Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии развития организации 5
1.1 Понятие и содержание стратегии развития предприятия 5
1.2 Классификация стратегий развития организации 14
1.3 Методы разработки стратегии развития организации 21
2. Современное состояние стратегии развития СК «Олимпиец» 29
2.1 Общая характеристика деятельности организации 29
2.2 Анализ системы управления организации 37
2.3 Оценка эффективности стратегии развития организации 47
3. Совершенствование стратегии развития организации СК «Олимпиец» 61
3.1 Разработка бизнес-плана спортивного комплекса 61
3.2 Разработка стратегических альтернатив по управлению человеческими
ресурсами 73
3.3 Предложения по реализации коммуникационной стратегии организации79
Заключение 84
Список использованной литературы 88
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В настоящее время в условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в предпринимательстве, если не рассчитать эффективность его развития, не накапливать постоянно сведения о собственных перспективах и способностях, о состоянии рынков, не оценивать место конкурентов на них и не проводить анализ конкурентоспособности своей фирмы.
Глобализация и современные технологии способствуют расширению предприятий и организаций, сближению их с потребителями, но также способствуют усилению конкуренции на рынках, что требует не только концентрации внимания на внутреннем состоянии дел в компании, но и выработки стратегии долгосрочного выживания, которая позволила бы им оперативно реагировать на внешние изменения.
Стратегическое управление - это прогнозное управление, направленное на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентного преимущества и выживать в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках.
Для любой организации компании, действующей в условиях роста конкуренции, актуальна проблема непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается в каждой компании по-разному, но в основе ее лежит работа по созданию конкурентных преимуществ с помощью стратегического планирования развития.
Итак, актуальность диагностика стратегии предприятия является актуальной проблемой и необходимой задачей для максимально эффективной деятельности предприятия.
Целью исследования является разработка мер совершенствования разработки стратегии развития предприятия.
Цель исследования определила задачи работы:
- раскрыть понятие и содержание стратегии развития предприятия;
- изучить классификацию стратегий развития организации;
- рассмотреть методы разработки стратегии развития организации;
- исследовать деятельность организации СК «Олимпиец» и дать оценку эффективности стратегии ее развития;
- разработать бизнес-план развития спортивного комплекса;
- разработать стратегические альтернативы по управлению человеческими ресурсами;
- дать предложения по реализации коммуникационной стратегии организации.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является СК «Олимпиец».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе разработки стратегии организации.
Методический аппарат работы включает совокупность методов сравнительного, структурно-функционального анализа, непосредственного наблюдения, сравнения, описания, экспертных оценок, мониторинга рекламных продуктов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
В заключение работы приведем ряд выводов.
В теоретическом исследовании на основании синтеза мнений ученых определена трактовка понятия стратегии развития компании: это совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы.
Выбор стратегии развития компании предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. Исходным этапом процесса разработки стратегии является анализ стратегических факторов среды, в которой действует предприятие. Необходим предварительный анализ условий функционирования организации для ответов на вопросы о том, каковы ее реальные и желаемые перспективы.
В работе исследовано современное состояние стратегии развития СК «Олимпиец».
СК «Олимпиец» функционирует с 2011 года, место расположения - Горьковское шоссе, д.160. СК «Олимпиец» является базой училища Олимпийского резерва, кроме этого, оказывает услуги по спортивному оздоровлению населения.
Универсальный спортивный комплекс «Олимпиец» общей площадью 6,1 тыс. кв. метров оснащен игровым залом 45 на 27 метров с трибунами на 730 человек, залами для греко-римской и вольной борьбы (24 на 25 м), дзюдо (24 на 15 м), бокса (18 на 15 м), а также для настольного тенниса на шесть столов, бассейн.
Исследуемая компания действует на рынке физкультурно-оздоровительных услуг города Казани, местоположение компании влияет на качество клиентов - услугами спортивного комплекса пользуются, в основном, неработающие люди (домохозяйки, школьники, студенты, дети) и работающие люди, проживающие в непосредственной близости от комплекса (жители Кировского района города Казани, поселка Залесный, Юдино, Осиново).
Специфика отрасли показывает, что в 2013-2015 годах темпы роста платных услуг населению не высоки, но в целом, рынок потребительских услуг населению в России можно охарактеризовать как стабильный. Доля услуг физической культуры и спорта не велика, но достаточно стабильна; она находится на уровне 0,6-0,7%, в процентном соотношении прирост за 2013¬2015 годы составил 16%.
Рост рынка в г. Казани сопровожден увеличением числа игроков, а, соответственно, ужесточением конкуренции. В городе теперь действуют участники многих сетей фитнес-индустрии, таких как Xfit, ALEX FITNESS, Олимп, Центр спортивной жизни, Планета Фитнесс и других, а также локальные комплексы. Всего в Казани действует 121 участников рынка фитнес- индустрии.
Исследование внутренней среды СК «Олимпиец» показало преимущества компании, заключающиеся в росте прибыли, сильном тренерском составе, высоком кадровом потенциале, что подтверждается высоким уровнем образования персонала, молодым возрастом коллектива. В сильные стороны можно включить также обилие программ для развития детей, так как в Республике Татарстан отмечен рост рождаемости в последние годы.
Слабыми сторонами можно отметить низкий уровень рекламного бюджета, недостаточность маркетинговых акций, что влияет на уровень осведомленности потенциальных клиентов. Слабыми сторонами можно отметить также удаленность спортивного комплекса от центра города, а также слабо налаженную работу с юридическими лицами, которые могли бы приобретать услуги для своих сотрудников с корпоративными скидками. В настоящее время услугами комплекса пользуется небольшое число работающих клиентов (13%).
Анализ внешней среды показал большую зависимость исследуемого предприятия от экономических факторов, которые влияют на общую отрицательную оценку воздействия всех факторов по PEST анализу (-1). Компания набрала 3,8 балла из 5 по модели М. Портера, что показывает необходимость усиления маркетинговой составляющей ее развития. Интегральная оценка конкурентоспособности составила 4,2 из 5, показывая слабость позиций в сравнении с конкурентами в разнообразии услуг и маркетинговой политике.
По данным исследования сделаем вывод о типе применяемой стратегии - стратегии концентрированного роста.
Проблемами реализации назовем следующие:
- низкий уровень рекламного бюджета,
- недостаточность маркетинговых акций, что влияет на уровень осведомленности потенциальных клиентов;
- удаленность спортивного комплекса от центра города,
- слабо налаженная работа с юридическими лицами, которые могли бы приобретать услуги для своих сотрудников с корпоративными скидками.
- большая зависимость от экономических факторов, которые влияют на уровень спроса.
В связи с тем, что нами определен основной вектор реализации стратегии концентрированного роста - освоение клиентского сегмента пенсионеры, в работе рассмотрена эффективность бизнес-план внедрения нового пакета услуг.
в целях совершенствования стратегии концентрированного роста рекомендованы следующие мероприятия.
- охват нового клиентского сегмента - пенсионеров и предложение им комплекса услуг по цене 1200 рублей при режиме занятий 2 раза в неделю. Для этого СК «Олимпиец» необходимо первоначальное вложение средств в размере 2177 тыс. руб. на приобретение дополнительных тренажеров. По расчетам окупаемость проекта наступит на 12-й месяц действия проекта при условии выполнения плановых показателей продаж;
- совершенствование кадровой стратегии путем обучения и сертификации тренерского состава в Ассоциации Профессионалов Фитнеса (FPA), регулярная оценка персонала, обучение на авторском тренинге навыкам продаж и сервису. Выполнение мероприятий приведет к росту выручки от продаж на 8%, доходность вложений 4,12 рублей на каждый рубль вложенных затрат;
- совершенствование кадровой стратегии путем проведения мероприятий на удержание персонала (регулярного мониторинга уровня заработной платы в клубах-конкурентах, проведение командообразующих мероприятий, поздравление сотрудников с днем рождения с вручением подарка, анкетирование сотрудников об удовлетворенности работой). Выполнение мероприятий приведет к росту выручки от продаж на 4%, доходность вложений 7,01 рублей на каждый рубль вложенных затрат;
- совершенствование коммуникационной стратегии путем увеличения рекламного бюджета в 3,22 раза, совершенствованию рекламной кампании. Выполнение мероприятий приведет к росту выручки от продаж на 10%, доходность вложений 2,94 рублей на каждый рубль вложенных затрат.
Список использованной литературы
1. Абрамова М.А. Финансы и кредит: Вопросы и ответы [Текст]: учебное издание / М. Абрамова, Л. Александрова. М: Юриспруденция, 2016. - 184 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 2002.
3. Артюнова Д. В. Стратегический менеджмент: учеб пособие / Д. В. Артюнова. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. 122 с.
4. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2011. 263 с.
5. Бриль А. Р. Коммерческая оценка инновационных проектов [Текст]: учебное пособие / А. Бриль. СПб, 2013. - 156 с
6. Бриль А.Р. Финансово-экономические расчеты по инновационным проектам развития предприятий [Текст]: учебное пособие / А. Бриль, Л. Горчакова, О. Калинина. СПб: СП6ГПУ, 2014. -268 с.
7. Вествуд Дж. Маркетинговый план: пер. с англ. / Дж. Вествуд. Санкт- Петербург: Питер, 2011. - 256с.
8. Винокурова В.А. Управление развитием рыночных возможностей предприятия [Текст]: учебное пособие / В. Винокурова. М: Проспект, 2012. - 324 с.
9. Витина Ю. А. Отдельные методические подходы к стратегическому анализу для малого и среднего бизнеса / Ю. А. Витина // СМАЛЬТА. 2015. №3. С. 87-91.
10. Гавель О. Ю. Перспективы бизнес-моделирования в стратегическом анализе / О.Ю. Гавель // Инновационное развитие экономики. 2014. №4. С. 101-102.
11. Глумаков B.IT. Стратегический менеджмент [Текст]: практикум. / В. Глумаков М., Максимцов И., Малышев. М.: Вузовский учебник, 2015. - 187 с.
12. Григорян Г. Л. К вопросу о возможности применения pest-анализа в стратегическом менеджменте / Г. Л. Григорян // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-4. С. 74-76.
13. Дранко О. Планирование с помощью информационных систем //
Финансовая газета. 2013. № 35 - 36.
14. Дука Б. Эффективность планирования // Финансовая газета.
Региональный выпуск. 2015. № 31. С. 4.
15. Желтова А. А. Анализ отрасли как важная составляющая стратегического анализа деятельности организации / А. А. Желтова, Е. И. Фомичева // Контентус. 2015. № 6 (35). С. 142-149.
16.Захаров С. В. Маркетинг / С. В. Захаров Б. Ю.
Сербиновский, В. И. Павленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 361 с.
17. Захарова Ю. А. Методы стимулирования / Ю. А. Захарова. - М.: Дашков и К, 2012. - 120 с.
18. Ибрагимова М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений/Ибрагимов М.Х. Проблемы современной экономики. - 2012. №2. С.12-16.
19. Кеворков В.В. Политика и практика маркетинга [Текст]: учебно -
методическое пособие / В. Кеворков, С. Леонтьев. М.: ИСАРП, Бизнес - Тезаурус, 2014. - 192 с.
20. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. / Г.Б. Клейнер. М.: Издательство: Дело, 2012. - 568с.
21. Корчагин А. П. Стратегическое планирование: учеб. пособие / А. П. Корчагин, В.В. Соловьев. М.: МИИТ, 2011. 176 с.
22. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - 2-е европ. изд. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сонерс. и др. М.: Спб.; К.; Вильямс, 2012. 144 с.
23. Кочетов А.Г. Новационные бизнес-процессы. Пошаговая технология разработки, внедрения и контроля выполнения / А.Г. Кочетов, А.Л. Булгаков. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2012. 172 с.
24. Кочнев А. Принципы бюджетного управления // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2014. № 10. С. 18.
25. Кузнецов В. Экономика поведения и ее взгляд на рекламу в сфере продаж // Управление сбытом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.sellings .ru/
26. Кузнецова Т.Е. Формирование программы стимулирования сбыта на предприятии / Т.Е. Кузнецова // Научное обозрение. 2014. № 10. С. 271 - 275.
27. Кулибанова В.И. Прикладной маркетинг/ В. И. Кулибанова. М.: Современный бизнес 2015. 321с.
28. Лапыгин IO.T. Стратегическое развитие организации [Текст]: учебное пособие /Ю. Лапыгин. М.: КРОИУС, 2015. - 288 с.
29. Маркетинг: учебник / под общ. ред. Н. М. Кондратенко. М.: Юрайт, 2011. 540 с.
30. Нилиповский В., Отварухина Н., Костычева Д. Совершенствование моделей и процедур построения стратегии организации в современных условиях // Московский научный журнал. 2016. №4.
31. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / С. И. Ожегов; под ред.
Н. Ю. Шведовой. М.: Оникс, 2011. 736 с.
32. Панов О.И. Коробейников А.И. Стратегический менеджмент.
/Коробейников А.И. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2011. 384 с.
33. Планирование деятельности на предприятии / под ред. С. Кукушкина, В. Позднякова. М.: Юрайт, 2012. 144 с.
34. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие / М. Портер. М.: Вильямс, 2015. - 608 с.
35. Проблемы разработки и реализации стратегии предприятия: монография. Книга 2 / Чернов С.С. и др. - Новосибирск: ЦРНС, 2014. 382 с.
36. Рейнин Г.З. Соционика. Типология. Малые группы/ Рейнин Г.З. М.: Образование-Культура, 2012. 240 с.
37. Репьев А. Маркетинговое мышление / А. Репьев. 2-е изд., перераб. М.: Библос, 2014. 510 с.
38. Романенкова О. Н. Методы планирования продаж и составления трейд- маркетингового бюджета / О. Н. Романенкова // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4(11). С. 141-144.
39. Рябинина Е.П. Стратегический менеджмент. СПб.:Питер, 2012. 204 с.
40. Савицкая Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий. / Савицкая Г.В. М.: ИНФРА-М, 2011. 468 с.
41. Сайдуллаев Ф. С. Динамика развития малых предприятий в регионах России. М., 2012. С. 32.
42. Сергеева О.Ю. Стратегия управления сбытом промышленного предприятия в рыночных условиях / Гузаирова Г.Р. Российское предпринимательство. 2014. № 20 (266). С. 174-182.
43. Синельников А.А. Формирование стратегических планов устойчивого развития нефтегазовых компаний на основе интеграции экономических целей и технологических ресурсов. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.,2016. 380 с.
44. Соколова Т. Апгрейд отдела продаж, или как увеличить продажи в два раза за короткий срок Управление сбытом [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sellings.ru/
45. Терентьева Т. В. Исследование проблем повышения качества управления предпринимательскими структурами /Т.В.Терентьева //Экономика и управление: теория и практика. 2011. № 3. С. 68-76.
46. Томпсон-мл. А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2011. 928 с.
47. Филатов В.В. Актуальные вопросы управления деятельностью предпринимательских ассоциаций и стратегических альянсов в условиях нарастающей глобализации/ Филатов В.В. // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 5. С. 32-41.
48. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. Учебное пособие. М.: Юнити- Дана, 2014. 410 с.
49.Чепуренко А.Ю. Предпринимательская активность россиян в условиях кризиса / Чепуренко А.Ю. // Мир перемен. 2012. № 3. С. 147-162.
50.Чувакова С.Г. Стратегический маркетинг. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. - 272с
51. Шаталов А. А. Современные подходы к разработке аналитического инструментария стратегического анализа / А. А. Шаталов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 8. С. 114-118.
52. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование на
предприятии. Ростов - на - Дону, 2015. 2015 с.
53. Шилков В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: Форум, 2012. - 304 с.
54. SWOT анализ. Основные положения SWOT анализа предприятия [Электронный ресурс]: Стратегическое управление и планирование. М., 2014. Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/swot.htm.