Аренда как инструмент управления муниципальной земельной собственностью (на примере муниципального образования город Набережные Челны)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы изучения аренды как инструмента управления
муниципальной земельной собственностью 8
1.1 Понятие и сущность аренды, виды арендных отношений 8
1.2 Правовые аспекты управления муниципальной земельной
собственностью 15
1.3 Методы оценки эффективности управления арендой муниципальной
земельной собственности 24
2 Пути совершенствования управления муниципальной земельной
собственностью с помощью аренды города Набережные Челны 36
2.1 Характеристика Управления земельных и имущественных отношений
города Набережные Челны 36
2.2 Анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли
города Набережные Челны 44
2.3 Эффективность мероприятий управления муниципальной земельной
собственностью с помощью аренды 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Теоретические основы изучения аренды как инструмента управления
муниципальной земельной собственностью 8
1.1 Понятие и сущность аренды, виды арендных отношений 8
1.2 Правовые аспекты управления муниципальной земельной
собственностью 15
1.3 Методы оценки эффективности управления арендой муниципальной
земельной собственности 24
2 Пути совершенствования управления муниципальной земельной
собственностью с помощью аренды города Набережные Челны 36
2.1 Характеристика Управления земельных и имущественных отношений
города Набережные Челны 36
2.2 Анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли
города Набережные Челны 44
2.3 Эффективность мероприятий управления муниципальной земельной
собственностью с помощью аренды 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Значение земли в жизни любого человека неумолимо, что находит своё отражение и в Основном законе Российской Федерации - Конституции. Например, в пункте 1 статьи 9 Конституции России значится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[1]. Сходные нормы нашли своё отображение в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В Земельном кодексе Российской Федерации указывается, что учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В организационно-экономическом аспекте земля представляет собой предмет труд, средство труда и пространственный базис. В тоже самое время земля воплощает в жизнь ряд характерных функций: производственную, экономическую, социальную, экологическую.
В нынешнее время использование земельно-ресурсного потенциала России находится в кризисном состоянии. Притом, что Россия имеет десять процентов продуктивных земель мира, доля земель, находящихся в собственности муниципалитетов составляет лишь около 0,2%. В настоящее время система законодательных и нормативно-правовых актов регламентирует многообразие форм собственности на землю, что требует современных знаний по управлению земельно-имущественным комплексом как Российской Федерации в целом, так и регионов и муниципальных образований.
Существующая сегодня система управления земельным фондом страны в целом и субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в частности формировалась спонтанно, без необходимого научного обоснования, на основе эмпирических поисков, методом проб и ошибок. Этот процесс сопровождается серьёзными диспропорциями и негативными явлениями в распределении и использовании земельных ресурсов, становлении рынка земли и его инфраструктуры, характеризуется выводом из оборота ощутимой части земель, незаконным захватом и спекуляцией земельными участками.
Решение задач землепользования, как одной из основ эффективного развития страны и её регионов, к сожалению, не отличается комплексностью и системностью, часто носит ситуационный характер. Органы власти и управления, к сожалению, не располагают эффективными региональными программами развития и повышения действенности управления земельными ресурсами, а применяемые методы недостаточно учитывают возможности использования позитивного зарубежного опыта в российской практике.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективная система принципов и методов управления арендой муниципальных земельных ресурсов позволит увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений. Аренда имущественных комплексов, земельных участков становится ведущей формой управления государственной и муниципальной собственностью. Арендные платежи выполняют, кроме наполнения бюджета, еще одну важную функцию - регулируют вопросы использования собственности. Несмотря на ту важную роль, которую играет аренда муниципальной земли - эта форма управления муниципальной собственностью еще недостаточно изучена, что представляет собой еще одну важную причину, по которой исследования данной формы управления землей как муниципальной собственностью становится актуальным, предопределяет ее теоретическую и практическую значимость.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование аренды как инструмента управления муниципальной собственностью в городе Набережные Челны.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
-Рассмотреть понятие и сущность аренды, виды арендных отношений.
- Рассмотреть правовые аспекты управления муниципальной земельной собственностью.
- Рассмотреть методы оценки эффективности управления арендой муниципальной земельной собственности.
- Дать краткую характеристику деятельности Управления земельных и имущественных отношений Исполнительно комитета города Набережные Челны.
- Провести анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли города Набережные Челны.
- Разработать мероприятия по совершенствованию управления арендой земельной собственности как экономической составляющей дохода бюджета города.
- Дать оценку эффективности мероприятий управления муниципальной земельной собственностью с помощью аренды.
Объект исследования -Управление земельных и имущественных отношений в муниципальном образовании городской округ Набережные Челны.
Предмет исследования - процесс управления арендными земельными отношениями города Набережные Челны.
Методологической и практической базой исследования послужили теоретические концепции, представленные в современной научной литературе по проблемам муниципального управления собственностью, земельных отношений, используются результаты анализа практического опыта аренды земельной собственности, теории управления, менеджмента, управления государственной и муниципальной собственностью.
В работе использованы методы системного анализа, статистического анализа.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы изучения аренды как инструмента управления муниципальной земельной собственностью.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли города Набережные Челны, предложены мероприятия по совершенствованию управления арендой земельной собственности как экономической составляющей дохода бюджета города, и рассчитана их эффективность.
При написании теоретической части наибольшее внимание уделялось трудам авторов в области арендных отношений в сфере, управления государственной и муниципальной собственностью.
Практическое значение работы заключается в том, что реализация предложений проекта позволит повысить качество контроля за использованием земельных ресурсов города, а также обеспечит рост доходности муниципального земельного фонда.
В организационно-экономическом аспекте земля представляет собой предмет труд, средство труда и пространственный базис. В тоже самое время земля воплощает в жизнь ряд характерных функций: производственную, экономическую, социальную, экологическую.
В нынешнее время использование земельно-ресурсного потенциала России находится в кризисном состоянии. Притом, что Россия имеет десять процентов продуктивных земель мира, доля земель, находящихся в собственности муниципалитетов составляет лишь около 0,2%. В настоящее время система законодательных и нормативно-правовых актов регламентирует многообразие форм собственности на землю, что требует современных знаний по управлению земельно-имущественным комплексом как Российской Федерации в целом, так и регионов и муниципальных образований.
Существующая сегодня система управления земельным фондом страны в целом и субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в частности формировалась спонтанно, без необходимого научного обоснования, на основе эмпирических поисков, методом проб и ошибок. Этот процесс сопровождается серьёзными диспропорциями и негативными явлениями в распределении и использовании земельных ресурсов, становлении рынка земли и его инфраструктуры, характеризуется выводом из оборота ощутимой части земель, незаконным захватом и спекуляцией земельными участками.
Решение задач землепользования, как одной из основ эффективного развития страны и её регионов, к сожалению, не отличается комплексностью и системностью, часто носит ситуационный характер. Органы власти и управления, к сожалению, не располагают эффективными региональными программами развития и повышения действенности управления земельными ресурсами, а применяемые методы недостаточно учитывают возможности использования позитивного зарубежного опыта в российской практике.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективная система принципов и методов управления арендой муниципальных земельных ресурсов позволит увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений. Аренда имущественных комплексов, земельных участков становится ведущей формой управления государственной и муниципальной собственностью. Арендные платежи выполняют, кроме наполнения бюджета, еще одну важную функцию - регулируют вопросы использования собственности. Несмотря на ту важную роль, которую играет аренда муниципальной земли - эта форма управления муниципальной собственностью еще недостаточно изучена, что представляет собой еще одну важную причину, по которой исследования данной формы управления землей как муниципальной собственностью становится актуальным, предопределяет ее теоретическую и практическую значимость.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование аренды как инструмента управления муниципальной собственностью в городе Набережные Челны.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
-Рассмотреть понятие и сущность аренды, виды арендных отношений.
- Рассмотреть правовые аспекты управления муниципальной земельной собственностью.
- Рассмотреть методы оценки эффективности управления арендой муниципальной земельной собственности.
- Дать краткую характеристику деятельности Управления земельных и имущественных отношений Исполнительно комитета города Набережные Челны.
- Провести анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли города Набережные Челны.
- Разработать мероприятия по совершенствованию управления арендой земельной собственности как экономической составляющей дохода бюджета города.
- Дать оценку эффективности мероприятий управления муниципальной земельной собственностью с помощью аренды.
Объект исследования -Управление земельных и имущественных отношений в муниципальном образовании городской округ Набережные Челны.
Предмет исследования - процесс управления арендными земельными отношениями города Набережные Челны.
Методологической и практической базой исследования послужили теоретические концепции, представленные в современной научной литературе по проблемам муниципального управления собственностью, земельных отношений, используются результаты анализа практического опыта аренды земельной собственности, теории управления, менеджмента, управления государственной и муниципальной собственностью.
В работе использованы методы системного анализа, статистического анализа.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы изучения аренды как инструмента управления муниципальной земельной собственностью.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли города Набережные Челны, предложены мероприятия по совершенствованию управления арендой земельной собственности как экономической составляющей дохода бюджета города, и рассчитана их эффективность.
При написании теоретической части наибольшее внимание уделялось трудам авторов в области арендных отношений в сфере, управления государственной и муниципальной собственностью.
Практическое значение работы заключается в том, что реализация предложений проекта позволит повысить качество контроля за использованием земельных ресурсов города, а также обеспечит рост доходности муниципального земельного фонда.
Аренда является формой имущественного договора, при которой собственность передается во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору за арендную плату. Аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности является распространенной и перспективной формой землепользования. Местные органы власти городов России используют ее как основную форму предоставления земель в черте поселений. Аренда возникла за два тысячелетия до нашей эры, как способ стимулирования развития экономики государства.
Цель аренды - это обеспечение передачи имущества во временное пользование, а объектом аренды признаются движимые и недвижимые вещи, в их число входят земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование и т д.
Арендные отношения, оформляются договором аренды. В котором указываются: предмет договора и его характеристики, срок действия договора аренды, устанавливается арендная плата, прописываются права и обязанности, как арендатора, так и арендодателя, так же прописывается ответственность сторон и прочие условия. В конце договора аренды обязательно указываются реквизиты сторон.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации могут иметь место различные виды арендных отношений - это долгосрочная и краткосрочная аренда. Единственное отличие между этими видами договоров - это необходимость регистрации или ее отсутствие.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими арендные отношения, являются: Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, постановления и законы субъектов.
Для расчета эффективности были предложены пять методов оценки эффективности управления арендой муниципальной земельной собственности:
- Методика оценки эффективности системы управления земельными ресурсами Варламова А.А.
- Методика оценки эффективности сельскохозяйственного
землепользования муниципальных образований Ждановой Р.В.
- Методика комплексного анализа эффективности использования земельных участков под объектами городов Варламовой Е.А.
- Методика оценки эффективности землепользования в регионе Шарафутдиновой З.А.
- Система оценки эффективности государственной и муниципальной недвижимостью региона Наумчева Д.В.
Наиболее подходящей в дальнейших расчетах была выбрана система оценки эффективности государственной и муниципальной недвижимостью региона Наумчева Д.В. и представлены формулы расчета.
После рассмотрения характеристики Управления земельных и имущественных отношений, был проведен анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли города Набережные Челны. В следствии этого были выявлены три проблемы, для решения которых были предложены мероприятия по совершенствованию управления муниципальной земельной собственностью и рассчитана их эффективность.
В городе Набережные Челны имеются следующие проблемы управления арендой земли: необоснованное предоставление льгот в виде освобождения от арендной платы за землю; высокий уровень задолженности за арендную плату; не эффективное использование земель, находящихся в аренде.
Предлагается внедрение мероприятий управления муниципальной земельной собственностью с помощью аренды:
1. Для повышения бюджетной эффективности является необходимым пересмотреть и внести изменения в перечень льготных категорий налогоплательщиков, в том числе:
-уменьшить льготы в отношении земельных участков организаций, занятых объектами, используемыми, как объекты гаражного назначения;
- проводить ежеквартальные проверки земельных участков, на предмет целевого использования, которым предоставлены льготы по расчету арендной платы;
- у арендаторов, взявших земельный участок для строительства, указавший вид разрешенного пользования по которым предоставляются льготы, каждые полгода, требовать отчет по проведенным строительным работам.
2. Для решения второй проблемы, предлагается с 2018 года ввести проект по предоставление скидки на пени в размере 20 процентов, при условии, что задолженность будет погашена в течение 30 дней после отправки арендатору претензии.
3. Для решения третей проблемы, предлагается изымать земли, предоставленные в аренду использующиеся неэффективно. И предоставлять эти земельные участки другим Арендаторам или использовать для нужд города.
Таким образом, реализация представленных мероприятий предполагает увеличение дохода местного бюджета за счёт повышения эффективности управления земельными ресурсами, за счёт вовлечения в оборот неэффективно используемых земель, а также используемых с правами, оформленными не должным образом, за счёт представленных мер по взысканию задолженности по договорам аренды.
Таким образом, реализация намеченных мероприятий позволит сформировать эффективную систему управления земельным фондом города Набережные Челны, повысить доверие к органам местного самоуправления посредством обеспечения положительной динамики удовлетворённости населения управлением земельным фондом города.
Цель аренды - это обеспечение передачи имущества во временное пользование, а объектом аренды признаются движимые и недвижимые вещи, в их число входят земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование и т д.
Арендные отношения, оформляются договором аренды. В котором указываются: предмет договора и его характеристики, срок действия договора аренды, устанавливается арендная плата, прописываются права и обязанности, как арендатора, так и арендодателя, так же прописывается ответственность сторон и прочие условия. В конце договора аренды обязательно указываются реквизиты сторон.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации могут иметь место различные виды арендных отношений - это долгосрочная и краткосрочная аренда. Единственное отличие между этими видами договоров - это необходимость регистрации или ее отсутствие.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими арендные отношения, являются: Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, постановления и законы субъектов.
Для расчета эффективности были предложены пять методов оценки эффективности управления арендой муниципальной земельной собственности:
- Методика оценки эффективности системы управления земельными ресурсами Варламова А.А.
- Методика оценки эффективности сельскохозяйственного
землепользования муниципальных образований Ждановой Р.В.
- Методика комплексного анализа эффективности использования земельных участков под объектами городов Варламовой Е.А.
- Методика оценки эффективности землепользования в регионе Шарафутдиновой З.А.
- Система оценки эффективности государственной и муниципальной недвижимостью региона Наумчева Д.В.
Наиболее подходящей в дальнейших расчетах была выбрана система оценки эффективности государственной и муниципальной недвижимостью региона Наумчева Д.В. и представлены формулы расчета.
После рассмотрения характеристики Управления земельных и имущественных отношений, был проведен анализ действующей практики управления арендой муниципальной земли города Набережные Челны. В следствии этого были выявлены три проблемы, для решения которых были предложены мероприятия по совершенствованию управления муниципальной земельной собственностью и рассчитана их эффективность.
В городе Набережные Челны имеются следующие проблемы управления арендой земли: необоснованное предоставление льгот в виде освобождения от арендной платы за землю; высокий уровень задолженности за арендную плату; не эффективное использование земель, находящихся в аренде.
Предлагается внедрение мероприятий управления муниципальной земельной собственностью с помощью аренды:
1. Для повышения бюджетной эффективности является необходимым пересмотреть и внести изменения в перечень льготных категорий налогоплательщиков, в том числе:
-уменьшить льготы в отношении земельных участков организаций, занятых объектами, используемыми, как объекты гаражного назначения;
- проводить ежеквартальные проверки земельных участков, на предмет целевого использования, которым предоставлены льготы по расчету арендной платы;
- у арендаторов, взявших земельный участок для строительства, указавший вид разрешенного пользования по которым предоставляются льготы, каждые полгода, требовать отчет по проведенным строительным работам.
2. Для решения второй проблемы, предлагается с 2018 года ввести проект по предоставление скидки на пени в размере 20 процентов, при условии, что задолженность будет погашена в течение 30 дней после отправки арендатору претензии.
3. Для решения третей проблемы, предлагается изымать земли, предоставленные в аренду использующиеся неэффективно. И предоставлять эти земельные участки другим Арендаторам или использовать для нужд города.
Таким образом, реализация представленных мероприятий предполагает увеличение дохода местного бюджета за счёт повышения эффективности управления земельными ресурсами, за счёт вовлечения в оборот неэффективно используемых земель, а также используемых с правами, оформленными не должным образом, за счёт представленных мер по взысканию задолженности по договорам аренды.
Таким образом, реализация намеченных мероприятий позволит сформировать эффективную систему управления земельным фондом города Набережные Челны, повысить доверие к органам местного самоуправления посредством обеспечения положительной динамики удовлетворённости населения управлением земельным фондом города.
Подобные работы
- Аренда и концессия как инструменты совершенствования управления
муниципальной собственностью (на примере муниципального образования
город Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Муниципальное управление земельными ресурсами на примере муниципального образования город Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Аукцион как способ управления земельными ресурсами (на примере муниципального образования город Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Муниципальная собственность и пути ее эффективного использования
(на примере города Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование деятельности местных органов управления по регулированию и поддержке малого предпринимательства в городе Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Анализ ведения государственного земельного надзора в городе
Набережные Челны
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления земельными ресурсами (на примере муниципального образования город Набережные Челны)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ ИФНС РФ ПО ГОРОДУ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Система мер по поддержке учреждений культуры в муниципальном образовании (на примере г. Набережные Челны МАУК «ДК КАМАЗ»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



