Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевой портрет современного школьника

Работа №86180

Тип работы

Рефераты

Предмет

педагогика

Объем работы23
Год сдачи2022
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Основные проблемы лингвоперсоналогии 5
2 Сущность понятий «речевой портрет», «языковая личность» в научной литературе 8
3 Обзор современных исследований речевого портрета школьника 15
Заключение 20

Актуальность исследования. Речь выполняет важную роль в психическом, и, соответственно, в умственном развитии школьников, позволяет им более осознанно в познавательном плане воспринимать окружающий мир. Также речь играет значительную роль в развитии познавательных функций школьников, их способности к дискурсивному мышлению. Полноценное речевое общение – это необходимое условие существования нормальных социальных человеческих контактов и связей, и всегда способствует расширению кругозора учащегося шестых классов. Речь – это одна из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить.
Наука очень чувствительна к новым теориям, в том числе и лингвистическим. Появление трудов по когнитивной лингвистике стимулирует адекватный когнитивно-коммуникативный подход в методике преподавания языковых дисциплин. Ведущей задачей школьного образования становится формирование речевой личности учащегося. Следовательно, основу обучения языка составляет переориентация с формы на функцию, с формированием лингвистической компетенции ученика, долгое время определявшееся как ведущая, на формирование коммуникативной компетентности, что обеспечит комфортное существование ученика – будущего специалиста обществе.
Однако, несмотря на значительные успехи в этой области, в отечественной лингвистике и лингводидактике отсутствует исследование, в котором было бы очерчено своеобразие речевого портрета современного школьника. Это и обуславливает актуальность исследования.
Цель исследования – изучить речевой портрет современных школьников.
Методологическая основа исследования. Значительную роль в развитии теории языковой личности сыграли отечественные ученые: Н.Д. Голев, И.Н. Горелов, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, Н.В. Сайкова, К.Ф. Седов и др. Группой ученых были определены особенности связи языка и мышления – Л.М. Веккер, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. Основные направления развития речи школьников представлены в работах С.А. Денисов, Г..М. Кулаева, С.В. Мамаева и др. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, раскрывающих проблему формирования речевого портрета в широком понимании, проблема речевого портрета школьника школьников остается малоизученной.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научных источников позволил сформулировать следующие выводы:
1. К актуальным проблемам лингвоперсонологии можно отнести определение языковой личности как объекта ее изучения, установление сущности данного базового понятия, разработку общих принципов и методов, единой методики анализа и описания языковой личности, – их успешное решение надежно обеспечит дальнейшее развитие новой междисциплинарной науки.
2. За рабочее определение берем следующее определение: языковая личность – сочетание в лице говорящего его языковой компетенции, стремление к творческому самовыражению, свободного, автоматического осуществления разносторонней речевой деятельности. Языковая личность сознательно относится к своей речевой практике, несет в себе отпечаток общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре. Под речевым портретом понимаем изображение человека сквозь призму его речевых способностей, знание языковых норм и умение применять эти нормы в собственной речи.
3. Значимыми социальными, или экстралингвистическими факторами в формировании речевого портрета современного школьника являются: семья, школа, круг общения, СМИ и пространство Интернета. Причем телевидение и Интернет являются не только самыми массовыми и доступными средствами информации, но и наиболее активно влияющими на речь и структуру речевого портрета.



1. Барашева, Д. Е. Интерпретация понятия языковой личности / Д. Е. Барашева // Горизонты образования. – 2015. – № 2(32). – С. 75–81.
2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 380 c.
3. Веккер, Л. М. Психика – речь – сознание / Л. М. Веккер. – СПб.: Питер, 2012. – 365 с.
4. Вострякова, Н. А. Коннотативная семантика и прагматика номинативных единиц русского языка: Дис. ... канд. филол. наук / Н. А. Вострякова. – Волгоград, 1998. – 271 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com. (Дата обращения: 26.12.2021 г.)
5. Гаврилина, М.А. Речевой портрет русскоязычного школьника Латвии / М.А. Гаврилина // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 462. – С. 173-180.
6. Гейко, Е. В. Языковая личность школьника среднего звена: к вопросу о концептуальной составляющей / е. В. Гейко // В сборнике: Славянские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор Т. П. Рогожникова. – 2015. – С. 39-45.
7. Голев, Н. Д. Лингвоперсонология: проблемы и перспективы / Н. Д. Голев, Н. В. Сайкова // Вопросы лингвоперсонологии. – 2007. – С. 7-12.
8. Голев, Н. Д. Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография / Н. Д. Голев и др.; редкол.: Н. В. Сайкова (отв. ред.) и др.; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Барнаульский гос. пед. ун-т», Лаб. развития языковой личности КемГУ, Лаб. народной письменной культуры БГПУ [и др.]. – Барнаул ; Кемерово: [БГПУ ]; 2006. – 435 с.
9. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. – СПб.: Речь, 2014. – 458 с.
10. Денисов, С. А. Коммуникативный портрет современного российского школьника / С. А. Денисов // В сборнике: Благословенны первые шаги.... Сборник работ молодых исследователей. – Магнитогорск, 2020. – С. 238-248.
11. Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: Учебник / А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева; Под общ. ред. проф. д.т.н. В. Д. Черняк. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2015. – 493 c.
12. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / И. И. Жинкин // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 17-26.
13. Иванова, Е. Н. Вопросы описания языковой личности в свете проектной деятельности учащихся / Е. Н. Иванова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – 2018. – № 16. – С. 69-79.
14. Каменская, О. Л. Текст и коммуникация: Учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. / О. Л. Каменская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2012. – 152 с.
15. Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – М. : Гнозис, 2004. – 390 с.
16. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 264 с.
17. Клобукова, Л. П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики / Л. П. Клобукова // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей Вып. 1 / Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – М.: Филология, 1997. – С. 25 – 31. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philol.msu.ru (Дата обращения: 26.12.2021 г.)
18. Кудаев, М. Р. Развитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста (на материале гуманитарных дисциплин) Монография / М. Р. Кудаев, М. Б. Богус, М. К. Кятова. – Майкоп, 2013. – 254 с.
19. Кулаева, Г. М. Формирование у обучающихся языкового эстетического идеала как направление аксиологической лингвометодики / Г. М. Кулаева // В сборнике: Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка. Материалы международной научно-практической конференции к юбилею профессора А. Д. Дейкиной и ее научной школы: в 2 частях. – 2019. – С. 146-151.
20. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – СПб.: Речь, 2015. – 521 с.
21. Леорда, С. В. Речевой портрет современного студента / С. В. Леорда: Автореф. дис. ... на соискание уч. степени канд. филол. наук. – Саратов, 2016. – 19 с.
22. Лурия, А. Р. Проблема языка и сознания / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. – 2012. – №2. – С. 27-33.
23. Мамаева, С. В. Соотношение понятий «языковая личность» и «речевой портрет» / С. В. Мамаева // Актуальные проблемы языка и литературы: языковая личность в межкультурной коммуникации: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. – Абакан: Изд-во Хакасского ГУ имени Н. Ф. Катанова, 2005. – С. 208-211.
24. Мамаева, С. В. Социолингвистический портрет школьников-подростков как речевой маркер региональной идентичности / С. В. Мамаева // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 4. – № 9. – С. 47-50.
25. Моисеенко, Е. В. Речевой портрет современного школьника / Е. В. Моисеенко // Новые горизонты русистики. – 2018. – № 5. – С. 144-149.
26. Нерознак, В. П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины / В. П. Нерознак // Сб. науч. тр. МГЛУ. – Вып. 426: Язык. Поэтика. Перевод. – М.: Изд-во МГЛУ, 1996. – С. 112–116.
27. Павлова, О. С. Коммуникативная деятельность школьников: Монография / О. С. Павлова. – М.: МОСУ, 2015. – 97 с.
28. Прокудина, И. С. Русская языковая личность в аспекте лингвокогнитивных стилей репродуцирования научного текста: на материале студенческих рефератов: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Прокудина Ирина Сергеевна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. – Кемерово, 2009. – 25 с.
29. Садриева, Л. М. Речевой портрет современного школьника / Л. М. Садриева // В сборнике: Профессиональное обучение: теория и практика. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам профессионального и технологического образования в современных условиях. – Ульяновск, 2021. – С. 101-113.
30. Токарева, И. Ю. Теоретические проблемы формирования культурно-языковой компетенции школьников / И. Ю. Токарева. – Тула: Из-во ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2015. – 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ