ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы музейного дела в системе туризма 5
1.1. Общие понятия музейного дела 5
1.2. История создания музеев 10
1.3. Общая классификация музеев 16
ГЛАВА 2. Анализ развития туризма в г. Воткинске на примере музея - усадьбы
Петра Ильича Чайковского 33
2.1. Тенденции развития музейной отрасли в г. Воткинске 33
2.2. Анализ хозяйственной деятельности музея - усадьбы Петра
Ильича Чайковского 39
2.3. Характеристика системы управления музея - усадьбы Петра
Ильича Чайковского 45
ГЛАВА 3. Совершенствование развития туризма в г. Воткинске на примере музея - усадьбы Петра Ильича Чайковского 49
3.1. Способы привлечение туристов на примере Музей - Усадьбы Петра Ильича Чайковского 49
3.2. Предлагаемый комплекс мероприятий и оценка его экономической эффективности по совершенствованию логистической системы туризма 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Музейный туризм - разновидность туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и территорий, которые к ним прилегают
Музей - это культурно-образовательные и научно-исследовательские учреждения, предназначенные для изучения, сохранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достоянию национальной и мирового историко-культурного наследия. По своей многогранности музеи делятся на следующие виды: исторические, археологические, краеведческие, естественные, литературные, художественные, этнографические, технические, отраслевые е т.п. В 1946 году была создана международная организация ICOM (International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев Эта организация включает в себя более 27 000 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.
Партнерство музеев и туризма закладывает свой фундамент на формировании системы историко-культурных и природных территорий. Прогресс этих территорий обеспечивается аккумулированным в музеях историко-культурным наследием, что выступает как фактор социокультурного и туристского развития отдельных регионов Перед организаторами музейного туризма стоит ряд специфических задач: определение туристской специализации музея и формования постоянного туристского потока в музее, составление туристской программы и маршрута, формирование пакета рекламной продукции, поиск новых источников финансирования.
Современный туризм отличается обилием форм, видов и разновидностей. По мнению американского учёного В.Смита есть шесть категорий туризма: этнический, культурный, исторический, экологический, рекреационный, деловой.
Автор учебника «финансы и статистика», В.А. Квартальное, упоминает, что главная задача исторического - музейного туризма заключается в том, чтобы узнать для себя о достижениях культуры, науки и техники (архитектурные ансамбли, галереи, выставки, культовые сооружения, музеи, и т.п.), посетить исторически важные места и величественные сооружения древности.
Музейный туризм, безусловно, не считается традиционным аспектом деятельности музеев. Данное явление в России появилось относительно недавно - в начале 2000-х годов, в то время, сами музеи, как и другие учреждения культуры, были поставлены в тяжелую ситуацию самоопределения, отыскивания новейших линий развития и новых внебюджетных ключей привлечения ресурсов, в том числе с помощью участия в туристской деятельности.
Несколько авторов отмечает, то что в переломе XX и XXI веков значительно изменяется задача музеев во всех отношениях в мире. Всемирная опыт демонстрирует, то что формирование музеев проходит согласно дороге перевоплощения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры.
Целью нашего исследования выступает музей - усадьба Чайковских, мы выделяем задачу популяризации данного музея. Предметом и объектом исследование выступает старинная музей - усадьба в которой родился и рос, великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.
У любого музея есть три основных аспекта: оберегать культурное наследие, изучать его, а так же демонстрировать посетителям. Обычно с первыми двумя аспектами проблем не возникает, чего нельзя сказать про третий, музеи проигрывают борьбу за свободное время посетителей, люди в нашем столетии предпочитают ходить в кино, бары, гулять в парках, читать, играть в видеоигры или просто остаться дома и провести свой досуг за чашечкой чая сидя перед экраном телевизора - возможностей для проведения свободного времени становится всё больше и музеи в свою очередь не справляются с конкуренцией. Ограничение финансовых средств не позволяет музеям конкурировать с такими гигантами развлекательной отрасли, как например, Walt Disney, тратящим огромные деньги на свои маркетинговые компании.
Мы рекомендуем оптимизацию расходов (максимальное использование экспозиционных площадей музея, повышение производительности труда, снижение расходов на электроэнергию, прием на работу многофункциональных специалистов, интенсификация маркетинговой деятельности, автоматизация с помощью современных компьютерных технологий и программного обеспечения отдельных процессов (электронная система учета посетителей, электронное ведение приема заявок и пр.); проведение комплекса предупреждающих мер по ликвидации рисков (юридический аудит всех аспектов деятельности музея (во избежание судебных разбирательств) и пр.); развитие системы вознаграждений и выплат за рационализаторские предложения, на внедрение новых менее ресурсоемких и ресурсосберегающих технологий, на оптимизацию бизнес-процессов, позволяющих увеличивать эффективность деятельности музея; введение налоговой дисциплины (во избежание уплаты штрафов за несвоевременную сдачу отчетности).
Поскольку в нашем городе расположен завод по производству ракет « Тополь М », к нам в город часто заглядывают первые лица государства, едут они в основном на завод, но и посетить место где родился и прожил своё детство великий композитор, не отказываются. Это конечно же способствует развитию нашего музея, внимание первых лиц нашего государства, зачастую и играет основную роль.
Для решения проблемы с посещением, мы разработали ряд рекомендаций.
Необходимо выявить, что именно посетителям нравится, а что - нет, путём проведения традиционного социологического опроса.
1. Мы предлагаем следующие вопросы для социального опроса:
2. На самом деле речь идет о чем-то большем, чем о посещении музея. Дело в том что люди хотят чувствовать что их культура представлена в музее, что это музей о них и для них, и нужно им это дать.
3. Следует договориться с компаниями которые проводят туры по Удмуртии, чтобы они включили в тур данный музей.
4. Нужно работать с разными группами населения, чтобы поход в музей был интересен всем, как взрослым так и детям.
5. Разработать план развития музея на дальнейший период времени и четко следовать всем его аспектам.
Конечно это лишь вершина айсберга, однако мы затронули основную проблему и составили рекомендации для её решения, в индустрии Российского туризма, роль музеев не ценится по достоинству, а ведь наша страна так богата талантливыми людьми и не следует забывать о них, а стоит гордиться тем что у нас такие великие соотечественники, нужно идти на встречу музеям и не давать им увядать.
1. Веденин Ю. А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия. // Известия РАН. - Серия географическая, 2011. - №1.
2. Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 2012.С. 277.
3. Квартальное В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2015.-320с.
4. Крачило Н.Г. География туризма. - К.: Виша школа, 2014. - 208с.
5. Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002.- 256 с.
6. Мироненко Н.С. Рекреационная география, -М.: изд. Московского
университета, - 2011. - 207с.
7. Нелсон Граберн. В поисках самобытности // Museum. - 2012. № 199. - С. 13.
8. Новиков В.С. Инновации в туризме. М., 2015. С. 77.
9. Новиков В.С. Основные направления государственного регулирования
развития инноваций в России в условиях глобализации: политико¬
экономический аспект. М: Издательство «Палеотип». 2013. С. 157.
10. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 160с.
11. Терри Стивенс. «Путник с тяжелой ношей остро нуждается в друге...»// Museum. - 2014. № 199. - С.24-27.
12. Яни Эрреман. Музеи и туризм: культура и потребление// Museum. - 2013. № 199. - С.4-12.
13. Smith V. Hosts and Guests / University of Pennsylvania Press. - Philadelphia,
2012.
14. Сайт МБУК Удмуртской Республики Государственный мемориально-архитектурный комплекс Музей-усадьба П.И. Чайковского [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //tchaikovskyhome.ru.
15. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru.
16. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. - 728 с.
17. ГМАК «Музей - усадьба П.И.Чайковского[Электронный ресурс]www.pi- tchaikovsky.ru/
18. Музей-усадьба П.И. Чайковского - Музеи России[Электронный ресурс] www.museum.ru/M1819
19. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. - 728 с.
20. Сайт МБУК Удмуртской Республики Государственный мемориально-архитектурный комплекс Музей-усадьба П.И. Чайковского [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //tchaikovskyhome.ru
21. Абанкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2011 С. 38-39.
22. 2. Абанкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досугах». Сб., 2010
С. 41-43.
23. Абанкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга».//Towards a Sociology of Cultural Communications. UK, 2017. С. 44-45.
24. 4.Барри Лорд, Г. Лорд. Как организовать музейную выставку. //Art Менеджер. -2012. С.94.
25. .Барри Лорд, Гэйл Д. Лорд. Менеджмент в музейном деле // Логос. - М., 2012. С. 30.
26. .Брюнингсхаус-Кнубель К. Музейный педагог: защитник интересов посетителей // Международный журнал «Museum». 2014. № 2. С. 14.
27. .Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 2015. С. 241.
28. Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие. Музеи и власть. - М, 2011. С. 47.
29. .Мир музея №6. 2012. С. 26.
30. .Музееведение и охрана памятников: Науч.реф.сб. Вып.2. М., 2012. С. 6.
31. .Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе. - М., 2011. С.38.
32. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. - С.Пб., 2014. С.22-30.
33. Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. ЦМР. М., 2016. С. 128.
34. .Недумов С.И. Лермонтов. - Воткинск, 2014. С.92-95.
35. .Раньярд С. Маркетинг как взаимодействие с аудиторией // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М. -2013 С. 118-119.
36. Ромедер Ю. Методы и средства музейной работы: педагогика
обслуживания отдельного посетителя в музее М. -2011 С. 96-194.
37. Селегей П.Е. Заповедная Удмуртская республика. - Воткинск, 2015. С.44.
38. Хадсон К. Музеи не стоят на месте // Международный журнал Museum
2010. №197. С. 43.
39. Хэнбери Дж. ПУЛ. Когда менеджмент приносит деньги. - СПб,: Контрфорс, 2014.
40. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М, 2013. С. 13.
41. Большая советская энциклопедия. — Т. 5. — С. 547.
42. Большая советская энциклопедия. — Т. 13. — С. 94.
43. Вертинский, Н. Задачи массовой работы музеев // Советский музей. —
2011. — № 6. — С. 20.
44. Вестник СПбГУКИ: рос.-нем. семинар. Музей как цент сохранения культурного наследия // Научный журнал. — 2015. — № 1 (3) дек. — 163 с.
45. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музейное дело: музей- культура-общество: сб. науч. тр. Музея революции. — М., 2012. — С. 9