ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Краткая биография Стивена Кинга и его место в литературе 5
1.2. Понятия детство и подростковый период
ГЛАВА 2. Анализ образов подростков и детей в рассказах 12
2.1. Особенности образа главного героя в рассказе «Я был подростком, грабившим могилы»
2.2. Детские образы второстепенных героев в рассказе «Дети кукурузы»
ГЛАВА 3. Роман «Сияние» и образ готического ребенка 18
3.1. Образ главного героя ребенка - Дэнни
3.2. Образы взрослых
ГЛАВА 4. Система персонажей в роман «Кристина» 31
4.1. Анализ образов главных героев - подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы
Выбранная нами тема исследования «Детские образы в романах Стивена Кинга» является довольно актуальной и малоизученной, так как интерес к Стивену Кингу не угасает, а тема подростков является животрепещущей во все времена. Степень освещения творчества Кинга в научных работах мала, хоть романы и сборники рассказов и повестей данного автора активно переводятся на русский язык. Это объясняется тем, что статус писателя в литературном процессе очень спорный, так как благодаря жанровому своеобразию его произведений и огромной популярности у широкой публики, его часто причисляют к массовой литературе. В результате исследований по творчеству Кинга в нашем литературоведению недостаточно, а то, что есть, представлено в виде научно-популярных статьях, в основном обзорного характера.
Стивена Кинга называют «королем ужасов», в этом он является продолжателем готической традиции и последователем Эдгара Аллана По и Говарда Лавкравта. Кинг пишет в основном в жанре триллера, но по тематическому признаку мы можем разделить все его творчество на три группы: «психологическое», «детское» и «нравственно-религиозное».
Большое место в произведениях Кинга занимают дети и подростки, что, как нам кажется, во многом связано с биографией писателя. Это обстоятельство и определило наш интерес к данной теме.
Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть и понять образы подростков и детей, которые являются главными героями романов и рассказов Кинга, а так же рассмотреть их с точки зрения психологии и биографии самого автора и понять, почему именно подростки и дети стоят в центре этих историй.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть понятия детство и подростковый возраст с точки зрения психологии.
• Рассмотреть и провести аналогии между героями и биографией Кинга.
• Проследить эволюцию главных героев от рассказов до романов.
Основными методами, использованными в дипломной работе, стали:
• Культурно-исторический метод, предполагающий включение объекта исследования в широкий общекультурный контекст.
• Биографический метод, предполагающий определенную взаимосвязь героев с автобиографией автора.
Структура работы соответствует хронологии выхода в свет произведений писателя. Сперва мы рассмотрим два рассказа- «Я был подростком, грабившим могилы» (1965)и «Кукурузные дети» (1977). А затем обратимся к разбору и анализу главных героев романов, первого - «Сияние», вышедшего в 1977 году, на пару месяцев позже, чем рассказ «Дети кукурузы», и второго - «Кристина», который был опубликован в 1983 году. Благодаря такому делению, мы сможем проследить не только эволюцию образов детей и подростков, но и понять мотивацию самого Стивена Кинга, побудившего его делать главными героями столь юные души, а также сопоставить его произведения с некоторыми биографическими моментами и ситуациями и постараемся провести параллель с состоянием Стивена Кинга на момент написания тех или иных работ.
Подводя итог в нашей дипломной работе, хотелось бы сказать, что тема ребенка и детства является одной из магистральных в творчестве автора. Художественный мир его произведений разделяется на «реальный» и «иной», что естественно для писателя, который работает в жанре, прямо наследующем традиции романтизма. Однако нельзя обойти вниманием еще один «мир», менее явный, но не менее самодостаточный - мир детства с его собственными, особыми законами, временем, пространством. Используя различные методы (реализм и фантастику) Кинг стремится к всестороннему изучению проблематики «мира детства» - в психологическом, социальном, мифологическом и онтологическом аспектах. Уже в самых ранних своих работах он выделяет одну из основных черт, отличающих ребенка от взрослого - неотчуждаемую, всеобъемлющую, не рассуждающую веру в жизнь, в естественный гармоничный порядок вещей. Развивая эту тему в дальнейших произведениях, Кинг все отчетливее обозначает этот разрыв. Незамутненное детское зрение четко отличает добро от зла, взрослые, утратившие эту способность, заменяют чувственное познание рациональным, веру - диалектикой, и часто противоестественны в своей логичности. Ребенок и взрослый соотносятся как должное и сущее, и процесс взросления осознается Кингом как трагедия, «падение невинности». Именно на этом переломном моменте он акцентирует внимание читателя, используя сквозной мотив границы: «кинговские дети» - это дети-подростки, маргинальные существа, стоящие на границе невинности и опыта. Осознание разрыва между двумя этими состояниями для ребенка-подростка приходит как своего рода откровение, которое является результатом катализированного процесса накопления нежеланного опыта. В момент такого откровения ребенок уясняет для себя все те неприглядные стороны бытия «взрослого», которые зрелый человек привык скрывать даже от самого себя. В резком противопоставлении ребенка и взрослого скрыт жесткий моральный императив, настойчивый призыв не просто к развитию - к эволюции. Не отрицая ничего из того, что приобретает человек в зрелости, Кинг задумывается о том, что он теряет - о целостности, которую ребенок утрачивает взрослея.
Проанализировав разные образы детей и подростков в произведениях Стивена Кинга, мы видим эволюцию его персонажей. В рассказах герои не имеет столь глубоко внутреннего мира, как в романах. Здесь автор не отделяет себя от героя, а наоборот старается сам погрузиться в мысли и психологию подростка и ребенка, вспоминая себя в этом возрасте и придавая произведению в каких-то аспектах свою биографию. Так, например, в рассказе «Я был подростком, грабившим могилы» главный герой, как и сам Кинг в свои 18 лет, сталкивается с проблемой материального обеспечениями. Так, в этом произведении мы видим сочетание вполне реальной проблематики - нехватка денег, и фантастической - твари из лаборатории. Возникает ощущение, что устами рассказчика говорит сам автор, что помогает почувствовать, что образ создан предельно близко к реальной жизни. А в рассказе «Дети кукурузы» мы видим уже не отдельных личностей, но социум детей. Здесь дети становятся воплощением зла, с которым столкнулись взрослые, но при этом кукурузные дети являются жертвами навязанного им взрослыми или же кукурузным монстром культа. Повествование ведется от третьего лица, но Кинг с помощью описания их быта, окружения, одежды и манеры речи создает впечатляющую палитру характеров, стараясь понять и проникнуть в сознание детей, которые уже не являются жертвами обстоятельств, а предстают не кем иными, как охотниками, заставляя вспомнить известный роман У.Голдинга. Кинг дает понять, что детство может быть страшной порой. А лицемерие и вранье взрослых делает их еще безжалостнее.
Рассмотрев два романа - «Сияние» и «Кристина», мы старались понять, почему в большинстве работ Стивена Кинга на первый план выдвигаются именно дети и подростки. Первый роман «Сияние» имеет, пожалуй, большее количество автобиографичных моментов, нежели другие из рассмотренных, начиная от вида и расположения отеля, и заканчивая эпизодами в которых Джек, говорил словами Кинга, когда у него были проблемы с самоконтролем. В центре этой истории - пятилетний Дэнни. Создавая этот непростой образ, автор будто проникает в сознание ребенка и вытаскивает наружу все детские страхи, в которых мы можем проследить и страхи самого Кинга. Он умело рисует через восприятия Дэнни события, уделяя очень много внимания сверхъестественным способностям мальчика, которые в итоге помогают ему спастись. Здесь ребенок, как близкое иному миру существо, закономерно наделяется сверхчеловеческими способностями, которые работают как своеобразное увеличительное стекло - заостряют пороки взрослых.
В следующем романе «Кристина» мы рассмотрели трех героев, подросткового возраста. В данном романе повествование ведет от лица одного из персонажей - подростка Дэнниса. Мы показали, как Кинг создает три разных психологических портрета - самого Дэнниса - рассказчика, главного героя - Эрни и девушки - Ли. У каждого из них есть свои проблемы и комплексы, а так же мечты и желания. Автор скрупулезно проработал психологию каждого из героев, наградил их типичными подростковыми желаниями и комплексами, которые отчасти получили метафорическое воплощение в образе мистической машины.
Ребенок воспринимает мир не рассудочно, не аналитически, не каким- либо одним из своих чувств, а всем своим существом без остатка, поэтому и мир раскрыт ему во всех своих измерениях. Вырастая, человек утрачивает целостность, мир постепенно распадается в его сознании на составные элементы, взятые вне их глубинной связи между собой. Кинг призывает не к регрессии в детское состояние и инфантилизм, но к совмещению опыта зрелости и чистоты детства, к библейскому «быть как дети», так как именно в ребенке, по его мнению, заключена духовная сила, способная изменить мир, детство воспринимается им как некое мессианство, время силы и свободы. И это смутно чувствует каждый человек на пороге взросления, иными словами - подросток.
1. Стивен Кинг. Кристина / Стивен Кинг.-М.: АСТ МОСКВА, 2010.-446, [2] с.
2. King, Stephen. Christine. N. Y., 1983. - 447 p.
3. Стивен Кинг. Сияние /Стивен Кинг.- М.: Москва; 2013.-544 с.
4. King, Stephen. The Shining. N.Y., 1977.-544p.
5. Стивен Кинг. Я был подростком, грабившим могилы.
https://coollib.Com/b/132737/read
6. King, Stephen.I Was a Teenage Grave Robber.
7. Стивен Кинг. Дети кукурузы.http://lib.ru/KING/king5.txt
8. King, Stephen. Children of the Corn.
Теоретическая и научно-критическая литература
9. Зверев. А. Что такое массовая литература [Текст]: Лики массовой литературы США. - М.: Наука, 1991.- 520 с.
10. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб.: Питер, 2008.-240 с.
11. Кокорев А. Стивен Кинг как зеркало нашей души. - М., 1997.- 132 с.
12. Мельников Н.Г. Массовая литература. - М. : Русская словесность, 1998. - 76 с.
13.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М., 2000. - 448 с.
14. РоугекЛайзаСердце, в котором живет страх. Стивен Кинг: жизнь и творчество. - АСТ, Астрель, 2011.- 416 с.
15. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. - М.: Академия, 1997. -320 с.
16.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика,
1989. -383 с.
17.Эрлихман Вадим. Король тёмной стороны. Стивен Кинг в Америке и России. - Амфора, 2006.-383 с.
Интернет-ресурсы.
18. Александрова А.В. Образ ребенка в творчестве Стивена Кинга: полемика с готической традицией.
Режим доступа:
http://www.stephenking.ru/texts/image of a child/text.pdf
19. Борис Невский. Американский миф.
Режим доступа:
http://old.mirf.ru/Articles/art2323.htm
20. Википедия. Кинг, Стивен
Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%A1%D1%82% D0% B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD
21. Википедия. Кристина (Роман)
Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8
%D0%BD%D0%B0_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD)
22. Википедия. Сияние (Роман) Кингом покончено.
Режим доступа:
http://www.stephenking.ru/texts/articles/liseysstory_review _morozova.html
25. Никитинский Д. Ярмарка неврозов Стивена Кинга.
Режим доступа:
http://mediapolis.com.rU/alphabet/k/king_stephen/king_stephen_nevroz.htm
26. Новицкий Е. Изменилась ли цена на слезы ребенка? Федор Достоевский и Стивен Кинг: тематические, сюжетные, мировоззренческие переклички.
Режим доступа:
http://arnautkatalan.narod.ru/fantasy86.html
27. Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник.
Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26250855
28. Стивен Кинг.ру. Творчество Стивена Кинга
Режим доступа:
http://www.stephenking.ru/sk_biogr.html
29.Обухова Л.П. Возрастная психология. Подростковый возраст в свете разных концепций.
Режим доступа:http://www.ido.rudn.ru/psychology/age psychology/9.html
30. Щербакова Екатерина. Возрастные границы отрочества и юности не жестки.
Режим доступа:
http://demoscope.ru/weekly/2012/0509/barom01.php
31. Bloom’s Modern Critical Views: Stephen King.
Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=HFwYTN9MNdsC&pg
32. Dissecting Stephen King: From the Gothic to Literary Naturalism.
Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=JLP4mU_ZmsYC
33. Stephen King’s Advice to Writers.
Режим доступа:
http://www.bitrebels.com/lifestyle/stephen-kings-advice-to-writers/
34. Robert Morgan, Stephen King, BBC Newsnight Wednesday, 22 November, 2006
Режим доступа:
http://news.bbc.co.uk/2/hi/programmes/newsnight/6174256.stm