ОБРАЗ ЖЕНЫ И МАТЕРИ В РОМАНЕ ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «АННА КАРЕНИНА»: ХРИСТИАНСКИЙ АСПЕКТ
СЕМЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РОМАНЕ 9
1.1 Социальная и семейная проблематика в романе «Анна Каренина» 9
1.2 Образ жены и матери в христианской традиции 17
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА» В
КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ 27
2.1 Образ Анны в контексте христианской традиции 27
2.2 Образ Долли в контексте христианской традиции 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. «АННА КАРЕНИНА»: ХРИСТИАНСКИЙ АСПЕКТ
СЕМЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РОМАНЕ 9
1.1 Социальная и семейная проблематика в романе «Анна Каренина» 9
1.2 Образ жены и матери в христианской традиции 17
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА» В
КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ 27
2.1 Образ Анны в контексте христианской традиции 27
2.2 Образ Долли в контексте христианской традиции 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В середине XIX века в русском обществе ясно обозначился кризис семейного и брачного института. При этом именно с преобразованием брачного союза, развитием женских прав, изменением представлений о предназначении женщины связывали возможность развития общества в целом. Поэт, переводчик, и политический деятель, М.Л. Михайлов в своей статье «Парижские письма» (1859) писал: «Вопрос о положении и об организации семейства есть один из самых насущных вопросов нашего времени. Только от его разрешения зависят твердые и правильные успехи цивилизации» [22; с.163].
Общество разделилось на два лагеря во взглядах на семейный уклад - сторонников привычной патриархальной модели семьи, формировавшейся в русском обществе на протяжении нескольких столетий, и искателей новой этики любви и брака.
В патриархальной модели брака обычно объединены две в сущности несовместимые традиции: христианская и собственно патриархальная. Это объясняется тем, что христианская догматика послужила основой для становления патриархальной формы брачно-семейных отношений. При этом патриархальная логика, восприняв только внешнюю форму христианского учения о браке, исказила его ровно настолько, насколько это представлялось необходимым для утверждения «модели одного пола», т. е. андроцентричной концепции бытия. [58; с. 73]
В христианской традиции брак воспринимается как “таинство любви”, и символизирует собой союз Христа и Церкви. С теологической позиции целью христианского брака является не только, и не столько продолжение рода и удовлетворение природных потребностей, сколько воплощение в семье божественной любви. Поэтому брак - это не итог любви, а возможность воспитания и взращивания совершенной любви, необходимой для воссоединения с Господом. Согласно христианскому учению, в брачном союзе происходит онтологическое и мистическое слияние супругов в единую плоть, из чего логически вытекает идея о нерасторжимости брака, как живой единой плоти.
Однако изначальная христианская традиция брачно-семейных отношений не была распространена в обществе, уступив место ее патриархальной интерпретации.
В XVII веке стало прослеживаться изменение в отношении общества к браку, ранее осознаваемому как “таинство любви”, а теперь все больше воспринимавшемуся как личная сделка. Поскольку отношения между супругами рассматривались уже не как триединство духа, души и тела, а как единство телесное, в лучше случае душевно-телесное, то они теряли свой мистический смысл. Если необходимым условием христианского брака была любовь - к человеку и к Богу, то в патриархальной модели она утрачивает свое первостепенное значение. Снижение значимости христианских ценностей вместе с распространением патриархально-бытового понимания брака привели к утере нравственных ориентиров, что неизбежно повлекло кризис института семьи и брака в России.
Обозначившуюся в обществе проблему кризиса семейного института не обошла стороной и отечественная литература. Семейная проблематика в том или ином виде затрагивается многими писателями, в том числе самим Толстым. Тема семьи и отношений занимает важное место во многих его произведениях, но одним из важных произведений, воплотивших «мысль семейную» является роман Анна Каренина.
Лев Николаевич Толстой всегда считал, что «род человеческий развивается только в семье» [3; с. 54], поэтому ее разрушение может сказаться негативными последствиями не только для самой этой семьи, но и для человечества в целом. Именно семья является одной из высших человеческих ценностей. Не случайно Левин, через которого Толстой часто косвенно выражал собственные взгляды, думает, в первую очередь, даже не о своей будущей жене, какой она должна быть, а о своей будущей семье.
В одном из своих дневников Толстой писал, что «необходимым условием для счастливой жизни человека» являются не деньги, не слава, а «благополучная семейная жизнь» [2; c. 231].
Семейную форму человеческих отношений Лев Толстой рассматривал как основу чувства любви, прощения, общности, так как, по его мнению, прежде всего именно родным людям, связанным браком, мы расположены прощать и терпеть нанесенные ими обиды. И в то же время, по твердому убеждению Толстого, именно в условиях семейной жизни могут возникать самые серьезные отклонения от так называемых «законов любви», нарушения нравственных и человеческих принципов.
Поэтому и считал Лев Николаевич, что его роман «Анна Каренина» - это роман о семейной жизни, о разных вариантах супружеских отношений. [4; с. 37].
Семейная проблематика в романе тесно переплетена с религиозно- нравственной (библейский эпиграф, подробная сцена венчания в Церкви), однако надо отметить, что отношения самого Толстого с Церковью были весьма сложные. Все это делает тему исследования интересной и актуальной.
Творчество Толстого активно изучалось и изучается с XIX века по настоящее время, однако его литературное наследие столь обширно, что и до сегодняшнего дня исследования его творчества не теряют своей актуальности. Приведем наиболее известные и значимые исследовательские работы по творчеству Толстого.
Одним из первых высказываний о романе Толстого была работа М.С. Громеки «Критический этюд по поводу романа «Анна Каренина» [43], которую высоко оценил Л.Н. Толстой. В ней исследователь дает глубокий и полный анализ героев романа, а также раскрывает нравственно-философскую проблематику романа.
Б.И. Бурсов в своей работе «Роман «Анна Каренина» Анна Каренина» [37] рассматривает жизнь героев романа с духовно-нравственной точки зрения. Также ученый разбирает структуру произведения, анализирует художественное мастерство великого писателя. Бурсов отмечает мастерство Толстого в отображении искусственной и настоящей жизни. По его мнению, образы Анны и Левина в романе объединяет такое качество как умение «строить свою личную жизнь соответственно своим взглядам и понятиям о ней». В целом, Бурсов крайне положительно отзывается об «Анне Карениной», называя ее романом о больших и благородных сердцах, и великих судьбах [37].
Одним из наиболее известных специалистов по творчеству Толстого является Владимир Александрович Жданов, автор многих работ, посвященных творческой истории произведений писателя. В своем исследовании «Творческая история «Анны Карениной»» [46] он не излагает и так всем известное содержание романа, сосредоточив внимание на истории создания текста. В своей работе Жданов показывает, каким образом проходила работа писателя, к чему он стремился, создавая произведение, и как добивался сочетания совершенной формы произведения и глубины содержания.
Значительный вклад в исследование творчества Толстого внесла доктор филологических наук, заместитель главного редактора журнала «Русская литература» Галина Яковлевна Галаган. В своей работе «Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания» [42; с. 176] она анализирует личность писателя, его художественно-этическую систему в развитии, художественный и нравственный мир гения с опорой на характер.
Наиболее подробным и целостным опытом анализа непосредственно романа Анна Каренина является на текущий момент одноименное исследование Э.Г. Бабаева «Анна Каренина» [35], в котором он проводит полный разбор сюжета и композиции, характеров, стиля романа.
Одной из первых и значимых исследований семейной проблематики романа в контексте христианства является работа литературоведа и богослова М.М.Дунаева «Вера в горниле сомнений» [45]. В книге показана история духовных исканий величайших русских писателей. Несколько страниц в книге посвящено и роману «Анна Каренина» Толстого. Герои романа, по мнению ученого, нацелены в основном на оправдание собственного, физического, чувственного или интеллектуального удовольствия.
Трагизм ситуации Анны Дунаев видит в борьбе ее телесного и душевного начал. Вне жизни духовной никакая полнота земной жизни не может обеспечить человеку счастье. Именно безудержность телесного начала, безоглядное стремление к наслаждению привело Анну к духовной и физической гибели. Обличая ее грехопадение, Дунаев, однако, указывает и на внешние условие подтолкнувшие ее к этому - почти полное взаимное равнодушие при вступлении в брак, устроенный, можно сказать насильно, теткой Анны. Таким образом, анализ грехопадения Анны показан Дунаевым во всей полноте внутренних - религиозных, и внешних - социальных, причин.
Семейная проблематика, являясь ключевой в романе, затрагивалась многими исследователями, однако подробно в контексте христианской традиции практически не рассматривалась. Жизненность вопросов духовной стороны семьи и брака, а также отсутствие отдельных исследований христианского аспекта семейной проблематики в романе «Анна Каренина» определяет актуальность нашей работы.
Таким образом, научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе женских образов романа в контексте христианских ценностей.
Объектом исследования является роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина».
Предмет исследования — образ жены и матери в романе «Анна Каренина» с точки зрения христианских идеалов.
Главным методом исследования, использованным нами, стал историко- функциональный метод, поскольку позволяет проследить развитие концепции брака с учетом изменения социально-исторических условий, а также выявить функционирование в жизни общества идей семейной жизни, заявленных в романе.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение образа жены и матери в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» в контексте христианской традиции.
Поставленная нами цель обуславливает следующие задачи:
1. обозначить христианский идеал брака и семьи;
2. проанализировать семейную проблематику романа «Анна Каренина»;
3. рассмотреть женские образы Анны и Долли в романе в контексте христианской традиции.
Практическая значимость исследования. На основе материала выпускной квалификационной работы могут быть проведены лекции в школах и других учебных заведениях.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Общество разделилось на два лагеря во взглядах на семейный уклад - сторонников привычной патриархальной модели семьи, формировавшейся в русском обществе на протяжении нескольких столетий, и искателей новой этики любви и брака.
В патриархальной модели брака обычно объединены две в сущности несовместимые традиции: христианская и собственно патриархальная. Это объясняется тем, что христианская догматика послужила основой для становления патриархальной формы брачно-семейных отношений. При этом патриархальная логика, восприняв только внешнюю форму христианского учения о браке, исказила его ровно настолько, насколько это представлялось необходимым для утверждения «модели одного пола», т. е. андроцентричной концепции бытия. [58; с. 73]
В христианской традиции брак воспринимается как “таинство любви”, и символизирует собой союз Христа и Церкви. С теологической позиции целью христианского брака является не только, и не столько продолжение рода и удовлетворение природных потребностей, сколько воплощение в семье божественной любви. Поэтому брак - это не итог любви, а возможность воспитания и взращивания совершенной любви, необходимой для воссоединения с Господом. Согласно христианскому учению, в брачном союзе происходит онтологическое и мистическое слияние супругов в единую плоть, из чего логически вытекает идея о нерасторжимости брака, как живой единой плоти.
Однако изначальная христианская традиция брачно-семейных отношений не была распространена в обществе, уступив место ее патриархальной интерпретации.
В XVII веке стало прослеживаться изменение в отношении общества к браку, ранее осознаваемому как “таинство любви”, а теперь все больше воспринимавшемуся как личная сделка. Поскольку отношения между супругами рассматривались уже не как триединство духа, души и тела, а как единство телесное, в лучше случае душевно-телесное, то они теряли свой мистический смысл. Если необходимым условием христианского брака была любовь - к человеку и к Богу, то в патриархальной модели она утрачивает свое первостепенное значение. Снижение значимости христианских ценностей вместе с распространением патриархально-бытового понимания брака привели к утере нравственных ориентиров, что неизбежно повлекло кризис института семьи и брака в России.
Обозначившуюся в обществе проблему кризиса семейного института не обошла стороной и отечественная литература. Семейная проблематика в том или ином виде затрагивается многими писателями, в том числе самим Толстым. Тема семьи и отношений занимает важное место во многих его произведениях, но одним из важных произведений, воплотивших «мысль семейную» является роман Анна Каренина.
Лев Николаевич Толстой всегда считал, что «род человеческий развивается только в семье» [3; с. 54], поэтому ее разрушение может сказаться негативными последствиями не только для самой этой семьи, но и для человечества в целом. Именно семья является одной из высших человеческих ценностей. Не случайно Левин, через которого Толстой часто косвенно выражал собственные взгляды, думает, в первую очередь, даже не о своей будущей жене, какой она должна быть, а о своей будущей семье.
В одном из своих дневников Толстой писал, что «необходимым условием для счастливой жизни человека» являются не деньги, не слава, а «благополучная семейная жизнь» [2; c. 231].
Семейную форму человеческих отношений Лев Толстой рассматривал как основу чувства любви, прощения, общности, так как, по его мнению, прежде всего именно родным людям, связанным браком, мы расположены прощать и терпеть нанесенные ими обиды. И в то же время, по твердому убеждению Толстого, именно в условиях семейной жизни могут возникать самые серьезные отклонения от так называемых «законов любви», нарушения нравственных и человеческих принципов.
Поэтому и считал Лев Николаевич, что его роман «Анна Каренина» - это роман о семейной жизни, о разных вариантах супружеских отношений. [4; с. 37].
Семейная проблематика в романе тесно переплетена с религиозно- нравственной (библейский эпиграф, подробная сцена венчания в Церкви), однако надо отметить, что отношения самого Толстого с Церковью были весьма сложные. Все это делает тему исследования интересной и актуальной.
Творчество Толстого активно изучалось и изучается с XIX века по настоящее время, однако его литературное наследие столь обширно, что и до сегодняшнего дня исследования его творчества не теряют своей актуальности. Приведем наиболее известные и значимые исследовательские работы по творчеству Толстого.
Одним из первых высказываний о романе Толстого была работа М.С. Громеки «Критический этюд по поводу романа «Анна Каренина» [43], которую высоко оценил Л.Н. Толстой. В ней исследователь дает глубокий и полный анализ героев романа, а также раскрывает нравственно-философскую проблематику романа.
Б.И. Бурсов в своей работе «Роман «Анна Каренина» Анна Каренина» [37] рассматривает жизнь героев романа с духовно-нравственной точки зрения. Также ученый разбирает структуру произведения, анализирует художественное мастерство великого писателя. Бурсов отмечает мастерство Толстого в отображении искусственной и настоящей жизни. По его мнению, образы Анны и Левина в романе объединяет такое качество как умение «строить свою личную жизнь соответственно своим взглядам и понятиям о ней». В целом, Бурсов крайне положительно отзывается об «Анне Карениной», называя ее романом о больших и благородных сердцах, и великих судьбах [37].
Одним из наиболее известных специалистов по творчеству Толстого является Владимир Александрович Жданов, автор многих работ, посвященных творческой истории произведений писателя. В своем исследовании «Творческая история «Анны Карениной»» [46] он не излагает и так всем известное содержание романа, сосредоточив внимание на истории создания текста. В своей работе Жданов показывает, каким образом проходила работа писателя, к чему он стремился, создавая произведение, и как добивался сочетания совершенной формы произведения и глубины содержания.
Значительный вклад в исследование творчества Толстого внесла доктор филологических наук, заместитель главного редактора журнала «Русская литература» Галина Яковлевна Галаган. В своей работе «Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания» [42; с. 176] она анализирует личность писателя, его художественно-этическую систему в развитии, художественный и нравственный мир гения с опорой на характер.
Наиболее подробным и целостным опытом анализа непосредственно романа Анна Каренина является на текущий момент одноименное исследование Э.Г. Бабаева «Анна Каренина» [35], в котором он проводит полный разбор сюжета и композиции, характеров, стиля романа.
Одной из первых и значимых исследований семейной проблематики романа в контексте христианства является работа литературоведа и богослова М.М.Дунаева «Вера в горниле сомнений» [45]. В книге показана история духовных исканий величайших русских писателей. Несколько страниц в книге посвящено и роману «Анна Каренина» Толстого. Герои романа, по мнению ученого, нацелены в основном на оправдание собственного, физического, чувственного или интеллектуального удовольствия.
Трагизм ситуации Анны Дунаев видит в борьбе ее телесного и душевного начал. Вне жизни духовной никакая полнота земной жизни не может обеспечить человеку счастье. Именно безудержность телесного начала, безоглядное стремление к наслаждению привело Анну к духовной и физической гибели. Обличая ее грехопадение, Дунаев, однако, указывает и на внешние условие подтолкнувшие ее к этому - почти полное взаимное равнодушие при вступлении в брак, устроенный, можно сказать насильно, теткой Анны. Таким образом, анализ грехопадения Анны показан Дунаевым во всей полноте внутренних - религиозных, и внешних - социальных, причин.
Семейная проблематика, являясь ключевой в романе, затрагивалась многими исследователями, однако подробно в контексте христианской традиции практически не рассматривалась. Жизненность вопросов духовной стороны семьи и брака, а также отсутствие отдельных исследований христианского аспекта семейной проблематики в романе «Анна Каренина» определяет актуальность нашей работы.
Таким образом, научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе женских образов романа в контексте христианских ценностей.
Объектом исследования является роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина».
Предмет исследования — образ жены и матери в романе «Анна Каренина» с точки зрения христианских идеалов.
Главным методом исследования, использованным нами, стал историко- функциональный метод, поскольку позволяет проследить развитие концепции брака с учетом изменения социально-исторических условий, а также выявить функционирование в жизни общества идей семейной жизни, заявленных в романе.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение образа жены и матери в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» в контексте христианской традиции.
Поставленная нами цель обуславливает следующие задачи:
1. обозначить христианский идеал брака и семьи;
2. проанализировать семейную проблематику романа «Анна Каренина»;
3. рассмотреть женские образы Анны и Долли в романе в контексте христианской традиции.
Практическая значимость исследования. На основе материала выпускной квалификационной работы могут быть проведены лекции в школах и других учебных заведениях.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
В данной работе нами была поставлена цель проанализировать образы Анны и Долли в контексте христианской традиции. Для этого нами был исследован идейный замысел романа на материале работы Э.Г. Бабаева; проанализировано религиозное мировоззрение Толстого и христианский аспект романа на материале работы М.М. Дунаева; раскрыта концепция христианского брака; разобраны образы Анны и Долли и сопоставлены с идеалами христианской жены и матери.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Основой концепции христианского брака является идея создания «малой церкви» в семье, воплощении в супружестве христианской любви. Церковь порицает праздное, гедонистическое отношение к браку. Несмотря на сложную историю отношений Толстого с Церковью, он был человеком религиозным. Взгляды Толстого на вопросы семьи не всегда согласуются с ее христианской концепцией. Более того, Толстой делал попытку создать собственное вероучение, в основу которого было положено своё видение христианства. Ключевыми положениями данного учения является вера в Царство Божие на земле, а также отрицание загробной жизни и мздовоздаяния. Эти постулаты отражены и в романе «Анна Каренина».
Замысел романа шире только семейной проблематики. События романа разворачиваются на многообразном и сложном социальном фоне, представленным различными слоями русского общества 70-ых годов: высшим обществом аристократов и дворян, государственно-чиновничьей элитой, капиталистами, крестьянами, и слугами. Но центром событий в романе является дворянское общество, духовно-нравственное состояние которого находится в упадке.
Духовный облик главной героини романа, Анны, сложен и многогранен. Она чувствует неудовлетворенность пустой светской жизнью. Семейная жизнь также не приносит ей радости, поскольку отношения с мужем пусты и безжизненны, несмотря на внешнее благополучие.
Знакомство с Вронским буквально оживляет Анну, в романе с ним она находит глубокие сильные чувства, так не хватающие ей в отношениях с мужем, которые на поверку, однако, оказываются губительной безудержной страстью, и превращаются со временем в ревность и борьбу.
Причина этого в том, что стремясь с одной стороны к такой высокой цели как любовь, Анна руководствуется узкими мотивами собственного счастья, что неизбежно приводит к эгоизму и профанации идеала любви.
И отношения с мужем, и отношения с Вронским не соответствуют христианской концепции семейных отношений, поскольку отношения с Карениным лишены «божественной благодати» - любви, а отношения с Вронским основаны на страсти.
Однако трагизм положения и судьбы Анны лежит не только, и не столько в ее личных качествах, сколько в условиях социальной среды того времени, обрекавшей женщину в подобной ситуации на общественное презрение и одиночество.
Все герои романа погрязли во лжи, однако Анна единственная кто пытается бороться с этой фальшью. Трагедия в том, что этого оказывается недостаточно, что никто из героев до уровня следования чему-то внеличностному не доходит: Долли ограничивается внешним христианством, Анна погрязает в страсти.
Глубина характера, которой наделил ее Толстой, делает Анну способной к настоящим и сильным чувствам. Но судьбу человека определяет не только его данность, но и социальные условия, которые его окружают. Условия, в которых возникло чувство Анны к Вронскому - безжизненный брак, полное отсутствие чувств, незнание любви, развратное общество - из которых она сбежала, предопределили итог их отношений. Будучи выданной замуж своей теткой почти насильно, за человека старше себя на двадцать лет, без достаточной полноты взаимных чувств и согласия, Анна не имела возможности познать и взрастить в своей душе настоящую любовь.
Толстой в своем романе сделал попытку обнажить фальшивые законы светского общества, допускающего мимолетные, ничего не значащие, любовные связи на стороне, и осуждающего серьезные и глубокие чувства, возникшие вне брака. Такое общество бездуховно, и, по мнению Толстого, не имеет права судить Анну. Толстой, таким образом, воплощает в романе христианскую заповедь: «Не судите, и не будете судимы».
Второй разобранный образ - Долли - является воплощением идеальной жены в патриархальном понимании, которое не является тождественным христианскому пониманию. Патриархальная модель брака, имея внешнюю христианскую атрибутику, лишена мистического смысла брака. Так и отношения Стивы и Долли, обладающей такими христианскими добродетелями, как терпение, скромность, умение прощать, жертвенность, лишены духовного, надличностного смысла. Толстой говорит о том, что если жизнь не одухотворена высшим началом, если у членов семьи нет сверхличной цели, такая жизнь не будет счастливой. В этом взгляды Толстого перекликаются с христианством, ставящем воплощение христианской любви в браке выше таких личных целей, как представление о собственном счастье и даже рождение ребенка.
И Анна и Долли, противопоставленные внешним образом своей жизни, объединяются отсутствием истинно высокой задачи.
Таким образом, хотя образы Анны и Долли не соответствуют идеалу христианской жены и матери, через них Толстой дает нам его понимание.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Основой концепции христианского брака является идея создания «малой церкви» в семье, воплощении в супружестве христианской любви. Церковь порицает праздное, гедонистическое отношение к браку. Несмотря на сложную историю отношений Толстого с Церковью, он был человеком религиозным. Взгляды Толстого на вопросы семьи не всегда согласуются с ее христианской концепцией. Более того, Толстой делал попытку создать собственное вероучение, в основу которого было положено своё видение христианства. Ключевыми положениями данного учения является вера в Царство Божие на земле, а также отрицание загробной жизни и мздовоздаяния. Эти постулаты отражены и в романе «Анна Каренина».
Замысел романа шире только семейной проблематики. События романа разворачиваются на многообразном и сложном социальном фоне, представленным различными слоями русского общества 70-ых годов: высшим обществом аристократов и дворян, государственно-чиновничьей элитой, капиталистами, крестьянами, и слугами. Но центром событий в романе является дворянское общество, духовно-нравственное состояние которого находится в упадке.
Духовный облик главной героини романа, Анны, сложен и многогранен. Она чувствует неудовлетворенность пустой светской жизнью. Семейная жизнь также не приносит ей радости, поскольку отношения с мужем пусты и безжизненны, несмотря на внешнее благополучие.
Знакомство с Вронским буквально оживляет Анну, в романе с ним она находит глубокие сильные чувства, так не хватающие ей в отношениях с мужем, которые на поверку, однако, оказываются губительной безудержной страстью, и превращаются со временем в ревность и борьбу.
Причина этого в том, что стремясь с одной стороны к такой высокой цели как любовь, Анна руководствуется узкими мотивами собственного счастья, что неизбежно приводит к эгоизму и профанации идеала любви.
И отношения с мужем, и отношения с Вронским не соответствуют христианской концепции семейных отношений, поскольку отношения с Карениным лишены «божественной благодати» - любви, а отношения с Вронским основаны на страсти.
Однако трагизм положения и судьбы Анны лежит не только, и не столько в ее личных качествах, сколько в условиях социальной среды того времени, обрекавшей женщину в подобной ситуации на общественное презрение и одиночество.
Все герои романа погрязли во лжи, однако Анна единственная кто пытается бороться с этой фальшью. Трагедия в том, что этого оказывается недостаточно, что никто из героев до уровня следования чему-то внеличностному не доходит: Долли ограничивается внешним христианством, Анна погрязает в страсти.
Глубина характера, которой наделил ее Толстой, делает Анну способной к настоящим и сильным чувствам. Но судьбу человека определяет не только его данность, но и социальные условия, которые его окружают. Условия, в которых возникло чувство Анны к Вронскому - безжизненный брак, полное отсутствие чувств, незнание любви, развратное общество - из которых она сбежала, предопределили итог их отношений. Будучи выданной замуж своей теткой почти насильно, за человека старше себя на двадцать лет, без достаточной полноты взаимных чувств и согласия, Анна не имела возможности познать и взрастить в своей душе настоящую любовь.
Толстой в своем романе сделал попытку обнажить фальшивые законы светского общества, допускающего мимолетные, ничего не значащие, любовные связи на стороне, и осуждающего серьезные и глубокие чувства, возникшие вне брака. Такое общество бездуховно, и, по мнению Толстого, не имеет права судить Анну. Толстой, таким образом, воплощает в романе христианскую заповедь: «Не судите, и не будете судимы».
Второй разобранный образ - Долли - является воплощением идеальной жены в патриархальном понимании, которое не является тождественным христианскому пониманию. Патриархальная модель брака, имея внешнюю христианскую атрибутику, лишена мистического смысла брака. Так и отношения Стивы и Долли, обладающей такими христианскими добродетелями, как терпение, скромность, умение прощать, жертвенность, лишены духовного, надличностного смысла. Толстой говорит о том, что если жизнь не одухотворена высшим началом, если у членов семьи нет сверхличной цели, такая жизнь не будет счастливой. В этом взгляды Толстого перекликаются с христианством, ставящем воплощение христианской любви в браке выше таких личных целей, как представление о собственном счастье и даже рождение ребенка.
И Анна и Долли, противопоставленные внешним образом своей жизни, объединяются отсутствием истинно высокой задачи.
Таким образом, хотя образы Анны и Долли не соответствуют идеалу христианской жены и матери, через них Толстой дает нам его понимание.
Подобные работы
- «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО («ВОЙНА И МИР» И «АННА КАРЕНИНА»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ПРЕДМЕТНЫЙ МИР В ПРОЗЕ А. А. ФЕТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016



