ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 6
1.1 Основные сведения об экспертных системах 6
1.2 Основные сведения о моделях представления знаний 12
1.3 Представление нечетких знаний 16
2 РАЗРАБОТКА КОМПОНЕНТОВ ПРОГРАММЫ 22
2.1 Выбор среды разработки 22
2.2 Профессионально важные качества инженера-конструктора. 27
2.3 Функционирование экспертной системы 33
2.4 Описание классов 34
3 ЭТАП СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА 35
3.1 Реализация с помощью нечеткой логики в MatLab / Simulink 35
3.2 Создание проекта в среде Visual Prolog 7.1 38
3.3 Создание форм 41
3.4 Написание кода 43
3.5 Выполнение программы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Проблема выбора абитуриентом будущей профессии была и будет актуальной. В молодости легко сделать ошибку с выбором профессии, совершается эта ошибка в основном, потому что абитуриент не сам выбирает себе будущую профессию, а за него этот выбор делают родители или абитуриент при выборе профессии просто не знает основные требования к выбранной профессии. Выбор профессии - это важнейший этап жизни каждого человека. От этого шага зависит вся последующая жизнь: чем он будет заниматься, где работать, в каких кругах общаться, каким будет материальный доход. Важно, чтобы человеку нравилась его работа, и он получал от нее удовольствие. Бывает так, что при поступлении в ВУЗ абитуриент не может сам сделать этот выбор, и тогда на помощь ему приходят тесты на профориентацию, которые рассматривают психологические качества человека, склонности к профессиональной деятельности, его интересы, возможности, скрытые способности о которых абитуриент и сам порой не догадывается, стремления. Один из способов создания теста на профориентацию с помощью экспертной системы.
Такая экспертная система должна иметь возможность:
1. выявить личностные характеристики абитуриента;
2. выявить профессиональные склонности и способности;
3. вывода, рекомендуемого профессионально направление абитуриента в соответствии с его личностными характеристиками;
4. добавления, удаления или изменения вопросов тестов;
5. обеспечить защиту важной информации, такой как логины и пароли пользователей;
Далее перейдем к определению цели работы и постановке задач, необходимых для ее достижения.
Цель дипломной работы: Создание прототипа экспертной системы для прогноза профпригодности абитуриента к деятельности инженера- конструктора.
Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Разработать опросный лист;
2. Найти экспертов для проведения опроса;
3. Выбрать метод представления знаний экспертов;
4. Разработать программу-прототип экспертной системы;
5. Проверить разработанную программу.
В результате выполнения данной работы была создана экспертной системы для прогноза профпригодности абитуриента к деятельности инженер- конструктор. При создании экспертной системы, я была в роли Когнитолога и Программиста. В роли Когнитолога было выбрано два варианта обработки тестирования:
1) с помощью системы баллов;
2) с помощью методов нечеткой логики.
В качестве программиста был разработан, во-первых, интерфейс между экспертной системой и пользователем и, во-вторых, блока экспертной системы, который выдает рекомендации на основе полученных знаний.
В качестве модели знаний для создания базы знаний были рассмотрены различные их варианты: фреймы, семантические сети, продукционные модели и онтологии. Наиболее подходящей моделью представления знаний была определена продукционная модель. Продукционная модель представляет собой набор правил вида: ЕСЛИ причины, ТО следствия. Она позволяет систематизировать знания, делая их более понятными и доступными для человека.
Были рассмотрены различные языки описания продукционной модели и инструменты их разработки. Из них более подробно изучены язык описания Prolog и среда разработки Visual prolog 7.1. Данный программный продукт предоставляет инструменты для описания классов продукционной модели, их структуры и свойств, связывающих различные классы.
Полученная экспертная система позволяет сохранять данные пользователей, а также результаты пройденных тестирований в отдельных файлах.
1. Дж. Джарратано. Экспертные системы: принципы разработки и программирование [Текст] / Дж. Джарратано, Г. Райли - 4-е изд.; пер. с англ. К. А. Птицына; И. д. «Вильямс», 2007. - 27 с.
2. Персональный сайт - Экспертные системы (ЭС): понятие, назначение,
архитектура, отличительные особенности. Классификация ЭС. Этапы разработки ЭС. [Электронный ресурс] // Персональный сайт. - Режим доступа: http://daxnow.narod.ru/index/0-17(Дата обращения: 27 апреля 2017).
3. Экспертные системы. Классификация экспертных систем [Электронный ресурс] // Пятифан. - Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=14511(Дата обращения: 29 апреля 2017).
4. Минский М.Л. Фреймы для представления знаний [Текст] / М.:Энергия, 1979. 33 с.
5. Семенов, Н.А. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие [Текст] /Н.А. Семенов. 2-е изд. Тверь: ТГТУ, 2009. 124 с.
6. Ярушкина Н. Г. Методы нечетких экспертных систем в интеллектуальных САПР. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. 44 с.
7. Представление и использование знаний [Текст] / Под ред. Х. Уэно, М. Исидзука. - М. [Текст]: Мир, 1989. 138-140 с.
8. Ф. А. Новиков. Системы представления знаний [Текст] / Учеб.пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 47 с.
9. Батыршин И.З. Основные операции нечеткой логики и их обобщения. - М. [Текст] : Изд-во БИНОМ, 2006. 128 с.
10. Шмидский Я.К. Программирование на языке С/С++ - М. [Текст]:
Диалектика, 2003. 152 с.
11. В. Пономарев. Программирование на C++/C# в VisualStudio .NET. - СПб. [Текст]: Изд-во БХВ - Петербург, 2004. 144-152 с.
12. Т. А. Павловская. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. - СПб. [Текст]: Изд-во «Питер», 2003. 26 с.
13. Основы программирования на языке Лисп [Текст]: Учебное пособие. - М.: Издательский отдел факультета ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова (лицензия ИД № 05899 от 24.09.2001); МАКС Пресс, 2010 - 112 с.
14. Братко, И.А., Алгоритмы искусственного интеллекта на языке Prolog [Текст] // И.А. Братко. — М.: Вильямс, 2004. — 640 с.
15. Адаменко, А.А, Кучуков А.И.. Логическое программирование и Visual Prolog [Текст] // А.А. Адаменко, А.И. Кучуков — СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — С. 990.
16. Козырева Г.Ф. Практикум решения задач по курсу «Основы искусственного интеллекта». Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «информатика». - Армавир, 2005г.
17. Единый квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих (ЕКС) Инженер-конструктор
(конструктор) [Электронный ресурс] // ЕКС - Режим доступа:
http://bizlog.ru/eks/eks-1/108.htm(Дата обращения: 19 апреля 2017).
18. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология [Текст] / Под ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 224 с.
19. С. Д. Штовба. Проектирование нечетких систем средствами MATLAB. -М. [Текст] : Изд-во «Горячая линия - Телеком», 2007. 188с.