация. – 2019. – № 3. – С. 126-128.
34. Керимов, А. Т. Национальная специфика перечня подакцизных товаров и системы ставок акцизов в государствах-членах ЕАЭС / А. Т. Керимов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2019. – № 4 (66). – С. 141-147.
35. Лучкин, А. Г. Таможенный контроль при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию / А. Г. Лучкин, Н. А. Афанасьева // Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации. сборник научных статей по материалам докладов и сообщений VIII Международной научно-практической конференции. Смоленский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2021. – С. 35-39.
36. Львова, М. В. Акцизы, их роль в доходах бюджетов / М. В. Львова, Н. З. Зотиков, О. И. Арланова // Вестник евразийской науки. – 2019. – Т. 11. – № 2. – С. 34.
37. Мельникова, Н. П. К вопросу о повышении фискальной роли акцизов в российской налоговой системе / Н. П. Мельникова, А. В. Тихонова // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 6 (54). – С. 185-195.
38. Панахова, Э. М. Косвенные налоги и их воздействие на экономику / Э. М. Панахова // Современные вызовы и тенденции развития местного самоуправления. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 550-летию образования города Чебоксары. Чебоксарский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». – 2019. – С. 104-117.
39. Смирнова, С. И. Взимание акцизов при ввозе товаров на территорию России и контроль за их поступлением в бюджет / С. И. Смирнова, О. М. Петрушина // Colloquium-journal. – 2019. – № 6-11 (30). – С. 102-104.
Интернет-ресурсы
40. Административные правонарушения / Судебная статистика РФ [Электронный ресурс]. – 2015-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/76 (дата обращения: 01.03.2022).
41. Введение маркировки на территории ЕАЭС в отношении отдельных групп товаров / Альта-Софт [Электронный ресурс]: официальный сайт. – 1996-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/82697/ (дата обращения: 17.03.2022).
42. Данные судебной статистики / Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. – 2009-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 01.03.2022).
43. Информация об основных изменениях налогового законодательства государств-членов ЕАЭС с 1 января 2021 года [Электронный ресурс]: официальный сайт. –2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/nalog/Documents/Izmeneniya_zakonodatelstva_EAES_2021.pdf (дата обращения: 17.03.2022).
44. ФТС представила статистику возбуждения дел об АП в 2021 году / Общественный совет при ФТС России [Электронный ресурс]: официальный сайт. – 2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.osfts.ru/novosti/2022/2164-fts-predstavila-statistiku-vozbuzhdeniya-del-ob-ap-v-2021-godu (дата обращения: 15.03.2022).
Материалы правоприменительной практики
45. О судебной практике по делам о контрабанде [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 (ред. от 11.06.2020) // СПС «Консультант Плюс».
46. Постановление Верховного Суда РФ от 20.09.2019 № 67-АД19-10 // СПС «Консультант Плюс».
47. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.09.2020 по делу № 77-1703/2020 // СПС «Консультант Плюс».
48. Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.10.2020 по делу № 77-941/2020 // СПС «Консультант Плюс».
49. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2020 по делу № 77-2330/2020 // СПС «Консультант Плюс».
50. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2020 по делу № 77-2313/2020 // СПС «Консультант Плюс».
51. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2020 по делу № 77-2383/2020 // СПС «Консультант Плюс».
52. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.12.2020 № Ф08-10455/2020 по делу № А15-6433/2019 // СПС «Консультант Плюс».
53. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2021 № Ф07-2504/2021 по делу № А56-65248/2020 // СПС «Консультант Плюс».
54. Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 по делу № 77-894/2021 // СПС «Консультант Плюс».
55. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2021 по делу № А32-6925/2021 // СПС «Консультант Плюс».
56. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 по делу № 77-3398/2021 // СПС «Консультант Плюс».
57. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2021 по делу № 77-3587/2021 // СПС «Консультант Плюс».
58. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 № 16АП-3953/2021 по делу № А15-2737/2021 // СПС «Консультант Плюс».
59. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2021 по делу № 77-4149/2021 // СПС «Консультант Плюс».