Работа сделана на примере городского округа г. Уфа.
Проведен анализ основных показателей социально-экономического развития с 2018-2020 годы.
Сделан анализ использования прямых и косвенных экономических методов управления регионом.
Предложены пути решения использования прямых и косвенных экономических методов управления регионом.
Введение 3
1 Теоретические и нормативно-правовые акты прямых и косвенных экономических методов управления регионом 5
1.1 Понятие экономических методов управления регионом 5
1.2 Содержание прямых и косвенных экономических методов управления регионом 7
1.3 Нормативно-правовые документы регулирования развития экономики в регионе 10
2 Оценка использования прямых и косвенных экономических методов управления регионом (на примере городского округа г. Уфа РБ)
за 2018-2020 гг. 13
2.1 Общая характеристика муниципального образования ГО г. Уфа РБ 13
2.2 Анализ использования прямых и косвенных экономических методов управления регионом в муниципальном образовании ГО г. Уфа 15
2.3 Проблемы и пути решения использования прямых и косвенных экономических методов управления регионом 19
Заключение 22
Список использованных источников 23
Актуальность выбранной темы. В условиях глобальной интеграции в мире возрастает актуальность проработанности системы управления регионами.
Управление социально-экономическим развитием региона может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых стимулируется развитие экономики региона, создаются новые рабочие места, увеличивается налоговая база, расширяются возможности для определенных видов экономической активности.
Высокая эффективность, а иногда даже необходимость осуществления стратегического управления и планирования доказаны годами хозяйственной практики. Стратегическое планирование преследует цель, в первую очередь, повысить уровень благосостояния населения в регионе и создать условия для его дальнейшего роста.
В условиях развития рыночных отношений в экономике и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов очень важным является выбор оптимального сочетания прямых и косвенных методов управления. Прямой метод предполагает активное вмешательство государства путем целенаправленного финансирования территориальной структуры хозяйства (создание центров роста и т.п.). Косвенный метод направлен на создание благоприятной атмосферы в области экономики с помощью финансовых систем. Только формирование единой системы управления, объединяющей прямые и косвенные методы, может стать залогом успешного развития и функционирования экономики региона.
Целью курсовой работы является изучение прямых и косвенных методов управления регионом на примере муниципального образования.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические и нормативно-правовые акты прямых и косвенных экономических методов управления регионом;
дать оценку использования прямых и косвенных экономических методов управления регионом (на примере городского округа г. Уфа РБ) за 2018-2020 гг.;
выявить проблемы и пути решения использования прямых и косвенных экономических методов управления регионом.
Объектом исследования является муниципальное образование
Предметом исследования являются методы управления муниципальным образованием.
Методами исследования послужили: статистический и экономический анализ, сравнение, дедукция, а также табличный и графический методы.
Методы управления — это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.
Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.
Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.
Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и пр.
В ГО г. Уфа активно используются прямые и косвенные методы управления муниципальным образованием, что приводит к росту показателей социально-экономического развития территории. Однако, высокая зависимость от федеральных органов власти снижает эффективность деятельности органов местного самоуправления в принятии управленческих решений.
Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество. Главный компонент социально-экономического развития — это воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
3. Атаева А.Г. Бюджеты муниципальных образований: проблемы и источники формирования // Молодой ученый. – 2019. – № 3. – С. 53-62
4. Баранова И.А. Экономическая основа местного самоуправления / И.А. Баранова // Интеграция наук. 2017. Т. 2. № 2 (6). С. 18-20
5. Вагин В. В. и др. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Финансовый журнал. — 2018. — № 4. — С. 94-103.
6. Василенко И. А., Василенко. Е. В. Связи с общественностью в органах власти : учебник — М. : КНОРУС, 2016. — 232 с.
7. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под редакцией С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М.: Изд-во Экономистъ, 2018. – 763 с. –С. 516
8. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляка Г.Б., 4-е изд., перераб. и доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 391 с. – С. 200.
9. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., испр. М: Аспект Пресс, 2017
10. Гузеев М.А. Муниципальные финансы: проблемы и тенденции развития: монография. — Калининград, 2016
11. Бюджет для граждан ГО Уфа за 2020 год: https://eng.ufacity.info/upload/scope_files/7453/budget%202019.pdf
12. Положение об Администрации ГО г. Уфа: https://ufacity.info/document/doc.php
13. Совет ГО г. Уфа // Отчет за 2020 г.: https://docs.cntd.ru/document/574632662