Автоматизация процессов библиотеки и совершенствование её информационной системы управления бизнес-процессом «Оказание услуг читателям» с использованием мобильных технологий
СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9
1.1 Основные понятия и определения 9
1.2 Стандарты формализации бизнес-процессов 13
1.3 Зарубежный и отечественный опыт реинжиниринга бизнес-процессов ... 17
1.4 Концепции и методики разработки мобильных приложений 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 26
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ существующих решений информационной системы библиотеки 29
2.2.1 Назначение и цели информационной системы 29
2.2.2 Состав задач ИС 34
2.2.3 Информационные связи задач ИС 46
2.3 Анализ бизнес-процесса «Предоставление услуг читателям»
централизованной городской библиотеки 54
Выводы по главе 2 56
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ 57
3.1 Совершенствование информационной системы управления бизнес-процессом «Предоставление услуг читателям» централизованной городской
библиотеки 57
3.1.1 Обоснование проектных решений по совершенствованию бизнес- процесса библиотеки «Предоставление услуг читателям» 57
3.2 Разработка и программная реализация обеспечения подпроцессов «Регистрация читателей» и «Обслуживание читателей» 60
3.2.1 Организационно-логическая сущность подсистемы 60
3.3 Оценка эффективности внедрения программного обеспечения подпроцессов «Регистрация читателей» и «Обслуживание читателей» 62
3.3.1 Бюджет затрат на разработку программного обеспечения 62
3.3.2 Бюджет решения задачи «Запись в библиотеку» 96
3.3.3 Бюджет решения задачи «Заказ читателя» без использования программного обеспечения 101
3.3.4 Расчет показателей экономической эффективности 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ А 120
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 128
ПРИЛОЖЕНИЕ В 155
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 156
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
В данной выпускной квалификационной работе будет рассмотрена информационная система централизованной библиотечной системы (то есть, городской библиотеки), а так же бизнес-процесс, который будет задействован в рамках создаваемого мобильного приложения.
В современных условиях трудно представить себе человека без мобильного телефона, планшетного компьютера, смартфона или любого другого портативного мультимедийного устройства. Мы привыкли к тому, что оно всегда под рукой, и это не только средство общения, но имеет и много полезных функций, таких как калькулятор, органайзер, конвертер, календарь, часы.
Поскольку мобильные продажи во всем мире растут, и также растет спрос на различные приложения для них. Каждая уважающая себя компания стремится иметь, по меньшей мере, одно мобильное приложение, чтобы быть его клиентом и иметь "всегда под рукой". А существование некоторых компаний вообще сложно представить без мобильных и специализированных программ, с помощью которых можно, например, управлять базами данных, или контролировать состояние своего продукта на рынке в любой момент времени.
С появлением мобильных устройств, при наличии доступа в интернет любой пользователь независимо от времени и места может получить доступ к интересующей его информации. Расширилось количество пользователей, которым необходимо часто обращаться к информации определенного свойства. Это породило потребность в создании специальных приложений, удовлетворяющих эти потребности.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что услуги городской библиотеки могут быть полезны большому количеству людей, например студентам, либо профессионалам в каких-либо областях, которым так же может потребоваться специфичная литература. Выбор средства - мобильных технологий, призван привлечь большее количество читателей к услугам библиотеки, а также исключить необходимость поиска нужной информации по всему сайту, тем самым экономя время и интернет трафик клиента.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является эффективность реализации бизнес-процесса «Оказание услуг читателям», а так же информационная система сопровождения и управления данным бизнес-процессом.
Объектом исследования является централизованная библиотечная система г. Набережные Челны.
Проблемы библиотеки:
1. Недостаточное финансирование;
2. Отсутствие дополнительных сервисов и в связи с этим не полное удовлетворение запросов читателей.
Целью исследования является автоматизация процессов библиотеки и совершенствование её информационной системы управления бизнес- процессом «Оказание услуг читателям» с использованием мобильных технологий, то есть, улучшение некоторых уже имеющихся задач, а так же добавление новых, которые бы сделали ИС более удобной как для сотрудников, так и для пользователей.
Из задач выделены одни из самых простых, но важных - создание личного профиля пользователя, поиск книг по перечню, возможность бронирования. Так же в приложении имеется приятный «бонус»- история просмотренных книг.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие этапы исследования:
1. Провести предпроектное обследование централизованной
библиотечной системы.
2. Проанализировать процесс предоставления читателям услуг.
3. Проанализировать существующие решения по автоматизации
процесса предоставления читателям услуг.
4. Сформировать техническое задание на разработку мобильного приложения централизованной библиотечной системы.
5. Реализовать проектные решения по разработке мобильного приложения централизованной библиотечной системы.
6. Обосновать экономическую эффективность мобильного приложения и его реализации.
В настоящей выпускной квалификационной работе рассматривалось создание и актуальность мобильной разработки для муниципального бюджетного учреждения централизованной библиотечной системы (МБУ ЦБС).
Мобильное приложение удовлетворило всем требованиям ЦБС, также достигнуты поставленные задачи, а именно: создан личный кабинет пользователя, тем самым появилась автоматизированная, удаленная запись в библиотеку, создана такая кнопка, как поиск необходимой литературы, которую в результате можно забронировать. Также создан заказ литературы, но реализован он в серверной части проекта.
Разработанное приложение передано в пользование МБУ ЦБС, где было успешно внедрено, и на данный момент доступно в магазине приложений, игр, книг, музыки и т.д. под названием Play Market.