ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. История развития франчайзинга за рубежом и в России 6
1.2. Понятие и признаки франчайзинга 12
1.3. Источники нормативного регулирования франчайзинга 17
Глава 2. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ КАК ОСНОВА ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Понятие и признаки договора коммерческой концессии 24
2.2. Существенные условия договора коммерческой концессии 28
2.3. Правообладатель как сторона договора коммерческой концессии, его права
и обязанности 44
2.4. Концессионер как сторона договора коммерческой концессии, его права и
обязанности 47
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 56
3.1. Соотношение франчайзинга и договора коммерческой концессии 56
3.2. Перспективы развития правового регулирования франчайзинговой
деятельности 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
приложение 70
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. История развития франчайзинга за рубежом и в России 6
1.2. Понятие и признаки франчайзинга 12
1.3. Источники нормативного регулирования франчайзинга 17
Глава 2. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ КАК ОСНОВА ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Понятие и признаки договора коммерческой концессии 24
2.2. Существенные условия договора коммерческой концессии 28
2.3. Правообладатель как сторона договора коммерческой концессии, его права
и обязанности 44
2.4. Концессионер как сторона договора коммерческой концессии, его права и
обязанности 47
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 56
3.1. Соотношение франчайзинга и договора коммерческой концессии 56
3.2. Перспективы развития правового регулирования франчайзинговой
деятельности 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
приложение 70
Стоит констатировать тот факт, что за последние двадцать лет значительное количество иностранных терминов уверенно вошло в бизнес- терминологию предпринимателей России. Одним из таких терминов иностранного происхождения можно назвать термин «франчайзинг» и все производные от него.
Эти термины, а также их аналоги и синонимы отсутствовали в отечественной правовой системе до заимствования из законодательства стран дальнего зарубежья.
По мере расширения сферы применения франчайзинга данная технология все чаще стала применяться отечественными предпринимателями для выхода на региональные рынки и реализации интеграционной политики субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.
Несмотря на постоянный рост популярности франчайзинга, официального толкования термин «франчайзинг» в Российской Федерации до сих пор не получил, что, однако, не мешает его применять разработчикам программных документов, а коммерсантам - успешно использовать франчайзинговую технологию при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации одной из поименованных договорных форм, обязательств по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности является договор коммерческой концессии.
Уже более десяти лет коммерческая концессия существует в системе поименованных Гражданским кодексом РФ договоров. Однако дискуссия о ее месте в системе обязательственного права не прекращается до сих пор.
Главной причиной этого является комплексность соответствующего договорного института . Совмещение в нем элементов разных видов договоров (лицензионного, возмездного оказания услуг и др.) требует установления четких различий между ними и коммерческой концессией.
Предлагаемые в литературе критерии разграничения договора коммерческой концессии и некоторых смежных с ним институтов в ряде случаев не позволяют обособить первую от последних. Отражением этого служит противоречивая судебно-арбитражная практика.
Кроме того, следует иметь в виду, что в теории вопрос о тождественности терминов «коммерческая концессия» и «франчайзинг» однозначно не решен. При этом необходимо отметить, что если ранее законодатель однозначно ставил между этими договорами знак равенства, то на сегодняшний день такая дефиниция, как «франчайзинг», как уже было сказано, в нормативных актах отсутствует.
Указанные обстоятельства определяют актуальность дипломной работы, цель которой состоит в анализе и выявлении особенностей правового регулирования предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
На достижение намеченной цели направлено выполнение следующих задач:
- рассмотреть историю развития франчайзинга за рубежом и в России;
- определить понятие и признаки франчайзинга;
- охарактеризовать источники нормативного регулирования
франчайзинга;
- исследовать признаки договора коммерческой концессии;
- выявить существенные условия договора коммерческой концессии;
- проанализировать субъектов договора коммерческой концессии, их
права и обязанности;
- изучить соотношение франчайзинга и договора коммерческой
концессии;
- проанализировать перспективы развития правового регулирования франчайзинговой деятельности.
Объектом изучения в настоящей работы выступают правоотношения в области предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Предметом исследования - особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Центральное место в исследовании предмета заняли специальные юридические методы: формально-юридический, анализ и метод сравнительного правоведения.
Информационно-теоретической базой работы являются:
- нормативно правовые акты: Конституция Российской Федерации , положения гражданского законодательства , международные акты;
- учебная и специальная литература таких авторов как: Е.А. Васильев, А.С. Комаров, Д.П. Стригунова, С.А. Сосна, Е.Н. Васильева, В.В. Николюк , С.В. Климова, М.Н. Титова, Г.А. Лаптев, К.С. Ковалева, Р.Ш. Касымов и многих других.
- материалы судебной практики: постановления и определения
Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, а также иных судебных органов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, раскрывающих суть исследуемого вопроса, заключения с обобщающими выводами по работе и списка литературы.
Эти термины, а также их аналоги и синонимы отсутствовали в отечественной правовой системе до заимствования из законодательства стран дальнего зарубежья.
По мере расширения сферы применения франчайзинга данная технология все чаще стала применяться отечественными предпринимателями для выхода на региональные рынки и реализации интеграционной политики субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.
Несмотря на постоянный рост популярности франчайзинга, официального толкования термин «франчайзинг» в Российской Федерации до сих пор не получил, что, однако, не мешает его применять разработчикам программных документов, а коммерсантам - успешно использовать франчайзинговую технологию при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации одной из поименованных договорных форм, обязательств по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности является договор коммерческой концессии.
Уже более десяти лет коммерческая концессия существует в системе поименованных Гражданским кодексом РФ договоров. Однако дискуссия о ее месте в системе обязательственного права не прекращается до сих пор.
Главной причиной этого является комплексность соответствующего договорного института . Совмещение в нем элементов разных видов договоров (лицензионного, возмездного оказания услуг и др.) требует установления четких различий между ними и коммерческой концессией.
Предлагаемые в литературе критерии разграничения договора коммерческой концессии и некоторых смежных с ним институтов в ряде случаев не позволяют обособить первую от последних. Отражением этого служит противоречивая судебно-арбитражная практика.
Кроме того, следует иметь в виду, что в теории вопрос о тождественности терминов «коммерческая концессия» и «франчайзинг» однозначно не решен. При этом необходимо отметить, что если ранее законодатель однозначно ставил между этими договорами знак равенства, то на сегодняшний день такая дефиниция, как «франчайзинг», как уже было сказано, в нормативных актах отсутствует.
Указанные обстоятельства определяют актуальность дипломной работы, цель которой состоит в анализе и выявлении особенностей правового регулирования предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
На достижение намеченной цели направлено выполнение следующих задач:
- рассмотреть историю развития франчайзинга за рубежом и в России;
- определить понятие и признаки франчайзинга;
- охарактеризовать источники нормативного регулирования
франчайзинга;
- исследовать признаки договора коммерческой концессии;
- выявить существенные условия договора коммерческой концессии;
- проанализировать субъектов договора коммерческой концессии, их
права и обязанности;
- изучить соотношение франчайзинга и договора коммерческой
концессии;
- проанализировать перспективы развития правового регулирования франчайзинговой деятельности.
Объектом изучения в настоящей работы выступают правоотношения в области предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Предметом исследования - особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Центральное место в исследовании предмета заняли специальные юридические методы: формально-юридический, анализ и метод сравнительного правоведения.
Информационно-теоретической базой работы являются:
- нормативно правовые акты: Конституция Российской Федерации , положения гражданского законодательства , международные акты;
- учебная и специальная литература таких авторов как: Е.А. Васильев, А.С. Комаров, Д.П. Стригунова, С.А. Сосна, Е.Н. Васильева, В.В. Николюк , С.В. Климова, М.Н. Титова, Г.А. Лаптев, К.С. Ковалева, Р.Ш. Касымов и многих других.
- материалы судебной практики: постановления и определения
Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, а также иных судебных органов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, раскрывающих суть исследуемого вопроса, заключения с обобщающими выводами по работе и списка литературы.
В бизнес-терминологию России термин «франчайзинг» был введен около 13 лет назад.
На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском законодательстве отсутствует стандартизированный термин «франчайзинг».
В российской правовой доктрине в качестве аналога франчайзингу используется понятие «коммерческая концессия».
Предметом договора коммерческой концессии является не исключительное право, как отдельный объект, но комплекс прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты. Именно этим указанный договор отличается от сходных, родственных договоров, таких как, например, лицензионные, предусматривающие передачу права на использование лишь определенных объектов.
Существенными условиями договора коммерческой концессии следует считать условия о предмете и цене. Говоря о предмете, стоит упомянуть о том, что его необходимо предельно конкретизировать, указать непосредственный объем, в котором дозволено использовать комплекс прав и сопутствующие ему элементы (например, деловую репутацию).
Стоит отметить, что франчайзинг имеет ряд преимуществ как для франчайзера, так и для франчайзи. Преимуществом для франчайзера является то, что его бизнес всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию. После того, как бизнес своим успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желают развивать это дело, создавая франчайзинговую систему.
Для франчайзера выгода франчайзинга заключается в том, что он получает гарантированный и стабильный объём продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определённые договором партии товара, расходных материалов или иной продукции, услуг.
Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзеру за предоставление услуг, т.е. франчайзинг приносит дополнительные деньги.
Франчайзинг открывает для франчайзера возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления его репутации на существующем. Франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзера никогда не хватило бы денег.
Франчайзинг дает потребителю возможность больше узнать о продукте и услугах франчайзера, а это приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.
В настоящее время регулирование франчайзинга представлено национальным законодательством, а также международными актами.
Можно сказать о том, что в настоящий момент набюдается положительная динамика развития франчайзинга в России. Франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг.
Франчайзинговая модель как нельзя лучше подходит для российского рынка, где конкуренция и продвижение бренда играют не последнюю роль. С помощью франчайзинга можно открывать заведомо успешные магазины, рестораны, сервисные центры, а также многое другое, что пользуется спросом не только в России, но и во всем мире. При этом развивается не только отдельно взятая точка, но и вся сеть в целом, что позволяет оставлять на рынке только успешные и конкурентоспособные компании.
Гражданским законодательствам установлены определенные требования как к форме договора, так и к его содержанию. Договор коммерческой концессии обязательно должен быть заключен в письменной форме. Кроме того, договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте.
В отличие от правил, закрепленных в Принципах европейского частного права правила действующего российского законодательства исключают из предмета договора коммерческой концессии право на использование в предпринимательской деятельности пользователя фирменного наименования правообладателя. Кроме того, российская модель отношений между правообладателем и пользователем содержит положение, предусматривающее передачу пользователю исключительного права на ноу-хау без передачи самого ноу-хау. Это нежизнеспособная модель. Совершенно иначе урегулированы отношения по поводу ноу-хау между франчайзером и франчайзи в Принципах европейского частного права. Согласно указанных Принципов в период действия договорных отношений франчайзер обязан передавать франчайзи знания и опыт (ноу-хау), необходимые для ведения дел.
Стороны по договору коммерческой концессии: правообладатель;
пользователь.
Правообладателем и пользователем в данном договоре могут быть только коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели .
Расширительное толкование данного перечня не поддержано судебной практикой, поэтому участие в договоре коммерческой концессии некоммерческих организаций, имеющих право заниматься
предпринимательской деятельностью в своих уставных целях, не допускается.
Подводя итог, можно сказать о том, что положительная динамика развития франчайзинга в России есть. Несмотря на все препятствия, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг. Заметен рост франчайзинговых моделей, которые работают в сфере производственного франчайзинга. Правовые нормы касательно франчайзинговой деятельности также медленно, но уверенно приводятся в соответствие с мировыми стандартами.
Также эта модель как нельзя лучше подходит для российского рынка, где конкуренция и продвижение бренда играют не последнюю роль. С помощью франчайзинга можно открывать заведомо успешные магазины, рестораны, сервисные центры, а также многое другое, что пользуется спросом не только в России, но и во всем мире. При этом развивается не только отдельно взятая точка, но и вся сеть в целом, что позволяет оставлять на рынке только успешные и конкурентоспособные компании.
В заключение необходимо отметить, что, конечно, существует целый ряд причин, тормозящих развитие франчайзинга в нашей стране, но, несмотря на все выявленные проблемы, он остается самым надежным вариантом организации бизнеса в рыночной системе.
Оптимизация нормативно-правовой базы взаимоотношений в процессе франчайзинга, рост степени защиты интеллектуальной собственности, совершенствование комплексов кредитования франчайзинга могут способствовать перестройке отраслевых особенностей российского рынка франшиз и росту значения иностранных франчайзеров в стратегически важных для российской экономики сферах деятельности.
На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском законодательстве отсутствует стандартизированный термин «франчайзинг».
В российской правовой доктрине в качестве аналога франчайзингу используется понятие «коммерческая концессия».
Предметом договора коммерческой концессии является не исключительное право, как отдельный объект, но комплекс прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты. Именно этим указанный договор отличается от сходных, родственных договоров, таких как, например, лицензионные, предусматривающие передачу права на использование лишь определенных объектов.
Существенными условиями договора коммерческой концессии следует считать условия о предмете и цене. Говоря о предмете, стоит упомянуть о том, что его необходимо предельно конкретизировать, указать непосредственный объем, в котором дозволено использовать комплекс прав и сопутствующие ему элементы (например, деловую репутацию).
Стоит отметить, что франчайзинг имеет ряд преимуществ как для франчайзера, так и для франчайзи. Преимуществом для франчайзера является то, что его бизнес всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию. После того, как бизнес своим успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желают развивать это дело, создавая франчайзинговую систему.
Для франчайзера выгода франчайзинга заключается в том, что он получает гарантированный и стабильный объём продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определённые договором партии товара, расходных материалов или иной продукции, услуг.
Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзеру за предоставление услуг, т.е. франчайзинг приносит дополнительные деньги.
Франчайзинг открывает для франчайзера возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления его репутации на существующем. Франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзера никогда не хватило бы денег.
Франчайзинг дает потребителю возможность больше узнать о продукте и услугах франчайзера, а это приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.
В настоящее время регулирование франчайзинга представлено национальным законодательством, а также международными актами.
Можно сказать о том, что в настоящий момент набюдается положительная динамика развития франчайзинга в России. Франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг.
Франчайзинговая модель как нельзя лучше подходит для российского рынка, где конкуренция и продвижение бренда играют не последнюю роль. С помощью франчайзинга можно открывать заведомо успешные магазины, рестораны, сервисные центры, а также многое другое, что пользуется спросом не только в России, но и во всем мире. При этом развивается не только отдельно взятая точка, но и вся сеть в целом, что позволяет оставлять на рынке только успешные и конкурентоспособные компании.
Гражданским законодательствам установлены определенные требования как к форме договора, так и к его содержанию. Договор коммерческой концессии обязательно должен быть заключен в письменной форме. Кроме того, договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте.
В отличие от правил, закрепленных в Принципах европейского частного права правила действующего российского законодательства исключают из предмета договора коммерческой концессии право на использование в предпринимательской деятельности пользователя фирменного наименования правообладателя. Кроме того, российская модель отношений между правообладателем и пользователем содержит положение, предусматривающее передачу пользователю исключительного права на ноу-хау без передачи самого ноу-хау. Это нежизнеспособная модель. Совершенно иначе урегулированы отношения по поводу ноу-хау между франчайзером и франчайзи в Принципах европейского частного права. Согласно указанных Принципов в период действия договорных отношений франчайзер обязан передавать франчайзи знания и опыт (ноу-хау), необходимые для ведения дел.
Стороны по договору коммерческой концессии: правообладатель;
пользователь.
Правообладателем и пользователем в данном договоре могут быть только коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели .
Расширительное толкование данного перечня не поддержано судебной практикой, поэтому участие в договоре коммерческой концессии некоммерческих организаций, имеющих право заниматься
предпринимательской деятельностью в своих уставных целях, не допускается.
Подводя итог, можно сказать о том, что положительная динамика развития франчайзинга в России есть. Несмотря на все препятствия, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг. Заметен рост франчайзинговых моделей, которые работают в сфере производственного франчайзинга. Правовые нормы касательно франчайзинговой деятельности также медленно, но уверенно приводятся в соответствие с мировыми стандартами.
Также эта модель как нельзя лучше подходит для российского рынка, где конкуренция и продвижение бренда играют не последнюю роль. С помощью франчайзинга можно открывать заведомо успешные магазины, рестораны, сервисные центры, а также многое другое, что пользуется спросом не только в России, но и во всем мире. При этом развивается не только отдельно взятая точка, но и вся сеть в целом, что позволяет оставлять на рынке только успешные и конкурентоспособные компании.
В заключение необходимо отметить, что, конечно, существует целый ряд причин, тормозящих развитие франчайзинга в нашей стране, но, несмотря на все выявленные проблемы, он остается самым надежным вариантом организации бизнеса в рыночной системе.
Оптимизация нормативно-правовой базы взаимоотношений в процессе франчайзинга, рост степени защиты интеллектуальной собственности, совершенствование комплексов кредитования франчайзинга могут способствовать перестройке отраслевых особенностей российского рынка франшиз и росту значения иностранных франчайзеров в стратегически важных для российской экономики сферах деятельности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Конституционное право на свободное занятие предпринимательской деятельностью по российскому праву и праву зарубежных стран
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Роль банковского сектора в развитии предпринимательской деятельности (на примере Приволжского федерального округа)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование франчайзинга в международном частном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016



