Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Работа №85937

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Когнитивное моделирование перевода научно-технических
текстов 6
1.1 Терминологический аппарат когнитивного переводоведения 6
1.2 Фрейм в качестве когнитивного основания структуризации знаний
технического переводчика 9
1.3 Когнитивные стратегии технического переводчика 19
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. Специфика терминологического поля в области
нефтехимической промышленности 26
2.1 Лексические особенности научно-технического текста 26
2.2 Грамматические особенности научно-технического текста 31
2.3 Коммуникативно-информативная составляющая научно-технических текстов 34
2.4 Особенности терминологического поля в научно-технических
текстах нефтехимической промышленности 39
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЯ 56
Приложение 1 60
Приложение 2

Изучение когнитивных особенностей перевода научно-технических текстов - одна из важнейших и актуальных проблем современной лингвистики. Ему посвящено много работ, как в русском языкознании, так и в иностранных языках. Вместе с тем, по вопросу о подходе к изучению данных особенностей, их структурирования, применения в профессиональной деятельности переводчиков, существуют разнообразные мнения. Быстрое развитие научного прогресса, внедрение новых технологий, исследований показывают, что в настоящий момент ощущается необходимость расширения изучения данного вопроса на всех уровнях различных языков.
На протяжении многих лет изучения данной лингвистической категории в отечественном и зарубежном языкознании исследователями был накоплен богатый научный материал. Однако с появлением всё новых и новых исследований в этой области, развитием современных технологий проблема приобретает более сложный и дискуссионный характер. Этим и обуславливается актуальность темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение когнитивных особенностей перевода научно-технического текста и выделение основных многокомпонентных фреймов из области нефтехимической промышленности.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Сделать реферативный анализ работ, посвящённых теоретическому изучению когнитивных особенностей перевода научно-технической литературы.
2. Рассмотреть и изучить основные виды и классификации английских технических терминов.
3. Провести выборку терминов из фактического материала, и сгруппировать их по общим семантическим признакам.
4. Выделить отдельную фреймовую структуру для наиболее многочисленных по количеству терминов групп.
Объектом исследования являются научно-технические статьи на русском и английском языках из электронных ресурсовhttp://ogjrussia.com/,http: //www.ogj .com/index.html.
Предметом исследования является выявление когнитивных особенностей перевода научно-технической литературы, структуризация основных терминологических групп во фреймы на материале текстов в области нефтехимической промышленности.
Научная новизна данной работы заключается в систематизировании терминологических единиц, отобранных из текстов нефтехимической отрасли, для создания иерархичных схем - фреймов, которые являются репрезентацией мыслительных категорий, используемых переводчиком в процессе своей профессиональной деятельности .
Теоретической базой данного исследования послужили работы по когнитивной лингвистике Е.С. Кубряковой (2004), М. Минского (1975), В.А. Масловой (2004), В.И. Хайруллина (1997), Н.Н. Болдырева (2002), И.Н. Рехме (2008).
В работе использованы общенаучные методы контекстуального и компонентного анализа. Работа выполнена на основе языкового материала, собранного методом сплошной выборки из научно-технических текстов на английском языке.
Теоретическая значимость заключается в том, что в данной работе проводится тщательный анализ когнитивных особенностей перевода научно-технического текста. Предложенные выводы и исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения особенностей перевода научно-технической литературы.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при преподавании переводческих дисциплин в высших учебных заведениях, а также при непосредственной работе над переводом научно-технической литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и библиографии. В первой главе рассматриваются основные понятия когнитивного моделирования текста, теоретические аспекты процесса построения переводческой деятельности. Во второй главе изучены основные лексико-грамматические особенности научно-технического текста, даны рекомендации по работе с ним, приведены классификации терминологии, а также выделены основные семантические группы терминов нефтехимической промышленности, которые систематизированы во фреймовую структуру.
Апробация работы. Результаты исследования нашли своё отражение в Международной научно-практической конференции «Роль инноваций в трансформации современной науки» (2015г.), Научно-практической конференции «VII КАМСКИЕ ЧТЕНИЯ» (2016г.), Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (2017г.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение когнитивных особенностей перевода научно-технической литературы является одной из ключевых тем в современной лингвистике и переводоведении. Данный вопрос отражен в трудах многих современных российских и зарубежных ученых. Между тем всё больше исследований направлено на определение роли человека во всем переводческом процессе. Он рассматривается как интерпретатор, репрезентирующий заложенную в тексте информацию. Выделяя переводчика как неотъемлемую часть процесса, мы обуславливаем антропоцентрический подход к изучению данной темы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты когнитивного моделирования, дана трактовка понятия «когниции», которая одновременно представляет собой процесс познания и процесс использования полученных знаний. При описании его терминологического аппарата учитывались такие определения, как «сценарий», «схема», «модель».
Фрейм рассматривается, как особая структура, позволяющая упорядочить знания и представить их определенным образом при активации. При выполнении научно-технического перевода в узкой области, идея использования фреймовой структуры с целью систематизации имеющихся и полученных знаний для успешного дальнейшего её использования представляется необходимым компонентом навыка специалиста. Классифицируя данное понятие, можно выделить его динамический и статический, или ситуативный и концептуальный виды. Данное различие в описании характеризуется неоднозначностью подходов к рассмотрению данного явления.
Во второй главе представлены основные лексико-грамматические особенности научно-технического текста. Специфика процесса перевода исходит из принадлежности оригинала к конкретному стилю и предопределяет применение переводчиком особых приемов и методов перевода, а также выбор языковых средств. С лексической точки зрения, научно-техническая литература характеризуется терминологической насыщенностью, наличием общенаучной лексики и клише, с грамматической - сложной синтаксической структурой, длинными осложненными предложениями, использованием многокомпонентных словосочетаний, употреблением пассивных форм глагола. В коммуникативном плане такому тексту свойственны: объективность, логичность и компрессивность.
Методом сплошной выборки из текстов нефтехимической направленности на английском языке, таких как «Oil and Gas», было отобрано 60 терминологических единиц. Тридцать девять из них были сгруппированы по общим признакам в многокомпонентные группы, которые объединены одним общим понятием, выраженным на русском языке. Таким образом, нам удалось выделить следующие фреймы: «скважина», «продуктивная скважина», «непродуктивная скважина», «пластовая нефть», «бурение», «переработка нефти». Структура данных понятий была представлена в схемах. Таким образом, результаты исследования показали, что фрейм «пластовая нефть» является наиболее широким среди остальных, так как имеет четыре субфрейма, относящихся к разным семантическим группам, в отличие от фрейма «скважина» и «плодородная скважина», которые имеют только два подкласса. Это может быть связано с тем, что сам термин «нефть» относится как к профессиональной, так и к общеупотребительной лексике, и его семантическая роль неоднозначна. Данный фрейм может относиться к геологии, химии, нефтегазовой, юридической, экономической и другим областям и со временем стать десемантизированным. Он нуждается в минимальном контексте для правильного перевода и интерпретации. Термины «скважина» и «плодородная скважина» являются более узкими понятиями, и относятся к профессионализмам. В данном случае минимальный контекст не требуется.



1. Алексеева И. С. Введение в переводоведение : учебное пособие для вузов. М. : Академия, 2004. 352 с.
2. Алексеева Л. М. Проблемы термина и терминообразования : учебное пособие. Пермь, 1998. 120 с.
3. Бархударов Л. С. Язык и перевод : вопросы общей и частной теории перевода. М. : Международные отношения, 1975. 240 с.
4. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. М., 2002. 123 с.
5. Болдырев Н. Н. Прототипический подход: проблемы метода // материалы международного конгресса по когнитивной лингвистике. Тамбов, 2006. C. 34-39.
6. Болдырев Н. Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. М.,2006. С. 5-22.
7. Борисова Л. И. Лексические особенности англо-русского научно¬технического перевода : учебное пособие. М. : МПУ, 2001. 208 с.
8. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. М. : Академия, 2006. 432 с.
9. Гарбовский Н. К. Теория перевода. М.,2004. 545 с.
10. Головин Б. Н., Кобрин Р. Ю. Лингвистические основы учения о терминах. М. : Высшая школа, 1987. 104 с.
11. Гринев С. В. Введение в терминоведение. М. : Московский лицей, 1993. 304 с.
12. Гусев В. В. Перевод как когнитивная деятельность // Вестник МГЛУ, 2003. С. 26-41.
13. Дейк Т. А. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1996. 287 с.
14. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. С. 17-33.
15. Денисов П. Н. Принципы моделирования языка. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1965. 205 с.
16. Залевская А. А. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений // Вопросы языкознания. 1999. С. 31-42.
17. Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике. М. : Академия, 2004. 208 с.
18. Кибрик А. Е. Когнитивно ориентированная типология // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. С. 156-160.
19. Климзо Б. Н. Ремесло технического переводчика : об английском языке, переводе и переводчиках научно-технической литературы. М., 2003. 288 с.
20. Комиссаров В. Н. Лингвистика перевода. М. : Международные отношения, 1980. 167 с.
21. Комиссаров В. Н. Общая теория перевода : учебное пособие. M., 1999. 136 с.
22. Комиссаров В. Н. Когнитивные аспекты перевода // Перевод и лингвистика текста. М., 1994. С. 7-22.
23. Комиссаров В. Н. Современное переводоведение : учебное пособие. М.: ЭТС, 1999. 192 с.
24. Комиссаров В.Н. Теория перевода: лингвистические аспекты. М.: Высшая школа, 1990. 253 с.
25. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Т. Панкрац, Л. Г. Лузина. М. : МГУ, 1997. 245 с.
26. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. М. : Наука, 1997. 198 с.
27. Лакофф Дж. Лингвистические гештальты // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая семантика. М. : Прогресс, 1981. С. 350-368.
28. Морозова Л. А. Терминознание : основы и методы. М. : Прометей: МПГУ, 2004. 144 с.
29. Пумпянский А. Л. Введение в практику перевода научно¬технической литературы на английский язык. М. : Наука, 1965. 304 с.
30. Ремхе И. Н. К вопросу о когнитивной сущности понимания как этапа переводческого процесса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. М., 2013.С. 148-151.
31. Смекаев В. П. Учебник технического перевода. М., 2006. 315 с.
32. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. М. : Прогресс, 1988. С. 52—92.
33. Хайруллин В. И. Перевод и когнитология. Уфа, 1997. 80 с.
34. Циткина Ф. А. Терминология и перевод : К основам сопоставительного терминоведения. М., 1988. 162 с.
35. Bell R. T. Psycholinguistic / Cognitive Approach // Routledge Encyclopedia of Translation Studies. New York : Routledge, 2001. P. 185-190.
36. A Dictionary for the Oil and Gas Industry. Austin, 2011. 323 p.
37. Bell R. T. Translation and Translating: Theory and Practice. London : Longman, 1991. 298 p.
38. Dijk T. A. Context and Cognition: Knowledge Frames and Speech Act Comprehension // Journal of Pragmatics I. North-Holland Publishing Company, 1977. P. 211-232.
Электронные ресурсы
1. Collins COBUILD English Language Dictionary [Электронный ресурс]. URL:http://www.collinsdictionary.com/(дата обращения 05.02.2017).
2. Oil &Gas Journal [Электронный ресурс]. URL: http://www.ogj.com/index.html(дата обращения 16.01.2017)
3. Oil &Gas Journal Russia [Электронный ресурс]. URL: http://ogjrussia.com/(дата обращения 16.01.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ