Профилактическое направление в работе логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) (Специальное (дефектологическое) образование, Ярославский государственный педагогический университет )
Было проведено экспе5рименгтальное исследование.
База исследования: ГБОУ г. Ярославля «Школа №33 им. К. Маркса». В нем принимало участие две группы детей: экспериментальная группа (ЭГ) и группы сравнительного анализа (ГСА). Средний возраст детей - от 6 до 7 лет. ЭГ составили 10 старших дошкольников, у которых состояние речевой функции соответствовало III уровню речевого развития. Группа ГСА составили 10 дошкольников с нормальным речевым развитием от 6 до 7 лет.
Если поменять название базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Много приложений (результаты эксперимента).
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты выявления и предупреждения нарушений письменной речи у детей 6-7 лет ОНР………………………………………………………..5
1.1 Условия успешного формирования навыков письма……………………………….5
1.2 Понятие дисграфии, раскрытое в специальной литературе……………………….10
1.3 Характеристика акустической дисграфии………………………………………….13
1.4 Психолого–педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…16
1.5 Методологические подходы к профилактике акустической дисграфии у детей 6-7 лет с ОНР……………………………………………………………………………………19
Глава II. Экспериментальное исследование механизма письма у детей 6-7 лет с ОНР………………………………………………………………………………………….23
2.1 Цели, задачи, организация и методика выявления предрасположенности к дисграфии у детей 6-7 лет с ОНР…………………………………………….29
2.2 Особенности овладения письмом, характерные для детей 6-7 лет с предрасположенностью к акустической дисграфии с ОНР…………………………….29
2.3 Организация логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у детей 6-7 лет с ОНР………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………........39
Приложение…………………………………………………………………………42
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность приемов, методы предупреждения акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – готовность к освоению навыка письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – приемы и методы логопедической работы по предупреждению акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что от уровня развития устной речи зависит уровень овладение письменной речью и правильно подобранные методические материалы способствуют эффективной логопедической работе.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по предупреждению акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в области лингвистики, психолингвистики, методики развития речи дошкольников, логопедии; определить подходы к обследованию и формированию письма и письменной речи;
2. Разработать материалы и методику обследования навыков письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3.Провести анализ результатов обследования и охарактеризовать возможности овладевания навыка письма дошкольниками с общим недоразвитием речи;
4. Предложить методические рекомендации по предупреждению акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования – библиографический, аналитико-синтетический, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей, педагогический эксперимент (констатирующий эксперимент). Теоретическая значимость исследования определяется изучением особенностей профилактического направления в работе логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР имеющими нарушения письменной речи, необходимостью получения углубленного представления о механизмах, симптоматике, этиологии данных нарушений. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, психологами, родителями при планировании и проведении профилактической работы по формированию навыка письма у старших дошкольников с ОНР.
Нарушение письменной речи у обучающихся старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, ведь овладение письмом – это одно из наиболее сложных видов учебной деятельности. На начальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение сил ребенка, особенно, если это обучающийся с ОНР, у которого наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение ему. Проведенное нами исследование позволило выявить нарушения мелкой моторики, артикуляционной моторики, фонетического слуха и восприятия, лексико-грамматической стороны речи. Отсутствие моторной координации, точности движений, напряженность служат препятствием в формировании навыка письма. Это приводит к ослаблению внимания и появлению ошибок в правильном начертании букв. Непонимание значений слов, из каких звуков состоят слова, чем отличаются те или иные звуки, плохая дифференциация фонем – это все приводит к плохому запоминанию букв, так как каждый раз ребенок соотносит букву с разными звуками. Отсюда и затруднения в делении слова на части. На письме эти все нарушения выражаются в заменах, пропусках, смешении букв, неправильном формировании словосочетаний, далее предложений.
С целью практического обследования вышеизложенных направлений был проведен констатирующий эксперимент. В результате проведенного обследования была установлена закономерность нарушений моторики, фонематического слуха, восприятия, лексико-грамматической стороны речи с нарушениями письма.
На основе данных проанализированных источников и констатирующего эксперимента были определены направления логопедической работы с целью предупреждения нарушений письма у старших дошкольников с ОНР.
Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что овладение письменной речью зависит от уровня развития устной речи.