Введение 3
Глава 1. Становление и институционализация избирательных органов в
России 7
1.1. Правовая институционализация избирательных органов в России 7
Глава 2. Правовой статус избирательных комиссий в Российской
Федерации 17
2.1. Система, характеристики и классификации избирательных комиссий в Российской Федерации 17
2.2. Формирование и организация избирательных комиссий 36
2.3. Контроль за деятельность избирательных комиссий 42
2.4. Ответственность избирательных комиссий 46
Глава 3. Проблемы законодательного регулирования статуса избирательных комиссий 61
3.1. .Роль конституционных норм в избирательном законодательстве 62
3.2. Законодательство о государственных органах и избирательные
комиссии 66
Заключение 77
Список использованных источников
В данной квалифицированной работе будет рассматриваться концепция современного статуса центральной избирательной комиссии, его структуру, формирование и организация деятельности, в том числе его историческое развитие в России. Изучение формирования и функционирования избирательных комиссий в разные исторические периоды даст возможность выявить те нормы, которые могут быть рекомендованы для использования в современных условиях.
Создание органов власти при помощи волеизъявления граждан - одно из необходимых положений демократического общества. Данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации, где говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Данные положения, закрепленные в основах конституционного строя, не только повышают роль избирательных прав граждан в процессе формирования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и обусловливают особое значение органов, основной функцией которых является управление выборами.
Ключевое место в организации и проведении выборов занимает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ, ЦИК России). Российским законодательством ЦИК РФ определяется как государственный орган, одновременно независимый в пределах своей компетенции от органов государственной власти и органов местного самоуправления, и предусматриваются особенности ее формирования и осуществления деятельности, что создает определенные трудности при определении места ЦИК РФ в системе разделения властей и институциональных характеристик данного органа.
Актуальность данной работы подтверждается невысоким уровнем доверия граждан к институту выборов. Прежде всего, это проявляется в явке на выборы, которая заметно снизилась в последние годы. Поэтому, направлением, требующим постоянного внимания и координации со стороны, как государства, так и общественных структур, является повышение правовой культуры граждан.
Всестороннее изучение исторического опыта становления и развития избирательных органов в российском государстве, выявление их конкретных полномочий и форм взаимодействия с органами власти и с избирателями поможет применить накопленный опыт в организации и проведении выборов органов власти всех уровней. В процессе становления избирательной системы главной задачей была демократизация избирательного процесса, которая выражается не только в подлинно демократических принципах избирательного права, но и во всех организационных вопросах проведения выборов. Это признано важнейшим ориентиром государства и в настоящее время.
Исследование правовых основ деятельности избирательных комиссий в дореволюционный и советский периоды определяется задачами повышения эффективности организационно-правового обеспечения выборов. Многие авторы полагают, что изучение формирования и функционирования избирательных комиссий в разные исторические периоды даст возможность выявить те нормы, которые могут быть рекомендованы для использования в современных условиях.
На данный момент предпринимаются попытки апробации электронного дистанционного голосования, дифференцируются системы выборов федеральных представительных органов, внедряются институты, направленные на повышение явки избирателей, и фильтрацию кандидатов на выборные должности. Подобные процессы актуализируют научные исследования, направленные на определение правового статуса ЦИК России, установление ее конституционно-правовой природы, выделение ключевых полномочий, определяющих носителя публичной власти.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и издания правовых актов избирательными комиссиями, в целях правового обеспечения организации и проведения и народных голосований в республиках Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые и иные акты- Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: их виды, свойства, форма, структура и. содержание, а также порядок подготовки и принятия, и гарантии реализации.
Цель диссертационной работы состоит в проведении теоретико-правового анализа нормотворческой деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации.
В соответствии с объектом; предметом и целью исследования автор решает следующие научные задачи:
- дать общую характеристику правового статуса избирательных комиссий Российской Федерации, проследить эволюцию их правового статуса;
- выявить, особенности и закономерности участия избирательных комиссий в Российской Федерации в нормотворческой деятельности;
- установить правовые формы деятельности избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации;
- проанализировать акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, исследовать их юридическую природу;
- исследовать виды, формы, структуру и содержание, порядок подготовки; и принятия актов избирательных комиссий в Российской Федерации; регламентирующих, избирательный процесс и организацию работы избирательных комиссий;
- выявить проблемы правового регулирования статуса; избирательных комиссий - и реализации их актов; сформулировать предложения по совершенствованию их подзаконного правотворчества.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования были использованы общенаучные методы познания правовых, явлений такие, как материалистическая; диалектика, анализ и синтез, системный; и структурный подходы, переход от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Автором применялись; также специальные юридические (сравнительно-правовой; структурно-функциональный; историко-правовой, статистический; формально-юридический) методы исследования.
Проведенный анализ позволил сформулировать ряд значимых выводов, устанавливающих базовые признаки ЦИК РФ.
ЦИК России, обозначенная как государственный орган, наделена государственно-властными полномочиями, которые позволяют характеризовать ее как носителя публичной власти, не входящего в общую систему разделения властей, а являющегося органом sui generis, что не противоречит общим принципам организации государственной власти (в частности, разделение на три ветви власти), поэтому обоснован вывод о нецелесообразности внесения дополнений в Конституцию РФ применительно к избирательной системе.
Статус ЦИК России определяется с помощью специального правового регулирования, когда норма закона приобретает характер индивидуального правового акта. Это имеет определенные недостатки, одним из которых является отсутствие согласованности норм специальных законов и общих нормативных актов, определяющих статус органов государственной власти. Это проявляется даже в таких моментах, как определение нормотворческих полномочий. Например, в настоящее время отсутствует четкая классификация правовых актов, принимаемых ЦИК РФ, по их виду, назначению и содержанию. Более того, в Федеральном законе № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не прописаны общие правила принятия нормативных актов. В итоге нормотворческие полномочия в различных федеральных законах носят бессистемный характер.
Благодаря проведенному исследованию выделены особенности правового статуса ЦИК России. Во-первых, ее функции не имеют производного характера, они не возложены на комиссию государственным органом власти, а имеют интегративный характер. Во-вторых, порядок формирования коллегиального органа носит гибридный характер. Участие принимают три самостоятельных органа государственной власти (Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума). В-третьих, присутствует организационная самостоятельность, когда отсутствует связь полномочий ЦИК РФ с деятельностью конкретной ветви власти. Следует дополнить, что в юридической литературе неоднократно пытались соотнести статус ЦИК России со статусом органа исполнительной власти. Представляется такой подход в корне неверным. Не следует также выделять самостоятельную ветвь власти — избирательную (что характерно для ряда работ).
Отдельно необходимо сделать выводы в отношении статуса членов ЦИК РФ:
1) ЦИК РФ включает три категории членов: работающие на постоянной (штатной) основе с правом решающего голоса; работающие на непостоянной основе с правом решающего голоса; выдвиженцы субъектов избирательного процесса с правом совещательного голоса;
2) правовой статус членов ЦИК РФ имеет следующие особенности:
— законодателем определен перечень граждан, которые не могут быть членами ЦИК РФ;
— статус члена ЦИК РФ с правом решающего голоса носит исключительный характер;
— установлены срочные сроки полномочий члена ЦИК РФ;
— перечень оснований утраты правового статуса члена ЦИК РФ является исчерпывающим;
— исполнение профессиональных обязанностей на возмездной основе;
— наличие как запретов в деятельности, так и социальных гарантий, направленных на обеспечение независимости членов ЦИК РФ;
3) необходимо поддержать предложение о внесении этического элемента в деятельность каждого члена ЦИК РФ либо путем принесения присяги при вступлении в должность, либо путем принятия этического кодекса поведения члена ЦИК РФ.
В историко-правовом аспекте следует сказать о том, что в начальный период, когда еще только накапливался первый опыт принятия избирательных законов, а выборные институты только формировались, отсутствовала потребность в специальных избирательных комиссиях, имеющих определенную автономию от всех ветвей власти. Непосредственно ветви власти проходили путь реформирования и искали свое место в механизме осуществления государственных полномочий;
Исходя из изложенного в квалифицированной работе, можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию деятельности избирательной комиссии:
• Обобщение и анализ правоприменительной практики, а также разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение ее эффективности как в период подготовки выборов и референдумов, так и во время их проведения.
• Обеспечение работы по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности избирательной комиссии.
Особое внимание следует уделить анализу действующего механизма формирования состава избирательной комиссии для придания ему большего институционально-гражданского характера, а также организационной прозрачности и обоснованности. Для этого необходимо совершенствовать механизм работы по обучению и повышению профессиональной квалификации членов комиссий.
Немаловажное проведение работы по повышению правовой культуры избирателей и развитию интереса у избирателей к процессу выборов. В первую очередь, это касается молодых избирателей. Для обеспечения системности работы по правовому просвещению молодежи необходимо взаимодействие с органами государственной власти, образовательными учреждениями, молодежными организациями по вопросам преподавания избирательного права, реализации совместных мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Избирательной комиссии необходимо придать значение правовому воспитанию не только молодых избирателей, обладающих активным избирательным правом, но и потенциальных избирателей, то есть учащихся общеобразовательных школ 9-11 классов. Целью этой деятельности является повышение правовой культуры школьников как потенциальных избирателей путем правового просвещения и воспитания учащихся.
Таким образом, информационно-просветительская деятельность в сфере избирательного права должна способствовать повышению гражданской зрелости и политической культуры избирателей.
1. ВВС СССР. 1988. № 49. Ст. 729.
2. Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992.- № 7.- Ст. 300
3. Вестник ЦИК России. - 2013. - № 4.
4. Избирательный кодекс Республики Татарстан от 07.05.2007г. № 21-ЗРТ, - П.5
ст. 15 // Избирком РТ [Электронный ресурс] URL:
http: //izbirkom.tatarstan.ru/rus/zrt. htm /.
5. Постановление ЦИК России от 28.06.1995 N 7/46-II (ред. от 13.04.2016) "О
Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67030 /// .
6. СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.
7. СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
8. СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406 (утратило силу).
9. СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339 (утратило силу).
10. СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
11. СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
12. Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 15. - Ст. 2056.
13. Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) "О поэтапной
конституционной реформе в Российской Федерации", - ст. 14 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14733//.
14. Указ Президента РФ от 29 сентября 1993 г. N 1505 "О составе Центральной избирательной комиссии по выборам в Г осударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году" // СПС Гарант [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/6152302///.
15. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.4 ст. 23 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
16. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.7 ст. 23 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
17. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.4 ст. 23 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
18. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.7 ст. 23 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
19. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.5 ст. 24 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
20. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.6 ст. 24 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
21. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.4 ст. 24 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
22. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.2 ст. 25 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
23. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.7.1 ст. 25 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
24. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, - П.3 ст. 27 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/c3bc08fafa63 fc5fa261 45ab3f99cc32d1645846/.
25. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 06.12.1994 N 56-ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5149//.
26. ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г. № 76
СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6675/.
27. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ // СПС
КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6932/.
28. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 19.09.1997 N 124-ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16172//.
29. ФЗ ""О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ" от 19.09.1997 N 124- ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_32459///.
30. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
Судебная практика
1. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Большаков, А.Г. Головин. - М.: РЦОИТ, Издательство «Весь мир», 2016. - С.172.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля
2017 г. № № 742-О // [Электронный ресурс] URL:
http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision270923.pdf.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016
года № 1358-О // [Электронный ресурс] URL:
http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision239084.pdf
Специальная литература
1. Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 т. Т. 1. М., 2005. — 365 с.
2. Авакьян С.Ф. Муниципальное право России: Учебник. Москва: Проспект, 2011 г. — 369 с.
3. Александровский Б. И. Народное правление в древней Руси (Новгород Великий в XII и XIII веках) М., 1906. — 475 с.
Андреев Н. Н. Вечевая Русь или Вольный город Новгород Великий.
4. Артемова О. Е. Нормотворческие полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Российская юстиция, 2015. № 3.
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. — 186 с.
6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд. М., 2007. — 922 с.
7. Беляев И. Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси. Изд-во Имп. об- ва истории и древностей Российских при Моск. ун-те., М., 1905. — 175 с.
8. Биктагиров Р. Т., Вельяшев О. Ю. Государственно-правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. М.: РЦОИТ,
2006.
9. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный).
10. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный). - Комментарий к статье 21 - М.: Юстицинформ,
2007. — 1054 с.
11. Вешняков А. А. Международно-правовой и зарубежный опыт применения электронных средств голосования при проведении выборов // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. Вешняков А. А. Проблемы использования Интернета на выборах в Российской Федерации // Информационное право. 2006. № 3.
12. Виноградов В. А. Конституционная ответственность: вопросы теории и законодательное регулирование. М., 2000. — 341 с.
13. Вискулова В. В. Правотворчество избирательных комиссий как гарантия избирательных прав граждан // Государственная власть и местное самоуправление, 2012. № 12.
14. Вист, И. И. Уголовно-правовой анализ квалификации преступлений против избирательных прав граждан / И. И. Вист // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2012. № 1 (30). — 237 с.
15. Дмитриев Ю.А. Бюрократии в поддержку // Выборы. Законодательство и технологии. - 2001. - № 11.
16. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б., Чудина С. Ю. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Иркутск, 2001. — 281 с.
17. Водовозов В. Всеобщее избирательное право и применение его в России// Правовое государство и народное голосование. К реформе государственного строя России. СПб.: Изд. Н. Глаголева, 1906, Вып. 2. С. 89-218.
Культурно-исторические очерки России. № 5. СПб., 1912. — 170 с.
18. Зиновьев А. В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. 1995. № 1; Иванченко А. В.
Организационно-правовая основа избирательного процесса в Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. — 546 с.
19. Правовые позиции избирательных комиссий в России / под ред. С. В. Кабышева. М.: Формула права, 2016.
20. Иванов С. А. Юридическая сила инструкций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и их место в правовой системе // Журнал российского права, 2006. № 7. — 254 с.
21. Иванченко А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации. История. Теория. Практика. М., 1996. — 321 с.
22. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников, взгляды исследователей XIX — начала XX в. М.: НОРМА, 2001. — 147 с.
23. Избирательное законодательство: пути реформирования. Доклад
Независимого института выборов // Выборы. Законодательство и технологии. 2001. № 4. — 95 с.
24. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Большаков, А.Г. Головин. - М.: РЦОИТ, Издательство «Весь мир», 2007. — 186 с.
Калинин А. Ю. Историческая эволюция представительной власти в России и особенности правообразования // История государства и права. 2009. № 16.
25. К вопросу об ответственности средств массовой информации / О.О. Попова // Административное право и процесс. - 2009. - №4. — 211 с.
26. Ключевский В. О. Сочинения. Т. 2. Курс русской истории. М., 1957. — 658 с.
27. Костаница А. А., Зеленцов А. Б. Административная — правовая ответственность за нарушения избирательного законодательства на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // Апробация. 2013. № 12 — 246 с.
28. Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2. — 355 с.
29. Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном праве. — 147 с.
30. Полное собрание русских летописей. — 511 с.
31. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 22.12.2011 // Российская газета.
32. Овчинников Н. И. 15-летие системы избирательных комиссий Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 2. — 139 с.
33.Очерки по истории выборов и избирательного права / под ред. Ю. А. Веденеева, H. А. Богодаровой. Калуга, 2002. — 232 с.
34. Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. — 511 с.
35. Романовская О. В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности профессиональных публичных корпораций в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. Пенза, 2010. — 226 с.
36. Собачевская, Ю.А. Типы и особенности конституционно-правовой
ответственности за нарушения избирательного законодательства / Ю.А. Собачевская // Государственная власть, 2016. — 246 с.
37. Советская криминология: учебник для юрид. фак. и институтов / Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности; отв. ред. А. А. Герцензон и др. Москва: Юрид. лит., 1966. — 456 с.
38. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации / А.А. Кондрашев // Современное право. - 2011. - № 2. — 886 с.
39. Фадеев В. И., Варлен М. В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М.: Норма, 2008. — 251 с.
40. Фадеев В. И. О духовно-нравственных основах народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. — 672 с.
41.— 921 с.
42. Фадеев В. И., Варлен М. В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М.: Норма, 2008. — 795 с.
43. Шугрина Е. С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2014. № 1. — 423 с.