Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аренда как инструмент управления муниципальной земельной собственностью (на примере муниципального образования город Набережные Челны)

Работа №85950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы изучения аренды как инструмента управления
муниципальной земельной собственностью 8
1.1 Понятие и сущность аренды, виды арендных отношений 8
1.2 Правовые аспекты управления муниципальной земельной
собственностью 15
1.3 Методы оценки эффективности управления арендой муниципальной
земельной собственности 24
2 Пути совершенствования управления муниципальной земельной
собственностью с помощью аренды города Набережные Челны 36
2.1 Характеристика Управления земельных и имущественных отношений
города Набережные Челны 36
2.2 Анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли
города Набережные Челны 44
2.3 Эффективность мероприятий управления муниципальной земельной
собственностью с помощью аренды 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Значение земли в жизни любого человека неумолимо, что находит своё отражение и в Основном законе Российской Федерации - Конституции. Например, в пункте 1 статьи 9 Конституции России значится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[1]. Сходные нормы нашли своё отображение в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В Земельном кодексе Российской Федерации указывается, что учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В организационно-экономическом аспекте земля представляет собой предмет труд, средство труда и пространственный базис. В тоже самое время земля воплощает в жизнь ряд характерных функций: производственную, экономическую, социальную, экологическую.
В нынешнее время использование земельно-ресурсного потенциала России находится в кризисном состоянии. Притом, что Россия имеет десять процентов продуктивных земель мира, доля земель, находящихся в собственности муниципалитетов составляет лишь около 0,2%. В настоящее время система законодательных и нормативно-правовых актов регламентирует многообразие форм собственности на землю, что требует современных знаний по управлению земельно-имущественным комплексом как Российской Федерации в целом, так и регионов и муниципальных образований.
Существующая сегодня система управления земельным фондом страны в целом и субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в частности формировалась спонтанно, без необходимого научного обоснования, на основе эмпирических поисков, методом проб и ошибок. Этот процесс сопровождается серьёзными диспропорциями и негативными явлениями в распределении и использовании земельных ресурсов, становлении рынка земли и его инфраструктуры, характеризуется выводом из оборота ощутимой части земель, незаконным захватом и спекуляцией земельными участками.
Решение задач землепользования, как одной из основ эффективного развития страны и её регионов, к сожалению, не отличается комплексностью и системностью, часто носит ситуационный характер. Органы власти и управления, к сожалению, не располагают эффективными региональными программами развития и повышения действенности управления земельными ресурсами, а применяемые методы недостаточно учитывают возможности использования позитивного зарубежного опыта в российской практике.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективная система принципов и методов управления арендой муниципальных земельных ресурсов позволит увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений. Аренда имущественных комплексов, земельных участков становится ведущей формой управления государственной и муниципальной собственностью. Арендные платежи выполняют, кроме наполнения бюджета, еще одну важную функцию - регулируют вопросы использования собственности. Несмотря на ту важную роль, которую играет аренда муниципальной земли - эта форма управления муниципальной собственностью еще недостаточно изучена, что представляет собой еще одну важную причину, по которой исследования данной формы управления землей как муниципальной собственностью становится актуальным, предопределяет ее теоретическую и практическую значимость.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование аренды как инструмента управления муниципальной собственностью в городе Набережные Челны.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
-Рассмотреть понятие и сущность аренды, виды арендных отношений.
- Рассмотреть правовые аспекты управления муниципальной земельной собственностью.
- Рассмотреть методы оценки эффективности управления арендой муниципальной земельной собственности.
- Дать краткую характеристику деятельности Управления земельных и имущественных отношений Исполнительно комитета города Набережные Челны.
- Провести анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли города Набережные Челны.
- Разработать мероприятия по совершенствованию управления арендой земельной собственности как экономической составляющей дохода бюджета города.
- Дать оценку эффективности мероприятий управления муниципальной земельной собственностью с помощью аренды.
Объект исследования -Управление земельных и имущественных отношений в муниципальном образовании городской округ Набережные Челны.
Предмет исследования - процесс управления арендными земельными отношениями города Набережные Челны.
Методологической и практической базой исследования послужили теоретические концепции, представленные в современной научной литературе по проблемам муниципального управления собственностью, земельных отношений, используются результаты анализа практического опыта аренды земельной собственности, теории управления, менеджмента, управления государственной и муниципальной собственностью.
В работе использованы методы системного анализа, статистического анализа.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы изучения аренды как инструмента управления муниципальной земельной собственностью.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли города Набережные Челны, предложены мероприятия по совершенствованию управления арендой земельной собственности как экономической составляющей дохода бюджета города, и рассчитана их эффективность.
При написании теоретической части наибольшее внимание уделялось трудам авторов в области арендных отношений в сфере, управления государственной и муниципальной собственностью.
Практическое значение работы заключается в том, что реализация предложений проекта позволит повысить качество контроля за использованием земельных ресурсов города, а также обеспечит рост доходности муниципального земельного фонда.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Аренда является формой имущественного договора, при которой собственность передается во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору за арендную плату. Аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности является распространенной и перспективной формой землепользования. Местные органы власти городов России используют ее как основную форму предоставления земель в черте поселений. Аренда возникла за два тысячелетия до нашей эры, как способ стимулирования развития экономики государства.
Цель аренды - это обеспечение передачи имущества во временное пользование, а объектом аренды признаются движимые и недвижимые вещи, в их число входят земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование и т д.
Арендные отношения, оформляются договором аренды. В котором указываются: предмет договора и его характеристики, срок действия договора аренды, устанавливается арендная плата, прописываются права и обязанности, как арендатора, так и арендодателя, так же прописывается ответственность сторон и прочие условия. В конце договора аренды обязательно указываются реквизиты сторон.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации могут иметь место различные виды арендных отношений - это долгосрочная и краткосрочная аренда. Единственное отличие между этими видами договоров - это необходимость регистрации или ее отсутствие.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими арендные отношения, являются: Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, постановления и законы субъектов.
Для расчета эффективности были предложены пять методов оценки эффективности управления арендой муниципальной земельной собственности:
- Методика оценки эффективности системы управления земельными ресурсами Варламова А.А.
- Методика оценки эффективности сельскохозяйственного
землепользования муниципальных образований Ждановой Р.В.
- Методика комплексного анализа эффективности использования земельных участков под объектами городов Варламовой Е.А.
- Методика оценки эффективности землепользования в регионе Шарафутдиновой З.А.
- Система оценки эффективности государственной и муниципальной недвижимостью региона Наумчева Д.В.
Наиболее подходящей в дальнейших расчетах была выбрана система оценки эффективности государственной и муниципальной недвижимостью региона Наумчева Д.В. и представлены формулы расчета.
После рассмотрения характеристики Управления земельных и имущественных отношений, был проведен анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли города Набережные Челны. В следствии этого были выявлены три проблемы, для решения которых были предложены мероприятия по совершенствованию управления муниципальной земельной собственностью и рассчитана их эффективность.
В городе Набережные Челны имеются следующие проблемы управления арендой земли: необоснованное предоставление льгот в виде освобождения от арендной платы за землю; высокий уровень задолженности за арендную плату; не эффективное использование земель, находящихся в аренде.
Предлагается внедрение мероприятий управления муниципальной земельной собственностью с помощью аренды:
1. Для повышения бюджетной эффективности является необходимым пересмотреть и внести изменения в перечень льготных категорий налогоплательщиков, в том числе:
-уменьшить льготы в отношении земельных участков организаций, занятых объектами, используемыми, как объекты гаражного назначения;
- проводить ежеквартальные проверки земельных участков, на предмет целевого использования, которым предоставлены льготы по расчету арендной платы;
- у арендаторов, взявших земельный участок для строительства, указавший вид разрешенного пользования по которым предоставляются льготы, каждые полгода, требовать отчет по проведенным строительным работам.
2. Для решения второй проблемы, предлагается с 2018 года ввести проект по предоставление скидки на пени в размере 20 процентов, при условии, что задолженность будет погашена в течение 30 дней после отправки арендатору претензии.
3. Для решения третей проблемы, предлагается изымать земли, предоставленные в аренду использующиеся неэффективно. И предоставлять эти земельные участки другим Арендаторам или использовать для нужд города.
Таким образом, реализация представленных мероприятий предполагает увеличение дохода местного бюджета за счёт повышения эффективности управления земельными ресурсами, за счёт вовлечения в оборот неэффективно используемых земель, а также используемых с правами, оформленными не должным образом, за счёт представленных мер по взысканию задолженности по договорам аренды.
Таким образом, реализация намеченных мероприятий позволит сформировать эффективную систему управления земельным фондом города Набережные Челны, повысить доверие к органам местного самоуправления посредством обеспечения положительной динамики удовлетворённости населения управлением земельным фондом города.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосование 12.12.1993.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ.
II. Учебники и учебные пособия:
4. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства. - М.: Новый индекс, 2015. - 192 с.
5. Аноприенко А.В. Методы и механизмы повышения эффективности управления муниципальной собственностью / А.В. Аноприенко. - СПб., 2014. - 482 с.
6. Астахов Ю. Кадры муниципальной службы: Проблемы и перспективы развития / Ю. Астахов // Справочник по управлению персоналом. - 2015. - №5. - С. 17 - 19.
7. Бусин А.М. Муниципальная собственность как объект муниципального управления / А.М. Бусин. - СПб.: Питер, 2011. - 282 с.
8. Вобленко С.В. Повышение эффективности управления
муниципальной собственностью и муниципальными финансами как необходимое условие улучшения социально-экономического положения муниципального образования / С.В. Вобленко. - М.: Сигма, 2014. - 188 с.
9. Гайнанов Д.А. Разработка методических основ оценки эффективности управления муниципальной собственности на землю // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - №5. - С. 33.
10. Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально¬правовое явление. - М.: - ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
11. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости: Учебник. 2-е изд. перераб. - М.: Маркетинг, 2011. - 328 с.
12. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: учебно-практическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 412 с.
13. Завьялов А.А., Маркварт Э. Земельные отношения в системе местного самоуправления. - М.: Статут, 2014. - 256 с.
14. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебник. - М.: Юристъ, 2013. - 392 с.
15. Кухтин П.В., Левов А.А, Лобанов В.В. Управление земельными ресурсами: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2011. - 312 с.
16. Кухтин П.В., Левов А.А., Мирзалиев М.Н. Управление муниципальным хозяйством и местными финансами. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 268 с.
17. Леви А.В. Эффективное управление муниципальной собственностью / А.В. Леви. - М.: Инфра-М, 2013. - 428 с.
18. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие / В.В. Лобанов. - СПб.: Питер, 2014. - 292 с.
19. Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент / С.Б. Мельников. - М.: Норма, 2014. - 382 с.
20. Мулагаева З.З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью / З.З. Мулагаева // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - №9. - С. 63 - 65.
21. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / А.И. Радченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 392 с.
22. Семенов С.Ю. Технологический прогресс как важнейшая цель управления государственной и муниципальной собственностью / С.Ю. Семенов. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
23. Сибикеев К.В. Государственное и муниципальное управление / К.В. Сибикеев. - СПб.: Питер, 2012. - 312 с.
24. Соколов А.В. Создание системы управления муниципальной собственностью: некоторые правовые аспекты проблемы / А.В. Соколов // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2015. - №34. - С. 37 - 39.
25. Тихомиров М.Ю. Земельные участки: новые правила образования и изменения границ. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2015. - 162 с.
26. Улюкаев В.Х. Земельное право: учебник. - М.: Частное право, 2011 - 344 с.
27. Управление персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления / Сост. А.В. Томильцев, И.Л. Воронина. - М.: Инфра-М, 2013. - 422 с.
28. Черкасов Г.И. Общая теория собственности / Г.И. Черкасов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 329 с.
29. Филатова Н.Г. Эффективное управление муниципальной собственностью как условие социально-экономического развития муниципального образования. - М.: Инфра-М, 2013. - С. 14.
30. Шарафутдинова З.А. Регулирование землепользования в региона / З.А. Шарафутдинова, М.Н. Исянбаев. - М.: ИСЭИ УНЦ РАН, 2014. - С. 43.
III. Электронные материалы:
31. Выступление Начальника управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Гизатуллина Ленара Раисовича16 января 2017 года «Об итогах работы управления земельных и имущественных отношений за 2016 год и задачах на 2017 год».[Электронный ресурс]. URL:
ййр://паЬсйе1пу.ги/ир1оаб/111е8/и8ег/Выступление_Начальника_управлени _я_земельных_и_имущественных_отношений_2017.doc (дата обращения 25.05.2017)
32. Выступление Начальника управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Гизатуллина Ленара Раисовича11 января 2016 года «Об итогах работы управления земельных и имущественных отношений за 2015 год и задачах на 2016 год».[Электронный ресурс]. URL:
ййр://паЬсйе1пу.ги/ир1оаб/й1ез/изег/Выступление_Начальника_управлени _я_земельных_и_имущественных_отношений_2016.doc (дата обращения
25.05.2017)
33. Отчет о работе Управления земельных и имущественных отношений за 2016 год и задачах на 2017 год. [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/upload/files/user/Отчет_за_2017_год.4ое(дата обращения 29.05.2017)
34. Отчет о работе Управления земельных и имущественных отношений за 2015 год и задачах на 2016 год. [Электронный ресурс]. URL: http://nabеhelny.ru/upload/files/user/Отчет_за_2016_год.4ое(дата обращения 29.05.2017)
35. Отчет о работе Управления земельных и имущественных отношений за 2014 год и задачах на 2015 год. [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://паЬеЬе1пу.ги/ир1оа4/Шез/изег/Версия_на_сайт_-_за_2015год.4ое (дата обращения 29.05.2017)
36. Гарант.РУ информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/news/1112062/(дата обращения 05.06.2017)
37. Итоги работы управления земельных и имущественных отношений за 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/53/14(дата обращения 24.05.2016).
38. Информация о деятельности управления земельных и имущественных отношений в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: http://nabehe1ny.ru/eompany/367(дата обращения 28.05.2016).
39. Информация о деятельности управления земельных и имущественных отношений в 2013 году [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/366(дата обращения 22.05.2016).
40. Решение городской Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 19 ноября 2008 г. N 35/6 «О земельном Налоге» [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/53/581 (дата обращения 03.06.2017)
41. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 г. N 74 «Об арендной плате за землю» [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/53/581(дата обращения 03.06.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ