ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ДЕТСКИХ МЕТАЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 7
1.1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ 7
1.2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО
СЛОВОТВОРЧЕСТВА 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА II. МЕТАЯЗЫКОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК
ОТРАЖЕНИЕ ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ 20
2.1. МЕТАЯЗЫКОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВИД МЕТАЯЗЫКОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 20
2.2. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МЕТАЯЗЫКОВЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ 30
2.3. ФУНКЦИИ МЕТАЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СИТУАТИВНОЙ И
КОНТЕКСТНОЙ РЕЧИ 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
НЕУЗУАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 58
3.1. ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 58
3.2. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ОККАЗИОНАЛЬНОЕ
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ» 65
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА 79
ИСТОЧНИКИ
В настоящее время лингвисты развивают следующую концепцию: язык рассматривается не только как система, развивающаяся исторически, и не только как застывшее множество слов, но как особая деятельность человека. В этом плане весьма интересной для изучения становится детская речь.
Детская речь - особая область реализации языка, которая в зависимости от направленности изучения в разных научных парадигмах получает специфическую интерпретацию. Весьма продуктивной для разработки проблем речевого развития оказывается психолингвистическая парадигма,обращенная к описанию механизмов формирования речи, языковой способности и исследованию отдельных ее компонентов [Выготский 2000, Леонтьев 1974, Лурия 1998, Овчинникова 2000, Рубинштейн 2002 и др.]. Собственно лингвистический подходк изучению детской речи традиционно имел системоцентрический характер, когда специфика «языка» ребенка рассматривалась с точки зрения соответствия (а точнее - несоответствия) реализациям узуса [Аркадьева 1977, Гвоздев 2007, Лепская 1997, Львов 2000, Мехович 1983, Харченко 1994, Цейтлин 2000]. Такой подход определил взгляд на детскую речь как сферу функционирования языка, в которой не действуют нормативные ограничения. При этом была выявлена специфическая закономерность: самые общие, основные правила языка дети постигают раньше, чем норму [Слобин 1984, Цейтлин 2000].
Особое место в исследованиях речевой деятельности ребенка отводится так называемым «детским инновациям», которые рассматриваются в системоцентрическом (вертикальном) измерении как отклонения от нормы, связанные с недостаточностью лингвистической компетенции. Данный аспект изучения фактов детской речи акцентирует зависимость (точнее, преемственность) формирующейся языковой способности ребенка (и соответственно его языкового сознания) от речевой продукции, поступающей извне (из речи взрослых). Вместе с тем именно в рамках системоцентрического подхода вырабатывается взгляд на детскую речь как сферу реализации потенциала языковых форм и значений - творческого преломления ребенком интуитивно постигаемых алгоритмов языковой системы.
В настоящее время в исследованиях детской речи наблюдается смена системоцентрической парадигмы системно-функциональной. Факты детской речи рассматриваются при этом не по вертикальной, а по горизонтальной оси, с точки зрения внутренней, функциональной системности, характеризующей появление инноваций ребенка. В основе такого подхода лежит постулат о детской речи как относительно самостоятельной деятельности, обусловленной собственными целями, мотивами. Средства этой деятельности внешне те же, что и у взрослых, однако они резко различаются за счет различного функционального использования языковых элементов [Доброва 2003, Казаковская 2007, Цейтлин 2000]. Особым ракурсом функционального исследования детской речи является и активно разрабатываемая в современном языкознании когнитивно-дискурсивная парадигма, в фокусе внимания которой находится специфика соединения когнитивного (познавательного) и языкового опыта ребенка. Детская речь предполагает при этом анализ ее фактов с учетом специфики детского сознания и его отражения в языке [Гридина 2004; Никаноров 2000], в частности, проявление метаязыковой, мотивационной доминанты освоения языка, что выражается в особом внимании ребенка к внутренней форме слова, в стремлении понять «логику» наименования. С этой точки зрения особый интерес представляют метаязыковые образования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является детская речь как сфера функционирования языка, дающая представление о характерных стратегиях его усвоения.
Предмет исследования - «детские» образования как одна из форм метаязыковой деятельности ребенка.
Актуальность обращения к данному феномену детской речи определяется: 1) необходимостью изучения детской речи с учетом тех специфических форм метаязыковой деятельности ребенка (в частности, метаязыковых образований), без которых невозможно понять всей сложности процессов становлении языковой личности (такое изучение фактов детской речи позволяет взглянуть на них «изнутри», с точки зрения их реальной лингвокогнитивной обусловленности, не навязывая языковому мышлению ребенка стандартов взрослой логики); 2) недостаточной разработанностью самого понятия “метаязыковые образования” применительно к детской речи и необходимостью описания их разновидностей на уровне словообразования и функциональной направленности; 3) объяснительной силой метаязыковых образований для интерпретации характера ассоциативных аналогий как основы лингвокреативной деятельности ребенка, осваивающего язык.
Цель исследования - представить описание метаязыковых образований в детской речи на уровне словообразования. Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:
1) определить понятие метаязыкового образования как специфической формы метаязыкового мышления;
2) выявить психолингвистические основы детского словотворчества;
3) охарактеризовать основные функции и типы метаязыковых образований на словообразовательном уровне в детской речи;
4) определить языковые и внеязыковые факторы, способствующие проявлению метаязыковых образований в онтогенезе.
Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы. В работе выделяются основные типы метаязыковых образований и функциональные разновидности данного явления в детской речи (с учетом участия метаязыковых образований в реализации потребностей коммуникации и номинации).
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать ее результаты при разработке лекционных и практических занятий по курсам: «Современный русский язык. Словообразование», «Психолингвистика», «Теория языка», на спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам мотивации, детской речи, законов языка. Собранный наглядный материал может быть использован в учебных целях для иллюстрации связи формы и значения слова в языковом сознании ребенка, объяснения природы детских инноваций. Полученные результаты работы могут быть применены в практике преподавания русского языка в школе.
Методы исследования, использованные в работе:
> метод сплошной выборки из текста;
> описательный метод, включающий такие приемы, как наблюдение, сопоставление, обобщение;
> метод компонентного анализа;
> функциональный метод;
> словообразовательный метод.
Материалом исследования послужили: «Словарь детских словообразовательных инноваций» С. Н. Цейтлин, «Словарь детской речи» В. К. Харченко, приложение № 2 к трудам постоянно действующего семинара по онтолингвистике «Дети о языке», интернет-ресурс www.det.org.ru, высказывания детей, посещающих ДОУ № 374 г. Казани «Петушок» (младшая и средняя группы).
Структура работы включает введение, одну теоретическую и две практические главы, выводы по каждой главе, заключение и список использованной литературы.
Проведенный в данной работе обзор и анализ метаязыковых образований ребенка свидетельствует о явном интересе ребенка к различным областям усваиваемого языка. Метаязыковые образования обнажают языковое чутье ребенка, передают его природное понимание фактов естественного языка. Они позволяют ребенку проникнуть в скрытые ресурсы языкового знака, направляют его исследовательский поиск в обнаружении возможных способов связи содержания и формы применительно к собственным коммуникативным и номинативным потребностям. Свойство языка - благоприятствовать или затруднять понимание тех или иных процессов - выражается в поэтапном формировании системы языковых оценок и постепенном развитии у ребенка метаязыковых способностей. Метаязыковые образования выступают одной из стратегий усвоения языка в онтогенезе, способствуя проявлению разных аспектов лингвокреативной деятельности ребенка, являются инструментом познания действительности.
Основной предпосылкой создания метаязыковых образований является необходимость ребенка выразить актуальное, но не соотнесенное с каким-то существующим в языке словом знание о мире (когда ребенок или еще не овладел соответствующим словом или такое слово вообще отсутствует в языковой системе). И в том и в другом случае ребенок восполняет номинативную "лакуну" собственным новообразованием. В основе интерпретации ребенком языковых фактов или конструирования своих лежит механизм аналогии. Ребенок постоянно стремится найти внутреннюю форму слова, и в этом стремлении он следует логике языка, используя имеющиеся в нем модели мотивации, сочетая синтез слова с его анализом. Малыш постоянно исходит из предположения (вполне разумного и основанного на знаковой концепции языка), что должна существовать симметрия формальной и семантической структур слова. Практически всем «детским» словам (за редким исключением) такая симметрия действительно свойственна. Фактор аналогии обусловливает наличие в детской речи нескольких механизмов словообразования, проявляющихся на словообразовательном и лексико-семантическом уровнях языка.
Действие для ребенка представляется более наглядной и конкретной формой жизнедеятельности. Для ребенка существует внутренняя связь между конкретным действием и предметом или лицом, которое это действие совершает. Поэтому метаязыковые образования свидетельствуют о динамичном мировосприятии детей.
Особенностью детских метаязыковых образований является их выразительность. Экспрессивность детских инноваций осознается только взрослыми. Для ребенка, осваивающего язык и приобретающего знания об окружающей действительности, речь является стилистически нейтральной, хотя в некоторых случаях, метаязыковые образования могут выражать оценку, отношение ребенка к предмету речи.
Метаязыковые образования позволяют судить о сложном индивидуальном развитии «детской» теории языка, которая формируется под влиянием внешних и внутренних факторов. Если бы процесс усвоения языка полностью зависел от внутренних факторов (факторов «бессознательного интеллекта»), он был бы спонтанно однообразным и однотипным для всех детей. Процесс создания метаязыковых образований не является простой имитацией речи взрослых. Факты детского языка отражают лингвокреативную деятельность при усвоении языка и свидетельствуют об одаренности ребенка, способного на основании анализа речи взрослых усваивать словообразовательные модели. Метаязыковые образования в детской речи являются тем механизмом лингвокреативного мышления, который позволяет ребенку "проявить" собственное понимание мира через анализ и синтез языковой формы, иначе говоря, выступает как неотъемлемая черта формирующегося языкового сознания.
1. Аркадьева Т.Г. Деэтимологизация и связанные с ней преобразования в семантических отношениях слов / Т.Г. Аркадьева // Слово как предмет изучения. — Л.: ЛГИИ,1977. - С. 125 - 133.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей/ А. Г. Арушанова— М.: Мозаика - Синтез, 1999. — 272 с.
3. Бакина М. А. Словотворчество / М. А. Бакина. - М.: Наука, 1982. - 94 с.
4. Валгина Н.С. Современный русский язык/ Н. С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 528 с.
5. Выготский Л.С Психология/ Л. С. Выготский. - М.:
ЭКСМО - Пресс, 2000. - 408 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. - 472с.
7. Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи (явление языковой игры): дис. на соиск. уч. степ докт. филол. наук/ Т. А. Гридина. - М., 1996. - 566 с.
8. Гридина Т.А. Онтолингвистика: учебное пособие / Т. А. Гридина. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун - т, 2004. - 207 с.
9. Гридина Т.А. Типы рациональной детской мотивации по народно - этимологическому принципу / Т. А. Гридина // Детская речь и пути ее совершенствования. - Свердловск: Наука, 1989. - С. 21 - 31.
10. Гридина ТА. Языковая игра в свете лингвокреативной деятельности ребенка / Т. А. Гридина, Р.Ю. Шебалов // Язык. Система. Личность. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун - т, 2003. - С.64 - 73.
11. Гумбольдт В.Ф. Избранные труды по языкознанию / В. Ф. Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1984. - 300 с.
12. Доброва Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса/ Г. Р. Доброва. - СПб: Издательство РГПУ, 2003. - 492 с.
13. Звонкин А. К. Слово как знак и проблема представления знаний / А. К. Звонкин // Вопросы языкознания. - 1990. - №6. - С. 88-93
14. Земская Е. А. Как делаются слова / Е. А. Земская. - М.: Изд
- во Академии наук СССР, 1963. - 93 с.
15. Зубкова Т.И. Об одной стратегии языкового развития / Т. И. Зубкова // Международная конференция "Ребенок в современном мире". Т. 3. - СПб.: Наука, 1993. - С . 47 - 50
16. Казаковская В. В. Семантические категории в детской речи / В.В Казаковская. - СПб: Нестор - История, 2007. - 436 с.
17. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Ю. Н. Караулов. - М.: УРСС, 2002. - 264 с.
18. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики / В. Б. Касевич.
-М.: Наука, 1996. - 305 с.
19. Кубрякова Е.С. О номинативных компонентах речевой деятельности / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1986. - № 4. - С. 13 - 22.
20. Кубрякова Е.С. Специфика актов референции в детской речи / Е. С. Кубрякова // Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л.: Изд - во ЛГПИ, 1989. - С. 4 - 22.
21. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1974. - С. 64 - 72.
22. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. - М.: Филол. фак. МГУ, 1997. - 151 с.
23. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов ребенка: экспериментальное исследование/ А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. - М.: Наука, 1956. - 105 с.
24. Львов М.Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. - М.:
Академия, 2000. - 248 с.
25. Малаховский Л. В. Речевые высказывания метаязыкового характера у детей дошкольного возраста / Л. В. Малаховский // Проблемы детской речи: Материалы межвуз. конф. - СПб., 1994. - С. 45 - 46.
26. Намитокова Р. Ю. Детские неологизмы:
словообразовательный аспект / Р. Ю. Намитокова. - Ростов - на - Дону: Изд - во Ростов. унив - та, 1986. - 190 с.
27. Негневицкая Е. И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая. - М.: Просвещение, 1981. - С. 168 - 172.
28. Никаноров С.А. Ментальные ориентиры языковой игры в детской художественной литературе: дис. на соиск уч. степ. Канд. филол. наук / С. А. Никаноров. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун - т, 2000. - 320 с.
29. Николенко Л. В. Языковые оценки в детской речи / Л. В. Николенко, Н. А. Николина // Проблемы детской речи: М - лы межвузов. конф. - СПб., 1994. - С. 47 - 49.
30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Наука, 1994. - 406 с.
31. Радзиховская В. К. Психолингвистика в очерках и
извлечениях / В. К. Радзиховская, А. П. Кирьянов. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
32. Ростова А.Н. Метатекст как форма экспликации метаязыкового сознания / А. Н. Ростова. - Томск: Изд - во Том. ун - та, 2000. - 193 с.
33. Серкин В.П. Методы психосемантики / В. П. Серкин. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 207 с.
34. Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин. - М.: Прогресс, 1976. - 200 с.
36. Тульвисте Т. О развитии метаязыковых способностей у детей // Язык и структура знания / Т. Тульвисте. - М.: Просвещение,1990.- С. 113 - 132.
37. Уфимцева Н. В. Детская речь: психолингвистические исследования / Н. В. Уфимцева. - М.: АСТ, 2004. - 202 с.
38. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества / Т. Н. Ушакова // Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С. 114 - 127.
39. Ушакова Т.Н. Пути усвоения языка нормальным ребенком / Т. Н. Ушакова // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 123 - 130.
40. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.
41. Фидельман М.И. Взаимосвязь одаренности и познавательной активности младших школьников / М. И. Фидельман // Тезисы докладов Всероссийской научно - практической конференции. -Пермь: Наука, 1997. - С.101 - 102.
42. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи / С. Н. . Цейтлин. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
43. Черемисина М. И.Язык и его отражение в науке о языке / М. И. Черемисина, А. В. Захарова. — Новосибирск: Наука, 2002. - 254 с.
44. Черемухина Г.А. Некоторые особенности номинативных процессов в детской речи / Г. А. Черемухина // Проблемы реализации системы синтаксиса. - Пермь, 1981. - 150 с.
45. Чуковский К.И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. - М.: КДУ, 2005. - 400с.
46. Шахнарович A.M. Актуальные проблемы семантики речевой деятельности в онтогенезе / А. М. Шахнарович // Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза). - М.: Наука, 1988. - 117 - 124.
47. Шахнарович A.M. Семантические аспекты
психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования / А. М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы семантики: Сб. статей. - М.: Наука, 1983. - С. 190 - 196.
48. Шахнарович А.М. Проблема формирования языковой способности. // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / А. М. Шахнарович. - М.: Наука, 1991. - С.185 - 202.
49. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн. -СПб: Наука, 1965. - 309 с.
50. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1964. - 189 с.
51. Bates E. From First Words to Grammar: individual differences and dissociable mechanisms / E. Bates, I. Bretherton, L. Snyder. - Cambridge: Mass, 1988. - 100с.
52. Tomasello M. Constructing a Language: A Usage - Based Theory of Language Acquisition/ M. Tomasello. - HarvardUniversity Press, 2003. - 156 с.
53. Brown R. A first language: the early stages / R. Brown. - Cambrige: Mass, 1973. - 45 с.
54. Андреева Л.С. Вопросы русского
словообразования//Русский язык в школе. 2016. №5. С.3 - 15.
55. Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования.// - Филологические науки. 1960. №2. С. 20 - 26.
57. Бондаренко М.А. Словообразование в системе обобщающего повторения//Русский язык в школе.2011. №2. С.10 - 11.
58. Виноградов В.В. Словообразование и его отношение к грамматике и лексикологии// Исследования по русской грамматике. М. 1975. 371с.
59. Земская, Е.А. Словообразование / Е.А. Земская //
Современный русский язык ; под ред. Е.А. Белошапковой. - М., 1999.
60. Кадькалова Э.П., Кадькалов, Ю.Г. Из истории науки о русском словообразовании (от М.В. Ломоносова)/ Э.П. Кадькалова, Ю.Г. Кадькалов. - Саратов.,2016.
61. Николаев Г.А. Теоретические проблемы русского словообразования. Казанская научная школа // Диалектное словообразование, морфемика и морфология: Монография / Под ред. Е.Н.Шабровой. - СПб.: Наука; Вологда: ВПГУ, 2015. С.7 - 29.
62. Ширшов И.А. Типы словообразовательной
мотивированности // Филологические науки. 1995. №1, С.34.
63. Яковлев П.А. Производная и непроизводная основа в словообразовании // Вопросы преподавания русского языка в ВУЗе. 2015.С.34 - 40.
ИСТОЧНИКИ
1. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А. Н Гвоздев. - Саратов: Изд - во Саратовского университета, 1981. - 322 с.
2. Детские высказывания дошкольников младшей и средней групп, посещающих МДОУ №374 «Петушок» г. Казани.
3. Дети о языке. Приложение № 2 к трудам постоянно
действующего семинара по онтолингвистике / Сост.: С.Н.Цейтлин, М.Б.Елисеева, Т.В.Кузьмина. - СПб.: Союз, 2001. - 144 с.
4. Детская речь. Тексты, дневники, наблюдения. Учебные материалы. Выпуск 1 / Сост.: Елисеева М.Б., Воейкова М.Д. Науч. ред.: С.Н.Цейтлин. - СПб.: Образование, 1993. - 142 с.
5. Мехович Т.А. Материалы к словарю детской речи (неузуальные слова) / Т. А. Мехович. — Владивосток, 1983. - 57 с.
6. Рыбников Н.А. Словарь русского ребенка. //Материалы по развитию детского языка / Н. А. Рыбников. - М.; Л.: Наука, 1926. - 255 с.
7. Словарь детских словообразовательных инноваций / Сост.: С.Н.Цейтлин. Band 132. Verlag Otto Sagner, - Munchen. Германия. 2001. - 202 с.
8. Харченко В. К. Словарь детской речи / В. К. Харченко. - Белгород: БГПИ, 1994. - 254 с.
9. www. det. org. ru