Профилактическое направление в работе логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) (Специальное (дефектологическое) образование, Ярославский государственный педагогический университет )
Было проведено экспе5рименгтальное исследование.
База исследования: ГБОУ г. Ярославля «Школа №33 им. К. Маркса». В нем принимало участие две группы детей: экспериментальная группа (ЭГ) и группы сравнительного анализа (ГСА). Средний возраст детей - от 6 до 7 лет. ЭГ составили 10 старших дошкольников, у которых состояние речевой функции соответствовало III уровню речевого развития. Группа ГСА составили 10 дошкольников с нормальным речевым развитием от 6 до 7 лет.
Если поменять название базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Много приложений (результаты эксперимента).
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты выявления и предупреждения нарушений письменной речи у детей 6-7 лет ОНР………………………………………………………..5
1.1 Условия успешного формирования навыков письма……………………………….5
1.2 Понятие дисграфии, раскрытое в специальной литературе……………………….10
1.3 Характеристика акустической дисграфии………………………………………….13
1.4 Психолого–педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…16
1.5 Методологические подходы к профилактике акустической дисграфии у детей 6-7 лет с ОНР……………………………………………………………………………………19
Глава II. Экспериментальное исследование механизма письма у детей 6-7 лет с ОНР………………………………………………………………………………………….23
2.1 Цели, задачи, организация и методика выявления предрасположенности к дисграфии у детей 6-7 лет с ОНР…………………………………………….29
2.2 Особенности овладения письмом, характерные для детей 6-7 лет с предрасположенностью к акустической дисграфии с ОНР…………………………….29
2.3 Организация логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у детей 6-7 лет с ОНР………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………........39
Приложение…………………………………………………………………………42
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность приемов, методы предупреждения акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – готовность к освоению навыка письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – приемы и методы логопедической работы по предупреждению акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что от уровня развития устной речи зависит уровень овладение письменной речью и правильно подобранные методические материалы способствуют эффективной логопедической работе.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по предупреждению акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в области лингвистики, психолингвистики, методики развития речи дошкольников, логопедии; определить подходы к обследованию и формированию письма и письменной речи;
2. Разработать материалы и методику обследования навыков письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3.Провести анализ результатов обследования и охарактеризовать возможности овладевания навыка письма дошкольниками с общим недоразвитием речи;
4. Предложить методические рекомендации по предупреждению акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования – библиографический, аналитико-синтетический, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей, педагогический эксперимент (констатирующий эксперимент). Теоретическая значимость исследования определяется изучением особенностей профилактического направления в работе логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР имеющими нарушения письменной речи, необходимостью получения углубленного представления о механизмах, симптоматике, этиологии данных нарушений. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, психологами, родителями при планировании и проведении профилактической работы по формированию навыка письма у старших дошкольников с ОНР.
Нарушение письменной речи у обучающихся старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, ведь овладение письмом – это одно из наиболее сложных видов учебной деятельности. На начальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение сил ребенка, особенно, если это обучающийся с ОНР, у которого наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение ему. Проведенное нами исследование позволило выявить нарушения мелкой моторики, артикуляционной моторики, фонетического слуха и восприятия, лексико-грамматической стороны речи. Отсутствие моторной координации, точности движений, напряженность служат препятствием в формировании навыка письма. Это приводит к ослаблению внимания и появлению ошибок в правильном начертании букв. Непонимание значений слов, из каких звуков состоят слова, чем отличаются те или иные звуки, плохая дифференциация фонем – это все приводит к плохому запоминанию букв, так как каждый раз ребенок соотносит букву с разными звуками. Отсюда и затруднения в делении слова на части. На письме эти все нарушения выражаются в заменах, пропусках, смешении букв, неправильном формировании словосочетаний, далее предложений.
С целью практического обследования вышеизложенных направлений был проведен констатирующий эксперимент. В результате проведенного обследования была установлена закономерность нарушений моторики, фонематического слуха, восприятия, лексико-грамматической стороны речи с нарушениями письма.
На основе данных проанализированных источников и констатирующего эксперимента были определены направления логопедической работы с целью предупреждения нарушений письма у старших дошкольников с ОНР.
Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что овладение письменной речью зависит от уровня развития устной речи.
1. Бабина Г.В. Программа педагогической практики студентов младших курсов отделения логопедии / Ю.Ф. Гаркуша, Т.В. Волосовец, Р.Е. Идее. — М., 1997
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Акад. пед. наук. — 2013. — 500 с.
3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. — 279 с.
4. Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии: для родителей / В.А. Крутецкая. — Санкт-Петербург: Литера, 2015. — 94 с.
5. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. — 16 с.
6. Левченко И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти [Текст] / И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 144 с.
7. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 208 с.
8. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е.Д. Хомской. –– М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320 с.
9. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М.: Академия педагогических наук, — 1950. — С. 121-138.
10. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). —СПб.: «Детство-пресс», 2005. — 48 с.
11. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3 изд., перераб. и доп. в соотв. с ФГОС ДО. / Н.В. Нищева. — СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2015 — 240 с.
12. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов / Ученые записки ЛГПИ им. Герцена А.И.1963. Т-256
13. Орфинская В.К. Типы моторной и оптической алалии / В.К. Орфинская // Ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена, каф. сурдопедагогики. — Л., 1959, т. 171. — С. 56-59.
4. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 128 с.
15. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». — СПб.: «Согаз», 2004. — 387 с.
16. Русецкая М.Н. Диагностика и коррекция дислексии на основе компетент-ностного подхода к формированию чтения / М.Н. Русецкая // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: науч. моногр. / под общ. ред. О.А. Величенковой. — М., 2018. — С. 151-165.
17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1997. — 256 с.
18. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. — М.: Знание 1967. — 64 с.
19. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Факультет психологии. СЛОВАРЬ Л. С. ВЫГОТСКОГО Под редакцией А. А. Леонтьева, Смысл; Москва; 2007 ISBN 5-89357-169-X
20. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
Периодическая литература
21. Иншакова О.Б. Современные представления об этиологических механизмах дисграфии / О.Б. Иншакова // Специальное образование. — 2011. — №3(23). — С.25-33.
22. Киселёва Н.Ю. Формирование операций контроля дисграфии // Логопед. — 2008. — № 7. — с. 94 - 105.
23. Каверова Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр/ Э.А. Каверова, // Специальное образование. — 2015. — Выпуск № XI. — том II. — С. 145-149.
24. Копрова Т.П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе / Т.П. Копрова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 103-108.
25. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина// Логопедия сегодня. — 2009. — №1 (23). — C. 6-19.
26. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные Всероссийского опроса. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» Величенкова Ольга Александровна, Ахутина Татьяна Васильевна, Русецкая Маргарита Николаевна, Гусарова Злата Валерьевна. https://cyberleninka.ru/
27. Потапова Л.С. Классификация ошибок письменной речи: неточность употребления терминов/ Потапова Л.С. // Русский язык в школе. — 2015. — № 10. — С. 26-30.
Электронный ресурс
28. Батагова А.В. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения [Электронный ресурс]//Логомаг. 2015 URL: http://logomag.ru/blog/disgrafia/664/
29. Дубровина Т.И. Лекция по ФФН [Электронный ресурс] https://forpsy.ru/works/konspekt/dubrovina-t-i-lektsiya-po-ffn/
30. Ильина Е.Г. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2012 URL:https://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2012/09/28/preduprezhdenie-narusheniy-chteniya-i-pisma-u-detey-doshkolnogo
31. Корнаухова Т.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]//Логопедический портал. URL: http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/307.html