Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГЛОЯЗЫЧНОГО НАУЧНОГО ТЕКСТА

Работа №85943

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 НАУЧНЫЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Общая характеристика научного стиля речи 7
1.2 Дефиниция термина и его специфика 9
1.2.1 Принципы классификации терминов 19
1.3 Жанровая вариативность научного дискурса 24
Выводы по главе 26
ГЛАВА 2 ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛОЯЗЫЧНОГО НАУЧНОГО ТЕКСТА 28
2.1 Особенности научного англоязычного текста на лексическом уровне 28
2.1.1. Терминологическая насыщенность англоязычного научного текста 31
2.1.2 Использование фразеологических единиц и речевых клише в научном дискурсе 36
2.2 Особенности научного англоязычного текста на грамматическом уровне 46
2.3 Структурные особенности англоязычного научного текста 59
Выводы по главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67


Данная работа выполнена в русле лингвистических исследований и посвящена анализу языковых и структурных особенностей англоязычного научного текста.
Научный стиль - стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей, таких как предварительное осмысление высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированному языку [Емельянова, 2010]. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, краткость изложения, интеллектуальность и ряд других черт.
Научный стиль - не прихоть, а необходимость. В среде ученых и научных работников давно принято, что все научные тексты должны быть написаны в определенном строгом стиле. Это вызвано, прежде всего, необходимостью избежать двусмысленностей и многозначности тех или иных научных понятий.
Стиль научных работ определяется, в конечном счете, их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.
Сама форма существования научного языка - письменная, что объясняется таким ее определяющим признаком, как понятийное отражение действительности, логичность изложения. Научная речь должна быть строго доказуема, аргументирована. Научное изложение в основном ориентировано на письменную речь, свидетельствует о необходимости во многих случаях частичного перехода к элементам письменного изложения (к написанию формул, демонстрации таблиц, диаграмм и т.д.).
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в изучении научного стиля языка наступил такой период, когда требуется по возможности полное, всестороннее его изучение как своеобразной семиотической системы, действующей при всех своих особенностях в определенных рамках существующих средств коммуникации, естественно модифицированных и приспособленных.
Цель: исследовать языковые и структурные особенности англоязычного научного текста.
Основными задачами дипломной работы являются:
- дать характеристику научного стиля речи;
- проанализировать языковые средства оформления информации в научных текстах;
- исследовать особенности англоязычного научного текста на лексическом уровне;
- провести анализ особенностей англоязычного научного текста на грамматическом уровне;
- провести анализ терминологической насыщенности научного текста;
- провести анализ композиции англоязычного научного текста.
Объектом исследования выступает англоязычный научный текст.
Предметом - языковые и структурные особенности англоязычного научного текста.
Научная новизна данной работы заключается в том, что данный этап исследования научного дискурса представляет собой анализ и синтез лексических и синтаксических особенностей научного стиля, однако не было проведено комплексного изучения языковых и структурных особенностей англоязычных научных текстов именно из разных областей знаний, что позволяет получить полное представление об особенностях актуализации типологических особенностей научных текстов.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при изучении и анализе научных текстов, а именно научных докладов в таких областях науки, как естественные науки (химия, физика и т.д.), а также на занятиях по стилистике английского языка.
Основными методами выступают: сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез, гипотетический анализ.
Исследование проводится на основе фактического языкового материала, а именно на основе научных трудов и статей различной области знаний (физика, психология, экономика, лингвистика и пр.). Полный перечень источников представлен в списке использованной литературы.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких исследователей, как Г. Н. Аксенова, Н. Д. Арутюнова, О. С. Ахманова, Л. С. Бархударов, Г. В. Белая, Л. И. Борисов, М. М. Глушко, С. В. Гринев, В. П. Даниленко, Я. Б. Емельянов, Л. А. Капанидзе, И. М. Колегаева, А. В. Посохова, А. А. Реформатский, Г. Г. Хакимова и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и библиографии. В первой главе содержится теоретический обзор научной литературы по заявленной теме, а именно: общая характеристика научного стиля речи; дефиниция термина и его специфика; различные подходы к изучению научного дискурса и жанровая вариативность научного текста. Во второй главе проанализированы языковые и структурные особенности научного стиля на основе англоязычных примеров, выявлена их специфика в английском языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определенных наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что позволяет говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
В текстах научного стиля часто используются сложноподчиненные предложения. Все виды предложений, часто осложненные обособленными членами предложения, что повышает их спаянность.
Подчеркнутая логичность изложения проявляется также в употреблении однородных членов предложения с обобщающим словом, которые раскрывают родовое понятие с помощью узких, видовых понятий.
Широко используются в научных текстах вводные слова и словосочетания, подчеркивают логику мышления, последовательность изложения для объединения частей текста, в том числе тесно связанных логическими связями абзацев, используются слова и словосочетания, указывающие на эту связь.
Однозначность и точность научного стиля формируются на основе связи речи с действительностью и мышлением, их можно достичь при условии глубокого знания предмета речи, языковой системы и производимых речевых навыков.
Употребление большого количества терминов, слов в прямом значении, ограничения синонимических замен творят точность научного стиля.
Глубинным признаком термина выступает тот факт, что он обозначает общее понятие. Это делает возможным его выделения среди прочих языковых единиц. И так как существует несколько видов общих понятий, возможно и выявление различных типов терминов.
Точность для науки, а с ней и для ее языка, является первостепенной задачей, которому подчинены все средства высказывания, в частности научная терминология.
Ясность научного стиля определяют как его понятность. Обеспечивается она точностью и логичностью изложения, устная речь для адресата будет ясной, если его мышление будет успевать за мышлением говорящего, а еще лучше, если немного опережать его, то есть будет существовать эффект ожидания.
На письме ясности достигают последовательностью изложения материала, что отражает логическое развертывание мысли, точным называнием, членением текста на абзацы в соответствии с темами, подтемами и сегментами мысли, повтором доминантных, ключевых и сквозных слов.
Объективность изложения достигается отсутствием личных форм глаголов и использованием форм инфинитива, причастий пассивного состояния, безличных предикативных форм.
Следует также различать простоту изложения и общедоступность научного языка. Популярное изложение оправдано только в том случае, когда научная работа предназначена для массового читателя. Главное в лингвостилистическом оформлении научной работы - сделать ее доступной для того круга читателей, которому она предназначена.
Специфика непосредственно английского языка определяется рядом грамматических особенностей. Такие грамматические особенности, как использование грамматических категорий, таких как герундий, инфинитив, причастие, форма страдательного залога, конструкции с модальным глаголом, бессоюзное присоединение придаточных предложений к главным предложениям считается важным пунктом научного жанра. Необходимо обратить внимание на использование пассивных конструкций и неличных форм глагола, что дает возможность обобщить информацию.



1. Аксенова, Г. Н., Кожухова Н. Е., Шарапа А. А. Особенности лингвистического и логико-понятийного аспекта изучения медицинских терминов.// Белорусский медицинский журнал. Минск. № 4, 2004, - с.105¬108.
2. Арутюнова, Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия, 1990. - 137 с.
3. Ахманова, О. С. Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ахманова. - Москва: Либроком, 2009. - 296 с.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Москва: Едиториал УРСС, 2004. - 576 с.
5. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - Москва, 1966. - 608 с.
6. Баженова, Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. — Пермь, 2001. - 78 с.
7. Бархударов, Л. С. Пособие по переводу технической литературы (английский язык). М.: Высшая школа, 2000. - 284 с.
8. Белая, Г. В., Симонов К. И. Введение в языкознание. М. Тезаурус. 2010. - 304 с.
9. Березин, Ф. М. Общее языкознание / Ф. М. Березин, В. Н. Головин. - Москва: Просвещение, 1979. - 416 с.
10. Бондарко, А.В. К теории функциональной грамматики [Текст] / А. В. Бондарко // Проблемы функциональной грамматики. - М.: Наука, 1985. - с.16-29.
11. Борисова, Л. И. Лексические трудности перевода научно¬технической литературы с английского языка на русский. М.: ВЦП, 2001. - 135 с.
12. Борисова, Л.И. Лексические особенности англо-русского научно¬технического перевода [Текст]/ Л.И. Борисова. // Учебное пособие. — Москва: МПУ, Народный учитель, 2001. - 216 с.
13. Будилева, Н. С. Эксплицитная подача метаязыка географии [Электронный ресурс] / Н. С. Будилева. - Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/iatp/work/budileva/. (дата обращения: 23.03.2015).
14. Глушко, М. М. Функциональный стиль общественного языка и методы его исследования. М. Изд-во МГУ, 1974. - 120 с.
15. Глушко, М.М. Функциональный стиль общественного языка и методы его исследования / М.М Глушко. - Москва, 1974. - 215 с.
16. Гринев, С. В. Введение в терминоведение. Москва, Московский лицей. 1993. - 310 с.
17. Гринев-Гриневич, С. В. Терминоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Гринев-Гриневич. - Москва: Академия, 2008. - 304 с.
18. Даниленко, В. П. Исследования по русской терминологии / В. П. Даниленко. - Москва: Наука, 1971. - 322 с.
19. Емельянова, Я. Б. Лингвострановедческая компетенция переводчика: теория и практика: монография. 2-е изд., испр. и доп. Нижний Новгород: Стимул-СТ, 2010. - 201 с.
20. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х томах. М., 2006. - Т.3. 328 с.
21. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Т.Ф Ефремова // http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary- Efremova.htm
22. Капанидзе, Л. А. О понятиях «термин» и «терминология».// Развитие лексики современного русского языка. М.: Наука. 1965. - 135 с.
23. Карасик, В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
24. Колегаева, И. М. Текст как единица научной и художественной коммуникации. Одесса: Обл. упр. по печати, 1991. - 120 с.
25. Комиссаров, В. Н. Современное переводоведение. М.: ЭТС, 2002. - 424 с.
26. Комиссаров, В.Н. Современное переводоведение / В.Н. Комиссаров. - Москва, 2002. - 261 с.
27. Котюрова, М.П. Стилистика научной речи [Текст] / М. П.
Котюрова. -М.: Академия, 2010. - 240 с.
28. Латишев, Л. К. Перевод: теория, практика и методика
преподавания. М.: Academia, 2003. - 190 с.
29. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи. Проблемы обучения / О. Д. Мит- рофанова. - М.: Русский язык,1985. - 128 с.
30. Посохова, А. В. Лексична компетенщя як важливий фактор формування мовно! особистосп фахiвця // Педагоычш науки: збiрник наукових праць - № 54/2010. - С. 104-107.
31. Пронина, Р. Ф. Пособие по переводу английской технической литературы. М.: Высшая школа, 1973. - 200 с.
32. Пумпянский, А. Л. Чтение и перевод английской научной и технической литературы. Мн. : ООО “Попурри”, 1997. - 608 с.
33. Реформатский, А. А. Введение в языкознание. М. Аспент Пресс. 1996. - 275 с.
34. Рябцева, Н. К. Научная речь на английском языке. Руководство по научному изложению. Словарь оборотов и сочетаемости общенаучной лексики. Новый словарь-справочник активного типа (на английском языке). М., 2002. - 502 с.
35. Рябцева, Н.К. Язык и естественный интеллект. - М., 2005. - С. 214 - 215.
36. Свешников, А.В. Композиционное мышление. - М., 2001. - С. 118 - 120.
37. Седова, Л. Н. Этика делового общения: учебн. пособ. Ч. 1. - Харьков [Текст] / Л. Н. Седова: ХГЭУ, 2002. - 384 с.
38. Стрелковский, Г.М., Латышев Л.К. Научно-технический перевод. М.: Просвещение, 1980. - 418 с.
39. Суперанская, А. В. Общая терминология. Вопросы теории / А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева. - Москва: АСТА, 2007. - 207 с.
40. Суперанская, А. В. Общая терминология: терминологическая деятельность / А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева - Москва: АСТА, 2008. - 288 с.
41. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб.пособие. М.: Слово / Slovo, 2000. - 624 с.
42. Троянская, Е.С. Полевая структура научного стиля и его жанровых разновидностей. - М.: Наука, 1984. - С.16-27
43. Тураева, З.Я. Лингвистика текста. Учебное пособие [Текст] / З. Я. Тураева. - Москва. Просвещение, 1986. - 127 с.
44. Уваров, Д. А. Классификация и терминология [Электронный ресурс] / Д. А. Уваров. - Режим доступа: http://www.xlegio.ru/. (дата обращения 20.03.2015).
45. Федоров, А. В. Основы общей теории перевода: лингвистические проблемы. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1983. - 348 с.
46. Фёдоров, А.В. Основы общей теории перевода / А.В. Федоров. - Москва, 2002. - 228 с.
47. Филатова, Л. А. О явлениях универсализации в научном стиле / Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1991. - № 2. С. 78-86.
48. Хакимова, Г. Г. Термин как лингвистическая единица. Термин в рамках теории терминополя. //Вестник Башкирского университета. Т. 18, вып. 4. Уфа. 2013.
49. Чиркова, Н. В. Английский язык (научный стиль). Ульяновск: Слово/ Slovo, 1991. - 549 c.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
50. Научная статья / Научный английский язык [Электронный ресурс] URL: http://www.tlemb.ru/articles/english_for_science (дата обращения : 04.09.2016)
51. Учебное пособие для магистрантов гуманитарного профиля
[Электронный ресурс] URL:
http://terralinguistica.ru/cave/Referats_Metodichka/english_scientific_speech.html(дата обращения : 10.09.2016)
52. Научная статья / Лексика научного стиля английского языка
[Электронный ресурс] URL:
http: //www.rusnauka. com/17_APSN_2009/Philologia/48050.doc.htm (дата
обращения : 10.09.2016)
53. CIDE - Cambridge International Dictionary of English - [England] : Cambridge University Press, 1996. - 1773 p.
54. Hornby A.S. et. al. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. London: Oxford Univ. Press, 1980. p. 519
55. Khisamova G.G., Yakovleva E.A. Stylistics and culture of speech: Teaching aid / Bashkir State Univ. Ufa, 1995. p. 348
56. LED - Longman Exams Dictionary - [England] : Harlow : Longman, 2006. - 1832 p.
57. Levinson S. С. Pragmatics. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1983.
58. Webster's Third New International Dictionary. 1961. p. 538
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ
59. «The Economist» print edition [Электронный ресурс]. - 2013. Sept
10th - Режим доступа : http://
www.economist.com/world/international/displaystory.cfm?story_id=E1_TQQNR GQS - Загл. c экрана.
60. «The Economist» printed edition. [Электронный ресурс]. - 2013.
Sept 17th -Режим доступа : http://www.economist.com/ businessfi
nance/displaystory.cfm?story_id=E1_TQQGNQT - Загл. с экрана.
61. «The Economist» printed edition. [Электронный ресурс]. - 2014. Oct 1st- Режим доступа : http:// www.economist.com/-Загл. с экрана. businessfi nance/displaystory.cfm?story_id=E1_TQVVRVRV - Загл. с экрана.
62. «The Economist» printed edition. [Электронный ресурс]. - 2014.
Oct 1st- Режим доступа: http://www.economist.com/businessfi
nance/displaystory.cfm? story_id=E 1 _T QVRSNGN
63. «The Economist» print edition. [Электронный ресурс]-2014. Oct
15th- Режим доступа: http:// www.economist.com/businessfi
nance/economicsfocus/displaystory.cfm?story_id=E1_TQGPRQDJ - Загл. с экрана.
64. «The Economist» print edition. [Электронный ресурс]. - 2014. Oct
18th - Режим доступа: http:// www.economist.com/businessfi
nance/displaystory.cfm?story_id=E1_TQVRSNGN - Загл. с экрана.
65. «The Economist» print edition. [Электронный ресурс]. - 2014. Oct
22nd - Режим доступа: http://
www.economist.com/opinion/displaystory.cfm?story_id=14699877. - Загл. с экрана.
66. «The Economist» print edition. [Электронный ресурс]. - 2013. Nov
6th - Режим доступа: http://
www.economist.com/research/articlesBySubject/displaystory.cfm?subjectid=348876&story_id=14832016 -Загл. с экрана.
67. «The Economist» print edition. [Электронный ресурс]. - 2014. Nov
19th - Режим gocTy-na:http://
www.economist.com/research/articlesBySubject/displaystory.cfm?subjectid=348876&story_id=14903016 - Загл. с экрана.
68. «The Economist» print edition. [Электронный ресурс]. - 2013. Nov
19th.- Режим доступа: http://www.economist.com/businessfi
nancedisplaystory.cfm?story_id=14924473 -Загл. с экрана BySubject/
displaystory.cfm?subjectid=348885&story_id=14927222 - Загл. с экрана.
69. «The Economist» print edition. [Электронный ресурс]. - 2014. Nov
26th.-Режим доступа: http://
www.economist.com/research/articlesBySubject/displaystory.cfm?subjectid=348936&story_id=14960099 - Загл. с экрана.
70. «The Economist» print edition. [Электронный ресурс]. - 2014. Nov
26th. - Режим доступа:
http://www.economist.com/world/unitedstates/displaystory.cfm? story_id=1497278 9 - Загл. с экрана.
71. «The Economist» print edition. [Электронный ресурс]. - 2014. Dec
9th Режим доступа : http:// www.economist.com/businessfi
nance/displaystory.cfm?story_id=E1_TQQGNQTJ - Загл. с экрана.
72. Nicola Clark and Jeff Bailey EADS deal to create jobs in the United
States and Europe [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.nytimes.com/2008/03/03/business/worldbusiness/03iht-03airbus.10634908.html?_r=0https://www.psychologytoday.com/blog/ulterior- motives/201604/even-young-children-avoid-mean-people
73. https: //www.psychologytoday.com/blog/struck- living/201005/purpose-and-perspective-critical-ingredients-mental-health
74. https://www.psychologytoday.com/blog/putting-psyche-back-psychotherapy/201504/envys-higher-purpose
75. https://www.psychologytoday.com/blog/putting-psyche-back-psychotherapy/201504/envys-higher-purpose
76. https: //www.psychologytoday.com/blog/putting-psyche-back- psychotherapy/201504/envys-higher-purpose
77. https: //www.psychologytoday.com/blog/stop-walking-eggshells/201510/does-donald-trump-have-narcissistic-personality-disorder
78. https://www.psychologytoday.com/blog/putting-psyche-back-psychotherapy/201504/envys-higher-purpose
79. https://www.psychologytoday.com/blog/the-bej eezus-out-me/201604/the-naked-truth-about-the-wives-tall-men
80. https://www.psychologytoday.com/blog/the-bejeezus-out-me/201604/the-naked-truth-about-the-wives-tall-men
81. https://www.psychologytoday.com/blog/making-change/201604/self-criticism-works-only-dose-self-compassion-0
82. https://www.psychologytoday.com/blog/making-change/201604/self-criticism-works-only-dose-self-compassion-0
83. https://www.psychologytoday.com/blog/what-mentally-strong-people- dont-do/201604/the-surprising-benefit-good-bromance
84. https: //www.psychologytoday.com/blog/ulterior- motives/201604/even-young-children-avoid-mean-people
85. https: //www.psychologytoday.com/blog/ulterior- motives/201604/even-young-children-avoid-mean-people
86. https://www.psychologytoday.com/blog/ambigamy/201604/is-you-can-t-change-people-true
87. https://www.psychologytoday.com/blog/life-bilingual/201604/what-does-it-mean-be-dominant-in-language
88. https://www.psychologytoday.com/blog/making-change/201604/self-criticism-works-only-dose-self-compassion-0
89. Vetevitch M. S. Speaker Sex Influences Processing of Grammatical
Gender / M. S. Vetevitch, Sereno J., Jongman A., Goldstein R. // DOI: 10.1371/journal.pone.007970 - [Электронный ресурс], режим доступа
http: //www.plosone. org/article/info :doi/10.1371/j ournal .pone.0079701,обращения 05.01.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ