ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЗОР ПОДХОДОВ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ 6
1.1 РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ 6
1.2 РАЗВЯЗАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 6
1.3 МНОГОСВЯЗНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 8
1.4 СИСТЕМА ПРЕДИКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 9
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 15
2.1 МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ 15
2.2 НАХОЖДЕНИЕ ОПОРНЫХ ТОЧЕК 17
2.3 СОЗДАНИЕ ЭТАЛОННЫХ СОСТОЯНИЙ И ВХОДОВ 19
2.4 MPC 20
2.5 CVXGEN 21
3 ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ 23
3.1 КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ 23
3.2 WAYPOINTS 26
3.3 SPEEDPROFILER 28
3.4 REF_CONTROL 28
3.5 SOLVER 28
3.6 ФУНКЦИЯ SOLPARAM.M 29
3.7 ТЕСТИРОВАНИЯ САУ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Создание беспилотных транспортных средств (ТС) является одним из ведущих направлений деятельности в промышленности и науке. Такое внимание к данной отрасли связано с тем, что автономные ТС позволят снизить количество аварий, экономить топливо и эффективнее управлять транспортным потоком. Как показывает исследование [1], пробок на дорогах станет существенно меньше, даже если всего 5% автомобилей будут беспилотными.
Полностью автоматизированное вождение является сложной задачей, для решения которой требуются знания и навыки в таких областях, как визуализация и обработка изображений, генерирование траекторий, планирование пути, моделирование, автоматическое управление [2]. Последняя проблема имеет первостепенное значение для управления ТС. Для её решения необходимо создать систему автоматического управления (САУ), которая будет обеспечивать следование ТС траектории, сгенерированной планировщиком движения, с оптимальной скоростью, предоставляя соответствующие управляющие сигналы (ускорение и угол поворота).
Целью данной работы является разработка алгоритма для САУ автомобилем, позволяющего обеспечить движение по заданной криволинейной траектории с оптимальной скоростью.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие основные за-дачи:
• изучить методы и алгоритмы для согласованного управления боковым и продольным движением автомобиля;
• разработать математическую модель системы управления;
• выполнить анализ работоспособности разработанного алгоритма на основе компьютерного моделирования управляемого криволинейного движения автомобиля.
В данной работе был разработан алгоритм для системы автоматического управления автомобилем, позволяющий обеспечить движение по заданной криволинейной траектории с оптимальной скоростью. При разработке были изучены методы и алгоритмы для согласованного управления боковым и продольным движением автомобиля.
В качестве контроллера была выбрана MPC, реализующая многосвязную стратегию управления, в которой для прогнозирования состояний используется кинематическая модель.
Программная реализация алгоритма была выполнена в среде Simulink и интегрирована в блок Driver компьютерной модели криволинейного движения автомобиля. На основе компьютерного моделирования было проведено исследование работоспособности системы управления. Полученные результаты показали, что разработанный алгоритм обеспечивает движение автомобиля по заданной криволинейной траектории с оптимальной скоростью, а среднее время решения задачи оптимизации не превышает установленного порога. Следовательно, он может быть использован в качестве системы автоматического управления беспилотного автомобиля или как часть системы автоматизации вождения автомобиля (ADAS).
В дальнейшем планируется расширить возможности алгоритма за счет использования более точной прогнозирующей модели, например, динамической, и применения систематического подхода к настройке параметров решателя.
1 Stern, R. E. et al. Dissipation of stop-and-go waves via control of autonomous vehicles [Электронный документ]: Field experiments // arXiv preprint arXiv:1705.01693. - 2017.
URL: https://arxiv.org/pdf/1705.01693.pdf(дата обращения: 05.05.2017).
2 Ziegler, J. et al. Making Bertha drive - An autonomous journey on a historic route [Электронный документ] // IEEE Intelligent Transportation Systems Magazine. -
2014. - Т. 6.- №. 2. - С. 8-20.
URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download7doi = 10.1.1.640.1737&rep = rep1&type = pdf(дата обращения 05.05.2017).
3 Snider, J. M. et al. Automatic steering methods for autonomous automobile path tracking [Электронный документ] // Robotics Institute, Pittsburgh, PA, Tech. Rep. CMU-RITR-09-08. - 2009.
URL: http://www.ri.cmu.edu/pub files/2009/2/Automatic Steering Methods for Autono mous Automobile Path Tracking.pdf(дата обращения 23.04.2017).
4 Onieva, E. et al. Automatic lateral control for unmanned vehicles via genetic algorithms [Электронный документ] //Applied Soft Computing. - 2011. - Т. 11. - №. 1. - С. 1303-1309.
URL: http://oa.upm.es/13771/2/INVE MEM 2011 115573.pdf (дата обращения
23.04.2017).
5 Xiao, L., Gao, F. A comprehensive review of the development of adaptive cruise control systems [Электронный документ] // Vehicle System Dynamics. - 2010. - Т. 48. - №. 10. - С. 1167-1192.
URL: https://www.researchgate.net/profile/Lingyun Xiao/publication/245309633 A com prehensive review of the development of adaptive cruise control systems/links/58eec cbb458515c4aa52cfe0/A-comprehensive-review-of-the-development-of-adaptive-cruise- control-systems.pdf (дата обращения 23.04.2017).
6 Nouveliere, L, Mammar, S. Experimental vehicle longitudinal control using a second order sliding mode technique [Электронный документ] // Control Engineering Practice. - 2007. - Т. 15. - №. 8. - С. 943-954. URL: https://hal.archives-
ouvertes.fr/file/index/docid/505946/filename/nouveliere_2010_CEP_15_8_p.pdf (дата
обращения: 23.04.2017).
7 El Majdoub, K., Giri, F., Ouadi, H., Dugard, L., Zara, F. Vehicle longitudinal motion modeling for nonlinear control [Электронный документ] // Control Engineering Practice. - 2012. - Т. 20. - №. 1. - С. 69-81. URL: https://hal.archives- ouvertes.fr/file/index/docid/638489/filename/Vehicle longitudinal CEP El Majdoub.pdf(дата обращения: 23.04.2017).
8 Attia, R., Orjuela, R., Basset, M. Combined longitudinal and lateral control for automated vehicle guidance [Электронный документ] // Vehicle System Dynamics. - 2014. - Т. 52. - №. 2. - С. 261-279. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal- 01027591/document(дата обращения: 23.10.2016).
9 Гришкевич, А. И. Автомобили [Текст] : теория : учебник для вузов / А.И. Гришкевич. - Минск : Вышэйшая школа, 1986. - 207 с. : рис., граф. - Библиография: с.205. - Предметный указатель: с.206-207. - 9300 экз.
10 Menhour, L. et al. Algebraic nonlinear estimation and flatness-based lateral/longitudinal control for automotive vehicles [Электронный документ] // Intelligent Transportation Systems (ITSC), 2011 14th International IEEE Conference on. - IEEE, 2011. - С. 463-468. URL: https://hal-polytechnique.archives-ouvertes.fr/hal- 00869053/document(дата обращения: 23.04.2017).
11 Nehaoua, L., Nouveliere, L. Backstepping based approach for the combined longitudinal-lateral vehicle control [Электронный документ] // Intelligent Vehicles Symposium (IV), 2012 IEEE. - IEEE, 2012. - С. 395-400.
URL: http://nehsetl.free.fr/nehaoua2012.pdf(дата обращения: 23.04.2017).
12 Falcone, P. et al. A hierarchical model predictive control framework for autonomous ground vehicles [Электронный документ] // American Control Conference, 2008. - IEEE, 2008. - С. 3719-3724.
URL: http://folk.ntnu.no/skoge/prost/proceedings/acc08/data/papers/1111.pdf (дата
обращения: 29.08.2016).
13 Keviczky, T. et al. Predictive control approach to autonomous vehicle steering [Электронный документ] // American Control Conference, 2006. - IEEE, 2006. - С. 6 pp. URL: http://www.me.berkeley.edu/~frborrel/pdfpub/pub-27.pdf(дата обращения: 29.08.2016).
14 Kuhne, F., Lages, W. F., Silva J. M. G. Mobile robot trajectory tracking using model predictive control [Электронный документ] // II IEEE latin-american robotics symposium. - 2005.
URL: https://pdfs.semanticscholar.org/390f/82152011352de1d74185b3581167a30909f8.p df(дата обращения: 29.08.2016).
15 Olsson, C. Model Complexity and Coupling of Longitudinal and Lateral Control in Autonomous Vehicles Using Model Predictive Control [Электронный документ]: Ph.D. Thesis. - KTH Royal Institute of Technology, 2015.- 60 p. URL: http://www.diva- portal.org/smash/get/diva2:860675/FULLTEXT01.pdf(дата обращения: 12.08.16).
16 Isaksson Palmqvist, M. Model Predictive Control for Autonomous Driving of a Truck [Электронный документ]: MA thesis. - KTH Royal Institute of Technology, 2016. - 57 p. URL: https://kth.diva-portal.org/smash/get/diva2:930995/FULLTEXT01.pdf(дата обращения 19.05.2017).
17 Lima, P. Predictive control for autonomous driving: With experimental evaluation on a heavy-duty construction truck [Электронный документ]: Ph.D. Thesis. - KTH Royal Institute of Technology, 2016. - 126 p. URL: http://www.diva- portal.org/smash/get/diva2:925562/FULLTEXT01.pdf(дата обращения: 31.03.2017).
18 Zeilinger, M. Real-time model predictive control [Электронный документ]: Ph.D. Thesis. - ETH Zurich, 2011. - 177 p.
URL: http://e-collection.library.ethz.ch/eserv/eth:3071/eth-3071-02.pdf(дата обращения: 10.03.2017).
19 Borrelli, F. et al. MPC-based approach to active steering for autonomous vehicle systems [Электронный документ] // International Journal of Vehicle Autonomous Systems. - 2005. - Т. 3. - №. 2-4. - С. 265-291.
URL: http://www.me.berkeley.edu/~frborrel/pdfpub/pub-6.pdf (дата обращения:
11.03.2017).
20 Kwon, W. H., Han, S. H. Receding horizon control: model predictive control for state models [Электронный документ]. - New York: Springer Science & Business Media, 2006. - 380 p.
21 Разработка специализированного пакета для виртуального моделирования с использованием параллельных вычислений процессов контроля и оптимального управления режимами движения с целью повышения потребительских свойств автомобилей КамАЗ [Текст] : отчёт о НИР (промежуточ.) / Казанский (Приволжский) федеральный университет; рук. Асанов А. З.; исполн.: Ахметзянов И. З. [и др.]. — Наб. Челны, 2011. — 302 с. — Инв. № 23/9324.
22 Список функций Optimization Toolbox систем [Электронный ресурс] URL: http://matlab.exponenta.ru/optimiz/book 4/6/quadprog.php(дата обращения: 29.03.2017)
23 Ferreau, H. J., Houska, B., Diehl, M. Numerical methods for embedded optimisation and their implementation within the AC ADO toolkit [Электронный документ] // 7th Conference-Computer Methods and Systems (CMS’09), Krakow, Poland. - 2009. URL: http://sist.shanghaitech.edu.cn/faculty/boris/paper/acado kite.pdf(дата обращения: 25.04.2017)
24 Mattingley, J., Wang, Y., Boyd, S. Code generation for receding horizon control [Электронный документ] // Computer-Aided Control System Design (CACSD), 2010 IEEE International Symposium on. - IEEE, 2010. - С. 985-992. URL: https://web.stanford.edu/~boyd/papers/pdf/code_gen_rhc.pdf(дата обращения: 31.08.2016)
25 Черных, И. В. Simulink: Инструмент моделирования динамических систем [Электронный ресурс]. URL: http://matlab.exponenta.ru/simulink/book1/16.php(дата обращения: 29.03.2017)