Автоматизация бизнес-процесса «Послепродажное обслуживание погрузчиков» для ООО «Тракресурс-Регион»
|
СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-
ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 10
1.1 Основные понятия и определения 10
1.2 Стандарты формализации бизнес-процессов 16
1.3 Зарубежный и отечественный опыт реинжиниринга бизнес -
процессов 25
Выводы по главе 30
2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 31
2.1 Краткая характеристика ООО «Тракресурс- Регион» 31
2.2 Анализ технико-экономических показателей предприятия 36
2.3 Анализ существующих решений информационной системы
предприятия 42
2.3.1 Назначение и цели информационной системы 42
2.3.2 Структура информационной системы ООО «Тракресурс-Регион» 43
2.3.3 Состав задач ИС 45
2.3.4 Информационные связи задач ИС 49
2.4 Анализ бизнес-процесса «Послепродажное обслуживание
погрузчиков» ООО «Тракресурс-Регион» 51
Выводы по главе 54
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ООО «ТРАКРЕСУРС-РЕГИОН» 55
3.1 Совершенствование информационной системы управления бизнес -процессом «Послепродажное обслуживание» ООО «Тракресурс-Регион» 55
3.2 Разработка и программная реализация обеспечения подпроцессов
«Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО» 58
3.2.1 Организационно-логическая сущность задач подсистем ИС предприятия 58
3.2.2 Разработка плана по проектированию и реализации АРМ
«Послепродажное обслуживание погрузчиков» 63
3.2.3 Программная реализация задач «Регистрация заявки на ТО» и
«Формирование карточки клиента» 65
3.3 Оценка эффективности внедрения программного обеспечения задач «Регистрация заявки на ТО» и «Формирование карточки клиента» 70
3.3.1 Бюджет затрат на разработку программного обеспечения 70
3.3.2 Бюджет решения задачи «Регистрация заявки на ТО» 81
3.3.3 Бюджет решения задачи «Формирование карточки клиента» ... 86
3.3.4 Расчет показателей экономической эффективности 91
Выводы по главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 111
ПРИЛОЖЕНИЕ В 120
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 142
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 144
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-
ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 10
1.1 Основные понятия и определения 10
1.2 Стандарты формализации бизнес-процессов 16
1.3 Зарубежный и отечественный опыт реинжиниринга бизнес -
процессов 25
Выводы по главе 30
2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 31
2.1 Краткая характеристика ООО «Тракресурс- Регион» 31
2.2 Анализ технико-экономических показателей предприятия 36
2.3 Анализ существующих решений информационной системы
предприятия 42
2.3.1 Назначение и цели информационной системы 42
2.3.2 Структура информационной системы ООО «Тракресурс-Регион» 43
2.3.3 Состав задач ИС 45
2.3.4 Информационные связи задач ИС 49
2.4 Анализ бизнес-процесса «Послепродажное обслуживание
погрузчиков» ООО «Тракресурс-Регион» 51
Выводы по главе 54
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ООО «ТРАКРЕСУРС-РЕГИОН» 55
3.1 Совершенствование информационной системы управления бизнес -процессом «Послепродажное обслуживание» ООО «Тракресурс-Регион» 55
3.2 Разработка и программная реализация обеспечения подпроцессов
«Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО» 58
3.2.1 Организационно-логическая сущность задач подсистем ИС предприятия 58
3.2.2 Разработка плана по проектированию и реализации АРМ
«Послепродажное обслуживание погрузчиков» 63
3.2.3 Программная реализация задач «Регистрация заявки на ТО» и
«Формирование карточки клиента» 65
3.3 Оценка эффективности внедрения программного обеспечения задач «Регистрация заявки на ТО» и «Формирование карточки клиента» 70
3.3.1 Бюджет затрат на разработку программного обеспечения 70
3.3.2 Бюджет решения задачи «Регистрация заявки на ТО» 81
3.3.3 Бюджет решения задачи «Формирование карточки клиента» ... 86
3.3.4 Расчет показателей экономической эффективности 91
Выводы по главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 111
ПРИЛОЖЕНИЕ В 120
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 142
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 144
Организация ремонта и технического обслуживания оборудования подвержена изменениям. Она изменялась и изменяется под влиянием количественных и качественных перемен, которые происходят в парке оборудования, а также в результате изменения характера производства, его организации и других причин.
В данной выпускной квалификационной работе будет описана и реализована автоматизация бизнес-процесса «Послепродажное обслуживание погрузчиков» для ООО «Тракресурс-Регион». Так как, компания активно развивается, подошла необходимость пересмотра действующего бизнес - процесса.
Одним из самых популярных инструментов управления бизнеса является система программ «1С:Предприятие 8», которая включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе.
Организацией активно используется конфигурация «Управление производственным предприятием» платформы 1С: «Предприятие», но в данном программном обеспечении не реализован функционал для предоставления услуг технического обслуживания. Поэтому данная проблема остается актуальной на сегодняшний день.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является организация ООО «Тракресурс-Регион».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются структура, результативность, эффективность реализации бизнес - процесса «Послепродажное обслуживание погрузчиков», а также информационная система сопровождения и управления данным бизнес - процессом.
Целью данной работы является изучение и обобщение теоретических и практических вопросов реинжиниринга бизнес-процессов.
• Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретико-методологические основы.
• Рассмотреть технико-экономические показатели предприятия.
• Проанализировать существующие решения информационной системы предприятия.
• Рассмотреть назначение, структуру, а также состав задач подсистемы ИС.
• Изучить организацию обеспечения технического обслуживания, а также направления его совершенствования
• Разработать программную реализацию обеспечения подпроцессов «Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО»
• Оценить эффективность внедрения программного обеспечения подпроцессов «Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО»
Теоретической базой исследования служили научные труды отечественных ученых и бизнес-аналитиков, посвященных проблемам реинжиниринга бизнес-процессов, таких как Ковалев С.М., Ковалев В.М., Волков К.В., Попов Е.В.
При написании выпускной работы источниками информации послужили учредительные документы, годовые отчеты, документы внутреннего учета, а также материал исследований специалистов в области реинжиниринга бизнес - процессов.
В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование (для построения IDEF- диаграммы бизнесс-процесса)
Практическая значимость исследования заключается в разработке программного модуля для повышения эффективности оказания технического обслуживания.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три глав, заключение, список использованных источников, приложение, также, состоит из:
• 145 страниц,
• 35 иллюстраций,
• 29 таблиц,
• 12 формул,
• 30 источников,
• 5 приложений.
В первой главе раскрываются теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов, основные понятия и определения, стандарты формализации бизнес-процессов, а также зарубежный и отечественный опыт реинжиниринга.
Во второй главе анализируется информационная система предприятия. Дается краткая характеристика ООО «Тракресурс -Регион» и рассматриваются технико-экономические показатели. Разбираются назначения и цели информационной системы, ее структура, состав задач и их информационные связи. Характеризуется бизнес-процесс «Послепродажное обслуживание погрузчиков»
В третьей главе рассматривается совершенствование информационной системы организации послепродажного обслуживания ООО «Тракресурс- Регион». Описывается программная реализация обеспечения подпроцессов «Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО»: организационно-логическая сущность подсистемы, разработка решения задач «Регистрация заявки на ТО» и «Формирование карточки клиента». Проводится оценка эффективности внедрения программного обеспечения подпроцессов «Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО»
В данной выпускной квалификационной работе будет описана и реализована автоматизация бизнес-процесса «Послепродажное обслуживание погрузчиков» для ООО «Тракресурс-Регион». Так как, компания активно развивается, подошла необходимость пересмотра действующего бизнес - процесса.
Одним из самых популярных инструментов управления бизнеса является система программ «1С:Предприятие 8», которая включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе.
Организацией активно используется конфигурация «Управление производственным предприятием» платформы 1С: «Предприятие», но в данном программном обеспечении не реализован функционал для предоставления услуг технического обслуживания. Поэтому данная проблема остается актуальной на сегодняшний день.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является организация ООО «Тракресурс-Регион».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются структура, результативность, эффективность реализации бизнес - процесса «Послепродажное обслуживание погрузчиков», а также информационная система сопровождения и управления данным бизнес - процессом.
Целью данной работы является изучение и обобщение теоретических и практических вопросов реинжиниринга бизнес-процессов.
• Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретико-методологические основы.
• Рассмотреть технико-экономические показатели предприятия.
• Проанализировать существующие решения информационной системы предприятия.
• Рассмотреть назначение, структуру, а также состав задач подсистемы ИС.
• Изучить организацию обеспечения технического обслуживания, а также направления его совершенствования
• Разработать программную реализацию обеспечения подпроцессов «Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО»
• Оценить эффективность внедрения программного обеспечения подпроцессов «Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО»
Теоретической базой исследования служили научные труды отечественных ученых и бизнес-аналитиков, посвященных проблемам реинжиниринга бизнес-процессов, таких как Ковалев С.М., Ковалев В.М., Волков К.В., Попов Е.В.
При написании выпускной работы источниками информации послужили учредительные документы, годовые отчеты, документы внутреннего учета, а также материал исследований специалистов в области реинжиниринга бизнес - процессов.
В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование (для построения IDEF- диаграммы бизнесс-процесса)
Практическая значимость исследования заключается в разработке программного модуля для повышения эффективности оказания технического обслуживания.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три глав, заключение, список использованных источников, приложение, также, состоит из:
• 145 страниц,
• 35 иллюстраций,
• 29 таблиц,
• 12 формул,
• 30 источников,
• 5 приложений.
В первой главе раскрываются теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов, основные понятия и определения, стандарты формализации бизнес-процессов, а также зарубежный и отечественный опыт реинжиниринга.
Во второй главе анализируется информационная система предприятия. Дается краткая характеристика ООО «Тракресурс -Регион» и рассматриваются технико-экономические показатели. Разбираются назначения и цели информационной системы, ее структура, состав задач и их информационные связи. Характеризуется бизнес-процесс «Послепродажное обслуживание погрузчиков»
В третьей главе рассматривается совершенствование информационной системы организации послепродажного обслуживания ООО «Тракресурс- Регион». Описывается программная реализация обеспечения подпроцессов «Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО»: организационно-логическая сущность подсистемы, разработка решения задач «Регистрация заявки на ТО» и «Формирование карточки клиента». Проводится оценка эффективности внедрения программного обеспечения подпроцессов «Оформление заявки на ТО» и «Оказание услуг ТО»
В рамках данной выпускной квалификационной работе была описана и реализована автоматизация бизнес-процесса «Послепродажное обслуживание погрузчиков» для ООО «Тракресурс-Регион».
Изучение теоретических основ реинжиниринга бизнес-процессов, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, любая компания, независимо от рода своей деятельности, нуждается в проведении реинжиниринга, так как в условиях современной экономики постоянно изменяется конъектура рынка, что требует оперативной адаптации к новым условиям, сокращения временных и производственных издержек.
Во-вторых, реинжиниринг бизнес-процессов на основе внедрения новых технологических решений в области информационных технологий позволяет оптимизировать деятельность путем связывания участников бизнес-процесса через технологию workflow. Это позволяет оперативно доставлять результаты выполненной работы до последующих исполнителей, автоматически сигнализируя о конце предыдущей операции. Таким образом, сокращаются затраты времени на межоперационные переходы, при этом достигается более гибкое планирование и использование имеющихся ресурсов.
Руководство компании должно тщательно оценить все риски и выделить отдельный бюджет на реализацию РБП. От скорости проведения РБП часто зависит успех самой идеи его проведения. Это объясняется жесткой конкурентной средой в современном деловом мире.
Во второй главе проведен анализ технико -экономических показателей предприятия, а также ее информационной системы. На основании проделанной работы можно сделать вывод, что предприятие развивается, открывая новые филиалы и наращивая объемы реализованной продукции. ООО «Тракресурс-Регион» эффективно осуществляет свою деятельность, однако был выявлен недостаток в информационной системе предприятия, а обслуживания. Основным принципом реинжиниринга бизнес-процесса «Послепродажное обслуживание погрузчиков» является отказ от регистрации заявок на ТО в MS Excel. Вместо этого на платформе «1С: Предприятие» был разработан документ, позволяющий создавать заявки в более удобной и развернутой форме. Таким образом, автоматизировав данный бизнес -процесс был решен ряд проблем, таких как:
Повышение производительности, вследствие того, что документы больше не обрабатываются вручную;
Контроль своевременного исполнения задач и отслеживание взятых сотрудниками обязательств;
Эффективное взаимодействие между подразделениями компании;
Своевременное согласование действий, документов;
Поступление дополнительной информации, необходимой для принятия управленческих решений;
Автоматизация обработки информации: расчет, составление отчетов и т.д.
В третьей главе был разработан план по проектированию и реализации АРМ «Послепродажное обслуживание погрузчиков», после чего описана программная реализация бизнес-процесса. Проведена сравнительная оценка показателей, характеризующих экономическую эффективность разработки. Подводя итог исследования, были сделаны следующие выводы:
Оптимизация затрат является важным направлением повышения эффективности деятельности предприятия
Оценка экономического эффекта предложенного реинжиниринга бизнес-процесса показала окупаемость инвестиций за 11 месяцев.
Таким образом, на реализацию предложенных мероприятий по совершенствованию бизнес-процесса планируется потратить 250826 рублей, при этом ежемесячная экономия составит 29921 рублей. Проведенная работа показывает, что мероприятия по автоматизации оказания услуг технического обслуживания позволяют повысить эффективность деятельности компании ООО «Тракресурс-Регион».
Изучение теоретических основ реинжиниринга бизнес-процессов, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, любая компания, независимо от рода своей деятельности, нуждается в проведении реинжиниринга, так как в условиях современной экономики постоянно изменяется конъектура рынка, что требует оперативной адаптации к новым условиям, сокращения временных и производственных издержек.
Во-вторых, реинжиниринг бизнес-процессов на основе внедрения новых технологических решений в области информационных технологий позволяет оптимизировать деятельность путем связывания участников бизнес-процесса через технологию workflow. Это позволяет оперативно доставлять результаты выполненной работы до последующих исполнителей, автоматически сигнализируя о конце предыдущей операции. Таким образом, сокращаются затраты времени на межоперационные переходы, при этом достигается более гибкое планирование и использование имеющихся ресурсов.
Руководство компании должно тщательно оценить все риски и выделить отдельный бюджет на реализацию РБП. От скорости проведения РБП часто зависит успех самой идеи его проведения. Это объясняется жесткой конкурентной средой в современном деловом мире.
Во второй главе проведен анализ технико -экономических показателей предприятия, а также ее информационной системы. На основании проделанной работы можно сделать вывод, что предприятие развивается, открывая новые филиалы и наращивая объемы реализованной продукции. ООО «Тракресурс-Регион» эффективно осуществляет свою деятельность, однако был выявлен недостаток в информационной системе предприятия, а обслуживания. Основным принципом реинжиниринга бизнес-процесса «Послепродажное обслуживание погрузчиков» является отказ от регистрации заявок на ТО в MS Excel. Вместо этого на платформе «1С: Предприятие» был разработан документ, позволяющий создавать заявки в более удобной и развернутой форме. Таким образом, автоматизировав данный бизнес -процесс был решен ряд проблем, таких как:
Повышение производительности, вследствие того, что документы больше не обрабатываются вручную;
Контроль своевременного исполнения задач и отслеживание взятых сотрудниками обязательств;
Эффективное взаимодействие между подразделениями компании;
Своевременное согласование действий, документов;
Поступление дополнительной информации, необходимой для принятия управленческих решений;
Автоматизация обработки информации: расчет, составление отчетов и т.д.
В третьей главе был разработан план по проектированию и реализации АРМ «Послепродажное обслуживание погрузчиков», после чего описана программная реализация бизнес-процесса. Проведена сравнительная оценка показателей, характеризующих экономическую эффективность разработки. Подводя итог исследования, были сделаны следующие выводы:
Оптимизация затрат является важным направлением повышения эффективности деятельности предприятия
Оценка экономического эффекта предложенного реинжиниринга бизнес-процесса показала окупаемость инвестиций за 11 месяцев.
Таким образом, на реализацию предложенных мероприятий по совершенствованию бизнес-процесса планируется потратить 250826 рублей, при этом ежемесячная экономия составит 29921 рублей. Проведенная работа показывает, что мероприятия по автоматизации оказания услуг технического обслуживания позволяют повысить эффективность деятельности компании ООО «Тракресурс-Регион».



