ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления культурой в Российской Федерации... 6
1.1 Понятие и институты управления культурой 6
1.2 Правовое регулирование деятельности учреждений культурной сферы.. 13
2 Анализ деятельности Управления культуры Исполнительного комитета
г. Набережные Челны и Программа по его совершенствованию 20
2.1 Анализ сферы культуры муниципального образования г. Набережные
Челны 20
2.2 Характеристика деятельности Управления культуры Исполнительного
комитета г. Набережные Челны 28
2.3 Программа по совершенствованию деятельности Управления культуры
Исполнительного комитета г. Набережные Челны на 2018-2020 гг 48
2.4 Социально-экономическая эффективность Программы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что эффективная система призвана обеспечить успешное функционирование самых различных по-своему существу организаций, в том числе и культурно-просветительского характера. Огромную роль в развитии личности задач играет сфера искусства и культуры. Сегодня её влияние на развитие человеческого потенциала признано всеми ведущими странами мира, в том числе и Российской Федерацией. Кроме того, в современном мире, сфера искусства и культуры играет, кроме социальной, еще и существенную экономическую роль.
При написании работы были использованы литературные источники разного характера: нормативно-правовые акты РФ, РТ и г. Набережные Челны, монографии, периодическая печать, текущие документации Управления культуры, источники из интернета. Одним из ключевых источников для написания выпускной квалификационной работы являлся журнал «Культура: управление, экономика, право», в котором отражены множество статей, посвященных проблемам правового регулирования и менеджмента в сфере культуры. В работе были использованы научные труды Есакова В.А., Павловича А.А., Асаинова М.В., Кротова Н.В., Калинина В.В., которые всесторонне изучили современные проблемы в отрасли культуры и попытались предложить свое решение общих проблем.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка Программы по совершенствованию деятельности Управления культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
а) рассмотреть теоретические основы управления культуры;
б) проанализировать деятельность Управления культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны и выявить сильные и слабые стороны в деятельности Управления культуры;
в) разработать Программу по совершенствованию деятельности Управления культуры.
Предметом исследования выступает эффективность деятельности Управления культуры. Объектом исследования является деятельность Управления культуры городского Исполнительного комитета.
Для анализа и выявления слабых и сильных сторон в деятельности Управления культуры в работе были использованы следующие методы исследования: наблюдение, анализ документов организации, анкетирование, метод экспертных оценок, а также сравнение. Комплексное применение методов исследования позволяет глубже и всесторонне изучить действующую систему управления и выявить недостатки ее функционирования.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первом разделе «Теоретические основы управления культуры в Российской Федерации» на основе общих положений раскрывается сущность и содержание понятия «культуры», рассматриваются органы государственной и муниципальной власти, которые компетентны решать вопросы и регулирующие отношения в области культуры, отражены основные положения и содержания законодательной базы в сфере культуры.
Во втором разделе «Анализ деятельности Управления культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны и Программа по его совершенствованию» представлены особенности культурной сферы г. Набережные Челны, анализируется деятельность Управления культуры при помощи совокупности исследовательских процедур и обработки данных, выявляются сильные и слабые стороны деятельности Управления, что является основанием для принятия необходимых мер по устранению недостатков. Также во второй части предлагается Программа по совершенствованию деятельности Управления культуры и дается ее социально-экономическая эффективность.
В заключении делаются общие выводы по работе, определяется степень достижения цели исследования, формируются предложения по реализации мер по совершенствованию деятельности Управления культуры.
Культура - это сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все стороны жизни и деятельности общества и отдельного человека. Это материальные и духовные ценности человека; способ жизнедеятельности; уровень развития общества; совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций; это религия, мифология, наука, искусство и т.д. Многообразие обыденного словоупотребления «культура» перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Данный термин каждый понимает по-своему. В последние годы число концепций и определений культуры значительно выросло. Терминологическое многообразие можно объяснить факторами исторического развития разных обществ. Специфику управления в сфере культуры можно связать с особенностями его производства. Как правило, результаты культурной деятельности нематериальны, они связаны с сознанием и ощущениями человека. Главному институту общественного устройства - государству - отведена важная роль в развитии культуры. Сегодня подход к культурной деятельности со стороны власти меняется. Возрастает значение понимания роли государственного управления в развитии культурной политики. Принципиальные значения имеют культурные процессы, происходящие в обществе. Сегодня государственная политика представляет собой комплекс действий по решению проблем в ряде сфер культурной деятельности. Но анализируя культурную политику государства на федеральных и региональных уровнях, следует признать, что пока она остается пассивной. Об этом могут свидетельствовать статьи многих ученых, которые не раз обращали свое внимание вопросам развития культурной сферы и решения проблем в области культуры. Реализация государственной политики в сфере культуры требует соответствующих управленческих институтов: федеральные, региональные и местные органы власти. Предлагает Министерству культуры РФ подготовить обращение к руководителям органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований с предложением о поддержании культурного пространства современной России; оказать приоритетную поддержку планов мероприятий по реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)».
С принятием федерального закона РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местным органам передана решение вопросов организации и управления культурной сферой. У муниципалитетов появляются перспективы проводить самостоятельную культурную политику, учитывающую национальную специфику, местные традиции. Предлагаем органам местного самоуправления учесть данный фактор и создать необходимую базу для развития муниципальной культурной политики. В то же время государственным органам управления рекомендуется организация диалога по культурной политики с представителями регионального, муниципального управления, с деятелями культуры, населением; обеспечение развития частной инициативы в культурной деятельности. В качестве основного правового поля в регулировании вопросов культурной деятельности выступают «Основы законодательства РФ о культуре» от 9.10.1992 года. Закон является правовой базой сохранения и развития культуры в России. Эффективность управления характеризуется степенью использования и отдачи ресурсов, предназначенных для достижения цели. Анализ эффективности деятельности Управления культуры позволил получить представление о результативности работы структурного подразделения. Для выработки критериев эффективности деятельности Управления культуры учитывал специфику деятельности учреждений культуры, а также исходил из количественных и качественных показателей деятельности.
Исследования мнения среди населения г. Набережные Челны о культурной среды города показал жесткую позицию населения, которая во многом определяется такими факторами как качество предоставляемых услуг, малоинформированностью населения о культурной ситуации, что в итоге приводит к снижению интереса жителей к культурным событиям города. В связи с этим автор предлагает перейти на новый подход в работе с населением - ориентироваться на потребителя. Данный подход должны принять на себя Управление культуры Исполнительного комитета и учреждения культуры. Ориентация на потребителя заключается в оперативном предоставлении информации о проводимых мероприятиях, что представляет собой контакт и плодотворную работу со СМИ города, учет мнения посетителей учреждений культуры.
Управление культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны - это, прежде всего, координирующий орган. Именно он задает основные направления развития культурной сферы в городе. Деятельность Управления культуры направлена на достижение целей путем реализации основных функций управления.
Управлением и координацией деятельности учреждений культурно-досугового направления и учреждений дополнительного образования в сфере искусства осуществляет Управление культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны. Эффективная система функционирования Управления культуры определяется количественными и качественными показателями. В результате исследования внутренней среды организации были выявлены слабые стороны деятельности, которые снижают ее эффективность.
Для выявления факторов снижающих эффективность деятельности Управления культуры Исполнительного комитета были использованы комплексный анализ системы управления, что позволило глубоко изучить состояние системы и просмотреть влияние негативных факторов на эффективность деятельности Управления культуры.
Программа совершенствования деятельности Управления культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны способствует решению многих проблем деятельности, и поможет вывести Управление культуры на новый качественный уровень развития.
Деятельность Управления культуры должна быть ориентирована на изучение внешней среды, потребителей услуг в сфере культуры как необходимое условие предоставления востребованного и высокого качества услуг. Необходимым условием совершенствования деятельности Управления культуры является поддержка начальником и специалистами Управления культуры заданного курса развития. Подготовка и реализация плана мероприятий Программы совершенствования деятельности Управления культуры на 2018-2020 гг. требует комплексных усилий и взаимодействия между собой специалистов Управления культуры. Сотрудничество - необходимое условие достижения общих целей.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.//Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Основы законодательства РФ о культуре: утв. ВС РФ 9.10.1992 г. №3612-1
в ред. ФЗ РФ от 3.11.2006 г. №175-ФЗ//СЗ РФ. - 2006. - №46. - Ст.2615; Российская газета - 1992. - 17 ноября.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ:
федеральный закон РФ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 15.02.2006 г. №24-ФЗ//СЗ РФ. - 2003. - №40. - Ст.3822; СЗ РФ. - 2006. - №8. - Ст.852.
4. Об автономных учреждениях: федеральный закон от 6.11.2006 г. №174-
ФЗ//СЗ РФ. - 2006. - №45. - Ст.4626; Российская газета - 2006. - 8 ноября.
5. Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и
финансирования организаций культуры и искусства: постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. №609//СЗ РФ. - 1995. - №28. - Ст.2670.
6. О Министерстве культуры и массовых коммуникациях РФ: постановление
Правительства РФ от 17.06.2004 г. №289//СЗ РФ. - 2004. - №25. - Ст.2571.
7. О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 гг.):
постановление Правительства РФ от 8.12.2005 г. №740 // Культура:
управление, экономика, право - 2012 - №1 - С.38-46
8. Конституция Республики Татарстан. - Казань: ЗАО «Новое издание»,
2004. - 32 с. (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. №1665- XII)
9. Положение о Министерстве культуры РТ: постановление Кабинета
Министров РТ от 9.07.2001 г. №438 // Сборник Постановлений и
распоряжений Кабинета Министров РТ - 2002 - №10 - С.88-100
II. Учебники и учебные пособия:
10. Андрюхина Э.П. Законодательство России о культуре / Э.П.Андрюхина // Журнал российского права - 2012 - №3 - С.36-43
11. Барциц И.Н., Бакушев В.В. Актуальные вопросы развития
муниципальных образований. - М.: РАГС, 2012. - 228 с.
12. Воронова, Е.Н. Экономика культуры: учебное пособие / Е.Н. Воронова. - М.: Инфра-М, 2013. - 388с.
13. Галуцкий Г.М. Экономика культуры / Г.М. Галуцкий. - М.: Инфра-М,
2013. - 286с.
14. Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С.Е. Чаннова. - М.: ДМК Пресс, 2015. - 208 с.
15. Дубровская Ю.В. Культурный потенциал муниципального образования как важнейший фактор его развития // Культура: управление, экономика, право. - 2015. - №4. - С. 8 - 11.
16. Иванов Г.П. Экономика культуры / Г.П. Иванов, М.А. Шустров. - М.: ФиС, 2012. - 442с.
17. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: учеб пособие / Е.Л. Игнатьева. - М.: Гиттис, 2012. - 312с.
18. Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. - М.: Экономика, 2012. - 283 с.
19. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры. - М.: НИИ культуры, 2013. - 212с.
20. Рыбаков Ф.Ф. Экономика культуры / Ф.Ф. Рыбаков, А.З. Алейкина. - СПб.: Питер, 2013. - 442с.
21. Сазонникова Е.В. О конституционном закреплении принципов
культурного развития // Конституционное и муниципальное право. -
2014. - №11. - С. 42 - 46.
22. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
23. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей / С.В. Шишкин. - М.: Инфра-М, 2012. - 412с.
24.Экономика и культура. Проблемы взаимодействия / под ред. А.В. Барышевой. - М.: Институт экономики, 2013. - 318с.
25. Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов // Культура: управление, экономика, право - 2016 - №3 - С.37-39
26. Экономика муниципального сектора: учеб. пос. для студентов вуза / Под ред. А.В.Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 464 с.
III. Материалы организации:
27. Устав муниципального образования «Город Набережные Челны»
28. Годовой отчет деятельности Управления культуры за 2014-2016 гг.
29. Программа развития культуры в г. Набережные Челны за 2015 и 2016 гг.