ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «АННА КАРЕНИНА»: ХРИСТИАНСКИЙ АСПЕКТ
СЕМЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РОМАНЕ 9
1.1 Социальная и семейная проблематика в романе «Анна Каренина» 9
1.2 Образ жены и матери в христианской традиции 17
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА» В
КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ 27
2.1 Образ Анны в контексте христианской традиции 27
2.2 Образ Долли в контексте христианской традиции 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В середине XIX века в русском обществе ясно обозначился кризис семейного и брачного института. При этом именно с преобразованием брачного союза, развитием женских прав, изменением представлений о предназначении женщины связывали возможность развития общества в целом. Поэт, переводчик, и политический деятель, М.Л. Михайлов в своей статье «Парижские письма» (1859) писал: «Вопрос о положении и об организации семейства есть один из самых насущных вопросов нашего времени. Только от его разрешения зависят твердые и правильные успехи цивилизации» [22; с.163].
Общество разделилось на два лагеря во взглядах на семейный уклад - сторонников привычной патриархальной модели семьи, формировавшейся в русском обществе на протяжении нескольких столетий, и искателей новой этики любви и брака.
В патриархальной модели брака обычно объединены две в сущности несовместимые традиции: христианская и собственно патриархальная. Это объясняется тем, что христианская догматика послужила основой для становления патриархальной формы брачно-семейных отношений. При этом патриархальная логика, восприняв только внешнюю форму христианского учения о браке, исказила его ровно настолько, насколько это представлялось необходимым для утверждения «модели одного пола», т. е. андроцентричной концепции бытия. [58; с. 73]
В христианской традиции брак воспринимается как “таинство любви”, и символизирует собой союз Христа и Церкви. С теологической позиции целью христианского брака является не только, и не столько продолжение рода и удовлетворение природных потребностей, сколько воплощение в семье божественной любви. Поэтому брак - это не итог любви, а возможность воспитания и взращивания совершенной любви, необходимой для воссоединения с Господом. Согласно христианскому учению, в брачном союзе происходит онтологическое и мистическое слияние супругов в единую плоть, из чего логически вытекает идея о нерасторжимости брака, как живой единой плоти.
Однако изначальная христианская традиция брачно-семейных отношений не была распространена в обществе, уступив место ее патриархальной интерпретации.
В XVII веке стало прослеживаться изменение в отношении общества к браку, ранее осознаваемому как “таинство любви”, а теперь все больше воспринимавшемуся как личная сделка. Поскольку отношения между супругами рассматривались уже не как триединство духа, души и тела, а как единство телесное, в лучше случае душевно-телесное, то они теряли свой мистический смысл. Если необходимым условием христианского брака была любовь - к человеку и к Богу, то в патриархальной модели она утрачивает свое первостепенное значение. Снижение значимости христианских ценностей вместе с распространением патриархально-бытового понимания брака привели к утере нравственных ориентиров, что неизбежно повлекло кризис института семьи и брака в России.
Обозначившуюся в обществе проблему кризиса семейного института не обошла стороной и отечественная литература. Семейная проблематика в том или ином виде затрагивается многими писателями, в том числе самим Толстым. Тема семьи и отношений занимает важное место во многих его произведениях, но одним из важных произведений, воплотивших «мысль семейную» является роман Анна Каренина.
Лев Николаевич Толстой всегда считал, что «род человеческий развивается только в семье» [3; с. 54], поэтому ее разрушение может сказаться негативными последствиями не только для самой этой семьи, но и для человечества в целом. Именно семья является одной из высших человеческих ценностей. Не случайно Левин, через которого Толстой часто косвенно выражал собственные взгляды, думает, в первую очередь, даже не о своей будущей жене, какой она должна быть, а о своей будущей семье.
В одном из своих дневников Толстой писал, что «необходимым условием для счастливой жизни человека» являются не деньги, не слава, а «благополучная семейная жизнь» [2; c. 231].
Семейную форму человеческих отношений Лев Толстой рассматривал как основу чувства любви, прощения, общности, так как, по его мнению, прежде всего именно родным людям, связанным браком, мы расположены прощать и терпеть нанесенные ими обиды. И в то же время, по твердому убеждению Толстого, именно в условиях семейной жизни могут возникать самые серьезные отклонения от так называемых «законов любви», нарушения нравственных и человеческих принципов.
Поэтому и считал Лев Николаевич, что его роман «Анна Каренина» - это роман о семейной жизни, о разных вариантах супружеских отношений. [4; с. 37].
Семейная проблематика в романе тесно переплетена с религиозно- нравственной (библейский эпиграф, подробная сцена венчания в Церкви), однако надо отметить, что отношения самого Толстого с Церковью были весьма сложные. Все это делает тему исследования интересной и актуальной.
Творчество Толстого активно изучалось и изучается с XIX века по настоящее время, однако его литературное наследие столь обширно, что и до сегодняшнего дня исследования его творчества не теряют своей актуальности. Приведем наиболее известные и значимые исследовательские работы по творчеству Толстого.
Одним из первых высказываний о романе Толстого была работа М.С. Громеки «Критический этюд по поводу романа «Анна Каренина» [43], которую высоко оценил Л.Н. Толстой. В ней исследователь дает глубокий и полный анализ героев романа, а также раскрывает нравственно-философскую проблематику романа.
Б.И. Бурсов в своей работе «Роман «Анна Каренина» Анна Каренина» [37] рассматривает жизнь героев романа с духовно-нравственной точки зрения. Также ученый разбирает структуру произведения, анализирует художественное мастерство великого писателя. Бурсов отмечает мастерство Толстого в отображении искусственной и настоящей жизни. По его мнению, образы Анны и Левина в романе объединяет такое качество как умение «строить свою личную жизнь соответственно своим взглядам и понятиям о ней». В целом, Бурсов крайне положительно отзывается об «Анне Карениной», называя ее романом о больших и благородных сердцах, и великих судьбах [37].
Одним из наиболее известных специалистов по творчеству Толстого является Владимир Александрович Жданов, автор многих работ, посвященных творческой истории произведений писателя. В своем исследовании «Творческая история «Анны Карениной»» [46] он не излагает и так всем известное содержание романа, сосредоточив внимание на истории создания текста. В своей работе Жданов показывает, каким образом проходила работа писателя, к чему он стремился, создавая произведение, и как добивался сочетания совершенной формы произведения и глубины содержания.
Значительный вклад в исследование творчества Толстого внесла доктор филологических наук, заместитель главного редактора журнала «Русская литература» Галина Яковлевна Галаган. В своей работе «Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания» [42; с. 176] она анализирует личность писателя, его художественно-этическую систему в развитии, художественный и нравственный мир гения с опорой на характер.
Наиболее подробным и целостным опытом анализа непосредственно романа Анна Каренина является на текущий момент одноименное исследование Э.Г. Бабаева «Анна Каренина» [35], в котором он проводит полный разбор сюжета и композиции, характеров, стиля романа.
Одной из первых и значимых исследований семейной проблематики романа в контексте христианства является работа литературоведа и богослова М.М.Дунаева «Вера в горниле сомнений» [45]. В книге показана история духовных исканий величайших русских писателей. Несколько страниц в книге посвящено и роману «Анна Каренина» Толстого. Герои романа, по мнению ученого, нацелены в основном на оправдание собственного, физического, чувственного или интеллектуального удовольствия.
Трагизм ситуации Анны Дунаев видит в борьбе ее телесного и душевного начал. Вне жизни духовной никакая полнота земной жизни не может обеспечить человеку счастье. Именно безудержность телесного начала, безоглядное стремление к наслаждению привело Анну к духовной и физической гибели. Обличая ее грехопадение, Дунаев, однако, указывает и на внешние условие подтолкнувшие ее к этому - почти полное взаимное равнодушие при вступлении в брак, устроенный, можно сказать насильно, теткой Анны. Таким образом, анализ грехопадения Анны показан Дунаевым во всей полноте внутренних - религиозных, и внешних - социальных, причин.
Семейная проблематика, являясь ключевой в романе, затрагивалась многими исследователями, однако подробно в контексте христианской традиции практически не рассматривалась. Жизненность вопросов духовной стороны семьи и брака, а также отсутствие отдельных исследований христианского аспекта семейной проблематики в романе «Анна Каренина» определяет актуальность нашей работы.
Таким образом, научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе женских образов романа в контексте христианских ценностей.
Объектом исследования является роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина».
Предмет исследования — образ жены и матери в романе «Анна Каренина» с точки зрения христианских идеалов.
Главным методом исследования, использованным нами, стал историко- функциональный метод, поскольку позволяет проследить развитие концепции брака с учетом изменения социально-исторических условий, а также выявить функционирование в жизни общества идей семейной жизни, заявленных в романе.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение образа жены и матери в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» в контексте христианской традиции.
Поставленная нами цель обуславливает следующие задачи:
1. обозначить христианский идеал брака и семьи;
2. проанализировать семейную проблематику романа «Анна Каренина»;
3. рассмотреть женские образы Анны и Долли в романе в контексте христианской традиции.
Практическая значимость исследования. На основе материала выпускной квалификационной работы могут быть проведены лекции в школах и других учебных заведениях.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
В данной работе нами была поставлена цель проанализировать образы Анны и Долли в контексте христианской традиции. Для этого нами был исследован идейный замысел романа на материале работы Э.Г. Бабаева; проанализировано религиозное мировоззрение Толстого и христианский аспект романа на материале работы М.М. Дунаева; раскрыта концепция христианского брака; разобраны образы Анны и Долли и сопоставлены с идеалами христианской жены и матери.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Основой концепции христианского брака является идея создания «малой церкви» в семье, воплощении в супружестве христианской любви. Церковь порицает праздное, гедонистическое отношение к браку. Несмотря на сложную историю отношений Толстого с Церковью, он был человеком религиозным. Взгляды Толстого на вопросы семьи не всегда согласуются с ее христианской концепцией. Более того, Толстой делал попытку создать собственное вероучение, в основу которого было положено своё видение христианства. Ключевыми положениями данного учения является вера в Царство Божие на земле, а также отрицание загробной жизни и мздовоздаяния. Эти постулаты отражены и в романе «Анна Каренина».
Замысел романа шире только семейной проблематики. События романа разворачиваются на многообразном и сложном социальном фоне, представленным различными слоями русского общества 70-ых годов: высшим обществом аристократов и дворян, государственно-чиновничьей элитой, капиталистами, крестьянами, и слугами. Но центром событий в романе является дворянское общество, духовно-нравственное состояние которого находится в упадке.
Духовный облик главной героини романа, Анны, сложен и многогранен. Она чувствует неудовлетворенность пустой светской жизнью. Семейная жизнь также не приносит ей радости, поскольку отношения с мужем пусты и безжизненны, несмотря на внешнее благополучие.
Знакомство с Вронским буквально оживляет Анну, в романе с ним она находит глубокие сильные чувства, так не хватающие ей в отношениях с мужем, которые на поверку, однако, оказываются губительной безудержной страстью, и превращаются со временем в ревность и борьбу.
Причина этого в том, что стремясь с одной стороны к такой высокой цели как любовь, Анна руководствуется узкими мотивами собственного счастья, что неизбежно приводит к эгоизму и профанации идеала любви.
И отношения с мужем, и отношения с Вронским не соответствуют христианской концепции семейных отношений, поскольку отношения с Карениным лишены «божественной благодати» - любви, а отношения с Вронским основаны на страсти.
Однако трагизм положения и судьбы Анны лежит не только, и не столько в ее личных качествах, сколько в условиях социальной среды того времени, обрекавшей женщину в подобной ситуации на общественное презрение и одиночество.
Все герои романа погрязли во лжи, однако Анна единственная кто пытается бороться с этой фальшью. Трагедия в том, что этого оказывается недостаточно, что никто из героев до уровня следования чему-то внеличностному не доходит: Долли ограничивается внешним христианством, Анна погрязает в страсти.
Глубина характера, которой наделил ее Толстой, делает Анну способной к настоящим и сильным чувствам. Но судьбу человека определяет не только его данность, но и социальные условия, которые его окружают. Условия, в которых возникло чувство Анны к Вронскому - безжизненный брак, полное отсутствие чувств, незнание любви, развратное общество - из которых она сбежала, предопределили итог их отношений. Будучи выданной замуж своей теткой почти насильно, за человека старше себя на двадцать лет, без достаточной полноты взаимных чувств и согласия, Анна не имела возможности познать и взрастить в своей душе настоящую любовь.
Толстой в своем романе сделал попытку обнажить фальшивые законы светского общества, допускающего мимолетные, ничего не значащие, любовные связи на стороне, и осуждающего серьезные и глубокие чувства, возникшие вне брака. Такое общество бездуховно, и, по мнению Толстого, не имеет права судить Анну. Толстой, таким образом, воплощает в романе христианскую заповедь: «Не судите, и не будете судимы».
Второй разобранный образ - Долли - является воплощением идеальной жены в патриархальном понимании, которое не является тождественным христианскому пониманию. Патриархальная модель брака, имея внешнюю христианскую атрибутику, лишена мистического смысла брака. Так и отношения Стивы и Долли, обладающей такими христианскими добродетелями, как терпение, скромность, умение прощать, жертвенность, лишены духовного, надличностного смысла. Толстой говорит о том, что если жизнь не одухотворена высшим началом, если у членов семьи нет сверхличной цели, такая жизнь не будет счастливой. В этом взгляды Толстого перекликаются с христианством, ставящем воплощение христианской любви в браке выше таких личных целей, как представление о собственном счастье и даже рождение ребенка.
И Анна и Долли, противопоставленные внешним образом своей жизни, объединяются отсутствием истинно высокой задачи.
Таким образом, хотя образы Анны и Долли не соответствуют идеалу христианской жены и матери, через них Толстой дает нам его понимание.
1. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М., 1956. — 883 с.
2. Толстой. Полн. собр. соч. в 90 т. - Т. 61.
3. Толстой Л.Н. Избранные письма. 1882-1899. — 491 с.
4. Дневники Софьи Андреевны Толстой. 1860-1891, М., изд. М. и С. Сабашниковых, 1928. — 642 с.
5. Толстая С.А. Дневники. В 2-х томах, т. 1. — 502 с.
Теоретическая литература
6. Белоусова Е. В. Библия в восприятии Л. Н. Толстого // Литературная учеба. 2000№ 2. — 158 с.
7. Бердяев Я. А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // О религии Толстого. Сб. статей. Сб. 2. М., 1992. — С. 198 — 251.
8. Билинкис Я. С. Анна Каренина Толстого и русская литература 1870-х годов. Л., 1970. — 144 с.
9. Булгаков Ф. И. Анна Каренина // Булгаков Ф. И. Граф Л. Н. Толстой и критика его произведений русская и иностранная. СПб., 1899. — 48 с.
10. Бялый Г. А. Вечные темы у Достоевского и Л. Толстого (Идиот и Анна Каренина) // Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973. — С. 56 — 57.
11. Головин К.О. Русский роман и русское общество. СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1900. — 450 с.
12. Добровольский В. Брак и развод. СПб.: Типография Труд, 1903. — 226 с.
13. Жданов В.А. Неизвестный Толстой. Тайная жизнь гения, М., 1928. — 208 с.
14. Ильин И.А. О семье, Дыхание любви, 2001. — 70 с.
15. Как учить детей страху Божию? Благословение Обители Преподобного Сергия. // Христианская семья и брак. М. 1992. — 55 с.
16. Катков М. Что случилось по смерти Анны Карениной // Русский вестник. 1877. Т. 130. № 7. — С. 312 — 349.
17. Литературное наследство, т. 37/38. М., Изд-во АН СССР, 1939.
18. Ломунов К.Н. Жизнь Льва Толстого, 1981. — 255 с.
19. Лотман Ю. Женский мир // Он же. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство-СПб., 1994. — 64 с.
20. Милль Д.С. Подчиненность женщины, Санкт-Петербург, 1869. — 317 с.
21. Мотпылева Т.Л. О мировом значении Л. Н. Толстого. М., 1957. — 140 с.
22. Михайлов М. Л. Парижские письма // Современник. 1859. Т. 73. Февраль. Отд. 3. — С. 147 — 164.
23. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1996. — 440 с.
24. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. Учение Св. Иоанна Златоуста. Казань. 1991. — 54 с.
25. Порудоминский Владимир О Толстом, Алетейя, 2005. — 210 с.
26. Прот. Дебольский Г.С. О любви к Отечеству и труде по славу Божию. М., 1996. — 49 с.
27. Русанов Г.А., Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом, 1937. — 443 с.
28. Свт. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия. М., 1993. 1 беседа 15 гл. 1-3. С. 107 — 116.
29. Свт. Феофан Затворник. Об обязанностях мужа и жены//Православная семья в современном мире. М. 2001. — С. 55—56.
30. Святитель Феофан Затворник, О воспитании детей. М., 2007. — 62 с.
31. Святитель Филарет Московский О семье Христианской. М. 2004. — 74 с.
32. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Азбука православного воспитания. М., 2002. — 18 с.
33. Шопенгауэр Артур. Мир как воля и представление, изд. 3. М., 1892. — 281 с.
34. Эйхенбаум Б. Работы о Льве Толстом. С-Пб.: СПбГУ, 2009. — 952 с.
Научно-критическая литература
35. Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978. — 162 с.
36. Буркина М. М. Проблема вины в романе «Анна Каренина» // Яснополянский сборник. Тула, 1976. — С. 275 — 342.
37. Бурсов Б. И. Анна Каренина // Толстой Л. Н. Анна Каренина. Ростов н/Дону, 1984. — С. 221 — 314.
38. Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. М., 1960. — 142 с.
39. Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерки творчества. - М.:
Государственное издательство художественной литературы, 1954. — 480 с.
40. Вердеревская Н. А. Проблема эмансипации женщин в творчестве Л. Н. Толстого. Толстовский сборник. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1964. — С. 229 — 261.
41. Ветловская В. Е. Поэтика «Анны Карениной»: система
неоднозначных мотивов // Русская литература. 1979 - № 4. - С. 17 — 37.
42. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания - Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1981. — 174 с.
43. Громека М.С. Последние произведения графа Л.Н.Толстого : Критический этюд, М.,1984. — 253 с.
44. Гудзий Н.К.. Лев Толстой. М., Гослитиздат, 1960. — 215 с.
45. Дунаев М.М. Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. 2003. — 384 с.
46. Жданов В. А. Творческая история Анны Карениной. Материалы и наблюдения. М., 1957. — 239 с.
47. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.; Л., 1966. — 324 с.
48. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина, М., 1989. — 174 с.
49. Ломунов К.Н. Драматургия Л. Н. Толстого, 1956. — 467 с.
50. Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого, 1972. — 338 с.
51. Маймин Е. А. Лев Толстой: путь писателя. М.: Наука, 1980. — 192 с.
52. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880- 1900-е годы. М., 2000. — 296 с.
53. Проскурина Т.Д. Семья в произведениях русских писателей. - Белгород, 2004. — 236 с.
54. Страхов Н.Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом. СПб., 1887.
55. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы, М., 1974. — 234 с.
Электронные ресурсы
56. Свод Законов Российской Империи. Режим доступа: http://civil.consultant.ru/code/,свободный. (дата обращения 15.05.2017).
57. Улыбина Е.В. Жертвенность героини романа: сколько стоит, кто платит? // Режим доступа:http://articult.rsuh.rU/upload/articult/journal_content/005/ARTICULT-05 ( 1 -2012,P.10-25)--Ulyibina.pdf,свободный. (дата обращения 15.05.2017).
58. Бурмистрова С. В. Любовно-семейная проблематика в русской
литературе середины XIX века // Вестник ТГПУ. 2010. №8. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/lyubovno-semeynaya-problematika-v-russkoy-literature-serediny-xix-veka(дата обращения: 02.06.2017).