КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Становление и институционализация избирательных органов в
России 7
1.1. Правовая институционализация избирательных органов в России 7
Глава 2. Правовой статус избирательных комиссий в Российской
Федерации 17
2.1. Система, характеристики и классификации избирательных комиссий в Российской Федерации 17
2.2. Формирование и организация избирательных комиссий 36
2.3. Контроль за деятельность избирательных комиссий 42
2.4. Ответственность избирательных комиссий 46
Глава 3. Проблемы законодательного регулирования статуса избирательных комиссий 61
3.1. .Роль конституционных норм в избирательном законодательстве 62
3.2. Законодательство о государственных органах и избирательные
комиссии 66
Заключение 77
Список использованных источников
Глава 1. Становление и институционализация избирательных органов в
России 7
1.1. Правовая институционализация избирательных органов в России 7
Глава 2. Правовой статус избирательных комиссий в Российской
Федерации 17
2.1. Система, характеристики и классификации избирательных комиссий в Российской Федерации 17
2.2. Формирование и организация избирательных комиссий 36
2.3. Контроль за деятельность избирательных комиссий 42
2.4. Ответственность избирательных комиссий 46
Глава 3. Проблемы законодательного регулирования статуса избирательных комиссий 61
3.1. .Роль конституционных норм в избирательном законодательстве 62
3.2. Законодательство о государственных органах и избирательные
комиссии 66
Заключение 77
Список использованных источников
В данной квалифицированной работе будет рассматриваться концепция современного статуса центральной избирательной комиссии, его структуру, формирование и организация деятельности, в том числе его историческое развитие в России. Изучение формирования и функционирования избирательных комиссий в разные исторические периоды даст возможность выявить те нормы, которые могут быть рекомендованы для использования в современных условиях.
Создание органов власти при помощи волеизъявления граждан - одно из необходимых положений демократического общества. Данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации, где говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Данные положения, закрепленные в основах конституционного строя, не только повышают роль избирательных прав граждан в процессе формирования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и обусловливают особое значение органов, основной функцией которых является управление выборами.
Ключевое место в организации и проведении выборов занимает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ, ЦИК России). Российским законодательством ЦИК РФ определяется как государственный орган, одновременно независимый в пределах своей компетенции от органов государственной власти и органов местного самоуправления, и предусматриваются особенности ее формирования и осуществления деятельности, что создает определенные трудности при определении места ЦИК РФ в системе разделения властей и институциональных характеристик данного органа.
Актуальность данной работы подтверждается невысоким уровнем доверия граждан к институту выборов. Прежде всего, это проявляется в явке на выборы, которая заметно снизилась в последние годы. Поэтому, направлением, требующим постоянного внимания и координации со стороны, как государства, так и общественных структур, является повышение правовой культуры граждан.
Всестороннее изучение исторического опыта становления и развития избирательных органов в российском государстве, выявление их конкретных полномочий и форм взаимодействия с органами власти и с избирателями поможет применить накопленный опыт в организации и проведении выборов органов власти всех уровней. В процессе становления избирательной системы главной задачей была демократизация избирательного процесса, которая выражается не только в подлинно демократических принципах избирательного права, но и во всех организационных вопросах проведения выборов. Это признано важнейшим ориентиром государства и в настоящее время.
Исследование правовых основ деятельности избирательных комиссий в дореволюционный и советский периоды определяется задачами повышения эффективности организационно-правового обеспечения выборов. Многие авторы полагают, что изучение формирования и функционирования избирательных комиссий в разные исторические периоды даст возможность выявить те нормы, которые могут быть рекомендованы для использования в современных условиях.
На данный момент предпринимаются попытки апробации электронного дистанционного голосования, дифференцируются системы выборов федеральных представительных органов, внедряются институты, направленные на повышение явки избирателей, и фильтрацию кандидатов на выборные должности. Подобные процессы актуализируют научные исследования, направленные на определение правового статуса ЦИК России, установление ее конституционно-правовой природы, выделение ключевых полномочий, определяющих носителя публичной власти.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и издания правовых актов избирательными комиссиями, в целях правового обеспечения организации и проведения и народных голосований в республиках Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые и иные акты- Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: их виды, свойства, форма, структура и. содержание, а также порядок подготовки и принятия, и гарантии реализации.
Цель диссертационной работы состоит в проведении теоретико-правового анализа нормотворческой деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации.
В соответствии с объектом; предметом и целью исследования автор решает следующие научные задачи:
- дать общую характеристику правового статуса избирательных комиссий Российской Федерации, проследить эволюцию их правового статуса;
- выявить, особенности и закономерности участия избирательных комиссий в Российской Федерации в нормотворческой деятельности;
- установить правовые формы деятельности избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации;
- проанализировать акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, исследовать их юридическую природу;
- исследовать виды, формы, структуру и содержание, порядок подготовки; и принятия актов избирательных комиссий в Российской Федерации; регламентирующих, избирательный процесс и организацию работы избирательных комиссий;
- выявить проблемы правового регулирования статуса; избирательных комиссий - и реализации их актов; сформулировать предложения по совершенствованию их подзаконного правотворчества.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования были использованы общенаучные методы познания правовых, явлений такие, как материалистическая; диалектика, анализ и синтез, системный; и структурный подходы, переход от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Автором применялись; также специальные юридические (сравнительно-правовой; структурно-функциональный; историко-правовой, статистический; формально-юридический) методы исследования.
Создание органов власти при помощи волеизъявления граждан - одно из необходимых положений демократического общества. Данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации, где говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Данные положения, закрепленные в основах конституционного строя, не только повышают роль избирательных прав граждан в процессе формирования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и обусловливают особое значение органов, основной функцией которых является управление выборами.
Ключевое место в организации и проведении выборов занимает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ, ЦИК России). Российским законодательством ЦИК РФ определяется как государственный орган, одновременно независимый в пределах своей компетенции от органов государственной власти и органов местного самоуправления, и предусматриваются особенности ее формирования и осуществления деятельности, что создает определенные трудности при определении места ЦИК РФ в системе разделения властей и институциональных характеристик данного органа.
Актуальность данной работы подтверждается невысоким уровнем доверия граждан к институту выборов. Прежде всего, это проявляется в явке на выборы, которая заметно снизилась в последние годы. Поэтому, направлением, требующим постоянного внимания и координации со стороны, как государства, так и общественных структур, является повышение правовой культуры граждан.
Всестороннее изучение исторического опыта становления и развития избирательных органов в российском государстве, выявление их конкретных полномочий и форм взаимодействия с органами власти и с избирателями поможет применить накопленный опыт в организации и проведении выборов органов власти всех уровней. В процессе становления избирательной системы главной задачей была демократизация избирательного процесса, которая выражается не только в подлинно демократических принципах избирательного права, но и во всех организационных вопросах проведения выборов. Это признано важнейшим ориентиром государства и в настоящее время.
Исследование правовых основ деятельности избирательных комиссий в дореволюционный и советский периоды определяется задачами повышения эффективности организационно-правового обеспечения выборов. Многие авторы полагают, что изучение формирования и функционирования избирательных комиссий в разные исторические периоды даст возможность выявить те нормы, которые могут быть рекомендованы для использования в современных условиях.
На данный момент предпринимаются попытки апробации электронного дистанционного голосования, дифференцируются системы выборов федеральных представительных органов, внедряются институты, направленные на повышение явки избирателей, и фильтрацию кандидатов на выборные должности. Подобные процессы актуализируют научные исследования, направленные на определение правового статуса ЦИК России, установление ее конституционно-правовой природы, выделение ключевых полномочий, определяющих носителя публичной власти.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и издания правовых актов избирательными комиссиями, в целях правового обеспечения организации и проведения и народных голосований в республиках Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые и иные акты- Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: их виды, свойства, форма, структура и. содержание, а также порядок подготовки и принятия, и гарантии реализации.
Цель диссертационной работы состоит в проведении теоретико-правового анализа нормотворческой деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации.
В соответствии с объектом; предметом и целью исследования автор решает следующие научные задачи:
- дать общую характеристику правового статуса избирательных комиссий Российской Федерации, проследить эволюцию их правового статуса;
- выявить, особенности и закономерности участия избирательных комиссий в Российской Федерации в нормотворческой деятельности;
- установить правовые формы деятельности избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации;
- проанализировать акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, исследовать их юридическую природу;
- исследовать виды, формы, структуру и содержание, порядок подготовки; и принятия актов избирательных комиссий в Российской Федерации; регламентирующих, избирательный процесс и организацию работы избирательных комиссий;
- выявить проблемы правового регулирования статуса; избирательных комиссий - и реализации их актов; сформулировать предложения по совершенствованию их подзаконного правотворчества.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования были использованы общенаучные методы познания правовых, явлений такие, как материалистическая; диалектика, анализ и синтез, системный; и структурный подходы, переход от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Автором применялись; также специальные юридические (сравнительно-правовой; структурно-функциональный; историко-правовой, статистический; формально-юридический) методы исследования.
Проведенный анализ позволил сформулировать ряд значимых выводов, устанавливающих базовые признаки ЦИК РФ.
ЦИК России, обозначенная как государственный орган, наделена государственно-властными полномочиями, которые позволяют характеризовать ее как носителя публичной власти, не входящего в общую систему разделения властей, а являющегося органом sui generis, что не противоречит общим принципам организации государственной власти (в частности, разделение на три ветви власти), поэтому обоснован вывод о нецелесообразности внесения дополнений в Конституцию РФ применительно к избирательной системе.
Статус ЦИК России определяется с помощью специального правового регулирования, когда норма закона приобретает характер индивидуального правового акта. Это имеет определенные недостатки, одним из которых является отсутствие согласованности норм специальных законов и общих нормативных актов, определяющих статус органов государственной власти. Это проявляется даже в таких моментах, как определение нормотворческих полномочий. Например, в настоящее время отсутствует четкая классификация правовых актов, принимаемых ЦИК РФ, по их виду, назначению и содержанию. Более того, в Федеральном законе № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не прописаны общие правила принятия нормативных актов. В итоге нормотворческие полномочия в различных федеральных законах носят бессистемный характер.
Благодаря проведенному исследованию выделены особенности правового статуса ЦИК России. Во-первых, ее функции не имеют производного характера, они не возложены на комиссию государственным органом власти, а имеют интегративный характер. Во-вторых, порядок формирования коллегиального органа носит гибридный характер. Участие принимают три самостоятельных органа государственной власти (Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума). В-третьих, присутствует организационная самостоятельность, когда отсутствует связь полномочий ЦИК РФ с деятельностью конкретной ветви власти. Следует дополнить, что в юридической литературе неоднократно пытались соотнести статус ЦИК России со статусом органа исполнительной власти. Представляется такой подход в корне неверным. Не следует также выделять самостоятельную ветвь власти — избирательную (что характерно для ряда работ).
Отдельно необходимо сделать выводы в отношении статуса членов ЦИК РФ:
1) ЦИК РФ включает три категории членов: работающие на постоянной (штатной) основе с правом решающего голоса; работающие на непостоянной основе с правом решающего голоса; выдвиженцы субъектов избирательного процесса с правом совещательного голоса;
2) правовой статус членов ЦИК РФ имеет следующие особенности:
— законодателем определен перечень граждан, которые не могут быть членами ЦИК РФ;
— статус члена ЦИК РФ с правом решающего голоса носит исключительный характер;
— установлены срочные сроки полномочий члена ЦИК РФ;
— перечень оснований утраты правового статуса члена ЦИК РФ является исчерпывающим;
— исполнение профессиональных обязанностей на возмездной основе;
— наличие как запретов в деятельности, так и социальных гарантий, направленных на обеспечение независимости членов ЦИК РФ;
3) необходимо поддержать предложение о внесении этического элемента в деятельность каждого члена ЦИК РФ либо путем принесения присяги при вступлении в должность, либо путем принятия этического кодекса поведения члена ЦИК РФ.
В историко-правовом аспекте следует сказать о том, что в начальный период, когда еще только накапливался первый опыт принятия избирательных законов, а выборные институты только формировались, отсутствовала потребность в специальных избирательных комиссиях, имеющих определенную автономию от всех ветвей власти. Непосредственно ветви власти проходили путь реформирования и искали свое место в механизме осуществления государственных полномочий;
Исходя из изложенного в квалифицированной работе, можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию деятельности избирательной комиссии:
• Обобщение и анализ правоприменительной практики, а также разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение ее эффективности как в период подготовки выборов и референдумов, так и во время их проведения.
• Обеспечение работы по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности избирательной комиссии.
Особое внимание следует уделить анализу действующего механизма формирования состава избирательной комиссии для придания ему большего институционально-гражданского характера, а также организационной прозрачности и обоснованности. Для этого необходимо совершенствовать механизм работы по обучению и повышению профессиональной квалификации членов комиссий.
Немаловажное проведение работы по повышению правовой культуры избирателей и развитию интереса у избирателей к процессу выборов. В первую очередь, это касается молодых избирателей. Для обеспечения системности работы по правовому просвещению молодежи необходимо взаимодействие с органами государственной власти, образовательными учреждениями, молодежными организациями по вопросам преподавания избирательного права, реализации совместных мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Избирательной комиссии необходимо придать значение правовому воспитанию не только молодых избирателей, обладающих активным избирательным правом, но и потенциальных избирателей, то есть учащихся общеобразовательных школ 9-11 классов. Целью этой деятельности является повышение правовой культуры школьников как потенциальных избирателей путем правового просвещения и воспитания учащихся.
Таким образом, информационно-просветительская деятельность в сфере избирательного права должна способствовать повышению гражданской зрелости и политической культуры избирателей.
ЦИК России, обозначенная как государственный орган, наделена государственно-властными полномочиями, которые позволяют характеризовать ее как носителя публичной власти, не входящего в общую систему разделения властей, а являющегося органом sui generis, что не противоречит общим принципам организации государственной власти (в частности, разделение на три ветви власти), поэтому обоснован вывод о нецелесообразности внесения дополнений в Конституцию РФ применительно к избирательной системе.
Статус ЦИК России определяется с помощью специального правового регулирования, когда норма закона приобретает характер индивидуального правового акта. Это имеет определенные недостатки, одним из которых является отсутствие согласованности норм специальных законов и общих нормативных актов, определяющих статус органов государственной власти. Это проявляется даже в таких моментах, как определение нормотворческих полномочий. Например, в настоящее время отсутствует четкая классификация правовых актов, принимаемых ЦИК РФ, по их виду, назначению и содержанию. Более того, в Федеральном законе № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не прописаны общие правила принятия нормативных актов. В итоге нормотворческие полномочия в различных федеральных законах носят бессистемный характер.
Благодаря проведенному исследованию выделены особенности правового статуса ЦИК России. Во-первых, ее функции не имеют производного характера, они не возложены на комиссию государственным органом власти, а имеют интегративный характер. Во-вторых, порядок формирования коллегиального органа носит гибридный характер. Участие принимают три самостоятельных органа государственной власти (Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума). В-третьих, присутствует организационная самостоятельность, когда отсутствует связь полномочий ЦИК РФ с деятельностью конкретной ветви власти. Следует дополнить, что в юридической литературе неоднократно пытались соотнести статус ЦИК России со статусом органа исполнительной власти. Представляется такой подход в корне неверным. Не следует также выделять самостоятельную ветвь власти — избирательную (что характерно для ряда работ).
Отдельно необходимо сделать выводы в отношении статуса членов ЦИК РФ:
1) ЦИК РФ включает три категории членов: работающие на постоянной (штатной) основе с правом решающего голоса; работающие на непостоянной основе с правом решающего голоса; выдвиженцы субъектов избирательного процесса с правом совещательного голоса;
2) правовой статус членов ЦИК РФ имеет следующие особенности:
— законодателем определен перечень граждан, которые не могут быть членами ЦИК РФ;
— статус члена ЦИК РФ с правом решающего голоса носит исключительный характер;
— установлены срочные сроки полномочий члена ЦИК РФ;
— перечень оснований утраты правового статуса члена ЦИК РФ является исчерпывающим;
— исполнение профессиональных обязанностей на возмездной основе;
— наличие как запретов в деятельности, так и социальных гарантий, направленных на обеспечение независимости членов ЦИК РФ;
3) необходимо поддержать предложение о внесении этического элемента в деятельность каждого члена ЦИК РФ либо путем принесения присяги при вступлении в должность, либо путем принятия этического кодекса поведения члена ЦИК РФ.
В историко-правовом аспекте следует сказать о том, что в начальный период, когда еще только накапливался первый опыт принятия избирательных законов, а выборные институты только формировались, отсутствовала потребность в специальных избирательных комиссиях, имеющих определенную автономию от всех ветвей власти. Непосредственно ветви власти проходили путь реформирования и искали свое место в механизме осуществления государственных полномочий;
Исходя из изложенного в квалифицированной работе, можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию деятельности избирательной комиссии:
• Обобщение и анализ правоприменительной практики, а также разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение ее эффективности как в период подготовки выборов и референдумов, так и во время их проведения.
• Обеспечение работы по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности избирательной комиссии.
Особое внимание следует уделить анализу действующего механизма формирования состава избирательной комиссии для придания ему большего институционально-гражданского характера, а также организационной прозрачности и обоснованности. Для этого необходимо совершенствовать механизм работы по обучению и повышению профессиональной квалификации членов комиссий.
Немаловажное проведение работы по повышению правовой культуры избирателей и развитию интереса у избирателей к процессу выборов. В первую очередь, это касается молодых избирателей. Для обеспечения системности работы по правовому просвещению молодежи необходимо взаимодействие с органами государственной власти, образовательными учреждениями, молодежными организациями по вопросам преподавания избирательного права, реализации совместных мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Избирательной комиссии необходимо придать значение правовому воспитанию не только молодых избирателей, обладающих активным избирательным правом, но и потенциальных избирателей, то есть учащихся общеобразовательных школ 9-11 классов. Целью этой деятельности является повышение правовой культуры школьников как потенциальных избирателей путем правового просвещения и воспитания учащихся.
Таким образом, информационно-просветительская деятельность в сфере избирательного права должна способствовать повышению гражданской зрелости и политической культуры избирателей.
Подобные работы
- Центральная избирательная комиссия РФ В 2000-2010-е годы (Российский государственный гуманитарный университет)
Курсовые работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - СУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ О КОМПЕТЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(12. 00. 02 )
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА г. БЕЛГОРОДА
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственные органы с особым статусом (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус кандидата на выборах в органы государственной власти
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020 - Правовой статус кандидата на выборах в органы государственной власти
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020



