Введение 4
1Теоретические основы проблемы развития мышления как психического процесса в младшем дошкольном возрасте 6
1.1 Определение понятий «психические процессы» и «мышление»; виды и формы мышления 6
1.2Возрастные психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 9
1.3Особенности мышления как психического процесса у детей младшего дошкольного возраста 11
1.4Условия развития мышления детей младшего дошкольного возраста 13
2 Эмпирическое исследованиеразвития мышления как психического процесса в младшем дошкольном возрасте 16
2.1 Диагностика мышления у детей младшего дошкольного возраста: обзор методик 16
2.2 Программа развития мышления у детей младшего дошкольного возраста 20
2.3 Рекомендации по диагностике и развитию мышления у детей младшего дошкольного возраста 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
В отечественной психологии и педагогике вопросами формирования различных видов мышления, а в частности наглядно-образного мышления, занимались Л.С. Выготский, Ф.А.Сохина, В.И. Ядешко, В.А. Урунтаева.
Проблеме развития мышления младших дошкольников в психолого-педагогической литературе уделено много внимания, но она остается актуальной. Изучая характеристики интеллектуальной сферы и, в частности, мышления, можно правильно подобрать методы обучения дошкольника. До сих пор остаются не до конца изученными условия развития мышления у детей дошкольного возраста, поэтому тема нашей работы является актуальной в теоретическом и в практическом отношении.
Объект исследования: развитие мышления детей.
Предмет исследования – развитие мышления у младших дошкольников.
Цель исследования – изучить особенности развития мышления в младшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: особенностями развития мышления детей младшего дошкольного возраста будут:
- формирование активной речи;
- познание окружающих предметов в процессе восприятия и в ходе опыта собственных действий.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1) Определить понятия «психические процессы» и «мышление»;
2) Рассмотреть виды и формы мышления;
3) Описать возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста;
4) Выделить особенности мышления как психического процесса у детей младшего дошкольного возраста.
5) Изучить условия развития мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Эмпирические задачи:
1) Сделать обзор методик психолого-педагогической диагностики мышления в младшем дошкольном возрасте;
2) Разработать программу развития мышления у младших дошкольников;
Методическая задача: составить рекомендации по диагностике и развитию мышления у младших дошкольников.
Объект исследования: психические процессы младших дошкольников.
Предмет исследования – развитие мышления как психического процесса у младших дошкольников.
Для решения теоретических и эмпирических задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, синтез.
В нашей работе мы изучили особенности развития мышления как психического процесса в младшем дошкольном возрасте.
Мы определили понятия «психические процессы» и «мышление», а также рассмотрели виды и формы мышления. Нами были описанывозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, а также особенности мышления как психического процесса у детей младшего дошкольного возраста.
Мы изучили условия развития мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Нами был сделан обзор методик психолого-педагогической диагностики мышления в младшем дошкольном возрасте. Мы разработали программу развития мышления у младших дошкольников и составили рекомендации по диагностике и развитию мышления у младших дошкольников.
В заключении хочется сказать, что важным для более быстрого и качественного развития мышления у детей младшего школьного возраста, является то, чтобы взрослые (родители, педагоги и психолог) предъявляли ребёнку одинаковые требования. В младшем школьном возрасте закладываются основные навыки и умения, поэтому стоить уделять время развитию мышления. Таким образом, мыслительная деятельность ребёнка младшего дошкольного возраста представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, при котором осуществляется постепенный переход внешних действий по решению мыслительной задачи во внутренний план.
. Батенова Ю. В. Особенности развития мышления дошкольника в условиях игровой компьютерной деятельности // Психология. Журнал ВШЭ. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-myshleniya-doshkolnika-v-usloviyah-igrovoy-kompyuternoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.01.2021).
2. Бенюб Е.С. Педагогическая поддержка развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста // Психологический журнал / Екатеринбург, 2017. – С. 24-35.
3. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. –– Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 640 с.
4. Донцов Д.А., Ковалёв А.И., Климова О.А. Формирование психических познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте // Журнал «Научные исследования и образование», 2018. – С. 23-33.
5. Кащеева М.А. Общая характеристика понятия "мышление" в психолого-педагогической литературе //
Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи, 2016. – С. 219-224.
6. Ковынева О. Г., Введенский В. Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование. 2017. №11 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.01.2021).
7. Кулешова Е. Н. Психические процессы в пространстве психики человека // Пространство и Время. 2014. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-protsessy-v-prostranstve-psihiki-cheloveka (дата обращения: 09.01.2021).
8. Левченко И.Ю., За¬брамная С.Д., Добровольская Т.А.Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю.Левчен¬ко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2003. – 456 с.
10. Перевозчикова, М. В. Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста / М. В. Перевозчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/archive/234/43005/ (дата обращения: 08.01.2021).
11. Петровский А.В. Общая психология: словарь / под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
12. Попова С.А. Формирование мышления у детей младшего дошкольного возраста. Формирование наглядно-действенного мышления // Журнал «Научные исследования и образование», 2017. – С. 12-21.
13. Прокопенко О.П. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы // Сборник научных статей. Под редакцией А.Н. Грищенко. Новочеркасск, 2019. – С. 103-106.
14. Реан, А.А., Психология и педагогика: Учебник для вузов. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб: Питер, 2002. – 432с.
15. Романцов М.Г., Силаев А. А., Мельникова И. Ю. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы со здоровьем // Проблемы современной науки и образования № 12 (54), 2016. – С. 137-143.
16. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2005. – 288 с. 15.
17. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Академия, 2012. – 367 с.
18. Чащин Е. В. Типы мышления в современном научном осмыслении // Вестник ОГУ. 2010. №7 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-myshleniya-v-sovremennom-nauchnom-osmyslenii (дата обращения: 11.01.2021).
19. Щербина Е. В. Структура психики человека // ЖурналInternationalscientificreview № 3 (34), 2017. - С. 96-97.