ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЁННОГО НРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления 6
1.1. Гражданско-правовой институт предупреждения причинения, возмещения
и компенсации вреда: понятие и система 6
1.2. Субъектный состав правоотношений, связанных с возмещением вреда,
причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления 15
1.3. Преимущества гражданско-правового возмещения вреда, причиненного правомерными действиями госорганов и органов МСУ, перед иными способами 22
Глава 2. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный органами публичной власти 35
2.1. Условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный
органами публичной власти 35
2.2. Особенности деликтных правоотношений с участием органов публичной
власти и должностных лиц 38
Глава 3. Ответственность должностных лиц и казны за за вред, причиненный органами публичной власти 46
3.1. Привлечение должностных лиц к ответственности как средство
гражданско-правовой защиты государства 46
3.2. Ответственность казны за действия публичных 53
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Глава 1. Теоретические основы возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления 6
1.1. Гражданско-правовой институт предупреждения причинения, возмещения
и компенсации вреда: понятие и система 6
1.2. Субъектный состав правоотношений, связанных с возмещением вреда,
причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления 15
1.3. Преимущества гражданско-правового возмещения вреда, причиненного правомерными действиями госорганов и органов МСУ, перед иными способами 22
Глава 2. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный органами публичной власти 35
2.1. Условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный
органами публичной власти 35
2.2. Особенности деликтных правоотношений с участием органов публичной
власти и должностных лиц 38
Глава 3. Ответственность должностных лиц и казны за за вред, причиненный органами публичной власти 46
3.1. Привлечение должностных лиц к ответственности как средство
гражданско-правовой защиты государства 46
3.2. Ответственность казны за действия публичных 53
Заключение 63
Список использованной литературы 66
В средневековой Руси (14 - 16 вв.) с целью защиты интересов местного населения предусматривалась лишь одна мера ответственности, а именно смертная казнь для чиновников, которые причинили "обиду" местному населению.
В Уставной грамоте, такой, как, к примеру, Двинская грамота Великого князя Василия 1398 г., в ст. 24 можно было прочесть такую формулировку: "А через Сю мою грамоту кто чем изобидит, или кто не имеет ходити по сей грамоте, бытии тому от мене от Великого Князя в казни". В Уставной Белозерской грамоте 1488 г. в ст. 24 было указано: "А ком будет Белозерцам горожанам и становым людям и волостным, обида от наместников и от волостелей, и от тиунов обида и от доводчиков, они сами урок наметывают на наместников и на волостелей и на их людей. А через Сю мою грамоту кто что на них возмет, или чим изобидит, бытии тому от меня Великого Князя в казнь".
Кроме того, в Уставных грамотах содержались указания на ряд ограничений для местных правителей. Так, Л. Сомов отмечал, что во многих Уставных грамотах были положения о мерах обеспечения населения от самовластия и злоупотребления со стороны местных правителей, в частности:
- статьи, ограждающие население от лихоимства со стороны местных административных лиц во время их разъезда по подведомственному им округу;
- статьи, запрещающие лицам, занимающим административные должности, заниматься торговлей, рыболовством и др., а также заниматься всем тем, что может принести обывателям материальный ущерб;
- определения, грозящие наказанием административным лицам в случае их неправильных действий и способы обжалования последних.
Институт ответственности казны за действия чиновников, по сути, был заимствован на Западе, где он существовал уже в XIX в. Интересным представляется догматическое исследование Н. Лазаревского "Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами" .Вопросами публичной и частноправовой ответственности государства за причинение вреда занимались многие ученые России, Советского Союза и зарубежных стран. Отдельные аспекты этой проблематики исследовали известные цивилисты и теоретики права нашей страны: Андреев Ю.Н., Амосов С.С. , Безлепкин Б.Т., Лазаревский Н. , Миннигулова Д.Б., Рахмилович В.А., Скловский К.
Однако до сих пор нет комплексного цивилистического исследования особенностей механизма гражданско-правовой (имущественной)
ответственности государства за вред, причиняемый государственными органами и служащими в сферах осуществления государственной власти, административного управления, правосудия, уголовного и административного преследования (уголовной и административной юстиции), иных сфер государственной деятельности, включая борьбу с терроризмом, преодоление последствий стихийных бедствий, экологических потрясений и техногенных катастроф.
Актуальность исследуемой тематики заключается в том, что развитие законодательства о возмещении ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления все чаще становиться предметом рассмотрения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при причинении ущерба государственными органами власти.
Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, которые предусматривают ответственность государства за причинение вреда иным лицам.
Целью настоящей работы является выработка комплексного представления о возмещении ущерба, причинённого правомерными действиями
государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с обозначенной целью перед автором встают следующие задачи:
- рассмотреть гражданско-правовой институт предупреждения причинения, возмещения и компенсации вреда: понятие и систему;
- исследовать субъектный состав правоотношений, связанных с
возмещением вреда, причиненного правомерными действиями
государственных органов и органов местного самоуправления;
- охарактеризовать условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный органами публичной власти;
- определить особенности деликтных правоотношений с участием органов публичной власти и должностных лиц;
- рассмотреть привлечение должностных лиц к ответственности как средство гражданско-правовой защиты государства ;
- исследовать ответственность казны за действия публичных субъектов.
Методология и методика исследования основывается на общенаучных и частнонаучных методах.
Теоретическую основу данного исследования составили научные труды Бойцовой Л.В., Лазаревского Н., Маковского А.Л., Полякова И.Н., Черепахина Б.Б. и иных.
Нормативную базу исследования составили официальные документы и законодательные акты РФ, в том числе Гражданский кодекс РФ и иные.
Кроме того, в работе использованы учебная и специальная литература, а также материалы судебной практики.
Структура и объем дипломной работы состоит из: введения, где обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, методика и обзор используемых источников, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В Уставной грамоте, такой, как, к примеру, Двинская грамота Великого князя Василия 1398 г., в ст. 24 можно было прочесть такую формулировку: "А через Сю мою грамоту кто чем изобидит, или кто не имеет ходити по сей грамоте, бытии тому от мене от Великого Князя в казни". В Уставной Белозерской грамоте 1488 г. в ст. 24 было указано: "А ком будет Белозерцам горожанам и становым людям и волостным, обида от наместников и от волостелей, и от тиунов обида и от доводчиков, они сами урок наметывают на наместников и на волостелей и на их людей. А через Сю мою грамоту кто что на них возмет, или чим изобидит, бытии тому от меня Великого Князя в казнь".
Кроме того, в Уставных грамотах содержались указания на ряд ограничений для местных правителей. Так, Л. Сомов отмечал, что во многих Уставных грамотах были положения о мерах обеспечения населения от самовластия и злоупотребления со стороны местных правителей, в частности:
- статьи, ограждающие население от лихоимства со стороны местных административных лиц во время их разъезда по подведомственному им округу;
- статьи, запрещающие лицам, занимающим административные должности, заниматься торговлей, рыболовством и др., а также заниматься всем тем, что может принести обывателям материальный ущерб;
- определения, грозящие наказанием административным лицам в случае их неправильных действий и способы обжалования последних.
Институт ответственности казны за действия чиновников, по сути, был заимствован на Западе, где он существовал уже в XIX в. Интересным представляется догматическое исследование Н. Лазаревского "Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами" .Вопросами публичной и частноправовой ответственности государства за причинение вреда занимались многие ученые России, Советского Союза и зарубежных стран. Отдельные аспекты этой проблематики исследовали известные цивилисты и теоретики права нашей страны: Андреев Ю.Н., Амосов С.С. , Безлепкин Б.Т., Лазаревский Н. , Миннигулова Д.Б., Рахмилович В.А., Скловский К.
Однако до сих пор нет комплексного цивилистического исследования особенностей механизма гражданско-правовой (имущественной)
ответственности государства за вред, причиняемый государственными органами и служащими в сферах осуществления государственной власти, административного управления, правосудия, уголовного и административного преследования (уголовной и административной юстиции), иных сфер государственной деятельности, включая борьбу с терроризмом, преодоление последствий стихийных бедствий, экологических потрясений и техногенных катастроф.
Актуальность исследуемой тематики заключается в том, что развитие законодательства о возмещении ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления все чаще становиться предметом рассмотрения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при причинении ущерба государственными органами власти.
Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, которые предусматривают ответственность государства за причинение вреда иным лицам.
Целью настоящей работы является выработка комплексного представления о возмещении ущерба, причинённого правомерными действиями
государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с обозначенной целью перед автором встают следующие задачи:
- рассмотреть гражданско-правовой институт предупреждения причинения, возмещения и компенсации вреда: понятие и систему;
- исследовать субъектный состав правоотношений, связанных с
возмещением вреда, причиненного правомерными действиями
государственных органов и органов местного самоуправления;
- охарактеризовать условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный органами публичной власти;
- определить особенности деликтных правоотношений с участием органов публичной власти и должностных лиц;
- рассмотреть привлечение должностных лиц к ответственности как средство гражданско-правовой защиты государства ;
- исследовать ответственность казны за действия публичных субъектов.
Методология и методика исследования основывается на общенаучных и частнонаучных методах.
Теоретическую основу данного исследования составили научные труды Бойцовой Л.В., Лазаревского Н., Маковского А.Л., Полякова И.Н., Черепахина Б.Б. и иных.
Нормативную базу исследования составили официальные документы и законодательные акты РФ, в том числе Гражданский кодекс РФ и иные.
Кроме того, в работе использованы учебная и специальная литература, а также материалы судебной практики.
Структура и объем дипломной работы состоит из: введения, где обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, методика и обзор используемых источников, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, в результате проведенного исследования автор пришел к следующему.
Правовой институт предупреждения причинения, возмещения и компенсации вреда представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, определяющих круг управомоченных и обязанных субъектов, принципы, основания и условия предупреждения причинения, объем, размер, источники и порядок возмещения и компенсации вреда, причиненного одним лицом другому вследствие нарушения его абсолютных субъективных прав.
В ст. 16 ГК РФ указано, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. А на основании ст. 16.1 ГК РФ должен быть компенсирован ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц или иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.
Возмещение вреда, причиненного хозяйствующим субъектам в результате властно-распорядительной деятельности публичных субъектов, производится в рамках гражданских охранительных правоотношений в том случае, если отсутствуют основания для их привлечения к административной ответственности, а также и тогда, когда имеет место привлечение публичных субъектов к административной ответственности, поскольку в данном случае основания, цели и субъекты ответственности будут различаться. Ответственность публичных субъектов является производной от "качества" юридического факта. В зависимости от того, относится ли юридический факт к категории административных правонарушений, допущенных публичными субъектами, либо действий (бездействия) данных субъектов, причинивших вред, к ним должны быть применены соответственно меры гражданско- правовой или административной ответственности.
Действующая ст. 16 ГК РФ предусматривает возмещение убытков, причиненных только незаконными действиями (бездействиями) государственных органов и органов местного самоуправления, то Закон № 302 - ФЗ дополняет ГК РФ новой статьей 16.1, предусматривающей компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. При этом в соответствии с данной статьей ответственность несут не только указанные органы, но и должностные лица этих органов, а также иные лица, которым государством делегированы властные полномочия.
Таким образом, ущерб должен быть компенсирован как от неправомерных, так и от правомерных действий публичной власти. Возмещение ущерба, причиненного правомерными действиями публичной власти, явление новое
По общему правилу вина в гражданском праве - необходимый элемент состава гражданского правонарушения, обусловливающий применение гражданско-правовой ответственности. То есть гражданское законодательство не отказалось от традиционного для уголовно - правовой сферы понимания вины как субъективного психического отношения лица к своему поведению и его последствиям. При этом гражданские правонарушения, как правило, совершаются с виной в форме неосторожности.
Ответственность, наступающая независимо от вины правонарушителя (объективная ответственность) составляет исключение и применяется только в прямо установленных законом случаях. Так, например, независимо от вины причинителя в соответствии со ст. 1070 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненнный гражданину незаконными действиями правоохранительных органов, и вред, причиненный лицу деятельностью, которая создает повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности) (ст. 1079 ГК РФ), а во многих случаях также моральный вред (ст. 1100 ГК РФ).
Следовательно, случаи безвиновной ответственности по ст. 16.1 ГК РФ должны быть специально оговорены в законе.
В качестве примера причинения ущерба правомерными действиями в СМИ часто приводят операции по освобождения заложников, ущерб имуществу при задержании преступников. Например, если преступник захватил банк, ювелирный магазин и взял заложников, то правоохранительные органы принимают все меры к освобождению людей. Но в ходе операции витрины разбиваются, стены, двери и мебель ломаются. Таким образом, правомерными действиями правоохранителей наносится ущерб имуществу предпринимателя. Но для взыскания этого ущерба с государства недостаточно вступившей в силу ст. 16.1 ГК РФ.
Требуется дополнительное правовое регулирование в виде конкретных случаев и порядка безвиновной ответственности государства за ущерб, причиненный правомерными действиями публичной власти.
Правовой институт предупреждения причинения, возмещения и компенсации вреда представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, определяющих круг управомоченных и обязанных субъектов, принципы, основания и условия предупреждения причинения, объем, размер, источники и порядок возмещения и компенсации вреда, причиненного одним лицом другому вследствие нарушения его абсолютных субъективных прав.
В ст. 16 ГК РФ указано, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. А на основании ст. 16.1 ГК РФ должен быть компенсирован ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц или иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.
Возмещение вреда, причиненного хозяйствующим субъектам в результате властно-распорядительной деятельности публичных субъектов, производится в рамках гражданских охранительных правоотношений в том случае, если отсутствуют основания для их привлечения к административной ответственности, а также и тогда, когда имеет место привлечение публичных субъектов к административной ответственности, поскольку в данном случае основания, цели и субъекты ответственности будут различаться. Ответственность публичных субъектов является производной от "качества" юридического факта. В зависимости от того, относится ли юридический факт к категории административных правонарушений, допущенных публичными субъектами, либо действий (бездействия) данных субъектов, причинивших вред, к ним должны быть применены соответственно меры гражданско- правовой или административной ответственности.
Действующая ст. 16 ГК РФ предусматривает возмещение убытков, причиненных только незаконными действиями (бездействиями) государственных органов и органов местного самоуправления, то Закон № 302 - ФЗ дополняет ГК РФ новой статьей 16.1, предусматривающей компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. При этом в соответствии с данной статьей ответственность несут не только указанные органы, но и должностные лица этих органов, а также иные лица, которым государством делегированы властные полномочия.
Таким образом, ущерб должен быть компенсирован как от неправомерных, так и от правомерных действий публичной власти. Возмещение ущерба, причиненного правомерными действиями публичной власти, явление новое
По общему правилу вина в гражданском праве - необходимый элемент состава гражданского правонарушения, обусловливающий применение гражданско-правовой ответственности. То есть гражданское законодательство не отказалось от традиционного для уголовно - правовой сферы понимания вины как субъективного психического отношения лица к своему поведению и его последствиям. При этом гражданские правонарушения, как правило, совершаются с виной в форме неосторожности.
Ответственность, наступающая независимо от вины правонарушителя (объективная ответственность) составляет исключение и применяется только в прямо установленных законом случаях. Так, например, независимо от вины причинителя в соответствии со ст. 1070 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненнный гражданину незаконными действиями правоохранительных органов, и вред, причиненный лицу деятельностью, которая создает повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности) (ст. 1079 ГК РФ), а во многих случаях также моральный вред (ст. 1100 ГК РФ).
Следовательно, случаи безвиновной ответственности по ст. 16.1 ГК РФ должны быть специально оговорены в законе.
В качестве примера причинения ущерба правомерными действиями в СМИ часто приводят операции по освобождения заложников, ущерб имуществу при задержании преступников. Например, если преступник захватил банк, ювелирный магазин и взял заложников, то правоохранительные органы принимают все меры к освобождению людей. Но в ходе операции витрины разбиваются, стены, двери и мебель ломаются. Таким образом, правомерными действиями правоохранителей наносится ущерб имуществу предпринимателя. Но для взыскания этого ущерба с государства недостаточно вступившей в силу ст. 16.1 ГК РФ.
Требуется дополнительное правовое регулирование в виде конкретных случаев и порядка безвиновной ответственности государства за ущерб, причиненный правомерными действиями публичной власти.



